Рабочая программа по информатики 2 класс по учебнику Н.В. Матвеева
календарно-тематическое планирование по информатике (2 класс) на тему
Пояснительная записка+тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2_kl_matveeva.doc | 241 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО Протокол №______ «____»___________2015 г. руководитель МО _________/ | Согласовано заместитель директора по УВР ____________/ «___»_______________2015г. | Утверждаю директор МБОУ НШ № 30 ________________ «____»____________2015 г. |
Рабочая программа
Учебная дисциплина: Информатика
Год обучения: 2 класс 2А,Б,В,Г,Д,Е,Ж
Учебник: «Информатика» 2 класс, Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Фамилия, имя, отчество учителя: Шолохова Юлия Ивановна
Количество часов, отводимых на изучение: 34 в неделю 1
2015/2016 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Информатика» составлена в соответствии:
- С требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы по информатике и авторской учебной программы для 2 класса Н. В. Матвеева и ориентирована на работу по учебнику: Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика. Учебник для 2 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;
- С учебным планом МБОУ НШ №30 на 2015-2016 учебный год;
- С календарным учебным графиком МБОУ НШ №30 на 2015-2016 учебный год, утвержденным директором ОУ и согласованным Управляющим советом школы;
- С Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ НШ №30 для 1-4 классов 2015-2016 учебного года.
Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.
Задачами курса являются:
- формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
- формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
- овладение приемами и способами информационной деятельности;
- формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.
Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:
- информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);
- информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
- источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
- работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
- средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);
- организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).
Предметная компетентность в области информатики это «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:
- доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
- обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);
- интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);
- оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);
- создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.».
- Общая характеристика учебного предмета
Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования - сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее - УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, то есть умение учиться. В соответствии со Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трех групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трех групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее - ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть предметных результатов образования в курсе информатики входит в структуру метапредметных, то есть становится непосредственной целью обучения и отражается в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объем предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ- компетентности и универсальных учебных действий.
- Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 1ч. в неделю.
- в первом полугодии –16 часа.
- во втором полугодии – 18 часов.
Годовое количество часов по учебному предмету составляет 34 часа.
Сроки | Кол-во часов | Контрольные работы | |
I четверть | 01.09.15-31.11.15 | 9 | 1 |
II четверть | 09.11.14-28.12.15 | 7 | 1 |
III четверть | 11.01.16-18.03.16 | 10 | 1 |
IV четверть | 28.03.16-27.05.16 | 8 | 1 |
Итого | 34 | 4 |
С целью реализации содержания учебной программы в полном объеме в дни отмены учебных занятий согласно распорядительным документам различного уровня, предусмотрены компенсационные занятия и самостоятельное выполнение работ учащимися, с последующей коррекцией знаний, используя разные формы деятельности.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
- основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
- основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
- основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
- основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Обучение информатике в начальной школе способствует формированию общеучебных умений, что в новом образовательном стандарте конкретизировано термином «универсальные учебные действия» (УУД). Под универсальными учебными действиями понимаются обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Формирование УУД происходит на любом уроке в начальной школе, но особенностью курса «Информатика» является целенаправленность формирования именно этих умений.
К общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, которые формируются и развиваются в рамках курса «Информатика», относятся:
- познавательная;
- организационная;
- рефлексивная деятельность;
Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
- учебные мотивы;
- учебную цель;
- учебную задачу;
- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);
- метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного с другими учащимися лабораторного эксперимента по физике или химии).
Виды УУД (блоки) – это личностный блок; регулятивный (включающий также действия саморегуляции); познавательный; коммуникативный.
В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение:
Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
В познавательный блок включаются:
Общеучебные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;
- умение составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В коммуникативный блок входят коммуникативные действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Кроме формирования и развития УУД, на уроках «Информатика» школьники учатся:
- Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения.
- Соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
- Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.
- Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.).
- В процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей.
- При выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения.
- При выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
- Получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».
- Получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление.
- Приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Требования к уровню подготовки учеников 2го класса
Ожидаемым результатом обучения является усвоение обязательного минимума содержания учебного материала по информатике, выполнение требований к уровню подготовки учеников 2-го класса, качество обучения – не ниже 64%.
В результате изучения информатики на начальном уровне ученик должен:
знать/понимать
- что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
- что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- что данные – это закодированная информация;
- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- что данные – это закодированная информация;
- что информацию можно представить числами;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде чисел;
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- что данные – это закодированная информация;
- что информацию можно представить текстом;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде текста;
уметь:
- пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером.
- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия.
- представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте числами;
- кодировать информацию числами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер).
- представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте в виде текста;
- работать с текстами на экране компьютера.
Формы и средства контроля
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями, а также самостоятельными работами.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
№ п/п | Дата | Вид контроля | Форма | Тема урока | Проверяемые умения | Средства контроля |
1. | Промежуточный | Контрольная работа | Контрольная работа по теме «Виды информации. Человек и компьютер» | Проверка уровня усвоения понятий и определений по разделу. Понимание и правильное использование терминологии. Умение приводить примеры и обосновывать их выбор. Умение решать информационные задачи. | Рабочая тетрадь для контрольных работ. Карточки с заданиями. | |
2. | Промежуточный | Контрольная работа | Контрольная работа по теме «Кодирование информации» | Представление о естественных и искусственных языках | Рабочая тетрадь для контрольных работ. Карточки с заданиями. | |
3. | Промежуточный | Контрольная работа | Контрольная работа по теме «Информация и данные» | Понимание, что с числовой информацией можно работать, используя различные приборы и устройства, в том числе калькулятор и компьютер. | Рабочая тетрадь для контрольных работ. Карточки с заданиями. | |
4. | Промежуточный | Контрольная работа | Контрольная работа по теме «Документ и способы его создания» | Умение приводить примеры и обосновывать их выбор. Умение решать информационные задачи. | Рабочая тетрадь для контрольных работ. Карточки с заданиями. |
- Содержание учебного курса
Согласно приказу департамента образования Администрации города Сургута от 12.09.2014 г. № 02-11-572/14 «Об утверждении тактического плана мероприятий по развитию муниципальной системы образования города Сургута на 2014-2015 учебный год» во всех образовательных учреждениях города Сургута в рабочую программу по информатике 2 классов внесен раздел «Алгоритмы и исполнители» с использованием программной среды «ПиктоМир.
Изучение курса информатики во втором классе начинается с темы «Человек и информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия ее человеком, вводятся понятия источника и приемника информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информацией.
Содержание второй главы естественно вытекает как «связка» между информацией и компьютером.
Содержание третьей главы формирует понимание и представления школьников о том, что компьютер обрабатывает не информацию (информацию обрабатывает человек), а данные, т. е. закодированную информацию. Дается представление о видах данных (закодированной информации), что очень важно для того, чтобы младшие школьники поняли, почему существуют разные прикладные программы: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др. — для обработки разных типов данных требуются соответствующие программы.
В этой главе начинается серьезный разговор о двоичном кодировании.
Содержание четвертой главы направлено на формирование и развитие понятие документа, на способы его создания, поскольку понимание того, что такое данные для второклассника еще не очень актуально. А вот понятие документа — актуально во всех смыслах, так как дети уже постоянно имеют дело с разными бумажными и электронными документами (со свидетельством о рождении, заявлениями, справками, файлами и пр.).
