Рабочая программа по чтению и развитию речи
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся с ОВЗ /интеллектуальные нарушения/ 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по чтению и развитию речи | 62.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГНИЛОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрена» Руководитель МО учителей начальных классов /Румянцева В.В./ ФИО Протокол №_______ от «___» ________ 2017 г | «Согласована» Заместитель директора по УВР ________ /Даренских Л.В./ ФИО «___» ___________ 2017 г | «Утверждена» Протокол ПС № от «__»___2017г. Введена в действие Приказ №______ от «___» ___________2017 г Директор школы __________/Румянцева Т.Ф./ ФИО |
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Чтение и развитие речи»
3 класс
на 2017- 2018 учебный год
для обучающихся с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения
Составила:
Даренских Л.В., учитель начальных классов
1 квалификационная категория
с. Гнилое
2017 г
- Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе нормативных документов и материалов
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министра образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373;
- Основная общеобразовательная программа начального общего образования МКОУ «Гниловская ООШ»
- Учебный план МКОУ «Гниловская ООШ» на 2017-2018 учебный год
- Календарный учебный график МКОУ «Гниловская ООШ»
- Положение о рабочей программе МКОУ «Гниловская ООШ»
- Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации МКОУ «Гниловская ООШ»
- Положение о ведении классного журнала МКОУ «Гниловская ООШ»
- Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, издательство Москва «Просвещение», 2010 г.
Для реализации программного содержания используется учебник: для 3 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы С. Ю. Ильина, А. А. Богданова «Чтение 3 класс, 1 и 2 часть», Москва «Просвещение» 2018 год (рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации)
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В основе методики преподавания курса лежат личностно-ориентированные, здоровьесберегающие технологии, технология дифференцированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета.
Основной формой организации процесса обучения чтению и развитию речи является урок. Обучающиеся нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя, учатся самостоятельно читать более облегчённые тексты, пересказывают по наводящим вопросам учителя или повторяют ответы сильных обучающихся.
Ведущие приёмы и методы обучения чтению и обучению речи: беседа, рассказ, работа с учебником, работа с иллюстрациями. Наряду с вышеназванными ведущими методами используются и другие: экскурсии, демонстрация, наблюдение, нахождение сходства и различия, выделение существенных признаков, классификация и дифференциация, усыновление причинно - следственных связей между понятиями, самостоятельная работа и др.
Большое внимание на уроках чтении уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Использование наглядных пособий, дидактических игр, игровых приёмов, занимательных упражнений необходимо для пробуждения у учащихся интереса к чтению.
В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе обучающиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.
С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план. Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
НАВЫК ЧТЕНИЯ
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки. - Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
Для чтения в 3 классе подбираются доступные для детей произведения устного народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.
Примерная тематика
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Совершенствование навыка чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом). Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приёмов обучения.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваясь точности эмоционального восприятия за счёт выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряжённость ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев в мотивации этих поступков, в выделении непонятных: слов. Школьники овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам учащихся, и целенаправленными вопросами учителя. Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Как уже говорилось ранее, эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения.
Цель:
Направленность уроков чтения на социализацию личности ребёнка с интеллектуальными нарушениями на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения
Задачи:
- научить детей читать доступный их пониманию текст
• воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
• формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом
- формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
• развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
В соответствии с требованиями программы предусматриваются следующие виды контроля:
- полный и последовательный пересказ;
- ответы на вопросы по прочитанному;
- чтение произведений.
III. МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На реализацию программы по чтению и развитию речи в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 170 часов (5 часов в неделю - 34 учебные недели):
1 четверть – 40 ч.
2 четверть – 39 ч.
3 четверть – 48 ч ч.
4 четверть – 43 ч.
