Викторина по сказкам К. И. Чуковского
материал по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Викторина
по сказкам К. И. Чуковского
Составители:
Аликбарова А.Р., Бобовкина В.А.
Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. И. Чуковского, выявить читательский интерес. Развивать мышление, речь, воображение, память. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желания читать.
Задачи:
Формировать умение классифицировать объекты. Развивать речь учащихся, внимание. Воспитывать чувства сопереживания, работая в команде. Создать положительную атмосферу, которая бы вызывала интерес к писателю и его произведениям.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к викторине, выставка произведений К. И. Чуковского.
Ход викторины:
1. Организационный момент (класс делится на три команды, в каждой команде выбирается капитан и название команды) (слайд 2).
2. Биографические сведения: (биография К. И. Чуковского, которая сопровождается на протяжении всей викторины) (слайд 3) .
- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет назад жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Мойдодыра, Бармалея, Муху-Цокотуху. Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский (родился 19 марта 1882 году).
В любой библиотеке, в каждом доме есть произведения одного из самых любимых детских писателей. Он особенный! Он сочинил не только множество книг для детей и взрослых, но даже и свое имя! Многие писатели придумывают себе имена, чтобы было интересней. Это называется – взять псевдоним.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
– Высокий рост, длинные руки, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
- Вставал он очень рано, вместе с солнышком, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
3. Викторина.
1 тур «Настоящее его имя … » (слайд 4).
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя.
а) Николай Иванович Корнеев;
б) Корней Николаевич Корнейчуков;
в) Николай Васильевич Корнейчуков.
2 тур «Продолжи строчку и назови сказку» (слайд 5).
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону). «Телефон»
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно). «Краденое солнце».
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей). «Бармалей»
Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара). «Муха – Цокотуха»
Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей) «Тараканище»
Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю) («Путаница)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит) «Айболит»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу). «Федорино горе»
Биографические сведения: – С ранних лет стихи и сказки К. И. Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Федорина горя», «Телефона», «Тараканища»…
Продолжим наше путешествие по этим замечательным сказкам.
3 тур «Вспомни сказочных героев» (слайды 6, 7).
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотоша, Кокоша - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Рыжий, усатый великан - (таракан)
Танечка и Ванечка – (дети, убежавшие в Африку)
Биографические сведения: - Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. Именно тогда и открыл в себе талант сказочника К. И. И вот уже многие годы его сказки радуют и детей, и взрослых.
Ну, а у нас следующее испытание.
4 тур «Поступки героев» (слайды 8, 9).
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит Зажгли море.
Воробей Проглотил солнце.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар Вернул солнце в небо.
Федора Потушила море.
Медведь Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка Съел таракана.
Лисички Вылечил зверей.
5 тур «Аукцион вопросов» (слайды 10 - 20) .
- Герою какой сказки пришлось умыться, чтобы не быть проглоченным и растоптанным?
а) Айболит
б) Крокодил
в) Мойдодыр
- В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку?
а) «Путаница»
б) «Федорино горе»
в) «Мойдодыр»
- Куда грозился окунуть Мойдодыр грязнулю?
а) В лужу
б) В Мойку
в) В Неву
- Как звали мальчика, который победил Крокодила?
а) Ваня Иванов
б) Петя Васильев
в) Ваня Васильчиков
- Какое слово твердил Айболит, отправляясь в Африку?
а) «Африка»
б) «Обезьяны»
в) «Лимпопо»
- Какое отчество было у Федоры, от которой убежала посуда?
а) Егоровна
б) Ивановна
в) Васильевна
- Кто поджег синее море в сказке «Путаница»?
а) Поросята
б) Лисички
в) Мышата
- Кто выглянул в окно и заметил темноту в сказке «Краденое солнце»?
а) Барашек
б) Заинька
в) Медведица
- Кто из зверей от испуга скушал друг друга в сказке «Тараканище»?
а) Львы
б) Раки
в) Волки
- Кто не приходил лечиться к Айболиту?
а) Волчица
б) Медведица
в) Жираф
6 тур «Расшифруйте имена сказочных героев» (слайды 21, 22).
- Вставьте в зашифрованные слова буквы гласных, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ ЦКТХ
МЙДДР ФДР
ЙБЛТ ТРКНЩ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Цокотуха, Федора, Тараканище)
Биографические сведения: - Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет «Федорино горе».
Игра со зрителями «Исправь ошибки» (слайды 23, 24) .
Один из учеников переписывал в библиотеке названия стихотворений, но допустил ошибки. Назовите стихотворение правильно.
1. «Арболит» («Айболит»).
2. «Кармалей» («Бармалей»).
3. «Крашеное солнце» («Краденое солнце»).
4. «Федорино море» («Федорино горе»).
5. «Пуганица» («Путаница»).
6. «Худо-дерево» («Чудо-дерево»).
4. Подведение итогов викторины (вручение дипломов командам – победителям) .
- Самое любимое слово у К. И. Чуковского – радость. «Рада детвора», «рада звериная семья», «рады девочки и мальчики, рады зайчики и белочки». Слово радость звучит в сказках К. И. Чуковского многократно. Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча с любимым писателем тоже подарила нам радость – радость общения со сказками и друг с другом. Постарайтесь сохранить чувство радости на всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия по теме: "Звук и буква И. Звуко-буквенный анализ слов".(По сказке К.И.Чуковского "Тараканище".)Для 2 класса(ФФНР).
Представлен конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий.Для детей 2 класса,имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.В конспекте содержатся игровые упражнения по формировани...
Урок по теме:Сказки Корнея Ивановича Чуковского
1. Учить детей выразительному чтению по ролям на примере сказки К. Чуковского «Айболит».2. Развивать умения работать с текстом: учить выделя...
Урок математики."Умножение. Сказка К.И.Чуковского "Муха-Цокотуха"
УМК "Школа России". Интегрированный урок по математике во 2 классе. Цель урока: активизировать учебную деятельность учащихся, показать пути установления межпредметных связей....
СЦЕНАРИЙ МЮЗИКЛА ПО СКАЗКЕ К. И. ЧУКОВСКОГО «МУХА-ЦОКОТУХА».
СЦЕНАРИЙ МЮЗИКЛА ПО СКАЗКЕ К. И. ЧУКОВСКОГО «МУХА-ЦОКОТУХА»....
"Путешествие по сказкам К.И. Чуковского"
Цели:Знакомство с биографией К. И. Чуковского.Воспитание интереса к художественной литературе, к творчеству детских писателей.Оформление:портрет писателя К. И. Чуковского (1882-1969г.г.)пл...
Интеллектуально-спортивное развлечение по сказке К.И.Чуковского " Телефон"
Это внеклассное мероприятие можно провести и как урок физкультуры в первом классе. Учащиеся вспоминают произведение К.И.Чуковского "Телефон" и выполняют физические упражнения....
Конспект урока: Сказки К.И.Чуковского. К.И.Чуковский. Муха-цокотуха.
Конспект урока и презентация разработаны для урока литературного слушания в 1 классе....