№ п/п | Тема (количество часов/контрольных работ) |
1 | Виды информации. Человек и компьютер. 7/1 |
Правила поведения в кабинете информатики. Человек и информация. Какая бывает информация. Источники информации. Приёмники информации. Компьютер как инструмент. Знать: правила поведения в кабинете информатики; органы чувств человека; виды информации по способу восприятия; определение источников и приёмников информации; применение компьютеров на производстве и в быту. Уметь: называть органы чувств человека; называть виды информации по способу восприятия; приводить примеры источников, приёмников информации; уметь использовать обе клавиши мыши для управления экранными объектами. ПР «Что умеет компьютер» Т «Виды информации», «Человек и компьютер» | |
2 | Кодирование информации. 7/1 |
Носители информации. Кодирование информации. Алфавит и кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования. Знать: определение носителей информации; способы кодирования сообщений при помощи правил и кодовых таблиц; буквы русского алфавита; виды информации по способу представления: текстовая, графическая, числовая; отличие естественного языка от компьютерного. Уметь: приводить примеры носителей информации в древности и в наши дни; кодировать и декодировать сообщения при помощи кодовых таблиц и правил; приводить примеры графической, числовой, текстовой информации. ПР «Кодирование информации» Т «Виды информации» | |
3 | Информация и данные 7/1 |
Текст. Текстовые данные. Графические данные. Число, числовая информация, десятичное кодирование, двоичное кодирование, числовые данные. Знать: о возможности преобразования числовой информации в текстовую и обратно; смысл понятий «дата» и «время», «текущая дата» и «текущее время»; смысл и возможность использования двух знаков для кодирования информации; основные инструменты счёта, которые использовались в древности и используются современными людьми, десятичное кодирование. Уметь: называть знаки цифрового алфавита в возрастающем и убывающем порядке; формулировать и решать информационные задачи, содержащие понятия «дата» и «время»; решать простейшие информационные задачи на кодирование и декодирование с использованием таблицы соответствия; выбирать из меню нужные операции, запускать программу и выходить из неё; выполнять на калькуляторе простые численные расчёты. ПР « Помощники человека при счёте» СР «Числовая информация» | |
4 | Алгоритмы и исполнители 5 |
Управление, алгоритмы и исполнители. Знакомство с роботом «Вертуном». Линейные алгоритмы. Повторители. Знать: алгоритм – это последовательность шагов, направленных на достижение цели; создатель алгоритмов, исполнитель алгоритмов; отличие программы от алгоритма; команды робота Вертуна; понятие линейного алгоритма, повторителей. Уметь: запускать программу ПитоМир; составлять простые линейные программы для робота Вертуна. | |
5 | Документ и способы его создания 8/1 |
Документ, электронный документ. Поиск документа. Создание текстового и графического документа. Знать: текст – цепочка символов, которая имеет смысл или не имеет смысла; простейшие приёмы редактирования текста в текстовом редакторе; о назначении, структуре памяти компьютера; об отличии внутренней памяти от внешней; способы передачи письменной (текстовой) информации на большие расстояния; названия действий с информацией, которыми обозначают тот или иной вид её обработки: представление, кодирование и декодирование, сложение, вычитание. Уметь: набирать небольшие текстовые сообщения на компьютере; приводить примеры внешней памяти. Т «Память компьютера» ПР «Текстовая информация» |
- Календарно - тематическое планирование уроков по курсу «Информатика и ИКТ» (2 класс)
№ п\п | Тема урока | Тип урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Предметная деятельность учащихся | Примечание (информационно-методическое обеспечение) | Дата проведения | |
План | Факт | |||||||
Наименование раздела: Виды информации. Человек и компьютер. Трудоёмкость: 7 часов | ||||||||
