Согласные буквы Н, н.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок литературного чтения (обучение грамоте) Согласные звуки, буквы Н, н. Конспект урока, карточка, презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_n.rar | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1 Согласные буквы Н, н,
обозначающие согласные звуки [н], [н']
Цели урока:
Познакомить учащихся с сонорными согласными звуками [н], [н'] и буквами Н, н; учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким.
Начать формировать навыки чтения вслух: хором, парами, индивидуально; учить составлять предложения к предложенным схемам; распространять основу предложения.
Ход урока
I. Организационный момент
- С какими буквами мы уже познакомились?
- Какие звуки они обозначают?
II. Актуализация знаний
1. По ленте букв вспомнить изученные гласные буквы. Вспомнить, что буква И указывает на мягкость согласного звука.
2. Чтение букв
а у ау уа-ау уы ыо
и ы Ау! аи-иа оы ыи
о а Уа! ои-ио аы ыа
II. Постановка темы урока через подводящий диалог
- Как погоняют лошадку? (Но-но-но.)
- Какой первый звук слышим? (Звук [и].)
- Как мама показывает малышу, что нехорошо драться? (Ни-ни или нельзя.)
- Какой первый звук слышим? (Звук [н].)
- Так с какими же звуками будем сегодня работать?
- Сегодня мы познакомимся с новыми буквами, научимся их писать. А еще мы научимся читать и писать предложения.
III. Работа над новым материалом
1. Характеристика звуком [н], [н'] после слово-звукового анализа слов «ножницы» и «нитки».
2. Артикуляция.
- Произнесем звуки [и] и [и'] еще раз и понаблюдаем положение языка, губ, зубов.
- Можно ли спеть его?
- Легко ли проходит воздух? (Нет, его задерживает язык и направляет в нос. Воздух проходит через нос.)
- Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается? (Согласные.)
- Сравните последние звуки в словах «барабан» и «конь» (с. 45). Сделайте вывод. (Буквы Н, н обозначают твердые и мягкие звуки [н], [н].)
- Произнесем их еще раз. Как мы их произносим: с голосом или без голоса? (С голосом.)
- Согласные звуки, при произношении которых участвует голос, называются звонкими.
Сделайте вывод: что вы узнали о новых звуках. (Согласный, звонкий, твердый или мягкий.)
3. Где спрятался новый звук? (Позиция в слове.)
а) На доске - картинка с изображением барабана. Рассматривается слого-звуковой анализ слова барабан. Дети протяжно произносят все слово, выделяя последний звук, затем произносят его отдельно: [н]. Определяется, что это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду.
б) На доске - картинка с изображением шахматной фигуры - коня. Дети протяжно произносят слово. Выделяют звук [н']. Затем попеременно произносятся оба слова, изображенных на картинках. Выделяются звуки [н] и [н'], сравниваются. Выясняется, что в слове барабан звук [н] -1 твердый (будем отмечать его в схеме синим цветом), а в слове конь звук [н'] - мягкий (будем отмечать его зеленым цветом).
Проводится игра «Твердый - мягкий».
Дети поднимают синюю карточку, если слышат твердый согласный [н], зеленую карточку - если слышат мягкий звук [н'].
Слова: сон, лень, сосна, встань, нитка, книга, Наташа, Дина, Нина.
нос, санки, низко, пятница, краснота,
кони, коньки, ночь, окно, огоньки
4. Придумайте свои слова со звуками [н] и [н'].
5. Свободные высказывания детей по иллюстрации на с. 44-45 после предварительной беседы:
- Кого вы видите на рисунке? (Русского богатыря и Змея Горыныча.)
- Кому из вас родители читали былины о русских богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче или Алеше Поповиче?
- Почему русский богатырь сражается со Змеем Горынычем? (Он защищает свой родной город, свою землю.)
- Что изображено в правом верхнем углу рисунка?
6. Знакомство с новыми буквами.
- Звуки [н] и [н'] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой н (эн).
На доске вывешивается карточка с буквой Нн.
- На что похожа буква Н?
На букве Н я, как на лесенке.
Сижу и распеваю песенки!
Е. Тарлапан
Н - натянутая сетка,
Сетку держат очень крепко.
Приходите к нам во двор
-Поиграем в волейбол.
- Составление буквы из карандашей.
- Печатание буквы в тетради.
7. Чтение с доски (хором, индивидуально).
- Проводится игра «Капитаны».
На магнитной доске расположены гласные буквы а, у, и, о, ы.