IV. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного пред- мета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
V. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно - тематический план к рабочей программе (сетка)
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Контрольная работа |
1. | «Здравствуй, школа!» | 11 | |
2. | «Осень наступает» | 15 | |
3. | «Учимся трудиться»» | 16 | |
4. | «Ребятам о зверятах» | 20 | |
5. | «Чудесный мир сказок» | 14 | 1 |
6. | «Зимушка-зима» | 27 | |
7. | «Так нельзя, а так можно» | 16 | |
8. | «Весна в окно стучится» | 21 | |
9. | «Веселые истории» | 1 | |
10. | «Родина любимая» | 10 | |
11. | «Здравствуй, лето!» | 12 | 1 |
Итого: | 170 часов | 2 |
VI. Календарно – тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | ||
По плану | По факту | |||||
1 четверть – 40 часов Часть 1. Здравствуй, школа! – 11 ч. | ||||||
1 | Стихотворение. М. Садовский «Сентябрь» | 1 | 02.09 | |||
2 | По В. Воскобойникову «Веселая улица» | 1 | 04.09 | |||
3 | В. Берестов «Первое сентября» | 1 | 06.09 | |||
4 | По В. Драгунскому «Завтра в школу» | 1 | 07.09 | |||
5 | По Э. Шиму «Пятерки» | 1 | 08.09 | |||
6 | Вн чтение «Стихи про школу» | 1 | 09.09 | |||
7 | Смешинка. В. Берестов «Котенок хочет в школу» | 1 | 11.09 | |||
8 | В. Бирюков «Кто лучшим будет» | 1 | 13.09 | |||
9 | По В. Хомченко «Обида» | 1 | 14.05 | |||
10 | А. Аксенова «Наша учительница» | 1 | 15.09 | |||
11 | Вн. чтение «Рассказы о школе» | 1 | 16.09 | |||
Осень наступила…- 15 ч. | ||||||
12 | О. Высотская «Осень» | 1 | 18.09 | |||
13 | По Ю. Ковалю «Последний лист» | 1 | 20.09 | |||
14 | А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» | 1 | 21.09 | |||
15 | По Н. Сладкову «Сентябрь на дворе» | 1 | 22.09 | |||
16 | Вн. чтение «Стихи про осень» | 1 | 23.09 | |||
17 | В. Степанов «Воробей» | 1 | 25.09 | |||
18 | По А. Баркову «Лето на веревочке» | 1 | 27.09 | |||
19 | Е. Благинина «Улетают, улетели…» | 1 | 28.09 | |||
20 | Смешинка. По Э. Шиму «Ворона и синица» | 1 | 30.09 | |||
21 | Вн. чтение « Рассказы о природе» | 1 | 02.10 | |||
22 | Г. Ладонщиков «В октябре» | 1 | 04.10 | |||
23 | По Н. Сладкову «Страшный невидимка» | 1 | 05.10 | |||
24 | А. Плещеев «Осень наступила» | 1 | 06.10 | |||
25 | Вн. чтение «Загадки про осень» | 1 | 07.10 | |||
26 | По Н. Абрамцевой «Сказка об осеннем ветре» Н. Майданик «Доскажи словечко» (Осенние загадки) | 1 | 09.10 | |||
Учимся трудиться – 16 ч. | ||||||
27 | Ю. Тувим «Все для всех» | 1 | 11.11 | |||
28 | По Д. Габе «Работа» | 1 | 12.10 | |||
29 | В. Орлов «Мои помощники» | 1 | 13.10 | |||
30 | Вн. чтение «Рассказы о труде» | 1 | 14.10 | |||
31 | По А. Потаповой «Бабушка и внучка» | 1 | 16.10 | |||
32 | Б. Заходер «Повара» | 18.10 | ||||
33 | По М. Дружининой «Сюрприз» | 1 | 19.10 | |||
34 | О. Высотская «Маргаритка» | 1 | 20.10 | |||
35 | Вн. чтение «Пословицы о труде» | 1 | 21.10 | |||
36 | По В. Хомченко «Пуговица» | 1 | 23.10 | |||
37 | Г. Ладонщиков «Портниха» | 25.10 | ||||
38 | В.Осеева «Пуговица» | 1 | 26.10 | |||
39 | По В. Голявкину «Как я помогал маме мыть пол» | 1 | 27.10 | |||
40 | Вн. чтение «Произведения о занятиях людей» | 1 | 28.10 | |||
2 четверть - 39 часов | ||||||
41 | По С. Баруздину «Как Алешке учиться надоело» | 1 | 06.11 | |||
42 | Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» | 1 | 08.11 | |||
Ребятам о зверятах – 20 ч | ||||||
43 | По Е. Чарушину «Лисята» | 1 | 09.11 | |||
44 | По Н. Сладкову «Лисица и еж» Е. Тараховская «Заяц» | 1 | 10.11 | |||
