Конспект урока по литературному чтению Жигулин "О Родина"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Ефименко Татьяна Николаевна

Урок составлен к УМК "Школа России" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhigulin_o_rodina.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературному чтению 4 класс

  1. Организационный момент.                                      Слайд 1

Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться. Доброе утро!
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым 
пусть доброе утро длится до вечера!

2. I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.                Слайд 2

- Ребята, я предлагаю вам сегодня начать наш урок с просмотра небольшого видеофрагмента.

Видеоклип  «Малиновый звон»

-Дети, как вы думаете, случайно ли сегодня этот видеофрагмент прозвучал в начале нашего урока? (нет, не случайно, т.к. мы начали работу с разделом Родина и уже изучили несколько произведений по этой теме)

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

– С какими произведениями мы познакомились на предыдущих уроках? (С произведением С. Дрожжина “Родине”, И.С. Никитин «Русь»)

-Обратимся к домашнему заданию, которое вы получили вчера. Итак, я напомню 1ряд получил задание под названием «Истоки». Вам нужно было узнать, откуда произошло слово Родина и найти слова, близкие по значению этому слову.

- Слово родина произошло от древнего слова  poд которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас — потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.( Ставицкая, Шувалова)

Poдить - значит, произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное (собака, кошка, лиса...), родит почва, земля.

Родители отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич — родственник, член рода.

Родня родственники.

Родословная — перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают ее.    

Родина   это и отечество,  страна,  и место рождения человека.

Народ — нация, народность, жители страны. Есть еще много слов с корнем -род-: народность, народить, родственники, нарождающийся, родник и др.

2-ой ряд получил задание под названием «Народная мудрость о Родине»

Второй группе было дано задание подобрать пословицы о Родине.

  • Если дружба велика, будет Родина крепка.
  • Жить – родине служить.
  • Родина- мать умей за неё постоять.
  • Человек без родины, что соловей без песни. (не спрашивать Кирилла)

-Я тоже приготовила пословицу о родине. Вы видите её на слайде.            Слайд 3

-Давайте раскроем смысл этой пословицы. И для пояснения смысла данной пословицы предлагаю вам использовать текст «Далеко от родины».

-Работать вы будете в паре. Как поможет  вам работа в парах?                        

-  У вас на партах лежат карточки с текстом, прочитайте и используя данные текста объясните смысл этой пословицы. (2мин.)

Далеко от родины

Долгие месяцы видят наших птиц жители Африки. Но никогда они не слышали их пения. Круглый год в Африке зеленеют деревья. Круглый год светит солнышко. Почему же наши певуньи в Африке не поют? Потому что не под пальмой гнездо соловья. Оно где-нибудь в кустиках возле тихой русской речки. Птица поёт там, где она гнездо вьёт. Птица поёт на родине.

Дети дают свои объяснения.

-Хорошо, молодцы.

-А ребята третьего ряда представят нам своё домашнее задание немного позже.

. III. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

- Ну а сейчас, настало время знакомства с новым произведением по разделу Родина.

- Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок.     Слайд4

Вам в помощь опорные слова на слайде.       Слайд 5

  • Мы познакомимся с ... (новым произведением, с новым автором, узнаем о его жизни и творчестве
  • Мы узнаем...
  • Мы вспомним....как работать со стихотворением,
  • Мы будем уметь…выразительно читать,
  •  Мы сможем поразмышлять …о том как нужно любить родину, о красоте родной природы, о славе и величии России

– Да, сегодня на уроке будем учиться правильному, осознанному и выразительному чтению, анализировать произведение и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А.В. Жигулина и его произведением “О, родина!..”

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией А.В. Жигулина.           Слайд6

1 января 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Свои первые стихи он начал писать ещё в школе. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии:

Слайд 7

 “Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба...Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне.

Прожил  А.В. Жигулин 70 лет и умер в Москве 6 августа 2000 года.

Образ России - один из главных в поэзии А.В. Жигулина.

Итак А.В.Жигулин «О Родина, в неярком блеске…»

V. Работа над содержанием стихотворения А.В. Жигулина “О, Родина!..

Анализ стихотворения

- О чём это стихотворение?

