Урок литературного чтения в 3 классе "Человеческие взаимоотношения в рассказе И.Дика "Красные яблоки"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Искусство жить в школе жизни – предмет из самых сложных. Готовых рецептов на все случаи жизни никто не найдет. Но каждый раз, оказавшись в ситуации выбора, человек должен принять решение, как поступить. Чем следует руководствоваться? (Золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе»)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И, чтоб после себя не корить В том, что сделал кому-то больно, Лучше добрым на свете быть, Злого в мире и так довольно.
1922 – 1984 Русский советский детский писатель, участник Великой Отечественной войны
Повесть о летних приключениях мальчишек
Военная драма 1970 год Приключения 1972 год
1. Мой учитель 2. Лодочный мотор 3. Находка 4. Красные яблоки 5. Янтарный мундштук 6. Про Вову Тарелкина 7. Тяп-ляп 8. Записка 9. «Счастливая» ручка 10. Ответственный редактор 11. Ванькин папа и война 12. Шапка на трубе 13. Дуб 14. Володина гора 15. Острое лезвие
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой. Приятель – близкий знакомый.
Предварительный просмотр:
Тип урока: изучение нового материала
Тема: Человеческие взаимоотношения в рассказе Иосифа Дика «Красные яблоки».
Цели урока:
- Создание условий для развития личности через восприятие художественного произведения; формирование правильного типа читательской деятельности.
- Учить определять авторский замысел.
Задачи:
- Совершенствование техники чтения, приёмов понимания текста.
- Развитие речи учащихся, обогащение словаря; умений работать над образом литературных героев; развитие творческих способностей.
- Введение через чтение рассказа И.Дика «Красные яблоки» в мир человеческих отношений.
- Воспитывать личность со свободным и независимым мышлением, способную ценить здоровье своё и других людей.
Оборудование:
- учебник по литературному чтению «В одном счастливом детстве» 3 класс, 2 часть (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, 2012г.)_
- компьютер
- проектор
- презентация
- яблоки, листочки
- пословицы, названия игр, поступков
Ход урока.
- Организационный момент.
- Поговорим?
- Поговорим.
- О важном…
- … и не очень.
- Поговорим?
- Поговорим.
- О том, что в жизни хорошо…
- … и хорошо не очень.
- Ведь что-то знаю я…
- … а что-то нам известно.
- Поговорим?
- Поговорим.
- Нам будет интересно.
- Подготовка к основному этапу.
Начать я хочу со стихотворение Эдуарда Асадова. Послушайте отрывок.
И, чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
-Как вы думаете, почему это стихотворение я взяла для начала урока? (Оно поможет определить тему). От чего может быть больно? (Дело, слово, бездействие).
- Какой раздел мы изучаем? («Мы с папой и мамой»)
- О чем произведения этого раздела? (О взаимоотношениях между детьми и взрослыми).
- Знаком ли вам автор Иосиф Дик? О чём произведения И. Дика? (О детях, путешествиях.)
– Иосиф Иванович Дик – человек нелёгкой судьбы. Он рано потерял родителей и, оставшись сиротой, воспитывался в детском доме. Началась Великая Отечественная война. Иосиф 19-летним парнем идёт на фронт и становится авиационным подрывником немецких самолётов.
Во время одной из атак у него обрывает кисти обеих рук. Многие люди ломаются после такой страшной беды. Но только не Иосиф. После войны он начинает писать и пишет книги для детей. Их у него будет более 60.
- Какое произведение этого автора читали? («В дебрях Кара – Бумбы»)
- О чём это произведение? (Оно о мальчишках, о взаимоотношениях детей и взрослых).
Главные герои произведений И.Дика всегда мальчики.
– Как вы думаете, почему? (Мальчики – будущие мужчины, наша защита и опора. В своих произведениях писатель учит мальчиков лучшим человеческим качествам, одно из которых – сопереживание чужой беде)
Произведение, с которым мы сегодня познакомимся называется «Красные яблоки». Как вы думаете, о чем в нем рассказывается? (Предположения).
- Сформулируйте тему урока. (Человеческие взаимоотношения в произведении И.Дика «Красные яблоки»).
- Какие цели необходимо поставить для реализации темы урока?
1). Познакомиться с произведением.
2). Провести необходимую работу с текстом.
3). Понять замысел автора.
4). «Пропустить» основную мысль произведения через себя и сделать личные выводы.
Работа с текстом во время чтения.
1) Чтение текста 1 –ой части вслух. (Первая часть разбита на 5 фрагментов, которые читают 5 учеников. Прием – чтение с остановками). Во время чтения используется прием «Инсерт» - на полях дети ставят необходимые знаки.