45 | Вн. чтение «Рассказы о животных» | 1 | 11.11 | |||
46 | По М. Пришвину «Еж» | 1 | 13.11 | |||
47 | По А. Баркову «Материнская забота» | 1 | 15.11 | |||
48 | По Г. Снегиреву «Белек» | 1 | 16.11 | |||
49 | В. Приходько «Пин и Гвин» | 1 | 17.11 | |||
50 | Вн. чтение «Стихи про животных» | 1 | 18.11 | |||
51 | По Б. Житкову «Галка» | 1 | 20.11 | |||
52- | По В. Гаранжину «Куринный воспитанник» | 1 | 22.11 | |||
53-54 | По М. Тарловскому «Добрый волк» | 2 | 23.11 24.11 | |||
55 | Вн.чтение «Загадки про диких животных» | 1 | 25.11 | |||
56- 57 | По Н. Носову «Живая шляпа» | 2 | 27.11 28.11 | |||
58 | По Н. Павловой «Котята» | 1 | 29.11 | |||
59 | В. Берестов «Кошкин щенок» | 1 | 30.11 | |||
60 | По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль» | 1 (2ч) | 01.12 | |||
61 | Вн. чтение «Загадки про домашних животных» | 1 | 02.12 | |||
62 | По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль» | 1 | 04.12 | |||
Чудесный мир сказок – 14 ч | ||||||
63 | Русская народная сказка «Лиса и журавль» | 1 | 06.12 | |||
64 - 64 | Русская народная сказка «Храбрый баран» | 2 | 07.12 08.12 | |||
65 | Вн. чтение «В гостях у сказки» | 1 | 09.12 | |||
66-67 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев» | 2 | 11.12 13.12 | |||
68 | Украинская народная сказка «Овечка и волк» | 1 | 14.12 | |||
69 | Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы» | 1 | 15.12 | |||
70 | Вн. чтение «Русские народные сказки» | 1 | 16.12 | |||
71 | Таджикская народная сказка «Тигр и лиса» | 1 | 18.12 | |||
72- | Французская народная сказка «Лиса и куропатка» | 1 | 20.12 | |||
73 | Контрольная работа №1 (навык чтения) | 1 | 21.12 | |||
74 | Абхазская народная сказка «Куцый хвост» | 1 | 22.12 | |||
75 | Вн. чтение «Сказки про животных» | 1 | 23.13 | |||
76 | Удмуртская народная сказка «Глупый котенок» | 1 | 25.12 | |||
Зимушка – зима – 27 ч | ||||||
77 | Русская народная песня «Ой ты, зимушка-зима!» | 1 | 26.12 | |||
78 | По В. Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз» | 1 | 28.12 | |||
79 | М. Садовский «Декабрь» | 1 | 29.12 | |||
3 четверть – 48 ч | ||||||
80 | Вн. чтение «В гости к зиме» | 1 | 13.01 | |||
81-82 | По Л. Воронковой «Как елку наряжали» | 2 | 15.01 17.01 | |||
83 | С. Попов «В новогоднюю ночь» | 1 | 18.01 | |||
84 | По А. Усачеву «Как Дед Мороз сделал себе помощников» | 1 | 19.01 | |||
85 | Вн. чтение «Стихи про зиму» | 1 | 20.01 | |||
86-87 | По А. Потаповой «Такой вот герой» | 2 | 22.01 24.01 | |||
Часть 2 | ||||||
88 | С. Есенин «Зима» | 1 | 25.01 | |||
89 | С. Суворова «Подарок» | 1 | 26.01 | |||
90 | Вн. чтение «Загадки про зиму» | 1 | 27.01 | |||
91 | По В. Голявкину «У Ники новые лыжи» | 1 | 29.01 | |||
92 | В. Шевчук «С прогулки» | 1 | 31.01 | |||
93 | По М. Быковой «Неудачная находка» | 1 | 01.02 | |||
94 | И. Суриков «Детство» | 1 | 02.02 | |||
95 | Вн. чтение «Рассказы о зиме» | 1 | 03.02 | |||
96 | По Е. Чарушину «Что за зверь?» | 1 | 05.02 | |||
97- 98 | По Э. Шиму «Не стучать – все спят» | 2 | 07.02 08.02 | |||
99 | В Степанов «Зайка» | 1 | 09.02 | |||
100 | Вн. чтение «Зимние сказки» | 1 | 10.02 | |||
101 | По Н. Сладкову «Еловая каша» | 1 | 12.02 | |||
102 | З. Александрова «Снежок» | 1 | 14.02 | |||
103 | По Е. Баруздину «Коллективная печка» | 1 | 15.02 | |||
Так нельзя, а так можно – 16 ч | ||||||
104 | По А. Ягафаровой «Снегирь и Синица» | 1 (2ч) | 16.02 | |||
105 | Вн. чтение «Рассказы о птицах» | 1 | 17.02 | |||
106 | По А. Ягафаровой «Снегирь и Синица» | 1 | 19.02 | |||
