Г.Цыферов «Тайна запечного сверчка»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Кузюткина Елена Александровна

Литературное чтение. 3 класс ОС 2100. Урок-знакомство с новым произведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Кузюткина Е.А.

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 класс

Тип урока: урок-знакомство с новым произведением

Технология урока: технология формирования правильного типа читательской деятельности с мультимедийной презентацией, здоровьесберегающие технологии

Тема урока:  Г.Цыферов «Тайна запечного сверчка»

Цель урока: Развитие умения осмысленно читать произведение.

Задачи урока: 1. Продолжить знакомство с творчеством Г.Цыферова, работу над умением вести диалог с автором

                           2. Развивать наблюдательность, внимание к художественному слову

                           3. Воспитывать любовь к музыке

Средства обучения: книгопечатная продукция: учебник литературного чтения Е.В. Бунеева, О.В.Бунеев  «В океане света»

технические средства: компьютер, медиапроектор, экран.

Конспект урока

этап урока

деятельность учителя

деятельность учащихся

использование ИКТ

I этап

Орг. момент

Психологический настрой

II

Проверка домашнего задания

III

Постановка проблемы

IV Работа с произведением Г. Цыферова

а) до чтения

б) Чтение вслух «Небольшого вступления» по абзацам, комментарии по ходу чтения.

VI. Итог урока.


VII. Домашнее задание.

- Признайтесь, вам давно хотелось узнать что-то необыкновенное, таинственное. Считайте, что вам повезло. Мы откроем сегодня на уроке чтения немало тайн…

- Итак, начнем.

Почему урок мы начали с такого стихотворения?

– Мы только что прочитали рассказ  Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

- О каком композиторе мы узнали из этого рассказа?

- Какое музыкальное произведение Э. Грига мы слушали?

- Что вдохновило норвежского композиторам Эдварда Грига на создание музыки?

Сегодня мы перенесёмся в другую страну, в другую эпоху и узнаем тайну запечного сверчка.

Откройте учебник на с. 146

- Перед вами новый текст. Ваши действия?

- Геннадий Цыферов.  

- Какие произведения Цыферова читали? Что можете сказать об этом человеке по его фотографии?

- Как вы понимаете название произведения?

- Кто такие сверчки?

- Послушаем, что узнал о сверчках ваш одноклассник

- Рассмотрим иллюстрацию. Кого напоминает сверчок?

-Чем он занят? Как вы догадались?

Скрипка - это четырёхструнный смычковый музыкальный инструмент. (показать)

- Сверчок – это мудрое существо. В каком произведении ещё один сверчок давал мудрые советы другому маленькому мальчику?

– Кто его слушает? Этот мальчик – наш современник?

- Какие элементы старины здесь присутствуют?

Это 18 век

– Кто же это? Прочитаем заголовки частей.

- Сегодня мы будем читать о маленьком мальчике по имени Вольфганг Амадей Моцарт

- Что за тайна может быть у сверчка?

- Прочитайте ключевые слова. (на доске)

 Зальцбург
маэстрино
волшебная скрипочка
сверчок 
знаменитый музыкант

- Лексическое значение, каких слов непонятно? Почему слово Зальцбург написано с большой буквы? В какой стране находится этот город?
Маэстрино 

-Прочитаем из толкового словаря значение слова маэстро
Догадались, кто такой маэстрино? 

- Опираясь на ключевые слова, иллюстрации предположите, о чем будет произведение?


Как-то совсем недавно я был в концерте. Исполняли Моцарта.

 Я хочу, чтобы вы сейчас закрыли глаза и представили себя слушателями на таком концерте.
Звучит запись

- Что представили?

- Что представил автор мы сейчас узнаем.

После чтения 2-го абзаца.

Рассказ о городе Зальцбурге
Музыкальное сопровождение «Фантазия К397»(фрагмент)

- Представим себя на улицах Зальцбурга в 18 веке. В те дни он был столицей маленького княжества. 

Зальцбург – это один из живописнейших уголков Австрии с великолепными садами, дворцами, соборами, расположенными среди пышной зелени альпийских предгорий, на реке Зальцах. Но самым замечательным в этом городке было то, что жители Зальцбурга были очень общительными, весёлыми людьми. Они хорошо играли на музыкальных инструментах, пели, плясали. Поэтому в самой Австрии Зальцбург называли не городом, а музыкальной шкатулкой. 

