Урок-исследование текста.Тема А.П.Чехов Ванька
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Формирование у младших школьников интереса к чтению, воспитание внимательных и вдумчивых читателей является одной из важнейших задач начальной школы. Предлагаемый урок соответствует требованиям времени: ребёнок учится думать, добывать знания, а не принимать их в готовом виде.Большое внимание уделяется постановке проблемных вопросов, созданию проблемных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issleovanie_chehov_vanka.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование текста
(Учебник О.Кубасовой, УМК «Гармония» 4 класс)
Тема: А.П. Чехов. Ванька.
Цели урока:
образовательные
- познакомить учащихся с биографией и творчеством А.П.Чехова;
- познакомить с содержанием рассказа А.П.Чехова « Ванька»;
- выяснить с детьми, как жил их ровесник, живший 200 лет назад;
- подвести детей к выводу о тяжёлой судьбе крепостных людей;
- совершенствовать навык осознанного правильного чтения;
- совершенствовать умение работать с иллюстрациями рассказа;
- совершенствовать умение работать с текстом рассказа.
развивающие
- развивать память, внимание, мышление, речь, наблюдательность.
воспитательные
- воспитывать интерес к произведениям русских классиков;
- воспитывать нравственные качества.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, выставка некоторых литературных произведений А.П.Чехова, старинная чернильница, перо, свеча, презентация «А.П.Чехов «Ванька», толковые словари, репродукция картины В.Маковского «Свидание».
Методы и приёмы обучения
- к методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, используемые на данном уроке, относятся: словесные, наглядно-практические, индуктивные и дедуктивные, проблемно-поисковые.
- методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: создание эмоционально-нравственных ситуаций, учебная дискуссия.
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: фронтальный и индивидуальный опрос.
Ход урока.
- Организация на урок.
- Проверка домашнего задания.
- Какую страницу истории России приоткрыли рассказы С Алексеева?
Пересказ учащимися рассказа С Алексеева «Радуйся малому, тогда и большое придёт»
- Постановка учебной задачи.
Сегодня мы познакомимся ещё с одной страницей из истории России.
Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает.
Работа по картине В.Маковского «Свидание»
- Внимательно рассмотрите картину В. Маковского «Свидание». Этот художник был современником А.П. Чехова.
- Как вы понимаете слово «современник»?
(Тот, кто живет в одно время с кем-нибудь)
- О чем рассказывает картина?
( Картина рассказывает о свидании матери с сыном, отданным в учение к какому – то городскому ремесленнику (судя по кожаному фартуку мальчика – к сапожнику ). Судя по узелку и дорожной палочке, по одежде женщины, она приехала из деревни, чтобы повидаться с сыном и покормить мальчика. Её жест и взгляд, направленный на мальчика, выражают боль и любовь. Ей явно очень жаль сына, и она молча наблюдает, как он торопливо жует принесенный ею калач. У этих двух близких людей нет даже возможности повидаться в нормальных условиях: встреча явно происходит в сенях. А поскольку мальчик даже не снял фартук, он явно торопится вернуться на свое рабочее место.)
О трудностях и лишениях того времени писали многие писатели в том числе и А.П. Чехов.
(Презентация А.П.Чехов)
- Сообщение темы урока.
-Сегодня мы познакомимся с рассказом «Ванька»
1 Подготовка к восприятию рассказа А.П.Чехова «Ванька»
(проводится по материалам учебника стр.107)
2 Словарная работа.
- Некоторые слова в этом рассказе мне не понятны. Постарайтесь объяснить их значение. Можете воспользоваться словарем.
Каждая группа ищет слова в толковых словарях.
1гр.- заутреня, колодка, клирос;
2гр. –людская, тулуп,
3гр. - иезуитское, ледник, горничная;
4гр.- подпасок, кучер, ямщик
(Заутреня – ранняя церковная служба в праздник;
колодка – кусок дерева в форме нижней части ноги до щиколотки, употребляемая при шитье обуви, клирос-место для певчих в церкви перед иконостасом;
людская- помещение для слуг в барском доме,
тулуп – долгополая меховая шуба;
иезуитское – лживое, лицемерное;
ледник – погреб;
колотушка- устройство из дощечек для постукивания;
горничная – работница для уборки комнат;
подпасок – мальчик, помогающий пастуху;
кучер – работник, который правит лошадьми;
ямщик – кучер)
- Чтение начала рассказа А.П.Чехова «Ванька» в исполнении Ю.М.Соломина (звукозапись)
( дети следят)
- Как вы думаете, о чем мог написать в письме девятилетний мальчик?
Устное рисование.
Учитель:
- А хотите узнать?
