Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Познавательная сказка В.Бианки "Сова"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
На уроке проводится глубокий анализ литературного текста, вводится понятие "познавательная сказка", закрепляются библиографические знания, используются различные формы работы с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.bianki._sova.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 183
с углубленным изучением английского языка
Центрального района Санкт-Петербурга
Познавательная сказка.
В. Бианки «Сова»
Конспект урока литературного чтения
2 класс
УМК «Школа России»
Подготовила
учитель начальных классов
Тимир-Булатова Наталья Сергеевна
Санкт – Петербург 2011 год
Цель: знакомство с познавательной сказкой В. Бианки «Сова».
Задачи:
Предметные:
1) познакомить учащихся с творчеством и страницами жизни В. Бианки;
2) дать понятие о новом литературном жанре «познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок;
3) продолжить работу по совершенствованию навыка чтения, развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, расширению кругозора;
Метапредметные:
4) закрепить библиографические знания;
5) развивать умения анализировать текст, искать необходимую информацию в тексте, находить и формулировать основную мысль;
6) развивать мышление, память, логику (умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы);
7) развивать умение работать со схемой, пользоваться словарем;
Личностные:
8) развитие интереса к чтению;
9) воспитание бережного отношения к природе, развитие умения оценивать поступки людей.
Оборудование: портрет В. Бианки, карточки со словами «познавательная» и «сказка», выставка книг В. Бианки, книжки-малышки, сделанные дома, листы с заданиями для каждого ученика (см. приложение), учебник «Литературное чтение. 2 класс». в 2 ч. Ч. 1 / [сост. Л.Ф.Климанова и др. ] – М.: Просвещение, 2010.
Использованные Интернет-ресурсы:
Биография В.В.Бианки http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00873501225988269902/
Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля http://slovardalja.net/word.php?wordid=41735
Ход урока:
- Организационный момент. Поздороваться с гостями.
- Проверка домашнего задания. Работа с книжным аппаратом.
- На одном из прошлых уроков мы читали и обсуждали «Страшный рассказ», который написал замечательный писатель … Е.И.Чарушин. И вы помните, что этот рассказ нам так понравился, что мы решили написать свои книжки на тему «Как я испугался». Это было ваше домашнее задание.
- Положите свои книги перед собой.
Издать книгу – дело нелёгкое.
- Что обязательно должно быть в книге? (обложка) Найдите обложку у своей книги.
- Что должно быть написано на обложке?
Автор. – Кто автор ваших книг? (Мы сами)
Название. – Прочитайте название книги соседа.
Издательство, город, год издания. – Поднимите руки, кто не забыл указать издательство.
- Где, кроме обложки, могут быть указаны все эти данные? (на титульном листе)
- У кого из вас в книге есть титульный лист?
- Книги для детей обычно красочны, текст сопровождается иллюстрациями. Покажите книги, у которых есть рисунок на обложке.
- Раз есть иллюстрации, то чья ещё фамилия должна быть написана? (художника)
- Покажите друг другу, где вы записали имя художника.
- Открываем книгу, дальше идут … страницы с текстом.
- Что вы указали на обложке сзади? (цена, имя, отчество, фамилия автора и т.п.)
Молодцы! Мне уже не терпится прочитать все ваши книги, и конечно, мы устроим в классе маленькую библиотеку, и вы сможете почитать книги друг друга.
- Цель урока. Тема урока. Рассказ о писателе.
На уроках чтения мы с вами учимся быть вдумчивыми, внимательными читателями.
И 1-е задание уже потребует от вас внимания. Возьмите в руки листы. Найдите задание №1. Разгадайте, какое имя спряталось в шифрограмме.
ажбвиталийнкловсбианкиитзв (Виталий Бианки)
- Кто из вас уже читал книги Виталия Бианки? О чем он писал? ( о природе, о животных)
Виталий Валентинович Бианки жил в то время, когда ваши бабушки были такими, как вы. Родился он в нашем городе, в Петербурге.
Животные окружали Бианки с детства. Ведь его отец был известным ученым-орнитологом (изучал птиц) и хранителем отдела птиц Зоологического музея.
- Кто из вас бывал в этом музее?
Семья Бианки жила в одном из флигелей Зоологического музея, и конечно, Виталий с братьями часто бывали там. Настоящий музей был и в их квартире: у них жили 4 собаки, кошки, лиса; от пола до потолка стояли многочисленные клетки с птицами, в аквариуме жили рыбки, а в террариуме – черепахи, ящерицы и змеи.
