Урок по теме:Сказки Корнея Ивановича Чуковского
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
1. Учить детей выразительному чтению по ролям на примере сказки К. Чуковского «Айболит».
2. Развивать умения работать с текстом: учить выделять слова автора и действующих лиц, отрабатывать выразительное чтение через решение различных исполнительных задач.
3. Воспитывать интерес к творчеству К.И.Чуковского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок.docx | 32.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Сказки Корнея Ивановича Чуковского
Цели урока:
- Учить детей выразительному чтению по ролям на примере сказки К. Чуковского «Айболит».
- Развивать умения работать с текстом: учить выделять слова автора и действующих лиц, отрабатывать выразительное чтение через решение различных исполнительных задач.
- Воспитывать интерес к творчеству К.И.Чуковского.
Ход урока:
1этап: Организационный момент.
Психологический настрой на работу.
– Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…
– Улыбнитесь друг другу. Приятного вам учебного дня! Начинаем урок литературного чтения.
- Дыхательная гимнастика
а) дыхание грудью – рука на животе:
- медленный вдох – медленный выдох;
- быстрый вдох – задержка дыхания – медленный выдох;
- вдох по частям – выдох по частям;
- медленный вдох – быстрый выдох;
- вдох через нос – выдох через рот;
- глубокий вдох – выдох “выстрел”.
б) дыхание животом – рука на груди:
- глубокий вдох – на выдохе “поем” звуки;
А – для снятия физической и умственной усталости;
О – гармония, равновесие;
У – эмоциональное и психическое равновесие;
И – звук разума, радости; активизируется работа головного мозга, глаз, носа;
в) чтение на выдохе согласных:
2 этап: Актуализация опорных знаний
- Ребята, а вы любите сказки?
- Почему вы любите читать и слушать сказки?
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай сказку» и проверить,
насколько внимательно вы слушаете и читаете сказки.
Дети прослушивают отрывок из произведения – называют сказку – открывается иллюстрация к сказке и название сказки
- Молодцы! Вы правильно назвали все сказки. Скажите, что объединяет все эти сказки?
(Все эти сказки написал один человек – Корней Чуковский)
2.1 Беседа о писателе К.Чуковском
- Ребята, сегодня мы поговорим о творчестве человека, произведения которого знакомы вам с раннего детства. Как вы думаете, о ком мы будем говорить?
- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.
- Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
1 апреля 2010 г., если бы он был жив, ему исполнилось бы 128 лет.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
Вот какое шутливое стихотворение посвятил К.И. Чуковскому поэт Валентин Берестов:
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве "Бармалея"
И "Крокодила" не читал,
Не восхищался "Телефоном",
И в "Тараканище" не вник.
Как вырос он таким ученым,
Не зная самых главных книг?
- Действительно, трудно представить, что когда-то этих "самых главных книг" не было. И сказочник Чуковский занимался совсем другим делом. Когда вышла его первая книга для детей, он писал в предисловии: "Собранные здесь стихи написаны мною нечаянно. Долгое время мне в голову не приходило, что из меня выйдет поэт для детей. Своей единственной профессией я считал литературную критику".
- А как же сказки? А сказки зародились случайно.
- Первым появился "Крокодил". Заболел маленький сын Корнея Ивановича. Отец вез его в ночном поезде домой, и чтобы хоть чуть-чуть облегчить страдания мальчика, под перестук вагонных колес стал рассказывать:
Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил -
Крокодил, Крокодил Крокодилович...
- А знаменитый "Мойдодыр" начался с того, что маленькая дочка писателя не желала умываться.
- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилась на свет… попробуйте догадаться какая сказка? ( “Федорино горе”).
3 этап: Постановка темы урока, формулирование учебной задачи
- Скажите, а какая из сказок Корнея Чуковского нравится вам больше?
(Айболит)
- Сегодня мы с вами отправляемся в театр, на сцене которого мы встретимся с героями сказки Айболит.
