II этап Актуализация знаний цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности | Организовать фронтальную работу, учить школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.
| Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | На доске: Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве Жилибылидеддабаба Жилибылистариксостарухой
-Разделите строчки на слова. -Что вы заметили? -Какие предложения получились? (Это слова из сказок. Это начало сказки - зачин) -Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в мир сказок. А что такое сказка? (Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.)
Работа в группах (ряд) Игра «Составь пословицу» - Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
- Сказка - ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.
- Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка — людям указка.
- Какие бывают сказки? Угадайте сказку («Литературное чтение» с .53-54, слайды) -Какие это сказки? (русские народные) |
Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.
Личностные УУД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
|
III этап Проблемная ситуация Цель - постановка учебной задачи.
| Организовать работу по определению темы урока
Организовать фронтальную работу с классом в форме опроса
|
Работать с информацией, представленной в форме опроса
| -Прочитайте названия книг на выставке. -Кто нарисован на обложках? -Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие? -Как вы поняли, что же мы будем читать на уроке? -Верно. Мы будем читать русские народные сказки о животных. -Что мы можем рассказать о героях русской народной сказки? Какие они? - Кто в сказке оказывается злым, а кто добрым? В сказках животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими-либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью, жадностью, щедростью. Недаром говорят: Хитёр как ….(дети договаривают) лиса. Труслив как…(заяц) Голоден как…(волк) Болтлив как…(попугай) Здоров как… (бык) Упрям как… (осёл) Колюч как…(ёж)
Подготовка к восприятию русской народной сказки «Лиса, заяц и петух». -Прочитайте название сказки. Стр. 66 -О ком будет рассказываться в этой сказке? Рассмотрите иллюстрации. Кто, кроме лисы, зайца, петуха, изображен на иллюстрации? -Знакома ли она вам? Хотите её послушать? | Познавательные: исследование, поиск и отбор необходимой информации.
Регулятивные: формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
|
IV этап. Изучение нового материала. РАБОТА С ТЕКСТОМ Ориентировочная беседа. цель - заинтересовать детей чтением; отрабатывать навык чтения целыми словами.
Аналитическая беседа цель-развитие эмпатии и полноценного восприятия; развитие духовного мира ребёнка
Исследование языка сказки цель-совершенствование устной речи школьника
V этап. Обобщение по теме урока цель – продолжение работы со сказкой в следующих формах: -выразительное чтение
VI этап. Итог урока.
VlI этап. Рефлексия деятельности. цель – подвести итог проделанной работе на уроке.
Рекомендации по домашнему заданию
|
Включить учащихся в работу по заданной проблеме
Организовать фронтальную работу по учебнику
Организовать работу в парах
Проводит работу по определению главной мысли произведения
|
Работают коллективно.
Участвуют в обсуждении задания.
Осуществляют контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность
Участвуют в обсуждении содержания произведения во фронтальном режиме
Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.
| Выразительное чтение сказки учителем. -Понравилась ли сказка? -Оправдались ли наши предположения? Перечитывание сказки учащимися (учебник стр.66-69) -Назовите героев сказки. Почему не все они вынесены в название? Можно ли было назвать сказку «Лиса и заяц»? Подтвердите свой ответ текстом.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА У лисицы острый нос, (показываем «острый» носик) У нее пушистый хвост, (показываем руками сзади «хвост») Шуба рыжая лисы (поглаживаем себя по плечам, рукам) Несказанной красоты. Лиса важно похаживает, (идем важно, покачиваясь) Шубу пышную поглаживает. (поглаживаем себя по плечам, рукам) Я - охотница до птицы! (хватательные движения перед грудью) Кур ловить я мастерица! Как увижу - подкрадусь, (ладонь ставим на лоб «козырьком») И тихонько затаюсь. (присесть, сжаться в комок) После прыгну и схвачу, (прыжок в сторону) Деткам в норку отнесу. (побежали по кругу)
Работа по характеристике героев выполняется в парах: 1.Мы вспомнили внешние качества лисы. А какой же у неё и остальных героев сказки характер. Поработайте в парах.
Лиса | Заяц | Собаки | Медведь | Петух | Хитрая Смелая Храбрая Глупая Умная Находчивая Трусливая Ленивая Уверенная в своих силах | Добрый Отзывчивы Трудолюбивый Умный Находчивый Трусливый
| Добрые Отзывчивые Злые Храбрые Умные Трусливые Уверенные в своих силах | Добрый Отзывчивый Злой Храбрый Глупый Трудолюбивый Трусливый Ленивый Уверенный в своих силах | Хитрый Смелый Добрый Отзывчивый Храбрый Трудолюбивый Умный Находчивый Уверенный в своих силах |
- Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами? (Лиса - умная и хитрая, и Петух - умный и хитрый.) 3.Почему же Петух побеждает? ( Потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достаётся победа.) -Какими чертами характера людей наделены эти персонажи в народных сказках? -На какие важные мысли натолкнула вас сказка?
Работа над сюжетом и композицией сказки. 1.Расскажите, что происходит в сказке. О чём в ней повествуется? 2.На какие части можно разделить сказку? 3.С чего начинается сказка? 4.Какое событие лежит в основе развития сюжета? (завязка сказки - конфликт между зайцем и лисой) 5.Кто помогает зайчику в беде? 6.Кто смог выгнать лису? Почему? Выразительное чтение. -Передайте при чтении настойчивость петушка, его терпение, желание - во что бы то ни стало помочь зайчику. - Можно ли зайчику дать совет: «Не падай духом!»? Подтверждается ли он в сказке? -Подумайте, что общего в поведении собаки и медведя. Чем отличается поведение петушка? Прочитайте. -Вспомним, сказка-то народная. Народ верит в победу добра над злом. Бывает ли так в жизни? -Чему учит нас сказка? ( Сказка учит: «Поступай по справедливости - и победа всегда будет за тобой»)
Работа в группах -Прочитайте пословицы. Какие из них подходит к нашей сказке? Без беды друга не узнаешь Сила сломит всё, а ум - силу. Как аукнется, так и откликнется. За добро добром и платят. На языке медок, а на уме ледок. За правое дело стой смело. -Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать? - Что вам особенно понравилось? (Ответы детей.) -С каким жанром литературы работали? - Какое другое название у этой сказке? (Заюшкина избушка)
- Кто доволен сегодня своей работой? Молодцы, ребята! Вы активно работали, старались читать правильно целым словом, давали полные ответы, по-настоящему были внимательными и думающими читателями. Чтение сказки по ролям |
Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой.
Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
Коммуникативные: умение договариваться, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя.
Личностные: умение выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст.
Познавательные: умение извлекать информацию из текста.
Регулятивные: учиться высказывать своё предположение
Коммуникативные: определение способов взаимодействия, оценка действий других, умение полно и точно выражать свои мысли
Личностные: нравственно-этическое оценивание содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих нравственный выбор.
Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|