Урок литературного чтения в 3 классе "Человеческие взаимоотношения в рассказе И.Дика "Красные яблоки"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Парадовская Елена Александровна

Искусство жить в школе жизни – предмет из самых сложных. Готовых рецептов на все случаи жизни никто не найдет. Но каждый раз, оказавшись в ситуации выбора, человек должен принять решение, как поступить. Чем следует руководствоваться? (Золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе»)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

3 класс УМК «Школа 2100»

Слайд 2

И, чтоб после себя не корить В том, что сделал кому-то больно, Лучше добрым на свете быть, Злого в мире и так довольно.

Слайд 3

1922 – 1984 Русский советский детский писатель, участник Великой Отечественной войны

Слайд 4

Повесть о летних приключениях мальчишек

Слайд 5

Военная драма 1970 год Приключения 1972 год

Слайд 6

1. Мой учитель 2. Лодочный мотор 3. Находка 4. Красные яблоки 5. Янтарный мундштук 6. Про Вову Тарелкина 7. Тяп-ляп 8. Записка 9. «Счастливая» ручка 10. Ответственный редактор 11. Ванькин папа и война 12. Шапка на трубе 13. Дуб 14. Володина гора 15. Острое лезвие

Слайд 11

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой. Приятель – близкий знакомый.



Предварительный просмотр:

Тип урока: изучение нового материала  

Тема: Человеческие взаимоотношения в рассказе Иосифа Дика «Красные яблоки».  

Цели урока:

  • Создание условий для развития личности через восприятие художественного произведения; формирование правильного типа читательской деятельности.
  • Учить определять авторский замысел.

   

Задачи:

  • Совершенствование техники чтения,  приёмов понимания текста.
  • Развитие речи учащихся, обогащение словаря; умений работать над образом литературных героев; развитие творческих способностей.
  • Введение через чтение рассказа И.Дика «Красные яблоки» в мир человеческих отношений.
  • Воспитывать личность со свободным и независимым  мышлением, способную ценить здоровье своё и других людей.  

Оборудование:

  • учебник по литературному чтению «В одном счастливом детстве» 3 класс, 2 часть (авторы Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева,  2012г.)_
  • компьютер
  • проектор
  • презентация
  • яблоки, листочки
  • пословицы, названия игр, поступков

                    Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Поговорим?

- Поговорим.

- О важном…

- … и не очень.

- Поговорим?

- Поговорим.

- О том, что в жизни хорошо…

- … и хорошо не очень.

- Ведь что-то знаю я…

- … а что-то нам известно.

- Поговорим?

- Поговорим.

- Нам будет интересно.

  1. Подготовка к основному этапу.

Начать я хочу со стихотворение Эдуарда Асадова. Послушайте отрывок.

               И, чтоб после себя не корить
              В том, что сделал кому-то больно,
              Лучше добрым на свете быть,
              Злого в мире и так довольно.

   -Как вы думаете, почему это стихотворение я взяла для начала урока? (Оно поможет определить тему). От чего может быть больно? (Дело, слово, бездействие).

   - Какой раздел мы изучаем? («Мы с папой и мамой»)  

   - О чем произведения этого раздела? (О взаимоотношениях между детьми и взрослыми).

   - Знаком ли вам автор Иосиф Дик? О чём произведения И. Дика? (О детях, путешествиях.)

– Иосиф Иванович Дик – человек нелёгкой судьбы. Он рано потерял родителей и, оставшись сиротой, воспитывался в детском доме. Началась Великая Отечественная война. Иосиф 19-летним парнем идёт на фронт и становится авиационным подрывником немецких самолётов.
Во время одной из атак у него обрывает кисти обеих рук. Многие люди ломаются после такой страшной беды. Но только не Иосиф. После войны он начинает писать и пишет книги для детей. Их у него будет более 60
.

 - Какое произведение этого автора читали? («В дебрях Кара – Бумбы»)

 - О чём это произведение? (Оно о мальчишках, о  взаимоотношениях детей и взрослых).

Главные герои произведений И.Дика  всегда мальчики.
–  Как вы думаете, почему?
(Мальчики – будущие мужчины, наша защита и опора. В своих произведениях писатель учит мальчиков лучшим человеческим качествам, одно из которых – сопереживание чужой беде)

Произведение, с которым мы сегодня познакомимся называется «Красные яблоки». Как вы думаете, о чем в нем рассказывается? (Предположения).

- Сформулируйте тему урока. (Человеческие взаимоотношения в произведении И.Дика «Красные яблоки»).

- Какие цели необходимо поставить для реализации темы урока?

       1). Познакомиться с произведением.

       2). Провести необходимую работу с текстом.

       3). Понять замысел автора.

       4). «Пропустить» основную мысль произведения через себя и сделать личные выводы.

Работа с текстом во время чтения.

