Урок-исследование по Пушкину. А.С. Пушкин "Зимний вечер"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Денисенко Елена Александровна

Урок-исследование "Зимний вечер" А.С. Пушкин для 3 класса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер».

Учитель: Денисенко Е.А.

Класс: 3

Цель урока: расширить представления детей о внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях.

Задачи:

образовательные:

- продолжить знакомство учеников с творчеством писателя;

- познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта;

- показать своеобразие пейзажной лирики А.С. Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа;

развивающие:

- содействовать развитию мышления, самостоятельности, наблюдательности, навыков самоконтроля и самооценки;

- развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;

- развивать познавательные  интересы детей; 

- отрабатывать навык выразительного чтения лирического текста;

воспитательные:

- формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа;

- воспитание любви и уважения к людям старшего возраста;

- воспитывать ответственность за выполненную работу.

УУД:

Предметные результаты

Ученик научится:
- понимать смысл стихотворения;

- понимать настроение лирического героя.

Ученик получит возможность научиться:
- навыкам выразительного чтения лирического текста;
- сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы.

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:
- знания основных моральных норм поведения,

- представления о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа.

Ученик получит возможность для формирования:
- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.

Регулятивные результаты

Ученик научится:
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Познавательные результаты

Ученик научится:
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик получит возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- воспринимать смысл небольшого текста;
- соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные УУД.

Ученик научится:
- иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;

Ученик получит возможность научиться:
- принимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные высказывания;
- задавать вопросы

Организационный момент.

И пробуждается поэзия во мне…

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут..

  1.   Слайд 2

Вы узнали этого поэта?

Это строчки А.С.Пушкина

Цели урока  (Слайд 3)

 Сегодня нам предстоит исследовать жизнь и творчество А.С. Пушкина, чтобы ответить на такой вопрос: Можно ли назвать стихотворение «Зимний вечер», с которым мы познакомимся на уроке, одним из наиболее грустных стихотворений.  

Выявить  какие средства использует автор, чтобы передать своё настроение.— Что значит настроение? Как оно проявляется? (Как о нём узнают другие?) (Из словаря)

 (Настроение — внутреннее психологическое состояние человека, которое не является постоянным, проявляется в отношении человека к другим: как обращается с ними, каким тоном говорит, как поступает, как воспринимает окружающий мир.)

Мы разделились на творческие группы.

Слайд 4

Историки исследовали детство Пушкина, его корни с целью выяснить был ли такой период в жизни писателя, что заставило Пушкина грустить.

  1. Детство
  2. Пушкин и Михайловское
  3. Няня и поэт.

Краеведы нашли связь Пушкина с нашим воронежским краем.  (Презентации детей)

Презентация  «Жизнь Пушкина»

Презентация «Пушкин и няня»

Презентация «Пушкин в Михайловском»

Презентация «Пушкин в Воронежской губернии»

-Какой момент в его биографии вам показался наиболее подходящим для написания грустного стихотворения? (Годы ссылки, проведённые в Михайловском.)

Действительно, именно в ссылке, в 1825 году поэту было особенно грустно, и он пишет «Зимний вечер».

 (Слайд 5)

А теперь послушайте, пожалуйста, стихотворение великого поэта Пушкина, называется оно “ Зимний  вечер”                (Потушить экран)

 Чтение  учителем стихотворения.

 Проверка первичного восприятия учащимися стихотворения.

- Как вы считаете, какое настроение преобладает в этом стихотворении?

Слайд 6

- Ребята, это стихотворение сюжетное или лирическое? /Лирическое /(Погасить экран)

- Ребята, вы правильно заметили, что это стихотворение Пушкина о зиме отличается от ранее вами изученных тем, что здесь поэт выражает чувство тоски.

- Каковы же причины, побудившие написать это стихотворение? (Одиночество)

Слайд 7

А теперь исследуем, какие средства помогли автору передать настроение, и научимся выразительно читать стихотворение.

Работу проведём в несколько этапов.

                                                    Этапы  

На первом этапе исследования обратим внимание на лексические значения слов.    Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.

Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы /.

Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.

Кровля обветшалая – очень плохая крыша.

Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина.

Веретено – приспособление для прядения.

(Притушить экран)

На втором этапе выявим смысловые части произведения.  

 На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? / на 2 части /

- Какие это части? / Описание погоды и беседа с няней/

- Найдите эти части. / 1 часть: “Буря мглою небо… застучит…”; 2 часть “Наша ветхая лачужка… сила”/.

- Какая была погода в тот  зимний  вечер?

- Как описывает поэт бурю? / Как живое существо /

- С чем сравнивает поэт завывание ветра в бурю? / С воем зверя /

 Какова роль сравнений? /буря сравнивается со зверем, (чтобы было страшно), ребенком « как дитя» (вызвать жалость), с путником (показать ожидание)

- Почему поэт прибегает к таким сравнениям? / Чтобы представить снежную бурю, грустное настроение поэта, у которого сердце сжималось от тоски и одиночества. Состояние природы передавало душевное переживание поэта/             (Слайд 8)

Можно ли найти противопоставление в этом стихотворении? ( буря и спокойствие в доме)    Всё  стихотворение построено на противопоставлении: что в доме и за стенами дома.

2 часть- беседа с няней.  О чем он просит няню? /спеть народную песню

Пушкин один, он в ссылке, и самое главное – не упасть духом, выстоять, сохранить в себе способность весельем побеждать горе. Союзником поэта является поэзия, в стихотворении она представлена в образе народной песни, а Музой поэта становится его старая няня.

