Сценарий урока "Согласная буква Г"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Корбут Антонина Анатольевна

Сценарий урока изучения новой буквы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_bukva_g.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:


ГБОУ Школа № 492

Конспект урока

по предмету обучение грамоте в 1 классе

Тема: «Согласная буква Г»

Корбут Антонина Анатольевна

учитель начальных классов


Москва 2017 г.


Тема урока: «Не делай другим того, чего себе не пожелаешь»;

Образовательная система (УМК): «Школа России»;

Цель урока: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с согласными звуками [г] и [г`] и буквой «Г, г».

Планируемые результаты/Задачи урока:

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Научить использовать приобретенные знания по теме урока на практике;
  • Обучать проводить анализ услышанного материала.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать умение слышать и слушать учителя и своих одноклассников;
  • Прививать интерес и любовь к родному языку через упражнения и задания;
  1. Развивающие:
  • Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать полученные знания;
  • Развивать мышление, диалогическую  и монологическую речь, коммуникативные способности;
  • Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи;

Планируемые результаты:

  1. Личностные:
  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку.
  1. Метапредметные:
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • работать со знаково-символическими средствами;
  • устанавливать причинно-следственные связи
  1. Предметные:
  • понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
  • различать на слух звуки [г] и [г`] и характеризовать их, находить с слого-буквенных системах;
  • читать слоги, слова, предложения с новой буквой;
  • рассказывать правила фонетического чередования звонких и глухих согласных, не отражающиеся на графическом облике слов.

Средства обучения:

Литература:

Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.Учебник. — М.: Просвещение, 2011;

Методическое пособие для преподавателей и студентов Н.К. Булычева, Е.С. Колокольчикова, В.А. Федотова Практика «Пробные уроки и занятия»;

Интернет – ресурсы;


Этапы урока

(с указанием времени)

Дидактические задачи этапа

Содержание материала урока

Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся

1.Организационный момент

Формирование навыков  у  учащихся осознанно вливаться в пространство учебной деятельности на уроке.

Приветствие

На данном этапе урока учитель использует следующие методы и приемы: рассказ.

.2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Актуализировать учебное содержание на тему изученных букв и звуков. Организовать деятельность по совершенствованию умений устанавливать соотношения между буквами и звуками.

Работа со звукобуквенной лентой:

Посмотрите на слайд. Мы с вами уже знаем, что буквы живут в домике, где есть два подъезда. В одном подъезде живут гласные буквы, а в другом – согласные. Давайте посмотрим, кто же живет на первом этаже в первом подъезде. Какая из этих букв обозначает 2 звука? Буква Е. Когда она обозначает два звука? Когда стоит в начале слова или после гласного. Верно. А кто у нас поселился на втором этаже? Буквы, обозначающие гласные звуки и твердость согласных звуков в слове. Молодцы. Теперь посмотрим, кто же у нас поселился в синем подъезде. Буквы согласных звуков. Какие буквы поселились у нас на первом этаже. Буквы, обозначающие глухие согласные звуки. А на втором этаже? Буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. А сейчас я буду показывать вам на букву, а вы будете говорить, как она называется, и какие звуки она обозначает. (Учитель показывает на буквы, а дети выполняют задание). 

На данном этапе урока учитель использует следующие методы и приемы: беседа по буквенной ленте, фронтальный опрос.

3. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

Создать мотивацию к учебной деятельности посредством отгадывания загадок и ответов на вопросы.

Сейчас я предлагаю вам отгадать несколько загадок. И вот первая загадка:

Щиплет за пятки, беги без  оглядки.

Кто это? Гусь. Произнесите слово по слогам. Сколько слогов? Почему? Один, потому что в слове один гласный звук.. Какой звук слышите в начале слога? [г] Как соединяются звуки в слоге? Слиянием звуков и еще один звук. Какой звук: гласный или согласный? Почему? Согласный, потому что воздух встречает препятствие в ротовой полости. Звонкий он или глухой? Звонкий. Твердый или мягкий? Твердый. Следующая загадка:

Быстрее ветра мчится зверь —

Был здесь, а где же он теперь?

Мгновенно взяв отличный старт,

Уже у финиша…

Кто же это? Гепард. Произнесите слово по слогам. Сколько слогов? Почему? Два, потому что в слове два гласных звука. А теперь произнесите слово без деления на слоги. Какой звук слышите в начале слова? [г`] Какой звук: гласный или согласный? Почему? Согласный, потому что воздух встречает препятствие в ротовой полости. Звонкий он или глухой? Звонкий. Твердый или мягкий? Мягкий.

Звуки [г] и [г`] – братья близнецы.

На данном этапе урока учитель использует следующие методы и приемы: беседа, упражнение, объяснение.

4.Реализация проекта.

Организовать учащихся, на анализ решения и определения места затруднения, на выявление и фиксацию соответствующих способов действий. Организовать деятельность по умению находить в словах звуки [г] и [г`]. Формирование навыка чтения.

Упражнение в слышании звуков.

Выйдете из – за парт, пожалуйста. Сейчас я буду называть вам слова, а вы будете определять: есть в них звук [г] или [г`]. Если вы услышите звук [г], то хлопните в ладоши, а если звук [г`], то присядьте. Если не услышите ни один из этих звуков, то ничего не показываете.

Снеговик, мальчик, снегири, звезда, ягода, горка, рябина, гирлянда.