А лето вся семья Бианки проводила в деревне Лебяжье, где Виталий увлеченно часами наблюдал за животными и всё самое интересное записывал в тетрадки.
Потом Бианки учился в университете и стал биологом. А для детей он начал писать в 28 лет, когда познакомился с Самуилом Яковлевичем … Маршаком.
- Проверка первичного восприятия.
- Какое произведение В. В. Бианки вы прочитали дома? («Сова»)
- Кто из героев понравился? (Сова)
- Какие еще герои встретились? (Старик, шмели, мыши, корова)
- К какому жанру вы бы отнесли это произведение: рассказ, сказка, быль? (сказка)
Учитель прикрепляет на доску карточку «сказка».
- Какие признаки сказки можете назвать? ( зачин и концовка, троекратный или многократный повтор, добро борется со злом и побеждает, волшебные герои и предметы)
- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (сказка о животных)
- Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (литературная, авторская)
V. Физминутка
Ах ты, Совушка - сова,
Ты большая голова. (Изобразить большой круг руками).
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела.
(Присесть, сделать повороты головой вправо, влево)
Во все стороны глядела,
Да вдруг как полетела!...(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте)
VI. Постановка проблемного вопроса. Вторичное чтение, анализ текста.
- Итак, вы совершенно верно назвали это произведение сказкой. Но, ребята, сам Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему?(в ней есть сказочное и несказочное)
- Давайте перечитаем сказку и выясним, что в ней сказочного, а что нет.
- 1 часть – чтение по цепочке до звездочек.
По ходу чтения: «молоком белит» Как понимаете?
После чтения: «утекай» - посмотрите в словаре.
- - Почему Сова обиделась на Старика? (он сказал, что она ему не друг, прогнал)
- – Что сказочного заметили? (разговор Совы и Старика)
- Как Старик называет Сову? Найдите и прочитайте(«Сова --- отчаянная голова, уши торчком, нос крючком»)
- Какие похожие названия животных бывают в сказках? (Зайчик-побегайчик, Петушок-золотой гребешок, Лиса – при беседе краса)
- А скажите, фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» - это сказочное или так и есть в природе? (так и есть в природе: сова прячется от солнца и людей)
- 2 часть нам прочтут по ролям ……… ( 5 учеников)
- - Какие сказочные приметы вы еще заметили в этой сказке?
Помощь: - Как мыши обращаются друг к другу? (кума)
- В каких сказках встречается такое обращение? («Лиса и журавль»: кумушка, куманек, «Покушай, голубчик-куманек, сама стряпала», «Кушай, кумушка, больше потчевать нечем»)
Итак, значит, герои обращаются друг к другу, как в сказках.
- Найдите и выразительно прочитайте, что ответила одна мышь другой («Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье»)
- Что в речи напоминает вам сказку? (повтор слов)
Пробегите глазами сказку дальше. Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)
- Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (похоже на уханье совы)
- Старик говорит: «Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки». Какой вид устного народного творчества напоминает эта фраза? (поговорку)
- 1-й вывод
Мы уже можем сделать 1-й вывод.
- Что в этом произведении от сказки?
- Животные говорят как люди.
- Речь – обращения, повторы, пословицы.
- Будем читать дальше и искать несказочное в этой сказке.
3 часть – стр. 148 до предпоследнего абзаца прочитайте вполголоса (жужжащее чтение)
- Возьмите лист с заданиями, найдите задание № 2. В этом задании записано предложение из этой сказки с пропущенными словами. Вставьте пропущенные слова. Если забыли, воспользуйтесь учебником.
Проверим, какое предложение у вас получилось? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят»)
- Можно ли это предложение назвать сказочным? (нет)
- Что мы узнаем о природе из этого предложения?
Помощь: - На кого охотятся мыши? (на шмелей). Как? (ищут их гнёзда) Где у шмелей гнезда? ( в земле)
- А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет)
- Что же делают на лугу шмели? Какую пользу приносят? (цветень с цветка на цветок переносят)
- В этой части в тексте встречаются не совсем понятные, старинные слова.
Найдите задание № 3. Соедините слово и его значение из толкового словаря В. И. Даля.
(цветень – пыльца, клевер кормовистый – питательный, сытный, предназначен для корма скота)
- Физминутка для глаз
Похлопайте глазками, как сова (луп да луп); закройте глаза и поднимите глаза вверх, вправо, влево, опустите вниз; нарисуйте глазками восьмерку; зажмурьте крепко-крепко и на счет 5 откройте.
- 4 часть до слов «Старик бранится…» прочитайте про себя.