1) Чтение текста 1 –ой  части вслух. (Первая часть разбита на 5 фрагментов, которые читают 5 учеников.  Прием – чтение с остановками). Во время чтения используется прием «Инсерт» - на полях дети ставят необходимые знаки.

Вопросы после чтения 1 фрагмента. (С начала до слов: «Хлоп третий!»)

- Чьи предположения подтвердились?

- Как вы понимаете словосочетание «Семенить ногами»? (Идти маленькими шажками.)

- Люди падали – это разве цирковое представление?

 - Что можно сказать о ребятах? (Дети не чувствовали чужой боли, не спешили помочь, а смеялись).

-  А что это дети наблюдали? (Чужую беду).

- Что вы можете сказать о Валерке и Севке? (Они поступали плохо. Они были равнодушны к чужой беде)
– Как бы вы поступили на их месте?

Вопросы после чтения 2 фрагмента. (Со слов «Это было очень смешно смотреть…» до слов «…и сбил её с ног»).

 - Так что же наблюдали все-таки наблюдали мальчики? Подтвердились ваши мысли?

 - «Авоська» - синоним? (Плетеная из верёвок сумка.)

 - Детям было смешно. А как чувствовали себя прохожие. Им было весело?  (Прохожие падали, получали ушибы, роняли вещи, им было не до  смеха.)

 - Как поступят дети? Подумайте, предположите.  (Побегут на помощь, скажут взрослым, найдут песок, чтобы не скользили дорожки…..)

         Вопросы после чтения 3 фрагмента. (Со слов «А давай так…» до слов «… обходить наледь было далеко»).

 - Подтвердились ваши предположения? (Нет. Ребята не стали помогать прохожим, а стали развлекаться.)

- Что придумали мальчики? (Игру)

 - Какую игру придумали? Это добрая игра? Полезная? (Они загадывали: упадёт человек или нет, подсчитывали свои очки.)

 - Да ещё и остроумно комментируют. «Брякнется» - синоним…. (Упадёт).

 - Как вы относитесь к такому развлечению? (Такое развлечение не безобидно. Мальчики не понимают, что их заработанные очки – чья-то боль).

 - А упадёт старушка?   (Нет. )

 

Вопросы после чтения  4 фрагмента. («Вчера в водопроводном колодце…» до «… засмеялся Севка»)

- Перешла старушка опасное место? Почему?

 - Как ещё автор называет это место? Найдите синонимы в тексте. (Злополучное место, наледь, хрустальное озерцо).

 - Почему образовалась наледь?

 - Она образовалась ещё вчера. А что можно было сделать? (Сказать взрослым, расколоть лёд, принести соль песок, соль….).

 - Как понимаете «сейчас поцелуется»? (Упадёт лицом вниз.) 

Заметьте: Валерка не  только предложил игру, он довольно остроумно комментирует.

Удержится мужчина?

(Дети высказывают разные предположения).

– Кто виноват в том, что на тротуаре образовалось «хрустальное озерцо»? (Коммунальная служба)
– Что они были должны сделать?
– Можно ли сказать, что они тоже были равнодушны к людям?

Вопросы после чтения 5 фрагмента. («Но выиграл Валерка» до «Твоя повыше».

 - Подтвердились предположения?

 - Мужчина, к сожалению, упал. Как ведет себя Валерка? ( опять подсмеивается). Как назвал он мужчину? (Физкультурник.)

 - Почему встрепенулся Валерка? ( Он испугался, что это его мама.)

 -  Мама близкий и родной человек. Её жалко. А других?

(Без ответа.)

 - Попробуйте предположить, что произойдёт дальше?

(Дети высказывают разные предположения:

  • Это была не мама.
  • Валеркина мама упала.
  • Севка потом сам поскользнулся и упал.
  • Мальчикам стало стыдно и они побежали исправлять свои ошибки и другие…….)

2) Чтение 2 части.

(Вторую часть для более эмоционального восприятия текста читает учитель.)

1)Обобщающая беседа.      

- Какие чувства вы сейчас испытываете? Что хочется сделать?

 - Мы должны понять идею рассказа и подумать, как идея отразилась в названии.  

- Закройте глаза ладонями и представьте себя на месте Валерки. Вы смотрите в окно. На улице зима. На земле лежит белый - белый снег. И, вдруг, как вспышка, вы видите красные яблоки, разбросанные по снегу.

 (На экране появляется слайд.)

-   Давайте порассуждаем, почему рассказ назван «Красные яблоки»?

 (Красные яблоки, выпавшие из сумки – это как свет, вспышка. Мальчик увидел жестокость игры, которую они придумали, понял, как дорога ему мама.)

 - Красный цвет – цвет опасности. Автор во время ВОв был подрывником, чудом остался жив, поэтому цвет огня, взрывов и боли ему известен.  А почему именно яблоки?

 - Яблоко – плод, результат. А что явилось результатом жестоких и глупых игр?  

