А.П.Чехов."Ванька"
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему
В сиротстве жить - только слезы лить.
Добро по миру не рекой течет, а семьей живет.
Сердце матери лучше солнца согреет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chehov_vanka.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Сирота несчастная…» (по рассказу А. П. Чехова «Ванька»)
Литературное чтение
Тип урока - Изучение нового материала
Приёмы – кластер, таблица (знаю – хочу узнать – узнал).
Цель урока:
обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образа Ваньки по рассказу А. П. Чехова «Ванька».
Задачи:
- создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного, аналитического и критического мышления, литературно-творческих способностей;
- совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.
Оборудование: презентация, портрет А. П. Чехова, иллюстрации к рассказу, памятки-инструкции, учебник «Литературное чтение», таблицы для индивидуальной работы
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Учитель: - Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.
2. ВЫЗОВ.
Учитель: - Сегодня у нас урок-знакомство (прикрепляет на доску блок кластера ЗНАКОМСТВО)
- Что такое знакомство?
Учащиеся: Это когда люди хотят узнать друг о друге больше; знакомятся друг с другом; узнают что-то друг о друге…
Учитель: - Вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться. Когда вы смотрите на человека, на что вы обращаете внимание?
Учащиеся: На внешность, одежду, жесты, походку, мимику …
(после ответов учитель прикрепляет блоки ВНЕШНОСТЬ, ОДЕЖДА, ПОХОДКА, ЖЕСТЫ)
Учитель: - Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?
Учащиеся: Нет.
Учитель: - Обсудите в паре: на что ещё необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?
Учащиеся: На поступки, речь, поведение, отношение к другим, увлечения, род занятий, обязанности.
(после ответов учитель прикрепляет блоки ПОСТУПКИ, РЕЧЬ, РОД ЗАНЯТИЙ, ПОВЕДЕНИЕ, ОБЯЗАННОСТИ, УВЛЕЧЕНИЯ)
Учитель: - А может ли эта схема нам помочь при знакомстве с Ванькой?
(учитель заменяет ЗНАКОМСТВО на ВАНЬКА)
Учитель: - Давайте попробуем сформулировать тему урока. (Варианты учащихся)
Учитель: - А я хотела бы предложить тему в виде цитаты из текста «Сирота несчастная…»
Как вы понимаете эти слова? (Варианты ответов – один ученик находит в словаре «Дневник.ру»)
Сирота – ребёнок или подросток у которого умерли один или оба родителя. Несчастный – испытывающий несчастье, переживший много бед Н. скиталец.
Учитель: - Сформулируйте учебную задачу.
Учащиеся: - Научиться анализировать образ героя.
Работа с таблицей «Знаю,хочу,узнал»
Учитель: - Перед вами таблица. Запишите все, что вы знаете о Ваньке в 1 столбик, а во 2 столбик запишем то, что вы хотели бы узнать о Ваньке. Помните, что вам помогает схема, составленная нами совместно.
(Коллективно заполняются 1 и 2 столбики таблицы»ЗХУ»)
З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать. |
Учитель: - Зачитайте, что у вас получилось. Сравнивание с таблицей учителя. Примерное содержание таблицы – что могут назвать дети.
З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что нам осталось узнать. |
- Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов; - Это рассказ; - Ванька писал письмо дедушке в деревню; - Ванька жаловался на тяжёлый труд; … | - Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки. - Обязанности Ваньки; - Обстановка - интерьер; - Поведение; - Поступки; … |
3. ОСМЫСЛЕНИЕ.
Учитель: - Внешность, одежда, походка, жесты можно объединить в портрет. (Учитель заменяет блоки). Что такое портрет?
(Работа с термином «литературный портрет» по толковому словарю)
Учащиеся: - Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения.
Учитель: - Портрет, Обязанности, Интерьер, Поведение, Поступки - все эти пункты помогут познакомиться с героем, раскрыть его образ. Всё это средства создания литературного героя. (Остается на доске только 5 блоков)
Средств много, поэтому работу проведём в малых группах. Для более продуктивной работы предлагаю памятки-инструкции.
Памятка – инструкция № 1
(для групповой работы)
Портрет Ваньки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Каким вы представляете Ваньку?
