Конспект урока по литературному чтению Жигулин "О Родина"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по литературному чтению 4 класс
- Организационный момент. Слайд 1
Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться. Доброе утро!
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!
2. I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Слайд 2
- Ребята, я предлагаю вам сегодня начать наш урок с просмотра небольшого видеофрагмента.
Видеоклип «Малиновый звон»
-Дети, как вы думаете, случайно ли сегодня этот видеофрагмент прозвучал в начале нашего урока? (нет, не случайно, т.к. мы начали работу с разделом Родина и уже изучили несколько произведений по этой теме)
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
– С какими произведениями мы познакомились на предыдущих уроках? (С произведением С. Дрожжина “Родине”, И.С. Никитин «Русь»)
-Обратимся к домашнему заданию, которое вы получили вчера. Итак, я напомню 1ряд получил задание под названием «Истоки». Вам нужно было узнать, откуда произошло слово Родина и найти слова, близкие по значению этому слову.
- Слово родина произошло от древнего слова poд которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас — потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.( Ставицкая, Шувалова)
Poдить - значит, произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное (собака, кошка, лиса...), родит почва, земля.
Родители — отец и мать, у которых рождаются дети.
Родич — родственник, член рода.
Родня — родственники.
Родословная — перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают ее.
Родина — это и отечество, страна, и место рождения человека.
Народ — нация, народность, жители страны. Есть еще много слов с корнем -род-: народность, народить, родственники, нарождающийся, родник и др.
2-ой ряд получил задание под названием «Народная мудрость о Родине»
Второй группе было дано задание подобрать пословицы о Родине.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
- Жить – родине служить.
- Родина- мать умей за неё постоять.
- Человек без родины, что соловей без песни. (не спрашивать Кирилла)
-Я тоже приготовила пословицу о родине. Вы видите её на слайде. Слайд 3
-Давайте раскроем смысл этой пословицы. И для пояснения смысла данной пословицы предлагаю вам использовать текст «Далеко от родины».
-Работать вы будете в паре. Как поможет вам работа в парах?
- У вас на партах лежат карточки с текстом, прочитайте и используя данные текста объясните смысл этой пословицы. (2мин.)
Далеко от родины
Долгие месяцы видят наших птиц жители Африки. Но никогда они не слышали их пения. Круглый год в Африке зеленеют деревья. Круглый год светит солнышко. Почему же наши певуньи в Африке не поют? Потому что не под пальмой гнездо соловья. Оно где-нибудь в кустиках возле тихой русской речки. Птица поёт там, где она гнездо вьёт. Птица поёт на родине.
Дети дают свои объяснения.
-Хорошо, молодцы.
-А ребята третьего ряда представят нам своё домашнее задание немного позже.
. III. Сообщение темы урока. Определение целей урока.
- Ну а сейчас, настало время знакомства с новым произведением по разделу Родина.
- Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок. Слайд4
Вам в помощь опорные слова на слайде. Слайд 5
- Мы познакомимся с ... (новым произведением, с новым автором, узнаем о его жизни и творчестве
- Мы узнаем...
- Мы вспомним....как работать со стихотворением,
- Мы будем уметь…выразительно читать,
- Мы сможем поразмышлять …о том как нужно любить родину, о красоте родной природы, о славе и величии России
– Да, сегодня на уроке будем учиться правильному, осознанному и выразительному чтению, анализировать произведение и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А.В. Жигулина и его произведением “О, родина!..”
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией А.В. Жигулина. Слайд6
1 января 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Свои первые стихи он начал писать ещё в школе. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии:
Слайд 7
“Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба...Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне.
Прожил А.В. Жигулин 70 лет и умер в Москве 6 августа 2000 года.
Образ России - один из главных в поэзии А.В. Жигулина.
Итак А.В.Жигулин «О Родина, в неярком блеске…»
V. Работа над содержанием стихотворения А.В. Жигулина “О, Родина!..”
Анализ стихотворения
- О чём это стихотворение?
