Рабочая рограмма по развитию речи, 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Скорректированная рабочая программа по развитию речи. Составлена на основе авторской программы Г.С. Щёголевой "Система обучения связной письменной речи в начальной школе" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_razvitiyu_rechi.doc | 244.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (V вида) №5 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Рассмотрено Председатель МО _____/ Юрченко Ю.В. Протокол № 6 от «20» июня 2012 года | Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «31» августа 2012 года | «Утверждаю» Директор ГБС(К)ОУ (V вида) №5 _____/ Н.Н. Львовская Приказ № _____ от «___» _____201__ года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Юрченко Юлии Владимировны, первая квалификационная категория
по развитию речи, 4 класс
2012 - 2013 учебный год
Санкт-Петербург
Содержание
- Паспорт рабочей программы
- Пояснительная записка
- Содержание учебного курса
- Учебно-тематический план
- Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов) и современных образовательных технологий
- Требования к уровню подготовки обучающихся
- Контрольно-измерительные материалы
- Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
- Список литературы
Паспорт рабочей программы
Тип программы | Программа общеобразовательных учреждений (с корректировкой) |
Статус программы | Рабочая программа учебного курса |
Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа | Система обучения связной письменной речи в начальной школе: Пособие для учителей начальных классов и студентов факультета начального образования / Г. С. Щёголева. - СПБ: Специальная литература, 2010.- 256 с. |
Категория обучающихся | Учащиеся 4-го класса ГБС(К)ОУ (V вида) №5 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга |
Сроки освоения программы | 1 год |
Объём учебного времени | 34 часа |
Форма обучения | очная |
Режим занятий | 1 час в неделю |
Пояснительная записка
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой. Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.
Основные умения, которые относятся к связной речи учащихся:
-Умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства; умение писать на тему, не выходя за её рамки, достаточно полно раскрывать тему, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому.
-Умение собирать материал, отбирать то, что наиболее важно, что относится к теме и наилучшим образом реализует замысел, и отбрасывать второстепенное.
-Умение спланировать работу – сначала в общих чертах, затем составить план, записать его, расположить накопленный и отобранный материал в соответствии с планом, построить свой рассказ, своё изложение или сочинение.
-Подготовить языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверить правописание трудных слов.
-Составить весь текст – правильно распределить время для сочинения, сосредоточиться и не пропустить чего-то существенного, постепенно и последовательно развёртывать свою мысль, строить предложения и связывать их между собой, следить за орфографией и пунктуацией, записывать текст с соблюдением полей и красной строки, требований каллиграфии.
-Умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее.
Главные требования к речи учащихся:
- содержательность;
- логичность;
- точность;
- выразительность;
- ясность;
- правильность.
Основная задача работы по развитию связной речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Решение этой задачи осуществляется путём формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своё собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.
Таким образом, в комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение следующими сторонами текста:
-Информационно-содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении.
-Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста.
-Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.
-Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
Все речевые умения тесно связаны между собой. Особенность данного обучения состоит в том, что оно строится с учётом связей между формируемыми умениями. Усвоение этих связей учащимися рассматривается как одно из важнейших условий осознанного овладения ими, и, следовательно, овладения текстом и речью в целом.
В процессе формирования умений предметом рассмотрения становятся данные связи:
а) связь содержательной и операционной сторон формируемого умения;
б) связи соподчинения между умениями, выделение ведущих среди них;
в) связи между умениями воспринимать, излагать и создавать текст.
Установление связи между содержательной и операционной сторонами умения выражается в том, что выполнение тех или иных действий (операционная сторона) опирается на теоретические знания, лежащие в основе умения (на содержательную сторону). Содержательную сторону речевых умений составляют знания о тексте и требованиях к его созданию и воспроизведению. В связи с этим в каждом классе обучение начинается с работы над текстом как речевой единицей, с выделения его основных признаков (идейно-тематического единства, наличия заголовка, структурных частей, связей между частями и предложениями). Таким образом, учащиеся постепенно овладевают признаками текста, углубляют знания о тексте от класса к классу. Знания о признаках текста носят практический характер и выступают основой для определения тех операций, которые необходимо выполнить при работе над изложением или сочинением.
Осознанному овладению речевыми умениями способствует усвоение соподчинённости между ними, выделение ведущих умений. В качестве ведущих в комплексе речевых умений выступают умения раскрывать тему и главную мысль текста (в изложении и сочинении) и умение определять тему и идею при восприятии текста. С целью осознания учащимися данных умений как ведущих в методике работы с текстом предусматриваются специальные приёмы:
- подбор заголовка, отражающего главную мысль текста;
-установление зависимости содержания, построения и речевого оформления текста от его идеи при подготовке к изложениям и сочинениям и в процессе их совершенствования, а также при анализе авторских текстов;
- определение роли и значения каждого формируемого умения для овладения ведущими.
