Урок обучения грамоте "Буква Т, т и звуки [т],[т'] в 1 классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Конспект урока, презентация и самоанализ к нему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_t.doc | 75 КБ |
samoanaliz.docx | 16.41 КБ |
bukva_t.ppt | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте
Тема | Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [т], [т’], буквами Т, т, развития речи |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Т, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление об антонимах и многозначных словах |
Личностные результаты | Проявляют понимание и уважение к ценностям культуры |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: удерживают цель до получения ее результата. Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; логические – характеризуют согласные звуки [т], [т’]. Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку по сюжетной картинке |
Основное содержание темы, понятия и термины | Согласные звуки [т], [т’], твердые и мягкие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Т, т; антонимы, многозначные слова |
Образовательные ресурсы | Счетные палочки. Картинки с изображением цифр 3 и 5 |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Прозвенел уже звонок. Начинается урок. -Громко тикают часы Тик-так, тик-так В школу нам пора идти Тик-так, тик-так Мы учебники собрали Тик-так, тик-так В школу дружно зашагали Тик-так, тик-так | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка | Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка | – Как тикают часы? | – Тик-так… | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | Коллективный. Правильное произношение звуков |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | – Какой первый звук вы сейчас произносили? Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? | – [т], [т’]. – Будем знакомиться со звуками [т], [т’] и буквами его, обозначающими их на письме. | Формулируют учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [т] и [т’] (учебник, с. 53) | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа | - Сегодня на уроке у вас будут два помощника. Отгадайте кто это? - Ночью он совсем не спит, Дом от мышек сторожит, Молоко из миски пьёт, Ну, конечно, это - …(кот) На доске – предметная картинка с изображением кота - Чёрные полоски, От носа до хвоста, У этой рыжей кошки, Суровый нрав всегда! (тигр) На доске – предметная картинка с изображением тигра – Выполним слого-звуковой анализ слова кот. –Какой звук вы слышите в конце слова? –Это согласный звук (произносится с преградой: язык упирается в верхние зубы), звук [т] твердый. – Выполним слого-звуковой анализ слова тигр. - Выделите первый звук [т’]. Согласный мягкий. На схеме этот звук входит в слияние и обозначен зелёным цветом. Звук [т’] согласный (образуется с преградой), мягкий | Рассматривают схемы-модели слов кот, тигр; вместе | Выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [т], [т’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их | Фронтальный. Выделение звуков, устные ответы |
2. Дидактическая игра «Твердый – мягкий» | Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра | – Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [т], поднимаете синюю карточку; если слышите мягкий звук [т’] – зеленую карточку. – Кит, тетерев, антилопа, бегемот, петух, тюлень, дятел, утка. | Поднимают синюю карточку, если слышат твердый согласный [т], зеленую карточку – если слышат мягкий звук [т′] | Слышат и различают звуки [т], [т’] в словах. Определяют твёрдость | Фронтальный. Игра |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3. Знакомство с буквой Т | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы | – Звуки [т] и [т’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Т (тэ). – На что похожа буква Т? 1)Т в антенну превратилась И на доме очутилась. 2) Молоток стучит: «Тук- тук, Букве Т я старый друг!» 3) Гриб на букву Т похож. С тонкой ножкой, Ну и что ж! Потрудись-ка ты немножко: Палка – шляпка, палка – ножка! _ Назовите слова, в которых встречается буква Т. – Выложите букву Т из счетных палочек. -Запишите в тетрадь. | Находят букву Т Высказывают свои предположения. Из палочек выкладывают букву Т | Находят букву Т на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек | Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
4.Физкультминутка | Коллективная. Практический | Мы покинем этот класс, Станем тиграми сейчас. Ну-ка выпрямись, дружок. Тигр делает прыжок. А теперь еще один. Ну, а прыгнув, посидим. Поглядим по сторонам И присядем по местам. | Выполняют движения согласно тексту | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение движений |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
5. Чтение слогов-слияний и слов (учебник, с. 53) | Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение | – Прочитайте слоги. Как они образовались? – Прочитайте слова. – Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта? | Хором читают слоги. – Слоги образованы слиянием согласного звука с гласным. – Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным | Читают слоги-слияния | Коллективный. Чтение слогов |
6. Работа с текстом | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте текст, соблюдая интонацию. – Почему слова Таня, Саня, Никита написаны с большой буквы? - Сколько предложений здесь записано? - Как оформляется предложение на письме? - Нарисуйте схему первого предложения в тетради? | Читают текст. – Имена людей пишутся с большой буквы. | Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. | Фронтальный. Чтение, устные ответы |
7.Физкультминутка | Коллективная. Практический | - Вот идёт чёрный кот, Притаился, мышку ждёт. Мышка норку обойдёт И к коту не подойдёт. | Выполняют движения под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение движений |
8. Работа с иллюстрацией к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (учебник, с. 52) | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа | - Прочитайте, что написано красными буквами вверху на странице 52. - Кто такой А.С. Пушкин? – Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? – Кто изображен на рисунке? | Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы учителя | Называют животных | Фронтальный. Устные ответы |
9. Выразительное чтение отрывка поэмы. Дифференцированное задание (учебник, с. 52) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте выразительно отрывок из поэмы. – На каком дереве была «златая цепь»? – Как автор называет кота? – Что делает кот? – Найдите в тексте буквы Т. –Сколько их? | Читают. Отвечают на вопросы, опираясь на картинку. | Понимают смысл читаемого текста. Соотносят текст с иллюстрацией. Распознают букву Т | Коллективный. Выразительное чтение, устные ответы |
Продолжение табл.
