Урок по теме:Сказки Корнея Ивановича Чуковского
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Зиннатуллина Гульнара Дилюсовна

 

1.     Учить детей выразительному чтению по ролям на примере  сказки К. Чуковского «Айболит».

2.     Развивать умения работать с текстом: учить выделять слова автора и действующих лиц, отрабатывать выразительное чтение через решение различных исполнительных задач.

3.     Воспитывать  интерес к творчеству  К.И.Чуковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Сказки Корнея Ивановича Чуковского

Цели урока:

  1. Учить детей выразительному чтению по ролям на примере  сказки К. Чуковского «Айболит».
  2. Развивать умения работать с текстом: учить выделять слова автора и действующих лиц, отрабатывать выразительное чтение через решение различных исполнительных задач.
  3. Воспитывать  интерес к творчеству  К.И.Чуковского.

                                                  Ход урока:
1этап:  Организационный момент.
Психологический настрой на работу.

– Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…


– Улыбнитесь друг другу. Приятного вам учебного дня! Начинаем урок литературного чтения.

  1. Дыхательная гимнастика

а) дыхание грудью – рука на животе:

  1. медленный вдох – медленный выдох;
  2. быстрый вдох – задержка дыхания – медленный выдох;
  3. вдох по частям – выдох по частям;
  4. медленный вдох – быстрый выдох;
  5. вдох через нос – выдох через рот;
  6. глубокий вдох – выдох “выстрел”.

б) дыхание животом – рука на груди:

  1. глубокий вдох – на выдохе “поем” звуки;

А – для снятия физической и умственной усталости;

О – гармония, равновесие;

У – эмоциональное и психическое равновесие;

И – звук разума, радости; активизируется работа головного мозга, глаз, носа;

в) чтение на выдохе согласных:

2 этап: Актуализация опорных знаний

- Ребята, а вы любите сказки?

- Почему вы любите читать и слушать сказки?

-  Я предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай сказку» и проверить,

насколько внимательно вы слушаете и читаете сказки.

Дети прослушивают отрывок из произведения – называют сказку – открывается иллюстрация к сказке и название сказки

- Молодцы! Вы правильно назвали все сказки. Скажите, что объединяет все эти сказки?

(Все эти сказки написал один человек – Корней Чуковский)

2.1 Беседа о писателе К.Чуковском

         - Ребята, сегодня мы поговорим  о творчестве человека, произведения которого знакомы вам с раннего детства. Как вы думаете, о ком мы будем говорить?

 - Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.

 -  Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.  

1 апреля 2010 г., если бы он был жив, ему исполнилось бы 128 лет.

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.

– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

Вот какое шутливое стихотворение посвятил К.И. Чуковскому поэт Валентин Берестов:

Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве "Бармалея"

И "Крокодила" не читал,
Не восхищался "Телефоном",
И в "Тараканище" не вник.
Как вырос он таким ученым,
Не зная самых главных книг?

- Действительно, трудно представить, что когда-то этих "самых главных книг" не было. И сказочник Чуковский занимался совсем другим делом. Когда вышла его первая книга для детей, он писал в предисловии: "Собранные здесь стихи написаны мною нечаянно. Долгое время мне в голову не приходило, что из меня выйдет поэт для детей. Своей единственной профессией я считал литературную критику".

-  А как же сказки? А сказки зародились случайно.

 - Первым появился "Крокодил". Заболел маленький сын Корнея Ивановича. Отец вез его в ночном поезде домой, и чтобы хоть чуть-чуть облегчить страдания мальчика, под перестук вагонных колес стал рассказывать:

Жил да был Крокодил.

Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил -
Крокодил, Крокодил Крокодилович...

- А знаменитый "Мойдодыр" начался с того, что маленькая дочка писателя не желала умываться.

- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилась на свет… попробуйте догадаться какая сказка?  (  “Федорино горе”).

3 этап: Постановка темы урока, формулирование учебной задачи

- Скажите, а какая из сказок Корнея Чуковского нравится вам больше?

(Айболит)

- Сегодня мы с вами отправляемся в театр, на сцене которого мы встретимся с героями сказки Айболит.