Молодцы, вы справились с заданием, садитесь, пожалуйста. Вы, наверное, уже догадались, с какой буквой мы будем с вами сегодня знакомиться. Буква Г. Верно. А какие звуки она обозначает? [г] и [г`]

На что похожа буква Г? На кочергу, клюшку.

Буква Г на что похожа?

На крючок, на косу тоже.

Гусь гогочет: - Га – га – га,

Г – топорик, кочерга,

Гнутый гвоздик, сапожок,

Клюшка, тяпка и флажок!

Почему изображено 2 буквы Г? Одна строчная, а другая - заглавная. Когда используем заглавную букву? При написании имен, кличек животных, названий городов.

Работа по слоговой таблице. Чтение слогов (стр. 119).

Чтение слогов. Прочитайте слоги, где буква Г обозначает звук [г]. Гу, га, го.  Как обозначена твердость? С помощью буквы гласного звука. Какие буквы приказывают букве Г читаться твердо? А, о, у. Прочитайте слоги, где буква Г обозначает звук [г`]. Ги, ге. Какие буквы приказывают букве Г читаться мягко? И,е.

На слайде появляются дополнительные слоги и образуются слова: горох, гиря, гепард, гусь, газета. Прочитайте слова по слогам. Прочитайте, как написано, затем как произносится.

Работа по картине.

Откройте вашу азбуку на странице 118. Что изобразил художник? Художник изобразил грибной городок. Как мы можем понять, что картина изображает действия в грибном городке? На картине изображены дома и жители с виде грибов.. Что делают жители этого города? Они капают, гуляют с коляской, выходят из своих домиков. 

Придумайте в парах рассказ «День жителей грибного городка».

Посмотрите на слова на странице 119. Прочитаем слова. Сначала читаем слово по слогам, а затем, как написано. Посмотрите на эти слова. Найдите среди этих слов то, которое представлено в единственном и во множественном числе. Гриб, грибы. А в каких случаях мы употребляем данные слова? Гриб – когда говорим об одном, а грибы, когда их много.  Посмотрите на слова «корзина» и «корзинка». Корзина продуктов, но корзинка грибов. Найдите среди этих слов те, которые начинаются с заглавной буквы. Гена и Галя. Почему они пишутся с заглавной буквы? Потому что это имена людей.  Верно, молодцы. Читающим детям предлагается поработать с пословицами на странице 118. Прочитать их и подумать над их значением. Остальные дети открывают

страницу 119. Прочитайте текст по предложению. (После каждого предложения задается вопрос). О ком говорится в тексте? Что собирали Гена и Галя? Какие грибы собрал Гена? Прочитайте еще раз текст.

На данном этапе урока учитель использует следующие методы и приемы: беседа, упражнения в чтении слов, объяснение, работа с учебником.

5. Включение в систему знаний.

Организовать деятельность учащихся на и фиксацию соответствующих способов действий.

А сейчас откроем страницу 120 и попробуем соотнести рисунки и слова. Дети выполняют задание. Какое еще значение может иметь слово «лист»? Лист бумаги, на котором мы пишем.

Откройте страницу 121. Прочитайте скороговорку внизу страницы. Один ребенок читает. До города дорога в гору, от города – с горы.  Прочитаем скороговорку хором. Теперь попробуйте прочитать ее быстрее. В слове «дорога» на какой слог падает ударение? На второй. А какой звук мы слышим в первом слоге? [а] Это ошибкоопасное место.

Как вы думаете, что происходит в природе с наступлением весны? Тает снег, распускаются почки, прорастает трава. Прочитаем текст. Дети читают текст по предложению, после каждого предложения задается вопрос. Придумайте продолжение текста.

На данном этапе урока учитель использует следующие методы и приемы: беседа, упражнение, объяснение, работа с учебником.

6.Рефлексия деятельности на уроке.

Организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

организовать оценивание учащимися собственной работы на уроке;

Итак, давайте вспомним, с какой буквой мы сегодня познакомились? Буква Г. Какие звуки она обозначает? Звуки [г] и [г`].

Молодцы, вы сегодня хорошо поработали.

На данном этапе урока учитель использует следующие методы и приемы: беседа.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Бб" (Начальная школа XXI века)

Урок проведён в первом классе с использованием деятельностного метода....

Сценарий праздника «Путешествие в страну букв», посвященный Дню славянской письменности и культуры.

Ознакомление детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием...

Сценарий урока литературного чтения в 1 классе. "Звуки [г], [г. Буква Г,г.]

Сценарий урока литературного чтения,  данного в 1 классе по теме "Звуки [г],  [г]. Буква Г,г....

Сценарий урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Знакомство с буквой Мм"

Разработка и презентация урока обучения грамоте в 1 классе...

Сценарий праздника букв английского алфавита

Повторить пройденный учебный материал по темам: « Алфавит, движения, цвета, животные, счет, семья, школьные принадлежности » в неформальной обстановке.( как итоговое обобщение изученного материал...

Сценарий занятия по письму в «Школе будущего первоклассника» с использованием ИКТ по теме «Знакомство с письменной буквой Т. Письмо элементов заглавной буквы Т.»

Целью данного занятия является формирование умения различать печатный и письменный варианты букв , поэлементный анализ заглавной письменной  буквы Т....

Сценарий урока "Буква М", "Письмо заглавной и строчной букв М. м"

Сценаий урока с презентацией по письму и чтению  (букварный период) для 1 класса  по теме "Буква М" по программе "Начальная шукола XXI века"...