В качестве приёма, обеспечивающего осознание цели, условий высказывания, возможного адресата, применяется создание искусственной речевой ситуации. Ориентировка в речевой ситуации способствует возникновению мотива, побуждающего к высказыванию, и конкретизирует задачи построения текста.
Определённая связь существует между умениями воспринимать, излагать и создавать текст, то есть между изложениями и сочинениями, а также между различными видами изложений и сочинений. Овладение данными умениями строится на основе усвоения учащимися последовательности действий над текстом: определения темы и главной мысли, выделения слов и предложений, важных для их раскрытия, деления текста на части, составления плана. Связь между умениями осознаётся путём сравнения выполняемых операций и выделения среди них сходных и специфических для того или иного вида работы с текстом. Приёмом, способствующим усвоению названных связей, служит составление памяток работы над пробным изложением, над кратким изложением, над сочинением.
Важное место в системе работы по развитию связной речи отводится урокам редактирования текста. Обучение совершенствованию текста предусматривается с 1 класса, и предполагает обучение редактированию всех сторон текста: содержания, структуры и речевого оформления. Уроки редактирования являются логическим продолжением уроков обучения изложениям и сочинениям и ставят задачу совершенствования формируемых на них умений.
Все уроки обучения связной речи входят как составная часть в изучение грамматико-орфографических тем. В то же время формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, направленными на формирование речевых умений, исходя из которых, выбираются виды упражнений в связной речи.
Настоящая программа разработана в связи с уточнениями, внесёнными в тематику уроков развития речи, количества часов, отведенных на изучение отдельных тем, с введением дополнительного материала на основе учета регионального и школьного компонентов:
I четверть – 8 часов
II четверть – 8 часов
III четверть –10 часов
IV четверть- 8 часов
Она составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования на основании типовой программы для I отделения школ для детей с тяжелыми нарушениями речи для 4 класса // Сборник программ специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В специальной коррекционной школе (V вида) обучаются дети с сохранным интеллектом и нарушениями речи.
Дети с речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи, алалия, сенсомоторная алалия, заикание, дислексия, дисграфия, и т.д.) – это особенные дети с их своеобразием психологических особенностей. Они отличаются от учащихся массовых школ, по многим психологическим параметрам:
Во-первых, это интеллектуальная сфера – уровень интеллектуального развития ниже средней возрастной нормы, но выше нормы ЗПР. Высокий процент детей имеет нарушения функции внимания и повышенной двигательной активности.
Во-вторых, это нарушения личностной сферы – повышенный уровень тревожности, неадекватная самооценка. Как правило, такие дети на уроках пассивны, замкнуты, плохо идут на контакт, бояться отвечать у доски.
Другой особенностью детей с нарушением речи является как следствие речевой патологии – западание коммуникативной функции.
Понимание больших по объему текстов для данных детей затруднено в силу специфических нарушений чтения (дислексия), наличие аграмматизмов, построение и понимание сложных грамматических конструкций может отрицательно сказываться на усвоении и успешном выполнении устных и письменных заданий. Т.обр., дети с речевыми нарушениями – это дети особенные дети, которые требуют индивидуального подхода.
Программа рассчитана на 34 часа в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения и является программой для классов КРО (коррекционно-развивающего обучения).
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- Формирование, развитие и активизация словарного запаса
- Практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи
- Обучение связной речи
- Развитие наблюдательности, умения анализировать и обобщать.
Содержание, его структура и объём настоящей программы полностью соответствует структуре и объёму содержания авторской программы.