- Прочитайте стихотворение про себя, кто чувствует, что он уже может прочитать стихотворение вслух.

(чтение стихотворения вслух)

Работать над анализом стихотворения вы будете по рядам.

1ряд- 1 строфа.

2 ряд- 2 строфа

3ряд-3 строфа                                                     Слайд 8

- Прочитайте первую строфу

- К кому обращается автор? (к Родине)

- Как вы об этом догадались?

- Что любит автор? Найдите в первой строфе. (пролески, перелески)

- Что такое пролески, перелески?

- Найдите первую строчку. Как понимать выражение «В неярком блеске»? К чему относится это выражение? Давайте попробуем соединить первую и третью строчку первой строфы. Прочитайте.

- Прочитайте вторую строчку. Каким синонимом можно заменить слово взором? (взглядом)

- Что автор подразумевает под словом «трепетным»? (волнующий)

- Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? (любить очень сильно).

- Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? (О любви к Родине).

- Читаем вторую строфу. Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе?

(в ней говорится о том, что  любит автор)

- Назовите, что он любит? (Шорох рощи белоствольной)

- О какой белоствольной роще идёт речь? (березовой)

- О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом? (погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу)

- Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь? (о тумане)

- Что ещё волнует автора?(Ржавый крест над колокольней)

- Почему ржавый крест? (Церковь старая, заброшенная)

- Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? (о могиле солдата)

- Перечислите ещё раз своими словами, что особенно дорого автору.

- Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны? (жнивьё)

- Жнивьё – это …….

- Как вы понимаете первые две строчки этой строфы?

- А почему обиды и прощения пройдут? (потому что он на родине)

? - Что видит в своей родине поэт? (Утешение и исцеление) Почему

- Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения.

Чем является Родина для автора этого стихотворения?

(На доске появляются слова: Родина, исцеление, утешение.)

– А теперь все вместе попробуем определить в каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? (В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека).

- Ещё раз прочитайте стихотворение про себя, отметьте места, где надо делать короткие паузы  и приготовьтесь к  выразительному чтению вслух. Можно работать в паре , обращаясь друг к другу текстом стихотворения.

Читают 3-4 уч-ся

- Ребята, какой уголок России вы считаете своей малой Родиной?       Слайд 9

О нашей Родине тоже написаны стихи и песни.  И вот сейчас слово ребятам 3 го ряда с их домашним заданием. (чурилова, Шкеда, никонова)

- Хотели бы вы поменять место жительства, уехать из своего села? Почему?

- Чем вы дорожите в своём селе, что считаете ценным?

- Чем вы можете помочь своему родному селу, чтобы оно стало ещё краше?

VI. Итог урока.

  • Материал урока мне был…

  • Заставил задуматься…

  • Я научился и узнал…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Могу похвалить своих одноклассников…

«Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?».

Закончить наш урок мне хотелось  стихотворением  Е. Синицына.

Берегите    Россию –

Нет  России  другой.

Берегите  её  тишину  и  покой,

Это  небо  и  солнце,

Этот  хлеб  на  столе

И  родное  оконце

В  позабытом  селе…

Берегите   Россию  -

Без  неё  нам  не  жить.

Берегите  её,

Чтобы  вечно  ей  быть.

Нашей  правдой  и  силой,

Всею  нашей  судьбой

Берегите  Россию  -

Нет  России  другой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: М.М. Пришвин "Моя Родина"

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: М.М. Пришвин "Моя Родина" . УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по литературному чтению по теме: Поэтические картины о Родине. Н.И. Рыленков "К Родине"

                           Открытый урок литературного чтения в 4 классепо теме: Поэтические картины о Родине.  Никола...

План-конспект урока по литературному чтению "А.В.Жигулин "О! Родина! В неярком блеске..." Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому." 4 класс (с презентацией)

Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,обогатить словарный запас учащихся,развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,умения передавать п...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "А.В.Жигулин "О, Родина!""

Цели деятельности учителя: • создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине; • развитие навыков правильного, выразительного чтения.Планируемые результаты:Предметные:...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "А.В.Жигулин "О, Родина!"", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине; развитие навыков правильного, выразительного чтения.Планируемые результатыПредметные:знать биографию автора С....