Конспект урока: Сказки К.И.Чуковского. К.И.Чуковский. Муха-цокотуха.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Конспект урока и презентация разработаны для урока литературного слушания в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_k.i.chukovskogo._k.chukovskiy.mukha-tsokotukha.doc | 108.5 КБ |
k.i.chukovskiy._mukha-tsokotukha.rar | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21»
Конспект урока литературного чтения на тему:
Сказки К.И.Чуковского. К.Чуковский «Муха-цокотуха»
1 класс
Бурлакова Светлана Евстахиевна
учитель начальных классов
г. Нижневартовск
2012 год
Аннотация
Конспект урока и презентация разработаны для урока литературного слушания в 1 классе.
Работа с произведениями для слушания, с иллюстрациями, материалом для чтения, детскими книгами, позволяет формировать читательские умения и обогащать читательский опыт первоклассников. Особое внимание уделяется слушанию, развитию восприятия художественного произведения и формированию универсальных читательских умений.
Соответствует государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Пояснительная записка
Методическая разработка по теме: «Сказки К.И.Чуковского. К.Чуковский. Муха цокотуха» представляет собой конспект урока литературного слушания для 1 класса УМК «Начальная школа 21 века» с презентацией. Урок разработан в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ориентирован на работу по учебнику и рабочей тетради Л.А.Ефросининой «Литературное чтение. 1 класс». В разработке прослеживается ведущая идея – углубление процесса восприятия художественного произведения, развитие интереса к чтению.
Конспект содержит занимательный материал, направленный на решение образовательных задач обучения, развитие творческого потенциала, формирование устойчивой мотивации и познавательных способностей обучающихся. Методы и приемы, применяемые в уроке, направлены на формирование универсальных учебных действий.
Тема урока. Сказки К.И.Чуковского. К.Чуковский «Муха-цокотуха»
Предметная область. Литературное слушание.
Класс. 1
Цель деятельности педагога: создать условия для выявления уровня начитанности (читательского опыта), знания сказок К.Чуковского, для ознакомления со сказкой К.Чуковского «Муха-цокотуха», формирования представлений об авторской сказке, сказке в стихотворной форме.
Планируемые результаты (УДД):
личностные: осознают значимость чтения;
Метапредметные:
регулятивные - принимают позицию слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; познавательные – знакомятся с авторской сказкой в стихотворной форме; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; коммуникативные – используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления, принимают участие в обсуждении прочитанного.
Предметные: научатся рассматривать книги со сказками К.Чуковского, слушать литературное произведение; получат возможность научиться узнавать изученные произведения по отрывкам из них, составлять схематический план с введением «заместителей» героев сказки.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: комбинированная (работа в парах, фронтальная, самостоятельная, индивидуальная).