-Кто такая Муза? (Кто вдохновляет писать стихи)        (Слайд 9)

(Притушить экран)

Физкультминутка. За окном осень, а у нас в классе пошёл снег.

(Покажите, как кружатся снежинки и плавно опускаются на землю. Подберите по одной снежинке и садитесь на места. )

Второй этап. Работа над логическими ударениями:

- Какими словами поэт создает картину одиночества, описывая свое жилище?

Вы подобрали снежинки. Прочитайте, какие слова на них записаны? Какое слово лишнее и почему?

/ ветхое, печальное, темное /            радостное?

- Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением.

Грустное настроение помогают передать такие слова: мглою кроет, завоет, заплачет, обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе.

- Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением.

-Кто понимает и утешает одинокого поэта? (Няня)

 -Какими словами он называет ее?

- Поставить ударение над словами: / мой друг, моя старушка, добрая подружка / Паузы обозначить.

- Как следует читать обращение поэта к няне? Его просьбу? Почему? / Пушкин включает в свое стихотворение народно-песенные мотивы, которые должны читаться плавно, напевно /

Как надо читать стихотворение, каким тоном? / Спокойным, напевным, ритмичным, окрашенным грустью печалью, ласковое обращение к няне.

Слайд 10

А) Хоровое чтение. Описание бури;

Б) Хоровое чтение. Обращение к няне;

В) Чтение последнего четверостишия.

- Как вы думаете, для чего повторяются эти строчки? / Чтобы усилить описание бури /.

-Скажите, какие строки позволяют услышать порывы ветра:

Буря мглОЮ небо крОет,
Вихри снежные крутя,
ТО, как зверь она завОЕт,
ТО заплАчет , как дитЯ.

Как уныло и страшно в этих строчках звуки У,ОЙУ,ОЙЕ,О,А! Создается образ бушующей вьюги, бури.

То по кровле обветШалой
Вдруг Соломой ЗаШумит,
То, как путник ЗапоЗдалый,
К нам в окоШко поСтуЧит.

Эти строки позволяют услышать шуршание соломы, шум за окном.

3 этап исследования-  Рефлексия

 Романс «Зимний вечер»

Сядьте поудобнее, расслабьтесь. А теперь послушайте романс, написанный на эти стихи, в исполнении В. Петровского.

-Совпали чувства, которые у вас возникли при чтении стихотворения с теми чувствами, когда вы услышали романс?

А может, вы слышите другую музыку к этим строчкам?

( должны прийти к мнению, что основной темой в музыке должна быть грусть, печаль, чувство одиночества)

Вывод: Какие средства использует поэт для передачи грустного настроения?

Дети: Образ бушующей бури и вьюги создаётся звуками: У, ОЙУ, ОЙЕ, О, А.

Грустное настроение передаёт словами: мглою кроет, завоет, заплачет, обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе.

Кто же попробует ответить на вопрос урока: Можно ли назвать «Зимний вечер» одним из наиболее грустных стихотворений.

( Да.    Это стихотворение Пушкина о зиме отличается от ранее вами изученных тем, что здесь поэт выражает чувство тоски.)

Выразительное чтение стихотворения.

– Самостоятельно поработайте над текстом. Приготовьтесь выразительно читать.   А) Выразительное  чтение  двух учеников;

Прослушивание 1 – 2 учеников.

Б) Высказывания критиков – слушателей.

– Смог (ла) ли передать слушателям чувства и настроение рассказчика?

-Сравнить два стихотворения «Зимнее утро» и «Зимний вечер»(тему, идею, настроение, героев)

-Определите, из какого из двух стихотворений эти слова:

  1. Вчр (вечор и вечер - оба стихотворения)
  2. Кблк (кобылка - первое стихотворение)
  3. Крвл (кровля - второе стихотворение)
  4. Бр (буря, бурая - оба стихотворения)
  5. Птнк (путник - второе стихотворение)
  6. Птн (пятно- первое стихотворение)
  7. Итог урока Давайте подведём итог урока. Продолжите мои фразы.

Особенно интересно на уроке…

Я понял, что…

Мне захотелось…

Оцените ваше настроение на уроке (Поднимите соответствующую карточку)

Дифференцированное домашнее задание.

1. Выразительное чтение стихотворения

2. Выучить отрывок из стихотворения  наизусть.

3. Нарисовать рисунок к стихотворению        

Спасибо! Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по  теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...

Урок - исследование "Что рассказало нам слово? Исследование слова "снег"

Урок проводится в устной форме, что является абсолютно новым подходом в обучении русскому языку....

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...

Урок-исследование по природоведению 5 класс Тема: «Исследование свойств глины и песка»

Цель: формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения....


 

Комментарии

Татьяна Михайловна Захарченко

Добрый вечер, Елена Александровна! Просмотрела ваш конспект, спасибо за разработку урока. Всегда обращаю внимание на уроках на физминутки, люблю интересные и необычные. Ваша со снежинками понравилась. В тему "Зимнего вечера" в осеннее время)

Денисенко Елена Александровна

Здравствуйте, Татьяна Михайловна. Спасибо за отзыв. Первый снег в этом году совпал с уроком по этой теме. Дети были в восторге. А мы работаем для детей.

Татьяна Михайловна Захарченко

Оо-оо...такие совпадения дорогого стоят)...дети ещё верят в сказку!