10. Разгадывание ребусов | Коллективная. Словесный, наглядный, практический. | – Наши помощники спрятались, помогите их найти. – Разгадайте ребусы. | – Кот. - Тигр. | Угадывают зашифрованные слова. | Коллективный. |
11. Игра «Найди букву» | индивидуальная практический | - Найдите на таблице буквы Т. Посчитайте, сколько их. | Находят буквы в таблице и обводят их. | Развивают внимание, закрепляют графический образ буквы | Индивидуальный |
12. Развитие речи коммуникативных навыков. | Работа в парах Словесный. | – Задайте другу вопросы со словами кто и как | Составляют вопросы и задают друг другу | Понимают смысл прочитанного. Формулируют вопросы | Чтение, устные ответы |
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок. | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока по обучению грамоте в 1 «Б» классе
учитель Лаврищева Оксана Валерьевна
Тема урока: Звуки [т], [т`],буквы Т, т.
УМК «Школа России».
Тип урока: решение учебной задачи.
Данный урок является одним из звеньев в системе уроков, охватывающих основной звукобуквенный период обучения грамоте, проведён в соответствии с календарно - тематическим планированием, построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения, учётом развития УУД и психологических особенностей детей данного возраста.
В классе 25 учеников, из них 11 мальчиков и 14 девочек. Дети в классе, в основном, эмоциональные, гиперактивные, подвижные. Уровень обучаемости у детей разный: большая часть детей имеют средний и выше среднего уровни развития.
Ставилась следующая педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [т], [т`], и буквами Т, т, развития речи.
Предметные задачи:
- Создать условия для развития у учащихся умения:
- узнавать и называть буквы Т, т;
- выделять и различать звуки;
- выполнять звукобуквенный анализ слов;
- давать характеристику звука;
- выразительно читать.
Метапредметные задачи:
- Создать условия для развития у учащихся умения:
- понимать заданные критерии успешности учебной деятельности;
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- оценивать с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- строить устные высказывания – рассуждения, проводить сравнение по заданным критериям;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать.
На мой взгляд, цель урока достигнута, так как запланированный материал реализован, дети старались активно работать на уроке. По содержанию материал соответствует целям урока и направлен на систематизацию знаний учащихся. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для первоклассников. С учётом типа урока и целей, использовались различные формы и методы обучения: работа в группах, индивидуальная работа у доски, фронтальный опрос. На уроке большое внимание уделялось звуко - буквенному анализу слов. На мой взгляд, большая часть класса неплохо справляется с заданиями подобного рода.
Учитывая возрастные особенности детей, посчитала целесообразным ввести игровой момент, с целью заинтересовать и усилить активность на уроке. На уроке проведены две физминутки для профилактики утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональной разрядки. На всех этапах ребята были вовлечены в активную мыслительную деятельность. Этапы урока были тесно связаны между собой, чередовались различные виды деятельности.
Атмосфера на уроке была рабочая, дети мобилизовали все свои возможности. Я выбирала демократический стиль общения с обучающимися, стараясь прислушиваться к мнению каждого ребенка. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей первоклассников. Цели, поставленные перед уроком, выполнены.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
В перспективе, наметила продолжить работу по развитию фонематического слуха учащихся, развивать умение выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения; особое внимание уделять обучению учащихся дисциплине на уроках.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На что похожа буква Т ?
Назови слова на букву Т
Прочитай слоги Т А У О Ы И
Александр Сергеевич Пушкин
Сказки
и о Разгадай ребус
ти ʻʻ Разгадай ребус
Та-та-та – длинный хвостик у кота. Ту-ту-ту – я расту, расту, расту. Ти-ти-ти – с тигром лучше не шути! Том-том-том – поиграли мы с котом. Чистоговорка
Закончи предложения: На уроке я выучил… Я повторил… Мне понравилось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте (чтение) "Мир полон звуков. Звуки в природе" УМК "Перспектива"
Данную презентацию можно использовать как на уроках обучения грамоте, с целью формирования представления о неречевых звуках.....
Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [й᾿], согласная буква Й, й"(1 класс)
Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [й᾿], согласная буква Й, й"(1 класс)...
Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный мягкий звук [ч], [ч’], буквы Ч, ч. Сочетания ча-чу» (УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование знаний о звуке [ч’] и букве Ч; формирование навыка правильного письма сочетания ча-чу, сознательного чтения, формирова...
Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б» (УМК "Школа России", 1 класс)
Тема урока «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со звуками [б], [б’], с печатными буквами...
Технологическая карта урока обучения грамоте на тему "Согласные звуки [г], [г,]. Буква Г, г" (1 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: «Открытие нового знания» Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [г], [г,] и букве Г, г, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изуче...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Буква М м, звуки [м], [м’]». 1 класс.
Тип урока: рефлексия.Цель урока: повторение знаний о звуках [м] [м’] и букве «М». Задачи урокаДидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о звуках [м], [м’] и бук...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...