Вопросы после чтения 1 фрагмента. (С начала до слов: «Хлоп третий!»)
- Чьи предположения подтвердились?
- Как вы понимаете словосочетание «Семенить ногами»? (Идти маленькими шажками.)
- Люди падали – это разве цирковое представление?
- Что можно сказать о ребятах? (Дети не чувствовали чужой боли, не спешили помочь, а смеялись).
- А что это дети наблюдали? (Чужую беду).
- Что вы можете сказать о Валерке и Севке? (Они поступали плохо. Они были равнодушны к чужой беде)
– Как бы вы поступили на их месте?
Вопросы после чтения 2 фрагмента. (Со слов «Это было очень смешно смотреть…» до слов «…и сбил её с ног»).
- Так что же наблюдали все-таки наблюдали мальчики? Подтвердились ваши мысли?
- «Авоська» - синоним? (Плетеная из верёвок сумка.)
- Детям было смешно. А как чувствовали себя прохожие. Им было весело? (Прохожие падали, получали ушибы, роняли вещи, им было не до смеха.)
- Как поступят дети? Подумайте, предположите. (Побегут на помощь, скажут взрослым, найдут песок, чтобы не скользили дорожки…..)
Вопросы после чтения 3 фрагмента. (Со слов «А давай так…» до слов «… обходить наледь было далеко»).
- Подтвердились ваши предположения? (Нет. Ребята не стали помогать прохожим, а стали развлекаться.)
- Что придумали мальчики? (Игру)
- Какую игру придумали? Это добрая игра? Полезная? (Они загадывали: упадёт человек или нет, подсчитывали свои очки.)
- Да ещё и остроумно комментируют. «Брякнется» - синоним…. (Упадёт).
- Как вы относитесь к такому развлечению? (Такое развлечение не безобидно. Мальчики не понимают, что их заработанные очки – чья-то боль).
- А упадёт старушка? (Нет. )
Вопросы после чтения 4 фрагмента. («Вчера в водопроводном колодце…» до «… засмеялся Севка»)
- Перешла старушка опасное место? Почему?
- Как ещё автор называет это место? Найдите синонимы в тексте. (Злополучное место, наледь, хрустальное озерцо).
- Почему образовалась наледь?
- Она образовалась ещё вчера. А что можно было сделать? (Сказать взрослым, расколоть лёд, принести соль песок, соль….).
- Как понимаете «сейчас поцелуется»? (Упадёт лицом вниз.)
Заметьте: Валерка не только предложил игру, он довольно остроумно комментирует.
Удержится мужчина?
(Дети высказывают разные предположения).
– Кто виноват в том, что на тротуаре образовалось «хрустальное озерцо»? (Коммунальная служба)
– Что они были должны сделать?
– Можно ли сказать, что они тоже были равнодушны к людям?
Вопросы после чтения 5 фрагмента. («Но выиграл Валерка» до «Твоя повыше».
- Подтвердились предположения?
- Мужчина, к сожалению, упал. Как ведет себя Валерка? ( опять подсмеивается). Как назвал он мужчину? (Физкультурник.)
- Почему встрепенулся Валерка? ( Он испугался, что это его мама.)
- Мама близкий и родной человек. Её жалко. А других?
(Без ответа.)
- Попробуйте предположить, что произойдёт дальше?
(Дети высказывают разные предположения:
- Это была не мама.
- Валеркина мама упала.
- Севка потом сам поскользнулся и упал.
- Мальчикам стало стыдно и они побежали исправлять свои ошибки и другие…….)
2) Чтение 2 части.
(Вторую часть для более эмоционального восприятия текста читает учитель.)
1)Обобщающая беседа.
- Какие чувства вы сейчас испытываете? Что хочется сделать?
- Мы должны понять идею рассказа и подумать, как идея отразилась в названии.
- Закройте глаза ладонями и представьте себя на месте Валерки. Вы смотрите в окно. На улице зима. На земле лежит белый - белый снег. И, вдруг, как вспышка, вы видите красные яблоки, разбросанные по снегу.
(На экране появляется слайд.)
- Давайте порассуждаем, почему рассказ назван «Красные яблоки»?
(Красные яблоки, выпавшие из сумки – это как свет, вспышка. Мальчик увидел жестокость игры, которую они придумали, понял, как дорога ему мама.)
- Красный цвет – цвет опасности. Автор во время ВОв был подрывником, чудом остался жив, поэтому цвет огня, взрывов и боли ему известен. А почему именно яблоки?
- Яблоко – плод, результат. А что явилось результатом жестоких и глупых игр?
- В своем рассказе И. Дик показал, как иногда одно переживание может повлиять на поведение, изменив человека к лучшему!
