Конспект урока на тему "Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Школа 2100

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

Челябинск, 2016

Тема урока:  Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)

Цели урока:

развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Личностные: Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение осозновать и определять эмоции других людей; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей.

Предметные: развивать умение работать с учебником; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать в слух;  делить текст на части, составлять простой план; самостоятельно формулировать главную мысль текста; подробно и выборочно пересказывать текст.

Оборудование: учебник 3 класс, 2 часть, Р.Н. Бунеев.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Организационный этап

30 сек

Здравствуйте ребята,  садитесь.

Приветствие учителя.

Л.: Положительное отношение к школе и учебной деятельности

Мотивационный этап

5 мин

Проверка домашнего задания.

Конкурс «Внимательный читатель». Ученики задают вопросы, за правильный ответ получают жетон. Определяется победитель.

Примерные вопросы:

– Как в городе Бергене жители узнавали о заходе солнца?

– Какой герой литературной сказки упоминается в тексте рассказа?

Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Постановку учебной задачи

Методы: словесный, практический.

Приемы: беседа, диалог, упражнение.

15 мин

Сообщение темы урока.

– Хочется ли вам узнать, как рождалась музыка у других композиторов? Только ли К. Паустовский восторгается музыкальным талантом композитора?

Сегодня мы перенесёмся в другую эпоху, в другую страну и узнаем одну тайну...

Работа с произведением Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка».

1. Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте заглавие.

Видели ли вы сверчка? Слышали ли его песню? Что в этот момент вы представляете? Где живут сверчки? (Один вид – в поле, другой – в доме.)

Домовых сверчков за любовь к человеческому жилью прозвали «запечными соловьями».

– Рассмотрите иллюстрацию. Кого напоминает сверчок? (Дирижёра, музыканта.) Чем он занят? Как вы догадались? (Что-то объясняет, догадались по жесту.)

– Кто его слушает? Мальчик этот – наш современник? (Нет. У него на голове парик. Это XVIII век.) Кто же это? Прочитайте заголовки частей. Что за тайна есть у сверчка? А у Моцарта? (Предположения детей.)

– Да, сегодня мы будем читать о маленьком мальчике по имени Вольфганг Амадей Моцарт.

– Кто автор произведения о Моцарте?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение.

«Небольшое вступление» читает учитель. По ходу чтения надо пояснить слова: 

бутафорское (оружие) – ненастоящее, похожее на подлинное;

стрельчатые (окна) – в форме арки, завершающейся острым углом.

Вопрос после чтения:

– Что мы будем читать – рассказ или сказку? (Судя по вступлению, скорее сказку.) Значит, нас ждёт сказка о реальном человеке – композиторе Моцарте.

Главу «О сказочной тайне маленького Моцарта» дети читают про себя.

2. Выявление первичного восприятия.

– Какая же сказочная тайна была у маленького Моцарта?

3. Повторное чтение первой главки (с. 147–148) по ролям.

4. Беседа после чтения.

Сколько лет было Вольфгангу?

– Почему автор называет скрипку Сверчка волшебной?

– О чём мечтал мальчик, слушая Сверчка?

– С какой трудностью встретился юный Моцарт? Как к этому отнёсся Сверчок?

– Какую тайну открыл Сверчок Вольфгангу? Почему именно ему?

– Исполнилась ли мечта Моцарта и надежды Сверчка?

– Помнят ли сверчки, что они научили музыке великого Моцарта?

– Верите ли вы в эту историю, рассказанную Г. Цыферовым?

– Как вы думаете, почему Г. Цыферов предполагает, что именно Сверчок научил Моцарта музыке, доверил ему тайну? (Музыка Моцарта – это язык природы, чувств, поэтому она бессмертна, как и мир вокруг.)

– Знаете ли вы, ребята, что отец маленького Моцарта, скрипач Леопольд Моцарт, написал в своих записках: «Этот менуэт Вольфгангерль выучил 26 января 1761 года, в половине десятого вечера, в возрасте четырёх лет, за день до своего дня рождения». Г. Цыферов рассказал нам, как, возможно, это было.

Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Решение частных задач.

Методы:  наглядный, словесный, практический.

Приемы: беседа, диалог, упражнение.

18 мин

5. Прослушивание в грамзаписи «Менуэта ля-мажор» В.-А.Моцарта.

– Что вы представляли, слушая музыку?

– Почему автор называет музыку Моцарта «маленьким чудом»?

6. Первичное чтение второй главки.

– Родина Моцарта – Зальцбург, это маленький австрийский городок.

«На карте тогдашней Европы он выглядел крохотным». Столицей Австрии является город Вена. Как встретят Моцарта в этом шумном большом городе?

– Прочитайте название следующей главки.

– Отчего вдруг затанцевал снег? Где будут происходить события?

– При чём тут серебряная шпага принца? (Предположения детей.)

Вторую главку можно прочитать сразу вслух (комбинированное чтение).

7. Беседа после чтения.

а) – Почему так волновались Моцарты, приехав в столицу – в Вену?

б) – Чем маленький музыкант покорил венскую публику? («Вольфганг играл бесподобно» – то есть… (превосходно, его игру нельзя было сравнить ни с чьей. Весь зал переживал чувства, которые всколыхнула в людях музыка.)

в) – Венская публика – очень строгая и требовательная к музыке – рукоплескала маленькому Моцарту. Это было одно удивительное событие.

А другое? (Подарок императора – очень высокая честь и признание!)

г) – Кто ещё радовался успеху Моцарта? (Вся природа: зима, снег. А снежинки «застывали цветами» – в подарок маленькому талантливому музыканту.)

3. Работа с текстом после чтения.

Учитель читает авторский текст до вопроса (с. 150).

Вопросы после чтения:

– Так что же вы читали о Моцарте – сказку или быль? (Сказка переплетается с реальностью.)

– Почему Г. Цыферов использует такой приём? (Музыка Моцарта волшебна, она очень сильно воздействует на чувства человека.) Знаете ли вы, ребята, чем заканчивается это произведение Г. Цыферова? «Напрасно грустили о Моцарте зальцбуржцы. Напрасно ждали его ночами запечные сверчки, настраивая свои волшебные скрипочки. Вольфганг так и не вернулся.

А вскоре почтовая карета привезла из австрийской столицы письмо.

В нём торжественно извещалось: “Вольфганг Амадей Моцарт стал первым независимым музыкантом XVIII столетия”».

Теперь он подчинялся одной музыке. И только ей.

Звучат мелодии Моцарта. И светлеет мир, пробуждаются сердца, рвущиеся навстречу счастью.

Лучше всяких слов это передаёт сама музыка В.-А. Моцарта. Слушаем «Марш» (До-минор KV453а) или другой фрагмент.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания, читают текст

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Итог урока.

 Рефлексия

Методы: словесный.

Приемы: беседа.

2 мин

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания

Домашнее задание

1 мин

Прочитать ч. 1 и 2 рассказа В. Драгунского «Независимый Горбушка», самостоятельно провести работу с текстом до чтения.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Г.Цыферов "Тайна запечного сверчка" 3 класс

Данный урок является 4 уроком в разделе «Наполним музыкой сердца»» в курсе литературного чтения 3 класса по программе «Школа 2100». Тема актуальна, так как имеет огромное воспитательное значение, чере...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ.Тема: Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка».

Урок на  тему "Наполним музыкой сердца" посвящён творчеству великого композитора В.А. Моцарта....

Литературное чтение Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайны запечного сверчка).

Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайны запечного сверчка).Технологическая карта урока....

Открытый урок литературного чтения Тайна запечного сверчка

Комбинированный урок с использование ЭОР,содержащий ряд задач урока....

Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайны запечного сверчка).

Разработанный урок соответствует ОС "Школа 2100". Используемые приёмы и методы на уроке способствуют развитию личностных качеств  ребёнка....

Г.Цыферов «Тайна запечного сверчка»

Литературное чтение. 3 класс ОС 2100. Урок-знакомство с новым произведением....

Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)

Тема урокаСказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)Технологическая карта по литературному чтению. 3 класс...