А.П.Чехов "Ванька". Два мира Ваньки Жукова
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Мошкова Светлана Геннадьевна

Тема:  А.П.Чехова «Ванька». Два мира Ваньки Жукова.

     Цель урока: На материале авторской литературы и художественной картины обнаружить сложный мир переживаний, сложного мира чувств.

Формирование гражданской позиции в отношении эксплуатации детского труда.

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_vosstanovlen.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  А.П.Чехова «Ванька». Два мира Ваньки Жукова.

  1. Цель урока: На материале авторской литературы и художественной картины обнаружить сложный мир переживаний, сложного мира чувств.

Формирование гражданской позиции в отношении эксплуатации детского труда.

Тип урока:  комбинированный

                                          Планируемые результаты освоения темы:

Предметные УУД

Научатся осознанно воспринимать содержание авторского текста; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; осознавать сущность поведения героя; участвовать в диалоге при обсуждении произведения; продолжат  развивать навыки работы в группе, в паре ;развивать мышление, воображение.

Метапредметные УУД

  1. Личностные универсальные действия:

 - Смыслообразование через прослеживание судьбы героя. понимание чувств других людей и сопереживание им

 - Самоопределение и самопознание на основе сравнения образа «Я» с героем произведения посредством эмоционально-действенной идентификации.

 - 3акладывание эстетических ценностей ; чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

2. Регулятивные действия:

  - осознавать этапы организации учебной работы;

– принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;

– вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;

– осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

3. Познавательные универсальные действия :

- уметь устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героя.

 - обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;

– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

– устанавливать аналогии между литературными произведениями и  между выразительными средствами разных видов искусств.

4.Коммуникативные действия:

– учитывать позицию собеседника, учитывать

настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;

– сотрудничать с учителем и сверстниками;

– грамотно формулировать вопросы;

–, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников.

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

  • Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое. Для того, чтобы узнать о чем мы будем сегодня говорить на уроке, мы должны вспомнить рассказ, который вы читали на прошлом уроке . Вспомните, как он назывался? Кто автор?
  • Скажите, а о чем был этот рассказ?
  • Сформулируйте идею рассказа. Для чего он написан?

- И сейчас для того, чтобы мы смогли перейти к новому литературному произведению – мы немного вспомним этот рассказ.(работа в парах)

(слайд 1) Если вы правильно ответите на вопросы и разгадаете  кроссворд, то в выделенной строчке: вы  прочитаете  название рассказа, с которым мы сегодня начнем знакомиться и  фамилию автора этого рассказа.

Итак, что же у вас получилось? (слайд 2)

Как будет называться рассказ, с которым мы начнем знакомиться сегодня на уроке? А кто написал этот рассказ?

 

Познавательные УУД:

 умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

 умение представлять информацию в виде схемы;

 умение выявлять сущность, особенности объектов;

 умение на основе анализа объектов делать выводы;

умение обобщать и классифицировать по признакам;

  умение находить ответы на вопросы

 Коммуникативные УУД:

 умение слушать и понимать других;

 умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

 умение оформлять свои мысли в устной форме;

 умение работать в паре.

планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные:

волевая саморегуляция в

ситуации затруднения

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

  • Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Антона Павловича Чехова «Ванька», жизнью и творчеством этого писателя. (слайд 3 )

а) Сообщение детей о жизни и творчестве А.П.Чехова. (слайд 4-7)

   Итак, Антон Павлович Чехов. Если вы когда-нибудь в детской библиотеке попросите какую-нибудь из книг Антона Павловича, вам, конечно же библиотекарь даст книгу рассказов Чехова, в которой будут такие рассказы, как «Каштанка» или «Мальчики». Но это будут исключения. Так как сам Чехов говорил, что он никогда не писал книг для детей. Он вообще не любил книг для детей. Он говорил: «Детям надо давать только то, что годится и для взрослых».

Надо сказать, что в детстве у него не было детства (это его слова). Чехов достаточно натерпелся от сурового отца – владельца лавки, который часто пускал в ход розги. Учится ему не нравилось, он дважды оставался на второй год. Но это не помешало Антону Павловичу поступить на медицинский факультет университета. Надо было работать, чтобы содержать семью. Он начал сочинять и это приносило главный доход. Сначала он писал юмористические произведения,но постепенно юмор уходит из его творчества. Он начинает писать о людях, беспросветно несчастных. Среди его героев вызывающих сочувствие – дети.

 Первичное восприятие текста.

