Мягкий согласный звук ч, буквы Ч, ч
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок обучения грамоте по УМК " Школа России" знакомит ребят с буквами Ч, ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myagkiy_soglasnyy_zvuk_ch_bukvy_ch_ch.docx | 468.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по обучению грамоте ( чтение) .
Тема: Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Чтение слов, предложений с буквой Ч.
Цели:
Образовательная: сформировать представление о звуке [ч’], как о мягком непарном согласном;
Развивающая: развивать фонематический слух, логическое мышление; способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.
Воспитательная: воспитывать умение ценить время и рационально его использовать.
Оборудование : компьютер, электронная презентация, карточки.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Включение в учебную деятельность.
- Отгадайте загадку.
1.Что за братцы?
Их пересчитал,
Год пропал,
Годы идут,
А они не растут.
Как тех братцев зовут? ( Месяцы)
2. Прошло семь дней-
Конец и ей? ( Неделя)
- Какая тема объединяет эти отгадки? ( Время)
- Какой предмет помогает людям определять время? ( Часы)
- К своему и чужому времени нужно относиться бережно. Потому что время бежит только вперёд и никогда не возвращается назад. И если вы на уроке на какое-то врему отвлечётесь, то пропустите объяснение материала, и вам будет сложнее его усвоить. Да и чувствовать вы будете себя очень неуютно, когда учитель станет задавать вопросы, а вы не будете знать, что ответить.
III. Актуализация знаний.
- Что я сейчас произнесла? ( речь)
- Какая бывает речь?
- Из чего состоит речь?
-Из чего состоят предложения?
- Из чего состоят слова?
- Какие бывают звуки?
- Какие звуки называются гласными?
- Какую работу выполняют гласные в слове?
-Прочитайте буквы, которые обозначают гласные звуки.
- Какие гласные обозначают твёрдость предшествующего согласного звука?
- Какие гласные обозначают мягкость предшествующего согласного звука?
- Какие вы знаете хитрые буквы? Почему они хитрые?
- Какие звуки называются согласными?
- Назовите согласные звонкие звуки.
- Назовите согласные глухие звуки.
- Назовите парные звонкие и глухие согласные звуки.
- Какие не имеют пары. Они бывают только звонкие.
IV. Постановка целей и определение темы урока.
- Отгадайте загадку и вы узнаете кто пришёл к нам на урок?
Знают взрослые и дети -
Он один такой на свете.
Он не зайчик и не слон,
Но ушастый все же он.
Не нужна ему рубашка -
Он игрушка (Чебурашка) (Слайд)
- Чебурашки принёс вам разные предметы. Какой одинаковый звук во всех этих словах?
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке? ( Звук ч, буква ч)
V. Работа по теме урока.
- А теперь послушайте загадку.
Ходят в доме, на стене.
Любопытно даже мне.
Им положено ходить.
И нас вовремя будить. ( Часы)
- Звуковой разбор слова часы. Игра « Живые звуки». ( Выходят 4 человека. Каждый берёт фишку такого цвета, который соответствует его звуку и даёт характеристику)
- Загадка: Его бьют, а он не плачет,
Веселее только скачет.( Мяч)
- Звуковой анализ слова мяч.
Вывод: Звук ч – согласный, глухой, всегда бывает мягкий.
Звук ч обозначается буквами Ч, ч.
- На что похожа буква ч?
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
– Посмотрите, где находится буква Ч на ленте букв. Почему она написана зелёным цветом?
– Познакомим букву Ч с гласными. Прочитаем слоги. (Слайд)
– С какими гласными буквами не составили слогов? (я, ю) Вот об этом нас и хочет предупредить буква Ч.
– Послушайте сказку и подумайте, какие правила нам приготовила Ч? ( Слайд)
Сказка: Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже всё обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит Ю и Я ,как ни в чем не бывало, сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась. С тех пор Ча и Чу пишутся только с А и У.
Итак, буква Ч – особенная. Она приготовила 2 правила:
ЧА – пиши с А,
ЧУ – пиши с У.
VI. Физминутка.
Однажды крокодил Гена и Чебурашка решили посадить цветы. Давайте им поможем. Встаньте в проходы.
Мы в саду цветы сажаем,
Их из лейки поливаем.
Я буду перечислять названия цветов. Если в них есть звук [ч], изображайте, как вы их поливаете, если нет, поднимайте руки вверх и хлопайте:
Одуванчик, василек, розочка, георгинчик, астра, ландыш, колокольчик, ромашечка, мак, иван-чай, гвоздика,
– Молодцы, Теперь цветочки обязательно вырастут.
VII. Самостоятельная работа.
Работа в парах.
– Прочитайте слова на листочках и вставьте пропущенные буквы.