1 | Человек и информация. Правила поведения в кабинете информатики | Урок формирования умений и навыков. | 1 | информация звуковая, зрительная, вкусовая, обонятельная, тактильна | Умение различать информацию по способу восприятия | Мультимедийная презентация. Работа с ЭОР «Мир информатики» .1 год обучения. Работа с мышью. § 1. Т. с. 4 № 4,5 | ||
2 | Какая бывает информация | Урок формирования умений и навыков. | 1 | виды информации | Умение отбирать информацию для использования. | Мультимедийная презентация. Работа с ЭОР «2 класс» в среде Stratum. П. 1,2 § 2. Т. с. 6-10 № 1,3,4,8,9 | ||
3 | Источники информации | Урок формирования умений и навыков. | 1 | источники информации, передача информации, источник зрительной и звуковой информации | Знание определения источника информации | Мультимедийная презентация. Работа с ЭОР «2 класс» в среде Stratum. П. 3 § 3. Т. с. 13-16, № 2,7,8, словарь | ||
4 | Приёмники информации | Урок формирования умений и навыков. | 1 | источник информации, приемник информации | Знание определения приемника информации | Мультимедийная презентация. Работа с ЭОР «2 класс» в среде Stratum. П. 5 § 4 Т. №1 с.18-19 № 3,4 | ||
5 | Компьютер и его части: помощник человека при счёте | Урок ознакомления с новыми понятиями и овладения новыми навыками | 1 | компьютер, инструмент | Знание основных элементов ПК и их назначения, умение их показать | Мультимедийная презентация. Работа с ЭОР «2 класс» в среде Stratum. П. 7 § 5. Т. с. 23 № 4,5 | ||
6 | Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер» | 1 | источники информации, передача информации, источник зрительной и звуковой информации | Знание определений. | Работа с ЭОР «2 класс» в среде Stratum. П. 3-5 § 1-5 Т. С. 26 № 4,7 | |||
7 | Контрольная работа по теме «Виды информации. Человек и компьютер» | Уро проверки знаний и умений | 1 | источники информации, передача информации, источник зрительной и звуковой информации | Проверка уровня усвоения понятий и определений по разделу. Понимание и правильное использование терминологии. Умение приводить примеры и обосновывать их выбор. Умение решать информационные задачи. | Рабочая тетрадь для контрольных работ. Карточки с заданием. Работа с программой «Клавиатурный тренажер». §. 1-5 | ||
Наименование раздела: Кодирование информации. Трудоёмкость: 7 часов | ||||||||
8 | Носители информации | Урок формирования умений и навыков | 1 | носитель информации, носитель письменной информации | Знание определения носителя информации, умения приводить примеры. | Мультимедийная презентация. Работа с ЭОР «2 класс» в среде Stratum. П. 8 §6. Т. с. 29 № 4,5 | ||
9 | Кодирование информации | Урок формирования умений и навыков | 1 | кодирование информации, письменное, звуковое и рисуночное кодирование, иероглиф | Понимание смысла слова «кодирование», умения использовать известные коды. | Мультимедийная презентация. Работа с ЭОР «2 класс» в среде Stratum. П. 9 - 10 §. 7. Т. с. 33-35 № 1,5 | ||
10 | Кодирование информации | Урок формирования умений и навыков | 1 | кодирование информации, письменное, звуковое и рисуночное кодирование, иероглиф | Понимание смысла слова «кодирование», умения использовать известные коды. | Мультимедийная презентация. Работа с ЭОР «2 класс» в среде Stratum. П. 9 - 10 § 7. Т. с. 34-36, № 6(а),7,8 | ||
11 | Письменные источники информации | Урок формирования умений и навыков | 1 | алфавит, буква, звук, алфавитное письмо, источник | Знания истории происхождения алфавита, знание роли алфавита для развития письма | Мультимедийная презентация. Работа с ЭОР «2 класс» в среде Stratum. П. 12 §8. Т. с. 39 № 4,5,6,8 | ||
12 | Языки людей и языки программирования | Урок формирования умений и навыков | 1 | Естественный язык, искусственный язык, язык программирования. | Умение отличать искусственные языки от естественных. | Мультимедийная презентация. Работа с ЭОР «2 класс» в среде Stratum. П. 13 §. 9. Т. с. 43 № 3,4,5 | ||
13 | Повторение по теме «Кодирование информации» | Уро проверки знаний и умений | 1 | кодирование информации, письменное, звуковое и рисуночное кодирование, иероглиф. Естественный язык, искусственный язык, язык программирования | Понимание смысла слова «кодирование», использовать известные коды. Умение отличать искусственные языки от естественных. | Работа с ЭОР «2 класс» в среде Stratum. П. 8-13. Повторение §6-9, карточка с заданием | ||
