Конспект урока на тему "Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Школа 2100
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
Литературное чтение
Челябинск, 2016
Тема урока: Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)
Цели урока:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Личностные: Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение осозновать и определять эмоции других людей; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей.
Предметные: развивать умение работать с учебником; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать в слух; делить текст на части, составлять простой план; самостоятельно формулировать главную мысль текста; подробно и выборочно пересказывать текст.
Оборудование: учебник 3 класс, 2 часть, Р.Н. Бунеев.
Этап урока Методы и приемы | Время | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный этап | 30 сек | Здравствуйте ребята, садитесь. | Приветствие учителя. | Л.: Положительное отношение к школе и учебной деятельности |
Мотивационный этап | 5 мин | Проверка домашнего задания. Конкурс «Внимательный читатель». Ученики задают вопросы, за правильный ответ получают жетон. Определяется победитель. Примерные вопросы: – Как в городе Бергене жители узнавали о заходе солнца? – Какой герой литературной сказки упоминается в тексте рассказа? | Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания. | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. |
Постановку учебной задачи Методы: словесный, практический. Приемы: беседа, диалог, упражнение. | 15 мин | Сообщение темы урока. – Хочется ли вам узнать, как рождалась музыка у других композиторов? Только ли К. Паустовский восторгается музыкальным талантом композитора? Сегодня мы перенесёмся в другую эпоху, в другую страну и узнаем одну тайну... Работа с произведением Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка». 1. Работа с текстом до чтения. – Прочитайте заглавие. Видели ли вы сверчка? Слышали ли его песню? Что в этот момент вы представляете? Где живут сверчки? (Один вид – в поле, другой – в доме.) Домовых сверчков за любовь к человеческому жилью прозвали «запечными соловьями». – Рассмотрите иллюстрацию. Кого напоминает сверчок? (Дирижёра, музыканта.) Чем он занят? Как вы догадались? (Что-то объясняет, догадались по жесту.) – Кто его слушает? Мальчик этот – наш современник? (Нет. У него на голове парик. Это XVIII век.) Кто же это? Прочитайте заголовки частей. Что за тайна есть у сверчка? А у Моцарта? (Предположения детей.) – Да, сегодня мы будем читать о маленьком мальчике по имени Вольфганг Амадей Моцарт. – Кто автор произведения о Моцарте? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение. «Небольшое вступление» читает учитель. По ходу чтения надо пояснить слова: бутафорское (оружие) – ненастоящее, похожее на подлинное; стрельчатые (окна) – в форме арки, завершающейся острым углом. Вопрос после чтения: – Что мы будем читать – рассказ или сказку? (Судя по вступлению, скорее сказку.) Значит, нас ждёт сказка о реальном человеке – композиторе Моцарте. Главу «О сказочной тайне маленького Моцарта» дети читают про себя. 2. Выявление первичного восприятия. – Какая же сказочная тайна была у маленького Моцарта? 3. Повторное чтение первой главки (с. 147–148) по ролям. 4. Беседа после чтения. – Сколько лет было Вольфгангу? – Почему автор называет скрипку Сверчка волшебной? – О чём мечтал мальчик, слушая Сверчка? – С какой трудностью встретился юный Моцарт? Как к этому отнёсся Сверчок? – Какую тайну открыл Сверчок Вольфгангу? Почему именно ему? – Исполнилась ли мечта Моцарта и надежды Сверчка? – Помнят ли сверчки, что они научили музыке великого Моцарта? – Верите ли вы в эту историю, рассказанную Г. Цыферовым? – Как вы думаете, почему Г. Цыферов предполагает, что именно Сверчок научил Моцарта музыке, доверил ему тайну? (Музыка Моцарта – это язык природы, чувств, поэтому она бессмертна, как и мир вокруг.) – Знаете ли вы, ребята, что отец маленького Моцарта, скрипач Леопольд Моцарт, написал в своих записках: «Этот менуэт Вольфгангерль выучил 26 января 1761 года, в половине десятого вечера, в возрасте четырёх лет, за день до своего дня рождения». Г. Цыферов рассказал нам, как, возможно, это было. | Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