VI. Чтение текста по частям с использованием индивидуально-дифференцированного подхода.
I часть стр.108 со слов: “Ванька перевел глаза на темное окно…” до слов на стр.109 “Как будто его перед праздником помыли и потерли снегом”.
- Найдите описание внешности дедушки Константина Макаровича.
- Как автор описывает ночь в деревне.
- От какого лица ведется повествование в этой части?
Обобщение: Ванька смотрит на темное окно, а что он в это время вспоминает? Прочитайте выборочно.
(Все самое дорогое, любимое, светлое).
II часть
стр. 109 со слов “Ванька вздохнул…”
стр.110 до слов: “Все равно как за мамку Пелагею
- Найдите и прочитайте, из чего состоит “учение Ваньки»?
- На что согласен Ванька, лишь бы его отсюда забрали?
- Найдите предложение в тексте, в котором выражено отчаяние мальчика?
Смотрите, дети, какие страшные слова: “смерть одна”, какая безысходность
- Какой фразеологизм вы нашли в тексте?
(секи как Сидорову козу)
VII. Физкультминутка.
III часть
стр.110 со слов: “А Москва город большой…” до слов на стр. 112 “К сапожнику Аляхову»
- Поняли ли вы, о чем речь пойдет в этой части?
Творческая работа.
- Что для Ваньки является самыми светлыми воспоминаниями?
IV часть
1) Чтение “шепотом”
- Согласитесь ли вы с утверждением, что Ванька наблюдательный и чрезвычайно сообразительный мальчик.
Докажите словами из текста
- Какая часть письма мальчика Вам кажется самой драматической?
- Как автор называет письмо?
(Доверено самое сокровенное, мечты, надежды)
Учитель:
1. Какие чувства мы испытываем, читая письмо чеховского героя?
2. Хотелось бы вам помочь Ваньке?
3. Как вы думаете, получит ли письмо дедушка? Почему же Ванька так промахнулся с адресом?
4. А случайно ли то, что Ванька пишет его в ночь перед Рождеством?
5.Как построен рассказ? ( Чередование от 3-го лица- от имени автора и от 1-го лица)
VIII. Составление плана. Подготовка к пересказу.
Расположите рисунки в последовательности происходящих событий.( 1 группа)
Составьте план рассказа. (2 группа)
Подготовить краткий пересказ по картинному плану. (3 группа)
IX. Обобщение.
- Какое настроение вызвал у вас рассказ А.Чехова “Ванька”?
Рассказ грустный, но он помогает нам осознать, что Ванька не пропадет в этой жизни.
(Умеет читать, писать, что было в то время редким явлением, трудолюбивый)
И пусть на этот раз его желание не сбудется, но в его жизни будет “свое Рождество!»
X. Рефлексия.
- Чему вы научились на уроке?
- Какие задания вам понравились больше всего?
- Продолжи предложения:
Мне показалось важным…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Сделай вывод, что тебе дал этот урок для жизни?
XI. Подведение итогов урока. Комментированное выставление оценок.
XII. Дом. задание по выбору.
Уровневая дифференциация.
- Пересказ.
- Описание Москвы наизусть.
- Написать продолжение, что могло произойти дальше с Ванькой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения. А.П.Чехов. Ванька
Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова...
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ А.П.ЧЕХОВ "ВАНЬКА"
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ А.П.ЧЕХОВ "ВАНЬКА"...
Презентация к уроку литературного чтения Чехов "Ванька"
Презентация составлена ко всем этапам урока. В неё включены этапы жизни и творчества А. П. Чехова, задания и иллюстрации к рассказу "Ванька"...
Урок-исследование текста (Учебник О.Кубасовой, УМК «Гармония» 4 класс) Тема: А.П. Чехов. « Ванька».(2 урок, продолжение темы)
· познакомить с содержанием рассказа А.П.Чехова « Ванька»;· выяснить с детьми, как жил их ровесник, живший 200 лет н...
А.П.Чехов "Ванька". Два мира Ваньки Жукова
Тема: А.П.Чехова «Ванька». Два мира Ваньки Жукова. Цель урока: На материале авторской литературы и художественной картины обнаружить сложный мир переживаний, сложного мира чув...
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе "А.П. Чехов «Ванька». Два мира Ваньки Жукова"по УМК "Перспективная начальная школа"
Данный урок литературного чтения (УМК «Перспективная начальная школа) по теме «А.П.Чехов «Ванька». Два мира Ваньки Жукова » проводится в 4 классе во второй четверти.Урок разработан на основании ...
Конспект урока-исследования по предмету Литературное чтение 4 класс УМК "Гармония". тема: "Картины прошлого России. А.П.Чехов "Ванька".
Урок построен с использованием проектно-исследовательской технологии....