107 | По В. Хомченко «Птица-синица» | 1 | 21.02 | |||
108 | Г. Ладонщиков «Дельный совет» | 1 | 22.02 | |||
109 | Вн. чтение «Стихи про птиц» | 1 | 24.02 | |||
110 | По Л. Толстому «Косточка» | 1 | 26.02 | |||
111 | По С. Георгиеву «Праздничный стол» | 1 | 28.02 | |||
112 | В. Берестов «За игрой» | 1 | 01.03 | |||
113 | С. Баруздин «Бревно» | 1 | 02.03 | |||
114 | Вн. чтение «Сказки о птицах» | 1 | 04.03 | |||
115 | А. Седугин «Как Артемка котенка спас» | 1 | 05.03 | |||
116 | По В. Осеевой «Подвиг» | 1 | 07.03 | |||
117 | По В. Бирюкову «Лесные доктора» | 1 (2 ч) | 09.03 | |||
118 | Вн. чтение «Загадки про птиц» | 1 | 10.03 | |||
119 | По В. Бирюкову «Лесные доктора» | 1 | 12.03 | |||
Весна в окно стучится – 21 ч. | ||||||
120 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится» | 1 | 14.03 | |||
121 | По В. Бирюкову «Весенняя песня» | 1 | 15.03 | |||
122 | Украинская народная песня «Веснянка» | 1 | 16.03 | |||
123 | Вн. чтение «Стихи о весне» | 1 | 17.03 | |||
124 | По Э. Шиму «Сосулька» | 1 | 19.03 | |||
125 | Русская народная песня «Выгляни, солнышко» | 1 | 21.03 | |||
126 | С. Вербова «Мамин портрет» | 1 | 22.03 | |||
127 | П. Синявский «Разноцветный подарок» | 1 | 23.03 | |||
4 четверть – 44 ч | ||||||
128 | А. Седугин «Тихо-тихо» | 1 | 02.04 | |||
129 | Р. Сеф «Лицом к весне» | 1 | 04.04 | |||
130 | С. Вербова «Ледоход» | 1 | 05.04 | |||
131 | По Р. Фархади «Сон медвежонка» | 1 | 06.04 | |||
132 | Вн. чтение «Рассказы о весне» | 1 | 07.04 | |||
133 | Г. Ладонщиков «Медведь проснулся» | 1 | 09.04 | |||
134 | По В. Бианки «Заяц на дереве» | 1 | 11.04 | |||
135 | С. Погореловский «Наши гости» | 1 | 12.04 | |||
136 | По Г. Скребицкому «Скворушка» | 1 | 13.04 | |||
137 | Вн. чтение «Рассказы о животных» | 1 | 14.04 | |||
138 | И. Белоусов «Весенняя гостья» | 1 | 16.04 | |||
139 | По К. Ушинскому «Пчелки на разведках» | 1 | 18.04 | |||
140 | По А. Баркову «Тюльпаны» | 1 | 19.04 | |||
Веселые истории – 9 ч. | ||||||
141 | Р. Фархади «Перепутаница» | 1 | 20.04 | |||
142 | Вн. чтение «Весёлые рассказы» | 1 | 21.04 | |||
143 | По Г. Остеру «Эхо» | 1 | 23.04 | |||
144 | В. Шибаев «Кто кем становится» | 1 | 25.04 | |||
145 | А. Усачев «Волшебный барабан» | 1 | 26.04 | |||
146 | М. Пляцковский «Шишки» | 1 | 27.04 | |||
147 | Вн. чтение «Весёлые истории» | 1 | 28.04 | |||
148 | По Ю. Степанову «Портрет» | 1 | 30.04 | |||
149 | М. Бородицкая «Булочная песенка» | 1 | 02.05 | |||
Родина любимая – 10 ч. | ||||||
150 | Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине» | 1 | 03.05 | |||
151 | По К. Ушинскому «Наше Отечество» | 1 | 04.05 | |||
152 | Вн. чтение «Рассказы о Родине» | 1 | 05.05 | |||
153 | По Т. Кудрявцевой «Флаг России» | 1 | 07.05 | |||
154 | М. Ильин «Главный город страны» | 1 | 08.05 | |||
155 | В. Степанов «Песня» | 1 | 10.05 | |||
156 | А. Усачев «день Победы» | 1 | 11.05 | |||
156 | Вн. чтение «Стихи про Родину» | 1 | 12.05 | |||
157 | По С. Баруздину «Страшный клад» | 1 | 14.05 | |||
158 | По С. Алексееву «Тульские пряники» | 1 | 16.05 | |||
Здравствуй, лето! – 11 ч | ||||||
159 | А. Усачев «Что такое лето?» | 1 | 17.05 | |||
160 | По Л. Воронковой «Что сказала бы мама?» | 1 | 18.05 | |||
161 | Вн. чтение «Здравствуй, лето!» | 1 | 19.05 | |||
162 | М. Дружинина «Земляника» | 1 | 21.05 | |||
163 | По В. Хомченко «Куда исчез гриб?» | 1 | 22.05 | |||
164 | По В. Бианки «Еж-спаситель» | 1 | 23.05 | |||
165 | Р. Фархади «Жарко» | 1 | 24.05 | |||
166 | Вн. чтение «Стихи про лето» | 1 | 26.05 | |||
167 | По Э. Шиму «Верное время» | 1 | 28.05 | |||