Голод и тяжелая жизнь в деревне вынуждали многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, их отдавали в ученье к сапожникам, столярам, портным, парикмахерам… О жизни одного из них писал великий русский писатель Антон Павлович Чехов.

Словарная работа. (слайд 8)

  •  Откройте свои учебники на странице 152.

(Чтение рассказа вслух, законченными частями).

Регулятивные УУД:

 умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

 умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

самоопределение ;

 смыслообразование.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение,

обобщение, аналоги, определение основной и

второстепенной информации, целеполагание.

ΙΙΙ. Применение нового знания

 Проверка первичного восприятия текста.

  • В) Сколько лет было Ваньке?

Где жил мальчик?

У кого служил Ванька?

Почему он вынужден работать?

Что бы произошло, если бы он не работал?

 Что он получают от работы?

Помимо работы, что есть у него?

Почему Чехов назвал рассказ “Ванька”, а не “Ванечка”? (к простым людям в те времена обращались так неуважительно, чтобы подчеркнуть их бесправное положение и свое господство над ними).

  • Прочитайте тему нашего урока. (Два мира В.Ж.)

Учитель показывает чистый лист бумаги. Какое отношение этот лист бумаги имеет к теме урока? ( Лист бумаги, на котором написано письмо, -это мир воспоминаний. Ванька мысленно переносился в деревню и вспоминал картины деревенской жизни. Дом сапожника Алехина – это реальный мир, в котором жил Ванька.

Какую работу выполнял Ванька в доме сапожника?

Как Ванька оказался в этом доме?

Назовите факты «учения» Ваньки. ( его обижают и над ним издеваются)Это и заставило его написать письмо.

  • Что просит Ванька?

Как вы думаете, долго ли терпел Ванька, прежде чем написать такое письмо?

  • Он стремится в деревню, чтобы отдохнуть? На что согласен Ванька? Прочитайте.

Тогда объясните мне, какой смысл в его просьбе к деду? Составим портрет Ваньки.(Составление синквейна – стихотворной формы из 5 строк  ) (слайд9)

1 существительное (тема)

2 прилагательных

3 глагола

Предложение

Слово – синоним, ассоциация

Чит. учитель стих.

 Жизнь сироты – удел жестокий.
Затрещины, побои, черствый хлеб, вода,
Насмешки челяди, труд рабский
Весь день и ночь, до самого утра.

Еще ребёнок, но в душе старик,
Он вспоминает жизнь свою былую,
Забившись в угол, как сверчок,
Молясь на образа, тоскуя.

И маленькое прошлое его, как чудо
Там мама есть, там видел он добро,
Учился грамоте и танцы знал не худо,
И получал подарки в Рождество.

Теперь полу ребенок – полу старичок
Лишь на бумаге изливает душу.
Какие б муки не терпел – всегда молчок,
Сиротских слез работой тяжкой не иссушишь.

Терпеть, надеяться, молчать и ждать
То чудо, что когда-нибудь произойдет.
Быть – может, возвратится он домой,
Конец его страданиям придет.

И замирая сердцем, чудь дыша,
Поспешно, как – то воровато,
Письмо он пишет помощи прося,
Оглядываясь на иконы виновато,

Уже письмо в его руке,
Конверт подписан: «На деревню. Деду».
Ямщик подвыпивший в своем возке
Покатит с ним по белу свету.

А мальчику на побегушках ждать и ждать.
Терпеть пенки, издёвки, тумаки и голод.
Надежда будет душу согревать,
Как пламя очага в суровый холод.

  • как вы думаете, случай Ваньки единичный? Или были еще дети с похожими судьбами?

Знакомство с шедеврами мировой культуры 

Найдите в «Музейном доме» картину Николая Богданова –Бельского «Дети за пианино».

Это деревенским детям купили пианино? (это дети тех, кто обслуживает дом. А хозяева  либо еще не приехали из города в деревню на дачу, либо уже вернулись в город)

Как дети одеты и обуты?

Рассмотрите мебель и посуду в корзине?

Посмотрите на мальчика, который смотрит в зеркало. Какое у него выражение лица? (задумчивое)Взгляд растерянный, это взгляд в непонятную для него жизнь.

Обратите внимание на девочку. ( сидит на краешке кресла,   пытается хотя бы одним пальцем извлечь из инструмента звуки)

К какому приему прибегает художник? (контраст)

Что объединяет эту картину с рассказом «Ванька»? (жили 100 и более лет назад в бедных семьях, работали у господ, их наказывали и били, они не учились, у них не было игрушек )

Но ведь не все дети в конце 19-начале 20-го века так жили.