* Сколько ему лет?
* Как одет Ванька?
* Наблюдателен и сообразителен ли Ванька?
* Какова речь Ваньки?
3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 2
(для групповой работы)
Обязанности Ваньки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Из чего состоит «ученье» Ваньки?
* Какие обязанности были у Ваньки в доме сапожника Аляхина?
* Как Ванька выполнял свои обязанности?
3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 3
(для групповой работы)
Интерьер (обстановка, где жил Ванька).
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Где жил Ванька?
* Что из мебели было в комнате?
* Где спит Ванька?
* Какие условия его жизни?
3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 4
(для групповой работы)
Чувства Ваньки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Почему Ваньке не нравилась жизнь в городе?
* В чём причины его страданий?
* Что чувствовал герой?
* Почему у Ваньки «жизнь пропащая»?
3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу
Памятка – инструкция № 5
(для групповой работы)
Поступки Ваньки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Какие поступки совершает Ванька в городе?
* Как Ванька относится к другим героям? Почему?
* Какие поступки совершал Ванька в деревне?
3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Внимательно прочитайте и приступайте к работе. Время ограничено – 7-10 минут. Если возникнут вопросы, можно воспользоваться моей помощью.
(Работа в группе: - обмен мнениями; работа с учебником, нахождение цитат; работа с рисунками; выводы, запись на листах, заполнение 3столбика таблицы «ЗХУ» подготовка докладчика к выступлению)
Учитель: - Что вы узнали о Ваньке? Когда выступает докладчик от каждой группы, внимательно слушаем и делаем записи в 3 столбике, дополняем, задаём вопросы.
3. РЕФЛЕКСИЯ.
Учитель: - Мы познакомились с главным героем рассказа Ванькой, используя разнообразные средства создания литературного образа, выделили его основные черты. Можно ли все эти черты отнести к одному определению «сирота несчастная …»? Сумел ли автор показать, что герой его несчастный? (Высказывания учащихся).
-Соберите пословицу. Как вы их понимаете?
В сиротстве жить - только слезы лить.
Добро по миру не рекой течет, а семьей живет.
Сердце матери лучше солнца согреет.
Учитель: - Вернитесь к УЗ (учебной задаче). Достигли вы её или нет?
Учитель: - Какие чувства у вас возникли во время чтения? (Жалость…)
Учитель: - Почему? (Ванька, он действительно несчастный; скорей всего без адреса письмо не дойдёт до дедушки. На уроках русского языка мы учились писать письма и знаем, для того, чтобы письмо дошло до адресата необходим точный адрес.)
Учитель: - В какое время написано письмо? (перед Рождеством)
Учитель: - А ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают! Давайте и мы совершим чудо. Напишите свои пожелания Ване на звездочках и прикрепите на доске.(Дети пишут свои пожелания Ване и прикрепляют их вокруг слова Ванька на кластере)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Написать ответ деда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения. А.П.Чехов. Ванька
Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова...
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ А.П.ЧЕХОВ "ВАНЬКА"
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ А.П.ЧЕХОВ "ВАНЬКА"...
Урок-исследование текста.Тема А.П.Чехов Ванька
Формирование у младших школьников интереса к чтению, воспитание внимательных и вдумчивых читателей является одной из важнейших задач начальной школы. Предлагаемый урок соответствует требованиям времен...
Презентация к уроку литературного чтения Чехов "Ванька"
Презентация составлена ко всем этапам урока. В неё включены этапы жизни и творчества А. П. Чехова, задания и иллюстрации к рассказу "Ванька"...
Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс
Конспект рассчитан на проведение двух уроков по произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....
Урок литературного чтения "А.П.Чехов "Ванька"
Урок литературного чтения в 3-м классе (УМК «Начальная школа XXIвека»). На уроке учащиеся знакомятся с трудной жизнью детей XIXвека, учатся анализировать, выражать собственные мысли. В про...
А.П.Чехов "Ванька". Два мира Ваньки Жукова
Тема: А.П.Чехова «Ванька». Два мира Ваньки Жукова. Цель урока: На материале авторской литературы и художественной картины обнаружить сложный мир переживаний, сложного мира чув...