Методы и приемы на уроке: метод творческого восприятия : художественное чтение в исполнении актера, слушание, моделирования, графическое рисование, рисование иллюстрации к сказке,
Необходимое техническое оборудование: учебник «Литературное чтение», Уроки слушания. Учебная хрестоматия. Л.А.Ефросинина; рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение», альбомный лист, цветные карандаши для оформления обложки, электронное обеспечение урока: презентация к уроку PoverPoint
Ход урока
№ | Этап урока | Цель | №слайда, страницы, или название видео, анимации, рисунка | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (мин) | Результат |
1. | Организационный момент | Подготовить учащихся к работе на уроке | Слайд №1 Анимация | Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учеников. Прозвенел уже звонок, Начинается урок! Все ли у вас в порядке? На месте ли книжки, тетрадки? Молодцы, ребятки! -Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но оно какое-то грустное. Как думаете, почему? Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать. Вы согласны со мной? -Выполняя каждое задание правильно, работая дружно – вы вернете солнышку хорошее настроение и расправите лучики. | Приветствие, проверка готовности к уроку. | 1 мин | Доброжелательный настрой учителя и учащихся на работу, полная готовность учащихся к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
2. | Речевая разминка | Подготовить речевой аппарат к чтению | Слайд№2 Текст Слайд№3 Анимация | Читает отрывок из произведения К.Чуковского «Путаница» Замяукали котята: «Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята, хрюкать» А за ними и утята: «не желаем больше крякать! Мы хотим, как лягушата, квакать!» Свинки замяукали: «Мяу, мяу!» Кошечки захрюкали: «Хрю, хрю, хрю!» Уточки заквакали: «Ква, ква, ква!» Курочки закрякали: «Кря, кря, кря!» - Назовите автора и название произведения. | Читают: тихо-громко медленно-быстро грустно-весело Узнают сказку по иллюстрациям. | 2 мин | Совершенствование навыка владения речевым аппаратом. |
3. | Изучение нового материала 3.1 Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. | Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Сформулировать тему и цель урока. Формировать представление об авторской сказке, о стихотворной форме написания сказки | Слайд № 4 Анимация | -Сегодня вас ждет встреча с новой сказкой. У неё интересная история создания. Автор рассказывает: «У меня часто бывают приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь – травам, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день особо запомнился, 29 августа 1023года. Почувствовал себя человеком, который может творить чудеса. Я не вбежал, а влетел, как на крыльях в квартиру, и схватив какой-то запыленный листок, стал писать веселую поэму о мухиной свадьбе, причем почувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба». -Кто догадался, что это за сказка и кто её написал? (На экране появляются слайды с иллюстрациями сказки) Подводит вопросами к выводу темы урока | Выдвигают гипотезу, обосновывают её. | 3 мин | Узнав сказку, называют тему и цель урока. |
3.2 Слушание сказки К.Чуковского «Муха - цокотуха» | Дать установку на содержание, показать значимость выразительного чтения, понимать на слух текст произведения | Слайд№4 Аудиозапись Гиперссылка на аудиозапись | Включает аудиозапись с иллюстрациями к сказке. Беседа по первичному восприятию произведения. -Понравилась сказка? -Что купила муха на денежку, которую нашла? -Кто поймал муху- именинницу? -Кто выручил ее из беды? | Слушают сказку. Участвуют в обсуждении содержания произведения во фронтальном режиме | 6 мин. | Знакомятся с содержанием сказки К.Чуковского «Муха - цокотуха» | |
3.3 Словарная работа | Объяснит значение трудных слов | Слайд №5 Иллюстрации | Объясняет значение слов. Крендель - витая, сдобная булочка, напоминающая форму восьмерки. Злодей – тот, кто совершает злодеяния или способен на них. Вонзает – воткнуть острием. Ухмыляется – слегка усмехается. На всем скаку – быстро, без остановки. Лапти – плетеная обувь из лыка, охватывающая только ступню. | Дают толкование слов | 2 мин | Расширение словарного запаса | |
3.4 Моделирование обложки | Формировать умение работать по алгоритму. Определить жанр произведения, тему | Слайд№6 Анимация | Дает инструкции по составлению обложки. -Составьте модель обложки. -При моделировании используйте памятку Проверяет качество усвоения материала. -Назовите тему. -Прочитайте фамилию автора, и заголовок сказки | Учащиеся работают в парах, по окончании работы называют жанр произведения (сказка), тему (о животных), заголовок «Муха-цокотуха», фамилию автора | 3 мин | Выставка лучших моделей обложек | |