Просмотр отрывка из к/ф «Белый пудель».

  • Почему эти дети жили иначе?
  • А как вы думаете в то время в России существовал закон о работающих детях?

  •  Давайте вернемся еще раз к письму. Как подписывает конверт Ванька?
  • Дойдет ли до адресата это письмо? Получит ли его Ванькин дедушка?
  • А вот теперь давайте немного окунемся во взрослую жизнь и представим себе, что это письмо не дошло до Константина Макаровича, но оно попало в организацию, которая в принципе сможет защитить Ваньку. Представим себе, что письмо попало в Государственную Думу.
  • А что такое Государственная Дума? Для чего она нужна?
  • Кого избирают в Думу?
  • Вот мы с вами сегодня на некоторое время станем депутатами Думы, к которым попало письмо мальчика Ваньки Жукова. И мы мы с вами должны будем обсудить это письмо и попробуем сформулировать свою точку зрения на труд детей.

(Работа в группах:

  • 1-я группа: найти несколько позитивных моментов в детском труде
  • 2-я группа: найти несколько негативных моментов в детском труде
  • 3-я группа: сформулировать статьи закона о детском труде)
  • Итак, у нас получился вот такой законопроект. А сейчас, каждый из вас подумает, помог бы этот закон Ваньке и другим ребятам? Почему подумает каждый, потому что когда депутаты принимают какое-то решение, то каждый решает за себя.
  • У вас на партах лежат листочки, на которых написано «ЗА», «ПРОТИВ» и «ВОЗДЕРЖАЛСЯ». Давайте проведем голосование. Решение принято (не принято).

Мы сегодня начали с рассказа А.П.Чехова «Ванька», а закончили такой серьезной проблемой как детский труд.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание

Регулятивные

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в группе), оценивать правильность выполнения заданий.

Познавательные: извлечение из

текстов необходимой информации, установление причинно-

следственных связей, выполнение действий по

алгоритму, осознанное и произвольное

построение речевого высказывания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью, адекватное использование

речевых средств для решения

коммуникационных задач, формулирование и аргументация

своего мнения в коммуникации, учет разных мнений,

координирование в сотрудничестве

разных позиций, достижение договоренностей и

согласование общего решения.

Личностные: осознание ответственности за

общее дело . 

формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

ΙV. Домашнее задание (по желанию)

Вы хотели бы изменить судьбу Ваньки?

Придумайте продолжение рассказа. Кто захочет, пусть напишет письмо в клуб.

V. Итог

Рефлексия

Кто доволен своей работой на уроке?

Что понравилось вам на уроке?

                                     знаю 

Я                                   запомнил 

                                      смог 

Положили в ладошку красную фишку, если на уроке ничего не понятно,

                                     желтую. если все понятно, трудностей не испытываю,

                                     зеленую, если хочу знать больше!

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью,
использование критериев для

обоснования своего суждения

Личностные: следование в поведении

моральным нормам и

этическим требованиям.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия.

контроль и оценка процесса и

результатов деятельности.

Регулятивные: Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Кроссворд

                       

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Место, куда так стремился Петька.

2. Пойманная рыба.

3. Имя матери Петьки.

4. Заведение, в котором работал Петька.

5. Место, где находилась дача.

6. В глазах мальчика светилась глубокая…

7. Имя героя рассказа Л.Андреева.

8. Это слово Петька слышал каждый день в приказах своего хозяина.

9. Предмет, с помощью которого ловят рыбу.

10. Город, в котором живет Петька.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по обучению чтению в подготовительной группе (букварь Жуковой)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, требования к обучающемуся и календарное планирование...

Сценарий спектакля "Свистать всех наверх". М.В.Жукова

Сценарий спектакля "Свистать всех наверх" ( первым названием спектакля было "В деревянном башмаке") предназначен для постановки с детьми в начальной школе. Есть видео спектакля по этому сценарию, пост...

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс. Жукова И.А.

1.     ФИО учителя: Жукова Ирина Анатольевна2.     УМК: «Школа России»3.     Предмет: окружающий мир4.     Класс: 3б5....

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе "А.П. Чехов «Ванька». Два мира Ваньки Жукова"по УМК "Перспективная начальная школа"

Данный урок литературного чтения (УМК «Перспективная начальная школа) по теме «А.П.Чехов «Ванька». Два мира Ваньки Жукова »  проводится в 4 классе во второй четверти.Урок разработан на основании ...