-Кто может доказать, что Чуковский написал сказку?

(Наличие сказочного сюжета, фантастических героев и событий, положительные и отрицательные герои, торжество добра над злом)

- Помните ли вы начало сказки? Расскажите.

(Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!)

- Чем закончилась сказка?

Вот и вылечил он их,

    Лимпопо!

Вот и вылечил больных.

    Лимпопо!

И пошли они смеяться,

    Лимпопо!

И плясать и баловаться,

    Лимпопо!

И акула Каракула

Правым глазом подмигнула

И хохочет, и хохочет,

Будто кто её щекочет.

А малютки бегемотики

Ухватились за животики

И смеются, заливаются -

Так что дубы сотрясаются.

Вот и Гиппо, вот и Попо,

Гиппо-попо, Гиппо-попо!

Вот идёт Гиппопотам.

Он идёт от Занзибара.

Он идёт к Килиманджаро -

И кричит он, и поёт он:

"Слава, слава Айболиту!

Слава добрым докторам!"


-  Чем написанный текст сказки отличается от  инсценирования на сцене?

- Кто нужен для того, чтобы театр ожил?

(Артисты, режиссер)

- Что ещё необходимо для постановки спектакля?

(декорации)

- Ребята, вы хорошо поработали, можно и отдохнуть.

4 этап Физкультурная минутка

5 этап: Первичное чтение (усвоение новых знаний)

- Сейчас мы прочитаем отрывок из сказки «Айболит» (с.24-25). Представьте, что мы  - режиссёры спектакля. В чём заключается наша работа?

(Выделить из текста слова героев и определить, как, с какой интонацией нужно читать эти слова).

(Дети читают текст и выделяют слова доктора Айболита и зверят)

Слова Айболита

Интонация

- Что такое? Неужели

Ваши дети заболели?

С тревогой в голосе

- Ладно, ладно, побегу,

Вашим детям помогу!

С уверенностью в голосе

-Только где же вы живёте?

На горе или в болоте?

Выразить удивление, вопрос, озабоченность

-Я дальше идти не могу…»

Обречённо, устало

- Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!

С надеждой

- С какой интонацией нужно читать слова зверят? (Просительно, жалобно)

(Упражнение в хоровом чтении)


6 этап: Проверка понимания учащимися нового материала

 (Выразительное чтение по ролям отрывка из сказки К.Чуковского)

7 этап: Закрепление знаний

- Что необходимо соблюдать при чтении роли?

- Кого мы можем назвать хорошим актёром?

(Того, кто правильно и выразительно читает свои реплики)

- Давайте выберем лучшего чтеца сказки «Айболит»

- Что бы ты посоветовал своим одноклассникам делать, чтобы добиться такого же выразительного чтения, как у тебя?

8 этап: Рефлексия

(Слайд )

– Закончите предложения:
Я сегодня узнал …
Я научился …
Мне было …
Я рад …


(Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у дедушки Корнея Ивановича Чуковского

Познавательная игра, посвящённая 130 летию К. И. Чуковскому...

В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ… Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Корнея Ивановича Чуковского.

Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Корнея Ивановича Чуковского.Учитель: Шалимова О. В.Цели: знакомство детей начальной школы с творчеством К. И. Чуковского...

Презентация лучших детских книг Корнея Ивановича Чуковского

Эта презентация поможет детям ближе узнать о творчестве К.И.Чуковского.  Познакомит с классикой его  творчества. Данный материал можно использовать  на тематических и литературных урока...

Творчество Корнея Ивановича Чуковского

В презентации дана краткая биография поэта, стихи, загадки....

ПРАЗДНИК, ПОСВЯЩЕННЫЙ ТВОРЧЕСТВУ КОРНЕЯ ИВАНОВИЧА ЧУКОВСКОГО.

Мероприятие для учащихся 2 класса, посвященный творчеству известного писателя Корнея Ивановича Чуковского...

«Путешествие по сказке Корнея Ивановича Чуковского «Телефон» »

Квест "Путешествие по сказке Корнея Ивановича Чуковского "Телефон""Занятие для первого класса...