Урок-исследование по Пушкину. А.С. Пушкин "Зимний вечер"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок-исследование "Зимний вечер" А.С. Пушкин для 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по литературному чтению для з класса | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер».
Учитель: Денисенко Е.А.
Класс: 3
Цель урока: расширить представления детей о внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях.
Задачи:
образовательные:
- продолжить знакомство учеников с творчеством писателя;
- познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта;
- показать своеобразие пейзажной лирики А.С. Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа;
развивающие:
- содействовать развитию мышления, самостоятельности, наблюдательности, навыков самоконтроля и самооценки;
- развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;
- развивать познавательные интересы детей;
- отрабатывать навык выразительного чтения лирического текста;
воспитательные:
- формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа;
- воспитание любви и уважения к людям старшего возраста;
- воспитывать ответственность за выполненную работу.
УУД:
Предметные результаты
Ученик научится:
- понимать смысл стихотворения;
- понимать настроение лирического героя.
Ученик получит возможность научиться:
- навыкам выразительного чтения лирического текста;
- сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы.
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
- знания основных моральных норм поведения,
- представления о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа.
Ученик получит возможность для формирования:
- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.
Регулятивные результаты
Ученик научится:
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные результаты
Ученик научится:
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- воспринимать смысл небольшого текста;
- соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные УУД.
Ученик научится:
- иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;
Ученик получит возможность научиться:
- принимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные высказывания;
- задавать вопросы
Организационный момент.
И пробуждается поэзия во мне…
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут..
- Слайд 2
Вы узнали этого поэта?
Это строчки А.С.Пушкина
Цели урока (Слайд 3)
Сегодня нам предстоит исследовать жизнь и творчество А.С. Пушкина, чтобы ответить на такой вопрос: Можно ли назвать стихотворение «Зимний вечер», с которым мы познакомимся на уроке, одним из наиболее грустных стихотворений.
Выявить какие средства использует автор, чтобы передать своё настроение.— Что значит настроение? Как оно проявляется? (Как о нём узнают другие?) (Из словаря)
(Настроение — внутреннее психологическое состояние человека, которое не является постоянным, проявляется в отношении человека к другим: как обращается с ними, каким тоном говорит, как поступает, как воспринимает окружающий мир.)
Мы разделились на творческие группы.
Слайд 4
Историки исследовали детство Пушкина, его корни с целью выяснить был ли такой период в жизни писателя, что заставило Пушкина грустить.
- Детство
- Пушкин и Михайловское
- Няня и поэт.
Краеведы нашли связь Пушкина с нашим воронежским краем. (Презентации детей)
Презентация «Жизнь Пушкина»
Презентация «Пушкин и няня»
Презентация «Пушкин в Михайловском»
Презентация «Пушкин в Воронежской губернии»
-Какой момент в его биографии вам показался наиболее подходящим для написания грустного стихотворения? (Годы ссылки, проведённые в Михайловском.)
Действительно, именно в ссылке, в 1825 году поэту было особенно грустно, и он пишет «Зимний вечер».
(Слайд 5)
А теперь послушайте, пожалуйста, стихотворение великого поэта Пушкина, называется оно “ Зимний вечер” (Потушить экран)
Чтение учителем стихотворения.
Проверка первичного восприятия учащимися стихотворения.
- Как вы считаете, какое настроение преобладает в этом стихотворении?
Слайд 6
- Ребята, это стихотворение сюжетное или лирическое? /Лирическое /(Погасить экран)
- Ребята, вы правильно заметили, что это стихотворение Пушкина о зиме отличается от ранее вами изученных тем, что здесь поэт выражает чувство тоски.
- Каковы же причины, побудившие написать это стихотворение? (Одиночество)
Слайд 7
А теперь исследуем, какие средства помогли автору передать настроение, и научимся выразительно читать стихотворение.
Работу проведём в несколько этапов.
Этапы
На первом этапе исследования обратим внимание на лексические значения слов. Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.
Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы /.
Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.
Кровля обветшалая – очень плохая крыша.
Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина.
Веретено – приспособление для прядения.
(Притушить экран)
На втором этапе выявим смысловые части произведения.
На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? / на 2 части /
- Какие это части? / Описание погоды и беседа с няней/
- Найдите эти части. / 1 часть: “Буря мглою небо… застучит…”; 2 часть “Наша ветхая лачужка… сила”/.
- Какая была погода в тот зимний вечер?
- Как описывает поэт бурю? / Как живое существо /
- С чем сравнивает поэт завывание ветра в бурю? / С воем зверя /
Какова роль сравнений? /буря сравнивается со зверем, (чтобы было страшно), ребенком « как дитя» (вызвать жалость), с путником (показать ожидание)
- Почему поэт прибегает к таким сравнениям? / Чтобы представить снежную бурю, грустное настроение поэта, у которого сердце сжималось от тоски и одиночества. Состояние природы передавало душевное переживание поэта/ (Слайд 8)
Можно ли найти противопоставление в этом стихотворении? ( буря и спокойствие в доме) Всё стихотворение построено на противопоставлении: что в доме и за стенами дома.
2 часть- беседа с няней. О чем он просит няню? /спеть народную песню
Пушкин один, он в ссылке, и самое главное – не упасть духом, выстоять, сохранить в себе способность весельем побеждать горе. Союзником поэта является поэзия, в стихотворении она представлена в образе народной песни, а Музой поэта становится его старая няня.
-Кто такая Муза? (Кто вдохновляет писать стихи) (Слайд 9)
(Притушить экран)
Физкультминутка. За окном осень, а у нас в классе пошёл снег.