Содержание учебного курса
№ | Название темы | Кол-во часов | Содержание учебной темы |
1. | Повторение знаний о свойствах письменной речи и признаках текста. | 2 | Обобщение знаний об отличиях устной и письменной речи; систематизация знаний о тексте, выделение его основных признаков; формирование умений определять тему и главную мысль текста. |
2. | Работа над структурой текста. | 5 | Формирование умения выделять части в тексте; формирование умения совершенствовать текст по содержанию. |
3. | Типы и виды текстов. | 14 | Развитие умений определять тему и идею текста; формирования умений составлять план текста с учётом типа речи; формирование умений излагать содержание текста с изменением последовательности описания событий; формирование умения использовать языковые средства в соответствие с задачей высказывания и стилем речи. |
4. | Функционально-стилистические разновидности речи. | 9 | Формирование умений отличать разные стили речи; использовать языковые средства в соответствие с задачей высказывания и стиле речи. |
5. | Совершенствование текстовых умений в сочинениях различных жанров. | 2 | Формирование умения составлять текст по аналогии с литературным источником; формирование умения составлять текст в соответствии с избранной формой; формирование умения строить текст в соответствии с задачей высказывания. |
6. | Оценка достижений в работе по развитию связной письменной речи. | 2 | Определить уровень сформированности умений учащихся в работе с различными типами текста. |
Учебно-тематический план
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Требования ФГОС Планируемые результаты | Дата по плану | Дата по факту | |||
Универсальные учебные действия | Предметные | ||||||||
Знать | Уметь | ||||||||
Повторение | 1. | Вводный урок. Отличия устной и письменной речи. | 1 | урок построения системы знаний | Личностные 1.Ценить и принимать базовые ценности (добро, терпение, Родина и т.д.) 2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. 3. Освоение личностного смысла учения. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Регулятивные 1.Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Познавательные 1. Может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. 3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 4.Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 5.Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. 6. Составлять сложный план текста. Коммуникатив- ные 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. 7. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | Особенности устной и письменной речи | 1. Определять и раскрывать тему и главную мысль в тексте 2.Выделять части в тексте. | ||
2. | Сочинение из личного опыта на тему летних впечатлений. | 1 | Структурные части текста | 1. Определять и раскрывать тему и главную мысль в собственном тексте 2.Выделять части в сочинении. | |||||
Работа над структурой текста. | 3. | Свободный диктант по рассказу Э. Шима «Бывшие беспризорники» | 1 | комбинированный урок | Структурные части текста | 1.Выделять части в тексте 2.Точно употреблять слова в речи. | |||
4. | Подробное изложение текста по рассказу Э. Шима «Жучок на ниточке». | 1 | Отличия устной и письменной речи | 1.Выделять основные признаки текста 2.Определять главную мысль текста, соотносить ее с заголовком. | |||||
5. | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | 1 | Урок построения системы знаний | Структурные части текста | 1.Выделять основные признаки текста 2.Определять главную мысль текста, соотносить ее с заголовком. | ||||
6. | Сочинение по наблюдениям «Прогулка по осеннему парку». | 1 | Структурные части текста | 1.Намечать подтемы своего сочинения 2.Использовать имена прилагательные в речи. | |||||
7. | Анализ сочинений по наблюдениям. | 1 | Урок построения системы знаний | Структурные части текста | 1.Совершенствовать построение сочинения 2.Строить части сочинения 3.Точно передавать в речи свои наблюдения | ||||
Типы и виды текстов. Текст - повествование. | 8. | Подробное изложение по рассказу В. Чаплиной «Лесная кормушка». | 1 | комбинированный урок | Отличительные особенности текста – повествования | 1.Определять и раскрывать тему и главную мысль в собственном тексте с помощью лексических средств. 2.Выделять части в изложении. | |||
9. | Запись загадок об осени. | 1 | Особенности построения текста – повествования | 1.Определять и раскрывать тему и главную мысль в собственном тексте 2.Выделять части в сочинении. | |||||
10. | Виды текстов. | 1 | Отличительные особенности разных типов текста | Определять тему, основную мысль и вид текста. | |||||
11. | Сочинение: «Как я провел (а) осенние каникулы». | 1 | Урок рефлексии | Структурные части текста | 1..Составлять план текста 2.Определять тему и основную мысль текста. 3. Выделять части в сочинении. | ||||
11. | Подробное изложение по изменённому плану по рассказу Г. Скребицкого «Друзья животных». | 1 | комбинированный урок | Особенности изложения содержания текста с изменением последовательности описания событий | 1.Составлять план текста 2.Определять тему и основную мысль текста. 3. Выделять части в изложении. | ||||
12. | Восстановление деформированного текста. Лексическая тема: «Зима» | 1 | Особенности продолжения текста-повествования в соответствии с содержанием начальных частей | 1.Использовать эмоционально-экспрессивную лексику в тексте. 2.Отбирать из текста существенное для раскрытия темы и основной мысли | |||||