Ученик получает кораблик с изображенной на нем буквой «Н».
Отправляясь в плавание, капитан (поочередно, два - три ученика) ведет корабль по морю и останавливается то около одной, то около другой пристани. При этом он дает гудок, соответствующий слогу: нннаа, нннууу, нпнии и т. д. Если капитан неверно прочтет слог, ученики сигнализируют красным цветом светофора (показывают красные кружочки), если правильно - зеленым (зеленые кружочки).
Выясняется, что первая буква во всех слогах н. Она может обозначать или твердый согласный, или же мягкий согласный. Как же правильно определить, в каких случаях звук будет твердым, в каких мягким. Для этого необходимо внимательно посмотреть на гласную букву в слиянии слога. Гласные буквы а, о, ы, у в данных слогах обозначают гласные звуки, которые указывают на твердость согласного звука, стоящего перед ними. Выясняется, что слоги на, но, ны, ну надо произносить твердо.
В отличие от ранее рассмотренных гласных букв, гласная и указывает на мягкость предшествующего согласного звука, поэтому слог ни надо произносить мягко.
- Чтение по таблице.
ан | она | на |
он | оно | но |
ин | они | ни |
ун | уну | ну |
ын | ыны | ны |
8. Чтение слогов на с. 45:
на но ну
ны ни
9. Чтение чистоговорок.
Но-но-но – клюёт курица зерно.
На-на-на – вот и нет теперь зерна.
Не-не-не – вспомним завтра о зерне.
Ну-ну-ну – все отправимся к зерну.
10. Чтение пословиц на с. 44.
- Подчеркните в пословицах букву Н.
11. Чтение стихотворения (с. 45).
- Подчеркните в стихотворении все изученные гласные буквы, а букву Н обведите кружком.
- Дети читают название стихотворения И. Никитина «Русь». Учитель выясняет, как ученики понимают это слово. (Ответы детей.)
- Учитель объясняет, что Русью в давние времена называлось государство, в котором жили славянские народы.
IV. Итог урока. Рефлексия.
— Что нового узнали на уроке?
— Что особенно понравилось?
— Какие были затруднения? Почему?
У р о к 2. ЧТЕНИЕ СЛОВ С БУКВОЙ Н.
Цели: закрепить знания учащихся о согласных звуках [н], [н'], букве Нн; развивать речь, логическое мышление.
Оборудование: учебник, рисунок с изображением Незнайки, магнитная доска.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Закрепление опорных знаний.
• Игра «Капитаны» (1-2 ученика).
• Игра «Где звук?».
а) Определить позицию звука [н] в словах: нос, санки, низко, пятница, книга, слон, соленый, красный.
б) Выделить на слух слияния со звуком [н] в словах: кони (ни), ночью (но), окна (на).
• Игра «Найди лишнее».
На магнитной доске выставляются буквы, изученные ранее. Дети среди гласных выделяют лишнюю - согласную н. На «ленте букв» (с. 47) определяется место буквы н.
III. Развитие практических умений и навыков.
- Сначала на доске учитель пишет н, но, на, ни, дети читают, а потом учитель подписывает впереди букву о и читают слова.
- Работа по учебнику: с. 46.
Дети читают правую часть столбика слов (н, но, на, ни). Учитель просит учащихся добавить теперь левую часть столбика слов и прочесть вновь образованные слова (он, оно, она, они).
На доске вывешивается рисунок с изображением Незнайки и организуется игра «Поможем Незнайке».
Вновь читаются слова и рассматриваются рисунки. Что могло заинтересовать и озадачить Незнайку? Он не может понять, как соотнести слова с рисунками. Учащиеся называют слово и читают соответствующее ему слово:
лейка ~ она,
ведро - оно,
карандаш —он,
ножницы - они.
При чтении слова он объясняется, почему надо произнести твердый согласный звук: после буквы н нет никаких других букв. Особое внимание обращается на то, что остальные слова в столбике записаны не так, как произносятся и слышатся. Написано она, оно, они, а произносятся [ана], [ано], [ани]. Учитель объясняет, что не всегда слова пишутся так, как мы их произносим. Дети читают слова так, как говорят, затем так, как пишут.
Физкультминутка
1. Составление и чтение предложений.
Дополнить предложения, используя рисунки. Чтение предложений:
- На, Нина, флажок.
У Нины флажок.
У Ани дубовый лист.
У Инны кленовый лист.
- Почему в словах Нина, Нины, Ани, Инны используется большая буква? (Ответы детей.)