– Проверим с объяснением на слайде. (Слайд )
Туч. , ч_йка и перч. тки,
Ч. йник, ч. шка и свеч. ,
Ч . до, ч. кч . , ч. с и ч. й.
Как напишешь?
Отвеч. й!
VIII. Работа по учебнику.
- - А теперь послушайте ст-е.
Стихотворение читает подготовленный ученик:
Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут.
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе
А они висят на месте.
- Давайте откроем Азбуку на с. 5 .
– Рассмотрите иллюстрацию. Можно ли сказать, что рисунок можно разделить на две части? Почему? (Левая часть отражает старину, а правая современность.)
– В старину пользовались солнечными, песочными, водными часами. У солнечных часов вместо циферблата- расчерченная площадка под открытым небом. Вместо стрелок тень от колышка или колонны. Ходит по небу солнышко, ходит по площади тень и показывает время. К сожалению такие часы работали только днём и только в солнечную погоду. Водяные часы могут показывать время и в солнечный день. И в непогоду. От них пошла поговорка. « С той пора много воды утекло.»
« Течёт время и песочных часах. Вернее течёт песок, которым измеряют время.
Позднее появились механические часы. Сегодня широко используются электронные часы. А учёные уже изобрели атомные часы. Которые показывают самое точное время.
Давайте узнаем, какие ещё есть часы, прочитав текст на стр. 5.
– Какие виды часов вы запомнили?
– Для чего человеку нужны часы?
– Можно ли в наше время обойтись без часов?
– Расскажите, как работали солнечные часы?
– Почему они оказались не совсем удобными?
2.Работа над многозначностью слова.
С. 6. – Чебурашка хорошо учился в школе, но однажды прочитал слово и задумался. (Слайды)
– Давайте поможем ему определить значение.
– Какое это слово? (Многозначное.)
Чтение предложений в учебнике.
3. Игры.
Следующее задание, которое вам предлагает Чебурашка “Грамматическая арифметика”. Мы с вами будем вычитать, и прибавлять, но не цифры, а буквы.
Часть–Ь+ушко–О+А = Частушка
Чудеса–А+ный = Чудесный
Игра « Любопытный учитель ».
Учитель: Где рубашка?
Дети: На крючке.
- Где стрелка?
- На часах.
- Где ложка?
- В чашке.
- Что растёт в саду?
- Черника, черёмуха, черешня.
-Кто живёт в будке?
-Собачка.
- Какого она цвета?
- Коричневая.
IX. Итог урока. Рефлексия.
– Итак, с каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звуку. Какой буквой он обозначается?
–Чебурашка благодарит вас за выполненные задания и хорошую работу на уроке.
Он приглашает вас к себе в гости и хочет угостить, как вы думаете, чем? ( чаем, черникой и черешней) .
- А теперь, кому сегодня было интересно на уроке и всё понятно возьмите зелёный цветочек и приклейте его к букве Ч.
- Кому было скучно на уроке и ему не всё понятно. Возьмите красный цветочек.
Туч. , ч . йка и перч. тки,
Ч. йник, ч. шка и свеч. ,
Ч . до, ч. кч . , ч. с и ч. й.
Как напишешь?
Отвеч. й!
Туч. , ч . йка и перч. тки,
Ч. йник, ч. шка и свеч. ,
Ч . до, ч. кч . , ч. с и ч. й.
Как напишешь?
Отвеч. й!
Туч. , ч . йка и перч. тки,
Ч. йник, ч. шка и свеч. ,
Ч . до, ч. кч . , ч. с и ч. й.
Как напишешь?
Отвеч. й!
Туч. , ч . йка и перч. тки,
Ч. йник, ч. шка и свеч. ,
Ч . до, ч. кч . , ч. с и ч. й.
Как напишешь?
Отвеч. й!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения в 1 классе. Мягкий, согласный звук [щ,]. Буквы щ, Щ.
1 класс. Урок чтения. Мягкий, согласный звук [щ,]. Буквы щ, Щ....
" МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [й’], БУКВА Йй." , УМК "Школа России", ФГОС
Цели:познакомить учащихся с мягким согласным звуком [й’], буквой й.продолжить работу над звукобуквенным анализом слов; развивать фонематический слух, умения слышать звучащее слово. продолжи...
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Проблема. Как обозначается на письме твёрдый (мягкий) согласный звук?Цели: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; развивать речевой слух учащихся, умения наблюдать за произ...
Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч".
Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч], буквы Ч,ч"....
Урок русского языка во 2 классе.Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
Урок разработан по УМК "Школа России". Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»...
Конспект урока по обучению грамоте и письму" Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Строчная буква ч."
Интегрированный урок по УМК "Школа России"...
Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Строчная буква ч
Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Строчная буква чДелу время, а потехе час. Звук [ч’]. Буква Ч. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ. Строчная буква ч, правописание сочетаний ЧА-ЧУ (2ч).Букв...