Конспект урока по литературному чтению на тему: "А.В.Жигулин "О, Родина!""
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по литературному чтению на тему: "А.В.Жигулин "О, Родина!"" | 30.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж № 1»
Технологическая карта урока
литературного чтения
Выполнила студентка 45 гр.
Ф.И. Хисматуллина Ольга
Проверил: Юсупова Г.Л.
Отметка: _______________
Дата: 20.04.2020
Челябинск, 2020
Дата: 20.04.2020 г. ФИО учителя: Юсупова Г.Л.
Школа: МКОУ «Саринская СОШ» ФИ студента: Хисматуллина О. М., 45 гр.
Класс: 4 ФИО методиста: Кошкарова Л.С.
Кабинет:
Время занятия:
Конспект урока по литературному чтению
Тема урока: «А.В.Жигулин «О, Родина!»»
Цели деятельности учителя:
- создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине;
- развитие навыков правильного, выразительного чтения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать биографию автора А.В. Жигулин, содержание стихотворений о Родине;
- уметь прогнозировать содержание произведения.
Личностные:
- способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
- проводить самооценку своих действий;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: беседа. | 1 мин. | - Здравствуйте. - Садитесь, пожалуйста, за парты. - Ребята, умеете ли вы преодолевать трудности? Поднимите руку те, кто уверен, что он справится со всеми заданиями, какими бы трудными они не были. А трудности можно преодолеть, если человек все делает с хорошим настроением, с уверенностью в своих силах и рядом с ним верные друзья. Прислушайтесь к себе и определите свое настроение. - Молодцы. | Готовят рабочее место. Настраиваются на работу. Слушать учителя и отвечать на вопросы. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: диалог. Практический: работа в тетради. | 3 мин. | Фронтальная форма работы -Ребята, а чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю вам составить пословицы из данных частей предложения. -что соловей без песни. -Чему посвящены эти пословицы? -Хорошо, мы продолжаем тему Родины. |
-Родина-мать, умей за нее постоять. Человек без Родины, что соловей без песни. На чужбине родная землица во сне снится. -Родине | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
III.Постановка учебной задачи Словесный: диалог. | 5 мин. | - Слово "Родина" произошло от древнего слова "род", которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. - Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово "род" означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (родня). Он был посвящен Богу. - Родина - Отечество, родная страна; место, где человек родился. (Словарь Ожегова) - Кто догадался, какая тема нашего урока? - Отлично. Какие цели мы поставим на урок? - Молодцы. | Слушают учителя - Тема нашего урока А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...» - Узнай биографию автора, прочитать стихотворение «О, Родина» и проанализировать его. | П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
IV.Открытие нового знания Словесный: беседа. Наглядный: презентация, учебник, видеофрагмент. | 8 мин. | Слово об авторе -Но прежде, чем познакомиться с произведением, я хочу вам немного рассказать об авторе. 88 лет назад в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Свои первые стихи он начал писать ещё в школе. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии: “Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба...Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне.» Образ России - один из главных в поэзии А.В. Жигулина. -Когда поэт начал писать свои первые стихотворения? -Как вы думаете, почему он начал писать о Родине? Итак, А.В.Жигулин «О Родина, в неярком блеске…» Фронтальная и индивидуальная форма работы -Давайте узнаем, что значит Родина для А.В.Жигулина. -Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушаете, после чего ответите на вопросы. (чтение стихотворения учителем) -Так что значит для А.В. Жигулина Родина? -Хорошо, ребята, мы еще обязательно вернемся к этому вопросу. - Прочитайте первую строфу - К кому обращается автор? Как? - Какой настрой дает это обращение всему стихотворению? - Что любит автор? Найдите в первой строфе. Что-то высокое, торжественное или обычное? - Что такое пролески, перелески? - Найдите первую строчку. Как понимать выражение «В неярком блеске»? К чему относится это выражение? Давайте попробуем соединить первую и третью строчку первой строфы. Прочитайте. То есть картина неяркая, самая обычная - Прочитайте вторую строчку. Каким синонимом можно заменить слово взором? - Что автор подразумевает под словом «трепетным»? - Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? - Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? Как будем читать? - Читаем вторую строфу. Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе? - Назовите, что он любит? - О какой белоствольной роще идёт речь? - О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом? - Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь? - Что ещё волнует автора? - Почему ржавый крест? - Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? - Перечислите ещё раз своими словами, что особенно дорого автору. Как будем читать? - Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны? - Жнивьё – это поле, где сжата рожь - Как вы понимаете первые две строчки этой строфы? - А почему обиды и прощения пройдут? - Что видит в своей родине поэт? -Почему? Как будем читать? - Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения. Чем является Родина для автора этого стихотворения? (На доске появляются слова: Родина, исцеление, утешение.) | -еще в школе -он любил Родину, а после войны эта любовь еще больше окрепла -Высказывания детей -к Родине -торжественное -пролески, перелески -пролески- длинные промежутки между лесами перелески-небольшой участок леса -взглядом -волнующий -любить очень сильно -о любви к Родине, самой обычной, неяркой -в ней говорится о том, что любит автор -Шорох рощи белоствольной -березовой -погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу -о тумане -ржавый крест над колокольней -церковь старая, заброшенная -о могиле солдата
-жнивьё -потому что он на родине -утешение и исцеление
| Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. П.: поиск и выделение необходимой информации. |
V.Первичное закрепление во внешней речи Словесный: беседа. Наглядный: учебник, учебная презентация. | 5 мин. | - А теперь все вместе попробуем определить в каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? -Ребята, как вы думаете, как мы будем читать стихотворение? Медленно или быстро? -Почему? - Ещё раз прочитайте стихотворение про себя, отметьте места, где надо делать короткие паузы и приготовьтесь к выразительному чтению вслух. Можно работать в паре, обращаясь друг к другу текстом стихотворения. -..., слушаем тебя. (оцениваем) | -В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” -медленно -потому что мы должны увидеть картину Анализ: 1.соблюдение пауз 2.темп 3.чувства | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: беседа. Наглядный: учебная презентация. Практический: работа в тетради. | 7 мин. | - Выполним задание на карточках самостоятельно. 1)Назовите автора стихотворения «О,Родина! В неярком блеске...» 2)Укажи пословицу, которая не перекликается с главной мыслью стихотворения А.В.Жигулина. а) Своя земля и в горсти мила. б) О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет. в) Всякому мила своя сторона. г) И пылинка родной земли - золото 3) Запиши значение слов: Проселки- Перелески- Жнивье- 4) Допиши пословицы о Родине. Человек без Родины,... Родина-мать, умей..... -Хорошо, ребята, закончили. -Обменяйтесь карточками с соседом по парте, посмотрите все ли правильно у вашего товарища. -Если ответ правильный, вы рядом ставите плюс, если ответ неверный-минус. -Если вы не поставили ни одного минуса своему товарищу, то оставьте оценку «5» -Если есть 1 минус, то это «4» -Если 2 минуса, то это «3» -Итак, верните тесты соседу по парте. Посмотрите. Поднимите руку, кому поставили «5»(«4», «3», «2»)? | Ответы на тест: 1-А.В. Жигулин 2-б 3-пролески- длинные промежутки между лесами перелески-небольшой участок леса жнивьё – это поле, где сжата рожь 4- ...что соловей без песни …за нее постоять | Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. П.: структурирование знаний. |
VII.Включение в систему знаний Словесный: беседа. | 8 мин. | - Хотели бы вы проявить свое творчество сейчас и сочинить синквейн на тему "Родина"? ( 1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, 2 строка - два прилагательных, 3 строка - три глагола, 4 строка - фраза на тему из четырех - пяти слов 5 строка - вывод, одно слово, существительное.) | Составляют синквейн и зачитывают | Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
VIII.Рефлексия деятельности Словесный: беседа. | 3 мин. | - С каким произведением мы познакомились сегодня? -О чём это стихотворение? -Какие чувства выразил поэт в стихотворении? - Совпало ли ваше настроение с настроением автора? -Что вам понравилось в своей работе на уроке? -Что запомнилось? -Вы огромные молодцы! Урок окончен! -Выберите одну фразу и оцените себя:
- Молодцы! Спасибо за урок! Спасибо вам за урок. До свидания! | А.В.Жигулин «О, Родина!» О Родине Ответы детей | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Пришвин "Моя Родина".
Урок по программе Климановой расчитан на детей с ОВЗ 7 вида....
Конспект урока по литературному чтению. Н.м. Рубцов " Тихая моя Родина"
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по стихотворению Николая Михайловича Рубцова " Тихая моя Родина" На уроке конкретно рассмотрели понятие "РОДИНА", " МАЛАЯ РОДИНА"....
Конспект урока по литературному чтению по теме: Поэтические картины о Родине. Н.И. Рыленков "К Родине"
Открытый урок литературного чтения в 4 классепо теме: Поэтические картины о Родине. Никола...
Конспект урока по литературному чтению, 4 класс: С.Д.Дрожжин "Родине"
УМК "Школа России"...
Конспект урока по литературному чтению по теме: «С.Д. Дрожжин. «Родине»» 4 класс «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и у...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "С.Д. Дрожжин "Родине""
Цели деятельности учителя:создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине;развитие навыков правильного, выразительного чтения.Планируемые результаты:Предметные:знать биографию автора С.Д...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "А.В.Жигулин "О, Родина!"", 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине; развитие навыков правильного, выразительного чтения.Планируемые результатыПредметные:знать биографию автора С....