- Начертим схему последнего предложения.
2. Работа со словами-омонимами. По рисункам на с. 46 рассматривается и объясняется различие значений слова на.
В одном случае на в значении возьми что-то. На, Буратино, Азбуку.
другом - на для указания места.
- Рассмотрите иллюстрацию в центре страницы 46. Что говорит папа Карло Буратино? («На книгу, Буратино».)
- Куда кладет Буратино «Азбуку»? {Буратино кладет книгу на стол?)
- От правильного употребления слова часто зависит смысл того, о чем мы говорим..
▲ Чтение учащимися стихотворения Ф. Бобылсва, с. 46. Задание: найти в тексте букву н, подчеркнуть твердый согласный н синим цветом, мягкий - зеленым.
Физкультминутка
3. Игры
- Угадайте слово.
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для...(нас)
А петух с колючим ежиком
Режет сало остры м...(ножиком)
Кто имеет один рог?
Отгадайте! ...(Носорог)
Собаки, не троньте верблюда,
Для вас это кончится худо:
Он ловко дерется с врагами
Своими большими...(ногами)
- Слоговый аукцион.
на ... (-сос, -род, -ша)
но ... (-чи, -жи, -ра, -ты)
ни ... (-тки, -на, -же, -кто)
Назовите слова, противоположные по значению, которые начинаются со звуков [н], [и1].
налево-(направо) под-(над)
высоко - (низко) верхний - (нижний)
высушить - (намочить) потерять - (найти)
- Кто больше запомнит слов.
Носорог нашел наволочку. Нюхал. Надкусил - невкусно. Напялил на носорожью ножищу. Не налезает. Нахлобучил на нос. Надевал набекрень, наискосок, наклонял налево, направо. Никак!
- Нет! Нам, носорогам, непонятный наряд не нужен! - насупился носорог.
4. Работа по картинкам: с. 47.
Вопросы:
- Иллюстрации к какой русской народной сказке вы видите? («Лиса и заяц».)
- Кто главные герои сказки?
- Кто помогал зайчику?
- Кого испугалась лиса?
▲ Чтение учителем русской народной сказки «Лиса и заяц».
IV. Итог урока. Рефлексия.
- Какие знания и умения использовали на уроке?
- Что особенно понравилось? Почему?
Карточка. Буква «Н».
1. Раскрась букву.
2. Прочитай.
ан | она | на |
он | оно | но |
ин | они | ни |
ун | уну | ну |
ын | ыны | ны |
3. Чтение чистоговорок.
Но – но – но – клюёт курица зерно.
На – на – на – вот и нет теперь зерна.
Не – не – не – вспомним завтра о зерне.
Ну – ну – ну – все отправимся к зерну.
Карточка. Буква «Н».
1. Раскрась букву.
2. Прочитай.
ан | она | на |
он | оно | но |
ин | они | ни |
ун | уну | ну |
ын | ыны | ны |
3. Чтение чистоговорок.
Но – но – но – клюёт курица зерно.
На – на – на – вот и нет теперь зерна.
Не – не – не – вспомним завтра о зерне.
Ну – ну – ну – все отправимся к зерну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Согласные звуки [л\'], [л]. Согласные буквы Л.л.
На уроке обучающиеся учатся выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки [л\'], [л], узнавать графический образ буквы....
Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»
Технологическая карта интегрированного урока «Обучение грамоте» + «Письмо» по ОС «Школа – 2100»....
Согласные звуки [х], [х`]. Строчная согласная буква х.
Презентация к уроку обучения грамоте по программе "Школа 2100" ("Букварь", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.) Тема урока: "Согласные звуки [х], [х`]. Строчная согласная буква х."...
Урок русского языка в 1 классе по теме «Согласные буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук ш. Русская народная сказка «Три медведя».
Разработка урока русского языка...
Интегрированный урок обучения грамоте «Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. Строчные согласные буквы «л», «м».
Интегрированный урок обучения грамоте «Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. Строчные согласные буквы «л», «м». Программа Бунеева....
Урок чтения в 1 классе (период обучения грамоте) Тема: «Звук [ш]. Согласная согласная буква Ш»
Цель:Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв;Совершенствовать навыки правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения; работы с ...
Урок чтения в 1 классе.Тема: "Согласные буквы Ж ж, согласный звук [ ж]."
Урок разработан на основе ФГОС. В ходе урока дети познакомятся с согласными буквами Ж ж, с новым звуком , отработают навыки чтения с новыми буквами....