Решение частных задач. Методы: наглядный, словесный, практический. Приемы: беседа, диалог, упражнение. | 18 мин | 5. Прослушивание в грамзаписи «Менуэта ля-мажор» В.-А.Моцарта. – Что вы представляли, слушая музыку? – Почему автор называет музыку Моцарта «маленьким чудом»? 6. Первичное чтение второй главки. – Родина Моцарта – Зальцбург, это маленький австрийский городок. «На карте тогдашней Европы он выглядел крохотным». Столицей Австрии является город Вена. Как встретят Моцарта в этом шумном большом городе? – Прочитайте название следующей главки. – Отчего вдруг затанцевал снег? Где будут происходить события? – При чём тут серебряная шпага принца? (Предположения детей.) Вторую главку можно прочитать сразу вслух (комбинированное чтение). 7. Беседа после чтения. а) – Почему так волновались Моцарты, приехав в столицу – в Вену? б) – Чем маленький музыкант покорил венскую публику? («Вольфганг играл бесподобно» – то есть… (превосходно, его игру нельзя было сравнить ни с чьей. Весь зал переживал чувства, которые всколыхнула в людях музыка.) в) – Венская публика – очень строгая и требовательная к музыке – рукоплескала маленькому Моцарту. Это было одно удивительное событие. А другое? (Подарок императора – очень высокая честь и признание!) г) – Кто ещё радовался успеху Моцарта? (Вся природа: зима, снег. А снежинки «застывали цветами» – в подарок маленькому талантливому музыканту.) 3. Работа с текстом после чтения. Учитель читает авторский текст до вопроса (с. 150). Вопросы после чтения: – Так что же вы читали о Моцарте – сказку или быль? (Сказка переплетается с реальностью.) – Почему Г. Цыферов использует такой приём? (Музыка Моцарта волшебна, она очень сильно воздействует на чувства человека.) Знаете ли вы, ребята, чем заканчивается это произведение Г. Цыферова? «Напрасно грустили о Моцарте зальцбуржцы. Напрасно ждали его ночами запечные сверчки, настраивая свои волшебные скрипочки. Вольфганг так и не вернулся. А вскоре почтовая карета привезла из австрийской столицы письмо. В нём торжественно извещалось: “Вольфганг Амадей Моцарт стал первым независимым музыкантом XVIII столетия”». Теперь он подчинялся одной музыке. И только ей. Звучат мелодии Моцарта. И светлеет мир, пробуждаются сердца, рвущиеся навстречу счастью. Лучше всяких слов это передаёт сама музыка В.-А. Моцарта. Слушаем «Марш» (До-минор KV453а) или другой фрагмент. – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания, читают текст | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
Итог урока. Рефлексия Методы: словесный. Приемы: беседа. | 2 мин | – Что вам показалось на уроке самым интересным? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? | Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания | |
Домашнее задание | 1 мин | Прочитать ч. 1 и 2 рассказа В. Драгунского «Независимый Горбушка», самостоятельно провести работу с текстом до чтения. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Г.Цыферов "Тайна запечного сверчка" 3 класс
Данный урок является 4 уроком в разделе «Наполним музыкой сердца»» в курсе литературного чтения 3 класса по программе «Школа 2100». Тема актуальна, так как имеет огромное воспитательное значение, чере...
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ.Тема: Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка».
Урок на тему "Наполним музыкой сердца" посвящён творчеству великого композитора В.А. Моцарта....
Литературное чтение Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайны запечного сверчка).
Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайны запечного сверчка).Технологическая карта урока....
Открытый урок литературного чтения Тайна запечного сверчка
Комбинированный урок с использование ЭОР,содержащий ряд задач урока....
Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайны запечного сверчка).
Разработанный урок соответствует ОС "Школа 2100". Используемые приёмы и методы на уроке способствуют развитию личностных качеств ребёнка....
Г.Цыферов «Тайна запечного сверчка»
Литературное чтение. 3 класс ОС 2100. Урок-знакомство с новым произведением....
Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)
Тема урокаСказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)Технологическая карта по литературному чтению. 3 класс...