14 | Контрольная работа по теме «Кодирование информации» | Урок коррекции знаний и умений | 1 | кодирование информации, письменное, звуковое и рисуночное кодирование, иероглиф. Естественный язык, искусственный язык, язык программирования | Представление о естественных и искусственных языках § 13. № 6 (РТ № 1). | Рабочая тетрадь для контрольных работ. Карточки с заданиями. Работа с программой «Клавиатурный тренажер». | ||
Наименование раздела: Информация и данные (2 часть). Трудоёмкость: 7 часов | ||||||||
15 | Текстовые данные | 1 | форма представления информации, текстовая информация, компьютер, текст, алфавит. | Знание определения текстовой информации | Мультимедийная презентация. Работа с ЭОР «2 класс» в среде Stratum. П. 14, Тренажер клавиатуры. §10. Т.№2 с. 4-5 № 4,7 | |||
16 | Графические данные | 1 | Рисунок, графическое представление информации | Умение отличать текстовую информацию от графической. | Мультимедийная презентация. Раскрашивание компьютерных рисунков. §11. Т.№2 с.8-9 № 4,6 | |||
17 | Повторный инструктаж. Числовая информация | время, дата, числовая информация, форма записи даты, форма записи времени. | Умение пользоваться часами и календарем | Мультимедийная презентация. Работа с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum. П. 15, П. 12. Т.№2 с.13 -14 № 4,8,9 | ||||
18 | Десятичное кодирование. Двоичное кодирование | числовая информация, числовое кодирование десятью знаками, кодовая таблица, двоичный код, двоичное кодирование. | Знание основных кодов, умение пользоваться кодовой таблицей. Понятие двоичного кода. | Мультимедийная презентация. Работа с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum. П. 16, 18. §13. Т.№2 с.19 № ,7 §14 Т. №2 с. 24-27 № 3,9 | ||||
19 | Числовые данные | Число, представление информации в виде числовых данных | Умение различать числовую информацию и числовые данные. | Мультимедийная презентация. Работа с ЭОР « 2 класс» в среде Stratum. П. 19. §. 15. Т.№2 с.32-33 № 5,8 | ||||
20 | Повторение по теме «Информация и данные» | устройства для счета, абак, счеты, арифмометр, калькулятор | Знание определений, умения приводить примеры | Работа с ЭОР «2 класс» в среде Stratum. П. 10,15 Повторение §10-15, Т. №2 с.37-38 №4,7,8 | ||||
21 | Контрольная работа по теме «Информация и данные» | объект, действия объекта, команда, этапы, шаги, последовательность шагов, автоматические устройства, программа | Проверка уровня усвоения понятий и определений по разделу, логическое мышление. Понимание, что с числовой информацией можно работать, используя различные приборы и устройства, в том числе калькулятор и компьютер. | Рабочая тетрадь для контрольных работ. Карточки с заданиями. Работа с программой «Клавиатурный тренажер». повторить § 10-15 | ||||
Наименование раздела: Алгоритмы и исполнители. Трудоёмкость: 5 часов | ||||||||
22 | Управление, алгоритмы и исполнители | Урок знакомства с новыми понятиями, мини-лекция | 1 | Понятия «управление», «алгоритм», «исполнители». Способы записи алгоритмов. | Приобретение первоначальных представлений об алгоритме как о модели действий. Умение составлять различные виды алгоритмов | Мультимедийная презентация. | ||
23 | Знакомство с роботом «Вертуном»: среда обитания, СКИ, система отказов | Урок овладения новыми навыками, урок-практикум | 1 | Исполнитель. Система команд исполнителя. Система отказов. Знакомство с программной средой «ПиктоМир», исполнителем алгоритмов роботом «Вертуном» | Приобретение первоначальных представлений об исполнителе алгоритма. Приобретение первоначальных представлений о различии между исполнителями «Человек» и «Компьютер» | Мультимедийная презентация. Работа в среде «ПиктоМир». | ||
24 | Линейные алгоритмы | Урок-практикум | 1 | Понятие «Линейный алгоритм». Программная среда «ПиктоМир» | Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, инструкцией-алгоритмом | Мультимедийная презентация. Работа в среде «ПиктоМир». | ||