168 | Контрольная работа №2 (навык чтения за год) | 1 | 30.05 | |||
169-170 | Резерв | 2 | 31.05 |
VI. Требования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны уметь:
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
пересказывать содержание прочитанного;
устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
наизусть 5—8 стихотворений.
«Жизненные компетенции»
• читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и темпом речи;
• читать про себя, выполняя задания учителя.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Проверка навыка чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
6.5.1. Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
6.5.2. Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.
6.5.3. Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.
6.5.4. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты.
Нормативы техники чтения (количество слов в минуту) на полугодие и конец года
Таблица №1
Класс | 1 уровень (без нарушения произношения) слов/мин | 2 уровень (незначительные речевые нарушения) слов/мин | 3 уровень (выраженные нарушения речи, отсутствие речи) |
1 | 8 - 10 | 5 | Проводится с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей обучающегося, отслеживается динамика относительно самого ребёнка (учитываются буквы, слоги, отдельные слова) |
2 | 15 - 20 | 10 - 15 | |
3 | 25 - 30 | 15- 25 |
6.5.5. В начале учебного года навык чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. Задача проверки навыка чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.
III класс:
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной - двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и может передать содержание прочитанного полно, правильно, последовательно с незначительной помощью;
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словами, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну -две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы односложно и способен пересказать содержание прочитанного с помощью учителя;
Оценка «2 и 1» не ставится.
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Интернет ресурсы:
http://www.solnet.ee/index.htmlе
journal.edusite.ru/p84aa1.html http://mirdetok.tomsk.ru/
tgl.net.ru/wiki/index.php/Ресур
http://www.uroki.net/docnach.htm
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshc...
planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=863&ur2.. nachalka.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_...
planeta.tspu.ru/files/file/Chertkov...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 3 классе VIII вида.
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 3 классе.Пояснительная запискаДанная рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIви...
Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа по чтению и развитию речи и календарно-тематическое планирование 4 класс. Для коррекционных школ....
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида) по учебнику С.Ю. Ильиной, Л.В. Матвеевой-Луневой. Содержит поясни...
Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для подготовительного класса коррекционной школы 8 вида.
Пояснительная записка и календарно- тематическое планирование...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 4 класса коррекционной школы 8 вида.
Пояснительная записка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
- формировать основы знаний из области фонетики и графики: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...