- О чем вы задумались, прочитав этот рассказ?
(Как порой в игре мы бываем жестоки по отношению к другим людям, но если поставить себя на это место или своих родных, то понимаешь нелепость своего поведения).
- Искусство жить в школе жизни – предмет из самых сложных. Готовых рецептов на все случаи жизни никто не найдет. Но каждый раз, оказавшись в ситуации выбора, человек должен принять решение, как поступить. Чем следует руководствоваться? (Золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе»)
- Это значит, что надо всегда стараться поставить себя на место другого человека.
2) Составление сравнительной характеристики героев. Прием «Трехчастная таблица» (работа в парах)
- Каких мы видим мальчиков в начале рассказа?
- У кого изменилось отношение к игре? (У Валерки.)
– В какой момент произошло это изменение? (Когда он понял, что эта женщина похожа на его маму.)
– Найдите в тексте слова, которые показывают, как повел себя Севка после случившегося?
– А изменился ли Севка? Почему? (Его не коснулась чужая беда)
– Он остался каким? (Равнодушным)
– Как вы думаете, изменится ли отношение Валерки к людям? А Севки?
- Смогут ли мальчики по-прежнему дружить? - А какие отношения связывают ребят: дружеские или приятельские?
– Как вы понимаете, кто друг, а кто приятель? Прочитайте определения этих слов по словарю.
- Какими качествами должен обладать настоящий друг? (Ученики выбирают подходящие карточки, работая в парах.)
– Так кто же является другом по определению из словаря? Какими качествами он должен обладать?
- Так на чем основаны человеческие взаимоотношения? (На дружбе) Между кем может быть дружба?
(Дети – дети, взрослые – взрослые, дети – взрослые).
Представьте себе магнит. Какие слова притянет к себе слово дружба?
3) Закрепление знаний и способов действий.
Дружба – это дерево, которое нужно поливать.
- Как понимаете это высказывание?
( Дерево надо поливать, а друзья нуждаются а сочувствии, поддержке, помощи…)
- Как созвучны ваши мысли с рассказом И.Дика «Красные яблоки?» Предлагаю вам вырастить дерево дружбы.
Работать будем в группах.
Первая группа. На листочках – качества друга.
Вторая группа. На яблочках – игры
Третья группа. На лучах - найдёт пословицы, которые созвучны нашей теме, с мыслями автора и нашими, которые возникли при чтении рассказа.
Четвертая группа. – На веточках – поступки, помощь, дела
Индивидуальное задание – написать письмо-обращение к Севке, чтобы помириться.
4). Проверка работы групп, оформление доски (дерево дружбы)
- Зачем нам это дерево? Как за ним ухаживать?
- Если вы будете уважать друг друга, искренне поддерживать и понимать, то у вас всегда будут близкие друзья, способные в любую минуту прийти на помощь. Оцените своих друзей. Кто в вашей группе или во время коллективной работы внес существенный вклад в работу, кого можно особо выделить.
- Спасибо за работу. Продолжайте изучать литературу, делать правильные выводы, тогда меньше совершите ошибок в жизни. Д/з предлагаю вам придумать себе самостоятельно. У кого уже есть идеи?
Песня «Неразлучные друзья» или «Дорогою добра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по рассказу Ю.Я.Яковлева
Конспект открытого урока литературного чтения в 3 классе по рассказу Ю.Я.Яковлева "Мой знакомый бегемот" по учебнику Е.И.матвеевой(программа Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)...
Урок литературного чтения во 2-м классе.Рассказ Е.И. Чарушина «Страшный рассказ».
Этот урок составлен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)....
Урок литературного чтения в 3 классе по рассказу Маши Вайсман "Лучший друг медуз"
Урок литературного чтения в 3 классе по рассказу Маши Вайсман "Лучший друг медуз" по учебнику Чураковой Н.А. (М.: Академкнига/УчебникЮ 2011) (УМК "Перспективная начальная школа"). Урок содержит систем...
Разработка урока литературного чтения на тему: «Э. Шим. Рассказы и сказки о природе»
Урок сообщения новых знаний. Одними из задач данного урока являются формирование представлений об отличительных особенностях жанра рассказа и сказки. Учить видеть необычное в обычном. ...
Разработка урока литературного чтения по теме: А. Твардовский "Рассказ танкиста"
Урок по УМК "Планета знаний" в рамках темы "Прошла по земле война". К уроку прилагаются три презентации: "Презентация урока", "Биография А.Твардовского", "Сталинградская битва"....
Урок литературного чтения во 2 классе по рассказу В.А.Осеевой "Волшебное слово"
Урок составлен по требованиям ФГОС. УМК "Школа России". Авторы учебника Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Прилагается презентация к уроку....
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...