25 | Повторители | Урок-практикум | 1 | Понятие «Цикл, повторение» Программная среда «ПиктоМир». | Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, инструкцией-алгоритмом | Мультимедийная презентация. Работа в среде «ПиктоМир». | ||
26 | Повторители | Мини-лекция, урок-практикум | Понятие «Цикл, повторение» Программная среда «ПиктоМир». | Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, инструкцией-алгоритмом | Мультимедийная презентация. Работа в среде «Пикт ПиктоМир». | |||
Наименование раздела: Документ и способы его создания. Трудоёмкость: 8 часов | ||||||||
27 | Документ и его создание | Урок- исследование | 1 | текст, текстовая информация, слово, смысл, предложение | Владение понятием: текстовый документ. | Мультимедийная презентация. ЭОР «Редактор», «Впиши слова», «Вставь слово в предложение» §16. Т.№2 с.42-43 № 3,4,5 | ||
28 | Электронный документ и файл | Урок знакомства с новыми понятиями, мини-лекция | 1 | Текст, документ, электронный документ, файл | Владение понятием: смысл текста, документ, файл. | Мультимедийная презентация. ЭОР «Вставь буквы», «Напиши слова» §17. Т.№2 с.45-47 № 2,4,8 | ||
29 | Поиск документа | Урок овладения новыми навыками, урок-практикум | 1 | Поиск, интернет, библиотека. | Умение находить нужный документ | Мультимедийная презентация. Работа с файлом «Загадка» §18 Т№2 с. 49 – 51 № 1,4,5 | ||
30 | Создание текстового документа | Урок-практикум | 1 | Блокнот, запись, текстовый редактор. | Умение загружать текстовый редактор и печатать текст. | Мультимедийная презентация. Практическая работа «Создай текстовый документ на компьютере». § 19 Т. №2 С. 54- 55 №3,4 § 19 Т. №2 С. 55- 56 №5,6 | ||
31 | Создание графического документа | Урок-практикум | 1 | Рисунок, графический редактор. | Знание о способах создания графического документа. | Мультимедийная презентация. 1)ЭОР: 1. Кот, 2. Заяц 2)Работа с простейшим графическим редактором § 20 Т. №2 с.58- 59 № 1,2, 3 П. 20 Т. №2 с. 59-60 №4,5 | ||
32 | Повторение изученного материала по теме «Документ и способы его создания» | Урок-практикум | 1 | Текст, текстовая информация, слово, смысл, предложение Текст, документ, электронный документ, файл. Рисунок, графический редактор. | Умение работать с графическим и текстовым редактором. | Работа с файлом «Таблица» Повторение §16-20. Т. №2 с.63 №4 | ||
33 | Контрольная работа по теме «Документ и способы его создания» | 1 | Текст, документ, электронный документ, файл. Рисунок, графический редактор. | Проверка уровня усвоения понятий и определений по разделу. Умение приводить примеры и обосновывать их выбор. Умение решать информационные задачи. | Рабочая тетрадь для контрольных работ. Карточки с заданиями. повторить §16-20 | |||
34 | Повторение | Урок повторения | 1 | текст, текстовая информация | Работа с компьютером | Работа с графическим редактором |
VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Информатика»
В начальной школе не рекомендуется организация обучения в открытой информационной среде. Содержание компонентов УМК ориентировано на организацию познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ и ресурсов локальной сети школы. Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий по УМК «Информатика» (2-4 классы) приводит к значительному расширению информационного поля учащегося и учителя и процессе обучения, развитию ИКТ-компетентности учащихся, к способности использовать сетевые ресурсы школы для реализации индивидуальных познавательных интересов младших школьников. К каждому уроку информатики имеются электронные образовательные ресурсы.
В УМК реализуется комплексный подход к использованию дидактических средств. Использование полного комплекта дидактических средств (учебника, рабочих тетрадей/практикумов, материалов для дополнительного чтения, ЭОР и др.), объединенных методическими рекомендациями/пособиями для учителя, обеспечивает успешное усвоение учебного материала и возможность выбора учителем и учащимися адекватной траектории обучения, а также построения образовательной технологии, в наибольшей степени отвечающей конкретным условиям.