Найдите задание № 4. Оно для внимательных читателей.
«Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока».
- Про кого так сказано? Напишите в скобках. (корова)
- Почему молоко у коровы стало все жиже и жиже, а надои все ниже и ниже? (потому что клевер стал плохой)
Так что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (питательный клевер)
- 5 часть прочитают отдельные ученики.
Словарная работа по ходу:
Старик бранится – замените синонимом (ругается, серди
Дело не клеится Что это значит? Как понимаете выражение? (не идет, не получается)
- Как изменилась речь Старика? Почему? (он понял свою ошибку, плохо стало без молока)
- Почему Сова сразу простила Старика? (ей тоже плохо без его мышей)
- Найдите в словах Совы пословицу. (Дружно не грузно, а врозь хоть брось)
Как вы ее понимаете?(вместе не тяжело, а по-одиночке трудно).
- 6 часть – прочитайте хором вслед за мной (буксирное чтение).
И все стало на свои места!
- А концовка сказочная? (да)
9) Вывод
- Итак, кто догадался, понял, почему Бианки называл свою сказку несказкой?
( из нее мы узнаем о животном мире, о природе)
Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным.
- О чем главном узнаем из сказки? (о связях в природе)
Задание № 5 Покажите стрелками кто или что от кого или от чего зависит и впишите пропущенное звено. Если забыли – посмотрите в тексте последнюю часть.
Сравните ваши схемы, обсудите правильность выполнения задания.
VII. Выведение нового понятия «познавательная сказка».
- Как вы думаете, зачем Бианки написал эту сказку, какую цель ставил? (чтобы мы узнали о связях в природе)
- А почему в форме сказки? (чтобы интереснее было читать)
Таким образом, Виталий Бианки первым придумал новый вид литературной сказки – ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СКАЗКА добавить на доску слово
- Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки: Сова или Старик? Почему? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья)
VIII. Выставка книг. Расширение знаний о писателе.
Виталий Бианки написал много познавательных сказок, некоторые из них вы видите на выставке.
- Какие вы уже читали?
Все эти книги - из нашей библиотеки. На перемене посмотрите их, полистайте и, и если захотите прочитать, возьмете их в библиотеке.
Несмотря на то, что это сказки, факты в них самые что ни на есть научно-достоверные.
Так же серьезно и строго Бианки относился к иллюстрациям к своим книгам. Обратите внимание, что животные в его книгах нарисованы именно такими, какие они в природе. Некоторые книги Бианки иллюстрировал Е.И.Чарушин, ведь вы знаете, что он был не только писателем, но и в первую очередь художником.
IX. Итог урока.
- С творчеством какого писателя мы сегодня познакомились? (Виталий Бианки)
- Какой новый вид сказки узнали? (познавательная сказка)
- Понравилось ли вам быть вдумчивыми читателями? (да)
X. Домашнее задание – читать по ролям.
Приложение.
Задания к уроку
- Разгадай шифрограмму.
ажбвиталийнкловсбианкиитзв
- Вставь пропущенные слова (пользуйся текстом сказки).
Мыши по лугу ________________ , шмелиные гнёзда ____________ , землю ______________ , шмелей _______________ .
- Соедини слово и его значение.
цветень пыльца
кормовистый питательный, сытный
- Про кого так сказано? Ответ напиши в скобках.
Была здорова, стала тощать, стала молока сбавлять.
( ___________________ )
- Покажи стрелками кто (или что) от кого (или чего) зависит. Впиши недостающее звено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 3 класс. Русская народная сказка "Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо"
Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках. Служат ей чёрные коты и летучие мыши. Помогает богатырям случайно зашедшим в избушку, но может того, кто ей не понравится в печ...
ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"
УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....
Урок литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Снегурочка"
Урок, проведенный в рамках семинара городской проблемной группы учителей начальных классов «Формирование метапредметных навыков через технологию развития критического мышления» . В основу у...
Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШ Тема: Сказка «Снежная королева»
Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШТема: Сказка «Снежная королева»...
Урок литературного чтения 1 класс Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Технологическая карта урока и презентация. На уроке представлены разнообразные формы работ в группах....
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс русская народная сказка "Два Мороза"
Технологическая карта урока литературного чтения Класс: 2 Тема: Сказка «Два Мороза» Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза» Задачи: Образовательная: отрабатыват...
Урок литературного чтения, 1 класс. Русская народная сказка «Лиса и кот»
Формирование читательской компетенции младшего школьника. Развитие речи обучающихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком; развитие умений грамотно читать (у...