I этап Орг. момент Психологический настрой
II Проверка домашнего задания
III Постановка проблемы
IV Работа с произведением Г. Цыферова а) до чтения
б) Чтение вслух «Небольшого вступления» по абзацам, комментарии по ходу чтения.
VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание.
| - Признайтесь, вам давно хотелось узнать что-то необыкновенное, таинственное. Считайте, что вам повезло. Мы откроем сегодня на уроке чтения немало тайн… - Итак, начнем.
Почему урок мы начали с такого стихотворения?
– Мы только что прочитали рассказ Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками». - О каком композиторе мы узнали из этого рассказа? - Какое музыкальное произведение Э. Грига мы слушали? - Что вдохновило норвежского композиторам Эдварда Грига на создание музыки?
Сегодня мы перенесёмся в другую страну, в другую эпоху и узнаем тайну запечного сверчка. Откройте учебник на с. 146
- Перед вами новый текст. Ваши действия?
- Геннадий Цыферов. - Какие произведения Цыферова читали? Что можете сказать об этом человеке по его фотографии? - Как вы понимаете название произведения? - Кто такие сверчки? - Послушаем, что узнал о сверчках ваш одноклассник
- Рассмотрим иллюстрацию. Кого напоминает сверчок? -Чем он занят? Как вы догадались? Скрипка - это четырёхструнный смычковый музыкальный инструмент. (показать) - Сверчок – это мудрое существо. В каком произведении ещё один сверчок давал мудрые советы другому маленькому мальчику? – Кто его слушает? Этот мальчик – наш современник?
- Какие элементы старины здесь присутствуют? Это 18 век
– Кто же это? Прочитаем заголовки частей.
- Сегодня мы будем читать о маленьком мальчике по имени Вольфганг Амадей Моцарт
- Что за тайна может быть у сверчка?
- Прочитайте ключевые слова. (на доске) Зальцбург маэстрино волшебная скрипочка сверчок знаменитый музыкант
- Лексическое значение, каких слов непонятно? Почему слово Зальцбург написано с большой буквы? В какой стране находится этот город? Маэстрино
-Прочитаем из толкового словаря значение слова маэстро Догадались, кто такой маэстрино?
- Опираясь на ключевые слова, иллюстрации предположите, о чем будет произведение? Как-то совсем недавно я был в концерте. Исполняли Моцарта.
Я хочу, чтобы вы сейчас закрыли глаза и представили себя слушателями на таком концерте. Звучит запись
- Что представили?
- Что представил автор мы сейчас узнаем.
После чтения 2-го абзаца.
Рассказ о городе Зальцбурге Музыкальное сопровождение «Фантазия К397»(фрагмент)
- Представим себя на улицах Зальцбурга в 18 веке. В те дни он был столицей маленького княжества.
Зальцбург – это один из живописнейших уголков Австрии с великолепными садами, дворцами, соборами, расположенными среди пышной зелени альпийских предгорий, на реке Зальцах. Но самым замечательным в этом городке было то, что жители Зальцбурга были очень общительными, весёлыми людьми. Они хорошо играли на музыкальных инструментах, пели, плясали. Поэтому в самой Австрии Зальцбург называли не городом, а музыкальной шкатулкой.
Именно в Зальцбурге 27 января 1756 г. родился Вольфганг Амадей Моцарт.
После чтения 3-го абзаца.
- Что за бутафорское оружие?
– Какие запахи и звуки наполняли ночной Зальцбург?
После чтения 4-го абзаца.
– С кем автор сравнивает музыку? Как называется такой приём в литературе?
- Какое слово нужно обязательно вставить в ключевые слова? - Какие слова подтверждают мысль о бессмертии прекрасной музыки? После чтения 5-го абзаца
- Что возродила музыка у автора?
Чтение части до конца.
- Кого вспоминает автор, слушая музыку?
– Прочитайте строки, которые помогают нам представить маленького Моцарта?
- Почему мальчик сравнивается с веточкой вербы?
– Что мы будем читать – сказку или рассказ? Почему?
Чтение 1-й части «О сказочной тайне маленького Моцарта»
До чтения.
Когда родился Вольфганг Амадей Моцарт, его отец, скрипач Леопольд Моцарт задумался: « А кем будет мой мальчик? Может, он, подобно мне, отдаст своё сердце музыке».
Так и случилось, он стал музыкантом.
Отчего же маленький Моцарт стал так рано музицировать? Может быть, здесь есть какая-то сказочная тайна? Хотите узнать эту тайну? Давайте отправимся в дом Моцартов.
– Прочитайте 1-ю часть «О сказочной тайне маленького Моцарта» самостоятельно. Готовимся к чтению по ролям, выделяем слова автора, других героев.
После чтения. - О какой тайне маленького Моцарта вы узнали?
Какое слово было непонятным. Сюртук – длиннополый пиджак.
Чтение по ролям. (сколько героев? 3) Самооценка , удалось ли передать характеры героев? Физ-ка
Работа в парах. (на карточке) – Сколько лет было Вольфгангу? – На что был похож звук, разбудивший мальчика? – О чём мечтал мальчик, слушая сверчка? – С какой трудностью встретился маленький Моцарт? – Какую тайну открыл сверчок Моцарту? - Почему именно ему?