Именно в Зальцбурге 27 января 1756 г. родился Вольфганг Амадей Моцарт.

После чтения 3-го абзаца.

- Что за бутафорское оружие?

– Какие запахи и звуки наполняли ночной Зальцбург?

После чтения 4-го абзаца.

– С кем автор сравнивает музыку?

 Как называется такой приём в литературе?

- Какое слово нужно обязательно вставить в ключевые слова?
- Какие слова подтверждают мысль о бессмертии прекрасной музыки?


После чтения 5-го абзаца

- Что возродила музыка у автора?

Чтение части до конца.

- Кого вспоминает автор, слушая музыку?

– Прочитайте строки, которые помогают нам представить маленького Моцарта?

- Почему мальчик сравнивается с веточкой вербы?

– Что мы будем читать – сказку или рассказ? Почему?


Чтение 1-й части «О сказочной тайне маленького Моцарта»

До чтения.

Когда родился Вольфганг Амадей Моцарт, его отец, скрипач Леопольд Моцарт задумался: « А кем будет мой мальчик?  Может, он, подобно мне, отдаст своё сердце музыке».

Так и случилось, он стал музыкантом.

Отчего же маленький Моцарт стал так рано музицировать? Может быть, здесь есть какая-то сказочная тайна? Хотите узнать эту тайну? Давайте отправимся в дом Моцартов.

– Прочитайте 1-ю часть «О сказочной тайне маленького Моцарта» самостоятельно.

Готовимся к чтению по ролям, выделяем слова автора, других героев.

После чтения.

-  О какой тайне маленького Моцарта вы узнали? 


Какое слово было непонятным.

Сюртук – длиннополый пиджак.

Чтение по ролям. (сколько героев? 3)

Самооценка , удалось ли передать характеры героев?

Физ-ка

Работа в парах. (на карточке)

– Сколько лет было Вольфгангу?
– На что был похож звук, разбудивший мальчика?
– О чём мечтал мальчик, слушая сверчка?
– С какой трудностью встретился маленький Моцарт?
– Какую тайну открыл сверчок Моцарту? - Почему именно ему?

Работа в группах

Заполни таблицу

Моцарт

сверчок

Хвастливый, трудолюбивый, загадочный, талантливый, настойчивый, самокритичный, вежливый, веселый, благодарный,
мудрый

Обобщающие вопросы.

- Так что же вы читали о Моцарте – сказку или быль?

- О какой тайне маленького Моцарта вы узнали?

-А какую тайну открыл Сверчок Вольфгангу?


Не ноты главная наука.
Гармонию небесных звуков
Ты должен слышать научиться
И это всё с тобой случится.


- Как вы думаете, почему Г. Цыферов предполагает, что именно сверчок научил Моцарта Музыке, доверил ему тайну?

-Исполнилась ли мечта Моцарта и надежды сверчка?

- Всё детство Моцарта было непрерывной чередой музыкальных занятий и выступлений. Будучи ещё ребёнком, Моцарт стал уже знаменитым, и сам король Франции пригласил его на новогодний бал. Там говорили о музыке. И когда король спросил мальчика, что он думает о музыке, юный Моцарт ответил: «Музыка – это…

- Предположите, как ответил Моцарт. Закончите фразу. - Сравним ваши предположения с высказыванием самого Моцарта.

«Музыка – это голос нашего сердца»

«Колодец желаний» Если бы я встретилась с Моцартом…(продолжи рассуждение)



1) Нарисовать иллюстрации к прочитанному.

2) Прочитать 2-ю часть. Задать вопросы автору.



Ученица читает наизусть стихи

Музыка

Ежедневно, ежечасно,

Каждый миг существования

Слышу музыки прекрасной

Я знакомое звучание.

Вслушайся, она повсюду.

Слышишь, словно чьи-то руки

Из теченья наших судеб

Плавно извлекают звуки.

И в ушах звенящий ветер,

И полночных снов хрустальность,

Все, что только есть на свете,

Источает музыкальность.

Все, чем только еще можно

Чувств поджечь опасный порох,

И часы, что бьют тревожно,

И листвы спокойный шорох,

И глубокое молчание

В ритм дождя, что бьет по крыше,

Это музыки звучание.