(Покажите, как кружатся снежинки и плавно опускаются на землю. Подберите по одной снежинке и садитесь на места. )
Второй этап. Работа над логическими ударениями:
- Какими словами поэт создает картину одиночества, описывая свое жилище?
Вы подобрали снежинки. Прочитайте, какие слова на них записаны? Какое слово лишнее и почему?
/ ветхое, печальное, темное / радостное?
- Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением.
Грустное настроение помогают передать такие слова: мглою кроет, завоет, заплачет, обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе.
- Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением.
-Кто понимает и утешает одинокого поэта? (Няня)
-Какими словами он называет ее?
- Поставить ударение над словами: / мой друг, моя старушка, добрая подружка / Паузы обозначить.
- Как следует читать обращение поэта к няне? Его просьбу? Почему? / Пушкин включает в свое стихотворение народно-песенные мотивы, которые должны читаться плавно, напевно /
Как надо читать стихотворение, каким тоном? / Спокойным, напевным, ритмичным, окрашенным грустью печалью, ласковое обращение к няне.
Слайд 10
А) Хоровое чтение. Описание бури;
Б) Хоровое чтение. Обращение к няне;
В) Чтение последнего четверостишия.
- Как вы думаете, для чего повторяются эти строчки? / Чтобы усилить описание бури /.
-Скажите, какие строки позволяют услышать порывы ветра:
Буря мглОЮ небо крОет,
Вихри снежные крутя,
ТО, как зверь она завОЕт,
ТО заплАчет , как дитЯ.
Как уныло и страшно в этих строчках звуки У,ОЙУ,ОЙЕ,О,А! Создается образ бушующей вьюги, бури.
То по кровле обветШалой
Вдруг Соломой ЗаШумит,
То, как путник ЗапоЗдалый,
К нам в окоШко поСтуЧит.
Эти строки позволяют услышать шуршание соломы, шум за окном.
3 этап исследования- Рефлексия
Романс «Зимний вечер»
Сядьте поудобнее, расслабьтесь. А теперь послушайте романс, написанный на эти стихи, в исполнении В. Петровского.
-Совпали чувства, которые у вас возникли при чтении стихотворения с теми чувствами, когда вы услышали романс?
А может, вы слышите другую музыку к этим строчкам?
( должны прийти к мнению, что основной темой в музыке должна быть грусть, печаль, чувство одиночества)
Вывод: Какие средства использует поэт для передачи грустного настроения?
Дети: Образ бушующей бури и вьюги создаётся звуками: У, ОЙУ, ОЙЕ, О, А.
Грустное настроение передаёт словами: мглою кроет, завоет, заплачет, обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе.
Кто же попробует ответить на вопрос урока: Можно ли назвать «Зимний вечер» одним из наиболее грустных стихотворений.
( Да. Это стихотворение Пушкина о зиме отличается от ранее вами изученных тем, что здесь поэт выражает чувство тоски.)
Выразительное чтение стихотворения.
– Самостоятельно поработайте над текстом. Приготовьтесь выразительно читать. А) Выразительное чтение двух учеников;
Прослушивание 1 – 2 учеников.
Б) Высказывания критиков – слушателей.
– Смог (ла) ли передать слушателям чувства и настроение рассказчика?
-Сравнить два стихотворения «Зимнее утро» и «Зимний вечер»(тему, идею, настроение, героев)
-Определите, из какого из двух стихотворений эти слова:
- Вчр (вечор и вечер - оба стихотворения)
- Кблк (кобылка - первое стихотворение)
- Крвл (кровля - второе стихотворение)
- Бр (буря, бурая - оба стихотворения)
- Птнк (путник - второе стихотворение)
- Птн (пятно- первое стихотворение)
- Итог урока Давайте подведём итог урока. Продолжите мои фразы.
Особенно интересно на уроке…
Я понял, что…
Мне захотелось…
Оцените ваше настроение на уроке (Поднимите соответствующую карточку)
Дифференцированное домашнее задание.
1. Выразительное чтение стихотворения
2. Выучить отрывок из стихотворения наизусть.
3. Нарисовать рисунок к стихотворению
Спасибо! Урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.
Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...
Урок - исследование "Что рассказало нам слово? Исследование слова "снег"
Урок проводится в устной форме, что является абсолютно новым подходом в обучении русскому языку....
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...
Проверочная работа по литературному чтению 3 класс, по теме А.С.Пушкин. Зимнее утро. Зимний вечер.
программа Школа России, 2 четверть...
Урок-исследование по природоведению 5 класс Тема: «Исследование свойств глины и песка»
Цель: формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения....
Урок литературного чтения. «А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Средства художественной выразительности. Приём контраста»
Урок разработан по программе "Школа России" для 3 класса....
А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Сравнительный анализ
в помощь учителю по литературе...
Комментарии
Добрый вечер, Елена
Добрый вечер, Елена Александровна! Просмотрела ваш конспект, спасибо за разработку урока. Всегда обращаю внимание на уроках на физминутки, люблю интересные и необычные. Ваша со снежинками понравилась. В тему "Зимнего вечера" в осеннее время)
Здравствуйте, Татьяна
Здравствуйте, Татьяна Михайловна. Спасибо за отзыв. Первый снег в этом году совпал с уроком по этой теме. Дети были в восторге. А мы работаем для детей.
Оо-оо...такие совпадения
Оо-оо...такие совпадения дорогого стоят)...дети ещё верят в сказку!