- Прочитайте стихотворение про себя, кто чувствует, что он уже может прочитать стихотворение вслух.
(чтение стихотворения вслух)
Работать над анализом стихотворения вы будете по рядам.
1ряд- 1 строфа.
2 ряд- 2 строфа
3ряд-3 строфа Слайд 8
- Прочитайте первую строфу
- К кому обращается автор? (к Родине)
- Как вы об этом догадались?
- Что любит автор? Найдите в первой строфе. (пролески, перелески)
- Что такое пролески, перелески?
- Найдите первую строчку. Как понимать выражение «В неярком блеске»? К чему относится это выражение? Давайте попробуем соединить первую и третью строчку первой строфы. Прочитайте.
- Прочитайте вторую строчку. Каким синонимом можно заменить слово взором? (взглядом)
- Что автор подразумевает под словом «трепетным»? (волнующий)
- Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? (любить очень сильно).
- Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? (О любви к Родине).
- Читаем вторую строфу. Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе?
(в ней говорится о том, что любит автор)
- Назовите, что он любит? (Шорох рощи белоствольной)
- О какой белоствольной роще идёт речь? (березовой)
- О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом? (погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу)
- Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь? (о тумане)
- Что ещё волнует автора?(Ржавый крест над колокольней)
- Почему ржавый крест? (Церковь старая, заброшенная)
- Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? (о могиле солдата)
- Перечислите ещё раз своими словами, что особенно дорого автору.
- Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны? (жнивьё)
- Жнивьё – это …….
- Как вы понимаете первые две строчки этой строфы?
- А почему обиды и прощения пройдут? (потому что он на родине)
? - Что видит в своей родине поэт? (Утешение и исцеление) Почему
- Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения.
Чем является Родина для автора этого стихотворения?
(На доске появляются слова: Родина, исцеление, утешение.)
– А теперь все вместе попробуем определить в каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? (В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека).
- Ещё раз прочитайте стихотворение про себя, отметьте места, где надо делать короткие паузы и приготовьтесь к выразительному чтению вслух. Можно работать в паре , обращаясь друг к другу текстом стихотворения.
Читают 3-4 уч-ся
- Ребята, какой уголок России вы считаете своей малой Родиной? Слайд 9
О нашей Родине тоже написаны стихи и песни. И вот сейчас слово ребятам 3 го ряда с их домашним заданием. (чурилова, Шкеда, никонова)
- Хотели бы вы поменять место жительства, уехать из своего села? Почему?
- Чем вы дорожите в своём селе, что считаете ценным?
- Чем вы можете помочь своему родному селу, чтобы оно стало ещё краше?
VI. Итог урока.
- Материал урока мне был…
- Заставил задуматься…
- Я научился и узнал…
- Урок дал мне для жизни…
- Могу похвалить своих одноклассников…
«Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?».
Закончить наш урок мне хотелось стихотворением Е. Синицына.
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию -
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой
Берегите Россию -
Нет России другой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению на тему: М.М. Пришвин "Моя Родина"
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: М.М. Пришвин "Моя Родина" . УМК "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока по литературному чтению Тема урока: М.Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)
конспект урока...
Конспект урока по литературному чтению по теме: Поэтические картины о Родине. Н.И. Рыленков "К Родине"
Открытый урок литературного чтения в 4 классепо теме: Поэтические картины о Родине. Никола...
План-конспект урока по литературному чтению "А.В.Жигулин "О! Родина! В неярком блеске..." Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому." 4 класс (с презентацией)
Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,обогатить словарный запас учащихся,развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,умения передавать п...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "А.В.Жигулин "О, Родина!""
Цели деятельности учителя: • создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине; • развитие навыков правильного, выразительного чтения.Планируемые результаты:Предметные:...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "А.В.Жигулин "О, Родина!"", 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине; развитие навыков правильного, выразительного чтения.Планируемые результатыПредметные:знать биографию автора С....