Вслушайся и ты услышишь…

(Миронов Сергей)

Мы работаем в разделе, который называется «Наполним музыкой сердца»

Об Эдварде Григе.

«Утро»

Встреча с Дагни Педерсен,

её душевная чистота, красота окружающей природы.

По названию, имени автора, иллюстрациям, названиям частей определяют смысловую, эмоциональную направленность

Весёлый, добрый, любит жизнь

Запечный – живущий за печкой

Сверчок – прямокрылое насекомое, издающее крыльями стрекочущие звуки. Сверчок напоминает кузнечика. Известно два вида сверчков: один живет в поле, а другой в домах людей. Домовых сверчков за любовь к человеческому жилью прозвали «запечными соловьями».)

Музыканта

Играет на скрипке, что-то объясняет

А. Толстой «Золотой ключик»

Нет. У него на голове парик, несовр. одежда.

 Мебель. Свечи. Подсвечник.

Моцарт

предположения детей

Австрия

почётное название крупных, выдающихся музыкантов

ответы детей

ненастоящее

ответы детей

с живым существом

олицетворение

музыка

спустя столетия помогает вспомнить то, что было раньше

надежду, воспоминание

и сказка, и быль, рассуждения

о встрече Вольфганга с запечным Сверчком, который научил его слышать и понимать музыку.

дети работают в парах

у мальчика есть слух и сердце

дети работают в группах, проверка

сказка переплетается с реальностью

о встрече Вольфганга с запечным Сверчком, который научил его слышать и понимать музыку


ответы детей

музыка Моцарта - это язык природы, чувств. Поэтому она бессмертна, как и мир вокруг нас

Да. Мы знаем Моцарта, как великого музыканта и композитора

Предположения детей

Слайд  1

Слайд2

Соайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6 – 9

Слайд 10

Слайд 11

II этап

Работа с текстом во время чтения

IIIЭтап

Работа с текстом после чтения

–Чьи тайны мы раскрыли?

Чей портрет скрыт?

 

Можно ли, слушая сверчка научиться музыке?

Почему Моцарт стал знаменитым  музыкантом?

-Что нового узнали о Цыферове?

Мне он напомнил другого писателя, который верил в детей и чудаков?

 -Какими строчками можно подписать иллюстрацию на с.146?

- Давайте обратимся к музыке Вольфганга Моцарта

Задание по командам:

1команда

- Если бы я попросила вас изобразить музыку в цвете, какие цвета вы бы выбрали? Объясните выбор. (На доске разноцветные фигуры: черные, желтые, красные, коричневые, оранжевые)

2,3 команда

- Вставь прилагательные в стихотворение, чтобы оно подходило к музыке

… музыка была,

…музыка звучала.

… скрипочкой сверчка

Она сегодня зазвучала

Индивидуальное задание

 «Колодец желаний» Если бы я встретилась с Моцартом…(продолжи рассуждение)

- Давайте вместе закончим фразу:

«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе –

(Моцарт)»

Домашнее задание

- Какое бы задание вы хотели выполнить дома?

Рефлексия.

Передай волшебный смычок, скажи, что запомнилось…

ответ: Моцарта, музыки, Свечка

коллективная дискуссия, выдвижение гипотез, корректировка своей точки зрения

Ответ: Экзюпери

подпись под иллюстрацией

выполнения заданий в группах

индивидуальное задание

Ответ: Моцарт

Предложения:  прочитать  следующую сказку, вести диалог с автором


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Г.Цыферов "Тайна запечного сверчка" 3 класс

Данный урок является 4 уроком в разделе «Наполним музыкой сердца»» в курсе литературного чтения 3 класса по программе «Школа 2100». Тема актуальна, так как имеет огромное воспитательное значение, чере...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ.Тема: Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка».

Урок на  тему "Наполним музыкой сердца" посвящён творчеству великого композитора В.А. Моцарта....

Литературное чтение Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайны запечного сверчка).

Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайны запечного сверчка).Технологическая карта урока....

Открытый урок литературного чтения Тайна запечного сверчка

Комбинированный урок с использование ЭОР,содержащий ряд задач урока....

Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайны запечного сверчка).

Разработанный урок соответствует ОС "Школа 2100". Используемые приёмы и методы на уроке способствуют развитию личностных качеств  ребёнка....

Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)

Тема урокаСказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)Технологическая карта по литературному чтению. 3 класс...