Компьютерное обеспечение уроков
В разделе рабочей программы «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения, а также электронные учебники.
Демонстрационный материал (слайды).Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся.
Задания для устного опроса.Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.
Тренировочные упражнения. Включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы теории и практики.
Учебно-методический комплекс
В состав УМК входят:
- Информатика. УМК для начальной школы: 2-4 классы. Методическое пособие для учителя
- Информатика: учебник для 2 класса, ч. 1
- Информатика: учебник для 2 класса, ч. 2
- Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса, ч. 1
- Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса, ч. 2
- Информатика: контрольные работы для 2 класса
- Информатика: методическое пособие для 2 класса
- Комплект плакатов «Введение в информатику» (12 плакатов)
- Методическое пособие к комплекту плакатов «Введение в информатику»
Электронное сопровождение УМК:
- ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 2 класс(http://school-collection.edu.ru)
- ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»(http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)
- Авторская мастерская Н.В. Матвеевой(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4)
- Лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist.lbz.ru/lections/8)
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 2 класс, Н.В. Матвеева и др.
- ЭОР «Фантазия» 2-4 классы
- ЭОР «Мир информатики» - 1-4 классы
ПРОГРАММА | УЧЕБНИК, УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ | ||||
НАЗВАНИЕ | АВТОР | КЕМ РЕКОМЕНДОВАН, ГОД ИЗДАНИЯ | НАЗВАНИЕ | АВТОР | КЕМ РЕКОМЕНДОВАН, ГОД ИЗДАНИЯ |
Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы | Н.В. Матвеева, Е.Н, Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова | Допущен Министерством образования Российской Федерации 2010 г. | Информатика. Учебник для второго класса | Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова | Допущен Министерством образования Российской Федерации 2013 г. 4 - издание |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ | ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ КУРСА | ||||
1. Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие / Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова, Л.П.Панкратова, Е.Н. Челак. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2010г. 2. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 228 с. 3. Аверкин Ю.А., Матвеева Н.В., Рудченко Т.А., Семенов А.Л. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 477 с. 4.Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Математика. Информатика. 1-4 кл.: Пособие для учителей общеобразовательных школ / В.Б. Багирян, Т.А. Половникова, В.Г. Смелова. – М: БизнесМеридиан, 2011. – 256 стр. | 1. Богомолова О.Б. Стандартные программы Windows: Практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 143 2. Богомолова О.Б. Логические задачи – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 271 3.Занимательные задачи по информатике./ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 119 4. Обработка текстовой информации: Практикум / О.Б. Богомолова, А.В. Васильев – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 150 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 2 класса по учебнику Биболетовой (ФГОС)
Рабочая программа для 2 класса к учеюнику Биболетовой М.З., составлена с учетом требований ФГОС, рассчитана на 2 часа в неделю...
Рабочая программа для 2 класса к учебнику И.Н.Верещагиной
Рабочая программа для 2 класса к учебнику И.Н.Верещагиной...
Рабочая программа для 3 классов по учебнику Spotlight 3.
Рабочая программа для 3 классов по учебнику Spotlight 3....
Рабочая программа "Математика - 2 класс " по учебнику Б. Гейдман и календарно-тематическое планирование
Здесь Вы сможете увидеть рабочую программу по математике для 2 класса по учебнику Б. П. Гейдман, И. Э Мишариной и поурочное планирование....
Рабочая программа ОПК 4 класс (автор учебника А.Кураев)
Рабочая программа составлена к учебному курсу А.Кураева (в соответствии с тербованиями ФГОС НОО)....
рабочая программа 2-4 классы к учебнику "Английский в фокусе"
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования по английскому языку. Авторы программы: Н.И.Быкова, М.Д.Поспелова. Английский язык. (Программы общеобразо...
Рабочая программа для 2 класса,по учебнику Н. И Быковой, Д. Дули. "Английский в фокусе"
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....