3.5 Знакомство с биографией К.Чуковского | Умение дать характеристику личности писателя: Какой он? Что его привлекает в мире, в людях? В чем особенность его взгляда на мир? | Слайд 7-11 Анимации Гиперссылка Сведения о писателе Книжная полка | Рассказывает о писателе, организует беседу о личности писателя. -Чуковский был веселым и добрым человеком, очень любил детей. На своей даче в писательском городке Переделкино устраивал детские праздники, новогодние елки. Здесь поэт учил талантливых детей писать стихи. Общение с детьми К.И.Чуковский считал лучшим отдыхом. Знакомит с произведениями К.Чуковского, используя книжную выставку. | Слушают, задают вопросы. | 3 мин | Узнают интересные факты из жизни писателя, | |
3.6 Физкультминутка для глаз | Активизирует работу глаз на расстоянии | Слайд №12 Анимация со звуком | Следит за движением глаз учеников | Выполняют упражнение для глаз | 2 мин | Активизируют работу глаз | |
3.7 Повторное слушание сказки: различие героев сказки и составление схемы | Погружение в текст и развитие вдумчивого чтения. Развитие критического мышления | Организует чтение с остановкой, обсуждение содержания произведения, задает вопросы, записывает сказку на доске при помощи заместителей героев сказки. В результате работы появляется следующая схема. | Следят пальчиком, жужжат вместе с учителем, учувствуют в обсуждении содержания, записывают сказку на листочках при помощи заместителей | 9 мин | Схема сказки с использованием заместителей | ||
4.. | Закрепление изученного материала 4.1 Творческое задание (в рабочей тетради) | Развитие креативных способностей. Дать возможность каждому ребенку высказать с помощью рисунка свое отношение к произведению. | Руководит работой, задает вопросы по содержанию. | Дорисовывают и раскрашивают, подчеркивают | 4 мин | Выставка рисунков | |
4.2 Тест | Выделить существенную информацию из текста. | Слайд № 13-17 Анимация. Правильный ответ выделяется цветом. | Объясняет, следит за выполнением. Тест.
| Работают на листочках, выделяют правильный ответ. Самопроверка. Обратная связь (Неправильные ответы обводят в кружок) Использование элементов здоровьесберегающей технологии Базарного | 3 мин | Формируется умение оценивать свою деятельность. | |
4.3 Игра «Послушай и назови» | Выявление читательского опыта. Развитие интеллектуальных способностей. | Слайд №18-21 Анимация | Учитель или хорошо читающие ученики зачитывают отрывки из произведений К.Чуковского …Великий Умывальник, Умывальников начальник И мочалок командир! -Кто это? (Мойдодыр) …А в Африке разбойник, А в Африке злодей… Он бегает по Африке И кушает детей…(Бармалей) …Долго, долго крокодил Море синее тушил Пирогами и блинами И сушеными грибами…(Путаница) …А в большой реке крокодил лежит, И в зубах не огонь горит Солнце красное… (Краденое солнце) | Выдвигают гипотезу, обосновывают. | 3 мин | Формируется читательский опыт. | |
4 | Итог урока | Подвести к осознанию достижения цели урока | Слайд №22 Анимация | - Какая сказка начинается именинами, а заканчивается свадьбой? Кто автор этой сказки? -О чем эта сказка? -Назовите жанр и тему этого произведения | Отвечают на вопросы. Показывают на обложках заголовок и фамилию автора | 2 мин | Цель урока достигнута |
Рефлексия | Инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Слайд №23 Текст Слайд №24 анимация | Предлагает учащимся высказать свое мнение. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… У меня получилось… Меня удивило… Мне захотелось… -Вы хорошо потрудились - работали активно и дружно. Вам удалось прогнать тучку. Солнышко нам благодарно. -Спасибо за урок! | Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей и высказывается одним предложением, выбирая только фразы из рефлексивного экрана на доске. | 2 мин | Учащиеся учатся высказывать свое мнение |
Информационная карта ЦОР
№ | Название ЦОР | Тип ЦОР | Форма предъявления информации | Уровни интерактивности ЦОР | Ссылка на ресурс | ПО |
1. | Презентация «Сказки К.И.Чуковского. К.Чуковский. Муха-цокотуха» | Информационная | Иллюстрации, анимации, текст, аудиозапись | Активный | Программа Л.А Ефросининой «Литературное чтение», УМК «Начальная школа XXI века» |
Информационный ресурс
1.Литературное чтение. 1 класс. Уроки слушания. Учебная хрестоматия. Ефросинина Л.А.