-Кто может доказать, что Чуковский написал сказку?
(Наличие сказочного сюжета, фантастических героев и событий, положительные и отрицательные герои, торжество добра над злом)
- Помните ли вы начало сказки? Расскажите.
(Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!)
- Чем закончилась сказка?
Вот и вылечил он их,
Лимпопо!
Вот и вылечил больных.
Лимпопо!
И пошли они смеяться,
Лимпопо!
И плясать и баловаться,
Лимпопо!
И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет.
А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются, заливаются -
Так что дубы сотрясаются.
Вот и Гиппо, вот и Попо,
Гиппо-попо, Гиппо-попо!
Вот идёт Гиппопотам.
Он идёт от Занзибара.
Он идёт к Килиманджаро -
И кричит он, и поёт он:
"Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!"
- Чем написанный текст сказки отличается от инсценирования на сцене?
- Кто нужен для того, чтобы театр ожил?
(Артисты, режиссер)
- Что ещё необходимо для постановки спектакля?
(декорации)
- Ребята, вы хорошо поработали, можно и отдохнуть.
4 этап Физкультурная минутка
5 этап: Первичное чтение (усвоение новых знаний)
- Сейчас мы прочитаем отрывок из сказки «Айболит» (с.24-25). Представьте, что мы - режиссёры спектакля. В чём заключается наша работа?
(Выделить из текста слова героев и определить, как, с какой интонацией нужно читать эти слова).
(Дети читают текст и выделяют слова доктора Айболита и зверят)
Слова Айболита | Интонация |
- Что такое? Неужели Ваши дети заболели? | С тревогой в голосе |
- Ладно, ладно, побегу, Вашим детям помогу! | С уверенностью в голосе |
-Только где же вы живёте? На горе или в болоте? | Выразить удивление, вопрос, озабоченность |
-Я дальше идти не могу…» | Обречённо, устало |
- Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо! | С надеждой |
- С какой интонацией нужно читать слова зверят? (Просительно, жалобно)
(Упражнение в хоровом чтении)
6 этап: Проверка понимания учащимися нового материала
(Выразительное чтение по ролям отрывка из сказки К.Чуковского)
7 этап: Закрепление знаний
- Что необходимо соблюдать при чтении роли?
- Кого мы можем назвать хорошим актёром?
(Того, кто правильно и выразительно читает свои реплики)
- Давайте выберем лучшего чтеца сказки «Айболит»
- Что бы ты посоветовал своим одноклассникам делать, чтобы добиться такого же выразительного чтения, как у тебя?
8 этап: Рефлексия
(Слайд )
– Закончите предложения:
Я сегодня узнал …
Я научился …
Мне было …
Я рад …
(Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гостях у дедушки Корнея Ивановича Чуковского
Познавательная игра, посвящённая 130 летию К. И. Чуковскому...
В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ… Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Корнея Ивановича Чуковского.
Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Корнея Ивановича Чуковского.Учитель: Шалимова О. В.Цели: знакомство детей начальной школы с творчеством К. И. Чуковского...
Презентация лучших детских книг Корнея Ивановича Чуковского
Эта презентация поможет детям ближе узнать о творчестве К.И.Чуковского. Познакомит с классикой его творчества. Данный материал можно использовать на тематических и литературных урока...
Творчество Корнея Ивановича Чуковского
В презентации дана краткая биография поэта, стихи, загадки....
ПРАЗДНИК, ПОСВЯЩЕННЫЙ ТВОРЧЕСТВУ КОРНЕЯ ИВАНОВИЧА ЧУКОВСКОГО.
Мероприятие для учащихся 2 класса, посвященный творчеству известного писателя Корнея Ивановича Чуковского...
«Путешествие по сказке Корнея Ивановича Чуковского «Телефон» »
Квест "Путешествие по сказке Корнея Ивановича Чуковского "Телефон""Занятие для первого класса...