 - В своем рассказе И. Дик показал, как иногда одно переживание может повлиять на поведение, изменив человека к лучшему!

- О чем вы задумались, прочитав этот рассказ?

(Как порой в игре мы бываем жестоки по отношению к другим людям, но если поставить себя на это место или своих родных, то понимаешь нелепость своего поведения).

- Искусство жить в школе жизни – предмет из самых сложных. Готовых рецептов на все случаи жизни никто не найдет. Но каждый раз, оказавшись в ситуации выбора, человек должен принять решение, как поступить. Чем следует руководствоваться? (Золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе»)

- Это значит, что надо всегда стараться поставить себя на место другого человека.

2) Составление сравнительной характеристики героев. Прием «Трехчастная таблица» (работа в парах)

- Каких мы видим мальчиков в начале рассказа?

- У кого изменилось отношение к игре? (У Валерки.)
– В какой момент произошло это изменение?
(Когда он понял, что эта женщина похожа на его маму.) 

  – Найдите в тексте слова, которые показывают, как повел себя Севка после случившегося?

– А изменился ли Севка? Почему? (Его не коснулась чужая беда)
– Он остался каким?
(Равнодушным)
– Как вы думаете, изменится ли отношение Валерки к людям?  А Севки?

- Смогут ли мальчики по-прежнему дружить? - А какие отношения связывают ребят: дружеские или приятельские?
– Как вы понимаете, кто друг, а кто приятель?   Прочитайте определения этих слов по
словарю. 

- Какими качествами должен обладать настоящий друг? (Ученики выбирают подходящие карточки, работая в парах.)

– Так кто же является другом по определению из словаря? Какими качествами он должен обладать?

- Так на чем основаны человеческие взаимоотношения? (На дружбе) Между кем может быть дружба?

(Дети – дети, взрослые – взрослые, дети – взрослые).

Представьте себе магнит. Какие слова притянет к себе слово дружба?

3) Закрепление знаний и способов действий.   

Дружба – это дерево, которое нужно поливать.

 - Как понимаете это высказывание?

( Дерево надо поливать, а друзья нуждаются а сочувствии, поддержке, помощи…)

- Как созвучны ваши мысли с рассказом И.Дика «Красные яблоки?» Предлагаю вам вырастить дерево дружбы.

     Работать будем в   группах.

Первая группа. На листочках – качества друга.

Вторая группа. На яблочках – игры

Третья группа. На лучах - найдёт пословицы, которые созвучны нашей теме, с мыслями автора и нашими, которые возникли при чтении рассказа.

Четвертая группа. – На веточках – поступки, помощь, дела

Индивидуальное задание – написать письмо-обращение к Севке, чтобы помириться.

4). Проверка работы групп, оформление доски (дерево дружбы)

- Зачем нам это дерево? Как за ним ухаживать?

- Если вы будете уважать друг друга, искренне поддерживать и понимать, то у вас всегда будут близкие друзья, способные в любую минуту прийти на помощь. Оцените своих друзей. Кто в вашей группе или во время коллективной работы внес существенный вклад в работу, кого можно особо выделить.

- Спасибо за работу. Продолжайте изучать литературу, делать правильные выводы, тогда меньше совершите ошибок в жизни. Д/з предлагаю вам придумать себе самостоятельно. У кого уже есть идеи?

Песня «Неразлучные друзья» или «Дорогою добра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по рассказу Ю.Я.Яковлева

Конспект открытого  урока литературного чтения в 3 классе по рассказу Ю.Я.Яковлева "Мой знакомый бегемот" по учебнику Е.И.матвеевой(программа Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)...

Урок литературного чтения во 2-м классе.Рассказ Е.И. Чарушина «Страшный рассказ».

Этот урок составлен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)....

Урок литературного чтения в 3 классе по рассказу Маши Вайсман "Лучший друг медуз"

Урок литературного чтения в 3 классе по рассказу Маши Вайсман "Лучший друг медуз" по учебнику Чураковой Н.А. (М.: Академкнига/УчебникЮ 2011) (УМК "Перспективная начальная школа"). Урок содержит систем...

Разработка урока литературного чтения на тему: «Э. Шим. Рассказы и сказки о природе»

Урок сообщения новых знаний. Одними из задач данного урока являются формирование представлений об отличительных особенностях жанра рассказа и сказки. Учить видеть необычное в обычном. ...

Разработка урока литературного чтения по теме: А. Твардовский "Рассказ танкиста"

Урок по УМК "Планета знаний" в рамках темы "Прошла по земле война". К уроку прилагаются три презентации: "Презентация урока", "Биография А.Твардовского", "Сталинградская битва"....

Урок литературного чтения во 2 классе по рассказу В.А.Осеевой "Волшебное слово"

Урок составлен по требованиям ФГОС. УМК  "Школа России". Авторы учебника Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Прилагается презентация к уроку....

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...