2. Литературно чтение 1 класс. Уроки слушания. Рабочая тетрадь к учебной хрестоматии. Ефросинина Л.А
3 Поурочное планирование. Литературное чтение. 1 класс. Система уроков по учебникам Л.А.Ефросининой, С.В.Николаева
Ссылка на оригинал: http://www.babyroom.narod.ru/prezent3.html
Подписи к слайдам:
Муха-Цокотуха
Фамилия автора
Какое произведение и о чём
Заголовок
Моделируем обложку Сведения о писателе
Книжная полка
Настоящие имя и фамилия — Николай Васильевич К о р н е й ч у к о в,годы жизни1882—1969, русский писатель, критик, литературовед, переводчик
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка.
Его любили дети и карикатуристы.
Корней Иванович стал сказочником совершенно случайно. Случилось это так. Заболел его сынишка, мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал рассказывать сказку:«Жил да был крокодил, Он по улицам ходил Крокодил, Крокодил, Крокодилович…»
И второй случай. Работая в своём кабинете, Корней Иванович услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:«Надо, надо умываться По утрам и вечерам. А нечистым трубочистам Стыд и срам! Стыд и срам!Так появился «Мойдодыр».
Блошки подарили мухе-цокотухе….
тапочки
сапожки
чемодан
ТестПодчеркни правильный ответ клещ
грач
паук
Именинницу поймал…. гусеницы
тараканы
обезьяны
Под диваном спрятались… бабочки
сверчки
червячки
С жуками отплясывали… лук
сок
мёд
Бабушка –пчела принесла мухе… Игра «Послушай и назови». …Великий Умывальник, Умывальников начальник И мочалок командир!..-Кто это? …В Африке разбойник, В Африке злодей… Он бегает по Африке И кушает детей… …Долго, долго крокодил Море синее тушил Пирогами, и блинами, И сушеными грибами… …А в большой реке крокодил лежит, И в зубах его не огонь горит- Солнце краденое…. Выскажи свое мнение! Сегодня я узнал…Было интересно…Было трудно…Теперь я могу…У меня получилось…Меня удивило…Мне захотелось… Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Сказки К. Чуковского"
Конспект дистанционного урока литературного чтения с использованием интерактивного модуля приложения Web 2.0 LearningApps.org позволяет проверить знания детей о творчестве К.И. Чуковского. При н...
конспект урока по обучению грамоте тема: К. И. Чуковский «Телефон». Инсценирование стихотворения.
Конспект урока по обучению грамотеТема: К. И. Чуковский «Телефон». Инсценирование стихотворения.Цели деятельности учителя: познакомить с произведением К.И. Чуковского «Телефон»; формирование умение ан...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс Корней Чуковский сказка "Федорино горе"
Конспект урока по литературному чтению 2 класс Корней Чуковский сказка "Федорино горе"...
Конспект урока - сказки по математике на тему «Повторение пройденного материала. К.Чуковский «Муха-Цокотуха» ( 1 класс)
Урок- игра для учащихся 1 класса...
Конспект урока литературного чтения по теме К.И.Чуковский "Стихотворения для детей"
В конспект включены отрывки из стихотворений К.И.Чуковского для заучивания детьми (Игра "Узнай произведение"), карточки для работы в парах (Игра "Собери шишки"), биографическ...
Урок сказка по математике. Конспект урока-сказки по математике во 2 классе на тему «Сложение и вычитание двузначных чисел»
Урок сказка по математике, 2 классКонспект урока-сказки по математике во 2 классе на тему «Сложение и вычитание двузначных чисел»Цели:1. Закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чи...
Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "К. Чуковский «Федотка»". УМК "Перспективная начальная школа"
Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "К. Чуковский «Федотка»". УМК "Перспективная начальная школа"...