Работа в группах Заполни таблицу
Хвастливый, трудолюбивый, загадочный, талантливый, настойчивый, самокритичный, вежливый, веселый, благодарный, мудрый
Обобщающие вопросы.
- Так что же вы читали о Моцарте – сказку или быль?
- О какой тайне маленького Моцарта вы узнали?
-А какую тайну открыл Сверчок Вольфгангу? Не ноты главная наука. Гармонию небесных звуков Ты должен слышать научиться И это всё с тобой случится.
- Как вы думаете, почему Г. Цыферов предполагает, что именно сверчок научил Моцарта Музыке, доверил ему тайну?
-Исполнилась ли мечта Моцарта и надежды сверчка? - Всё детство Моцарта было непрерывной чередой музыкальных занятий и выступлений. Будучи ещё ребёнком, Моцарт стал уже знаменитым, и сам король Франции пригласил его на новогодний бал. Там говорили о музыке. И когда король спросил мальчика, что он думает о музыке, юный Моцарт ответил: «Музыка – это…
- Предположите, как ответил Моцарт. Закончите фразу. - Сравним ваши предположения с высказыванием самого Моцарта.
«Музыка – это голос нашего сердца»
«Колодец желаний» Если бы я встретилась с Моцартом…(продолжи рассуждение)
1) Нарисовать иллюстрации к прочитанному.
2) Прочитать 2-ю часть. Задать вопросы автору.
|
Ученица читает наизусть стихи Музыка Ежедневно, ежечасно, Каждый миг существования Слышу музыки прекрасной Я знакомое звучание. Вслушайся, она повсюду. Слышишь, словно чьи-то руки Из теченья наших судеб Плавно извлекают звуки. И в ушах звенящий ветер, И полночных снов хрустальность, Все, что только есть на свете, Источает музыкальность. Все, чем только еще можно Чувств поджечь опасный порох, И часы, что бьют тревожно, И листвы спокойный шорох, И глубокое молчание В ритм дождя, что бьет по крыше, Это музыки звучание. Вслушайся и ты услышишь… (Миронов Сергей)
Мы работаем в разделе, который называется «Наполним музыкой сердца»
Об Эдварде Григе. «Утро» Встреча с Дагни Педерсен, её душевная чистота, красота окружающей природы.
По названию, имени автора, иллюстрациям, названиям частей определяют смысловую, эмоциональную направленность
Весёлый, добрый, любит жизнь
Запечный – живущий за печкой
Сверчок – прямокрылое насекомое, издающее крыльями стрекочущие звуки. Сверчок напоминает кузнечика. Известно два вида сверчков: один живет в поле, а другой в домах людей. Домовых сверчков за любовь к человеческому жилью прозвали «запечными соловьями».) Музыканта Играет на скрипке, что-то объясняет
А. Толстой «Золотой ключик»
Нет. У него на голове парик, несовр. одежда. Мебель. Свечи. Подсвечник.
Моцарт
предположения детей
Австрия
почётное название крупных, выдающихся музыкантов
ответы детей
ненастоящее
ответы детей
с живым существом олицетворение
музыка спустя столетия помогает вспомнить то, что было раньше
надежду, воспоминание
и сказка, и быль, рассуждения
о встрече Вольфганга с запечным Сверчком, который научил его слышать и понимать музыку.
дети работают в парах
у мальчика есть слух и сердце
дети работают в группах, проверка
сказка переплетается с реальностью
о встрече Вольфганга с запечным Сверчком, который научил его слышать и понимать музыку ответы детей
музыка Моцарта - это язык природы, чувств. Поэтому она бессмертна, как и мир вокруг нас
Да. Мы знаем Моцарта, как великого музыканта и композитора
Предположения детей |
Слайд 1
Слайд2
Соайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6 – 9
Слайд 10
Слайд 11 |
IIIЭтап Работа с текстом после чтения | –Чьи тайны мы раскрыли? Чей портрет скрыт?
Можно ли, слушая сверчка научиться музыке? Почему Моцарт стал знаменитым музыкантом? -Что нового узнали о Цыферове?
Мне он напомнил другого писателя, который верил в детей и чудаков? -Какими строчками можно подписать иллюстрацию на с.146?
- Давайте обратимся к музыке Вольфганга Моцарта Задание по командам: 1команда - Если бы я попросила вас изобразить музыку в цвете, какие цвета вы бы выбрали? Объясните выбор. (На доске разноцветные фигуры: черные, желтые, красные, коричневые, оранжевые) 2,3 команда - Вставь прилагательные в стихотворение, чтобы оно подходило к музыке … музыка была, …музыка звучала. … скрипочкой сверчка Она сегодня зазвучала Индивидуальное задание «Колодец желаний» Если бы я встретилась с Моцартом…(продолжи рассуждение)
- Давайте вместе закончим фразу: «Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе – (Моцарт)»
Домашнее задание - Какое бы задание вы хотели выполнить дома?
Рефлексия. Передай волшебный смычок, скажи, что запомнилось…
| ответ: Моцарта, музыки, Свечка коллективная дискуссия, выдвижение гипотез, корректировка своей точки зрения Ответ: Экзюпери
подпись под иллюстрацией
выполнения заданий в группах
индивидуальное задание
Ответ: Моцарт
Предложения: прочитать следующую сказку, вести диалог с автором
|
|