13. | Составление кулинарного рецепта. | 1 | Урок построения системы знаний | Приемы точного и полного раскрытия темы и основной мысли | 1.Отбирать части текста для пересказа в соответствии с темой 2.Составлять вводную, основную и заключительную части текста. | ||||
Функционально-стилистические разновидности речи. | 14. | Выборочное изложение по рассказу Г. Скребицкого «Зайка и Мурка» | 1 | урок рефлексии | Приемы точного и полного раскрытия темы и основной мысли в изложении | 1.Отбирать части текста для пересказа в соответствии с темой 2.Составлять вводную, основную и заключительную части текста. | |||
15. | Сжатое изложение по рассказу В.Бианки «Зинька выручила» | 1 | Комбинированный урок | Приемы точного и полного раскрытия темы и основной мысли в изложении | 1.Отбирать из текста существенное для раскрытия темы и основной мысли 2.Пользоваться различными способами сокращения текста | ||||
16. | Сочинение на основе личного опыта и по впечатлениям от зимних каникул. | 1 | Функции описания в тексте –повествовании. | 1.Определять границы темы своего сочинения 2.Отбирать материал в соответствие с темой и главной мыслью 3.Раскрывать тему в сочинении на основе личного опыта | |||||
17. | Сжатое изложение рассказа В. Железникова «Солдат на посту», воспринятого на слух. | 1 | Приемы точного и полного раскрытия темы и основной мысли в изложении | 1.Передавать содержание текста, воспринятого на слух 2.Сокращать текст, используя различные способы 3.Заменять прямую речь косвенной | |||||
18. | Сочинение по картине «Зимние забавы детей» | 1 | открытие нового знания | Отличительные особенности текста – описания | 1.Использовать языковые средства в соответствие с задачей высказывания и стилем речи 2. Последовательно и точно излагать свои мысли | ||||
19. | Сочинение сказки по аналогии. | урок развивающего контроля | Структурные элементы построения сказки. | Строить повествование в жанре сказки с учётом ее структуры и особенностей героев. | |||||
Типы и виды текстов. Текст – описание. | 20. | Свободный диктант по рассказу Э. Шима «Петух и наседка» | 1 | открытие нового знания | Функции описания в тексте | 1.Использовать описание в повествовательном тексте 2.Точно употреблять слова в тексте | |||
21. | Подробное изложение деформированного описательного текста «Свиристели» (по Б.Павлову) | 1 | Комбинированный урок | Отличительные особенности текста – описания | 1.Строить описание 2. Группировать предложения в тексте по подтемам. 3.Составлять план текста. | ||||
22. | Сочинение на основе личного опыта и по наблюдениям «Наша кошка» | 1 | Отличительные особенности текста – описания | 1.Строить описание 2.Планировать свой текст 3.Использовать речевые средства для передачи своего отношения к описываемому предмету и точной передачи наблюдений | |||||
23. | Восстановление деформированного текста. Лексическая тема: «Ранняя весна» | Особенности продолжения текста-повествования в соответствии с содержанием начальных частей | 1.Использовать эмоционально-экспрессивную лексику в тексте. 2.Отбирать из текста существенное для раскрытия темы и основной мысли | ||||||
24 | Продолжение текста – описания. Тема: «Признаки весны» | Особенности изложения содержания текста с изменением последовательности описания событий | 1.Составлять план текста 2.Определять тему и основную мысль текста | ||||||
25 | Сочинение «Мой дружный класс» | Особенности текста –описания. | 1.Определять границы темы своего сочинения 2.Отбирать материал в соответствие с темой и главной мыслью 3.Раскрывать тему в сочинении на основе личного опыта | ||||||
26 | Восстановление деформированного текста. Лексическая тема: «Труд людей весной» | Особенности продолжения текста-повествования в соответствии с содержанием начальных частей | 1.Использовать эмоционально-экспрессивную лексику в тексте. 2.Отбирать из текста существенное для раскрытия темы и основной мысли | ||||||
27. | Сочинение на основе личного опыта и по впечатлениям от весенних каникул. | 1 | Особенности текста –описания. | 1.Определять границы темы своего сочинения 2.Отбирать материал в соответствие с темой и главной мыслью 3.Раскрывать тему в сочинении на основе личного опыта | |||||
Рассуждение | 28. | Изложение текста - рассуждения с творческим дополнением «Благородная профессия» | 1 | Отличительные особенности текста – рассуждения | 1. Строить рассуждение 2. Соотносить тезис и доказательство 3.Пользоваться языковыми средствами связи в рассуждении | ||||
29. | Сочинение с элементами рассуждения «Мой любимый герой» | 1 | Особенности построения текста - рассуждения | 1. Строить текст с элементами рассуждения 2.Планировать рассуждение 3. Пользоваться средствами связи в рассуждении | |||||
30. | Подробное изложение научного текста «Липа» (по В.В. Петрову) | 1 | Комбинированный урок | Отличия художественного и научного стилей речи | 1.Составлять план научного текста. 2.Использовать лексические средства научного стиля речи. | ||||
Совершенствование текстовых умений | 31. | Сочинение «Дневник моего любимца» | 1 | Особенности составления текста по аналогии с литературным источником | 1.Воспринимать и использовать средства создания комического в тексте 2.Составлять текст в соответствие с избранной формой. | ||||
32. | Сочинение «Жалобы школьных вещей» | 1 | Различия диалога от монолога | 1.Оформлять на письме текст-диалог 2.Использовать в письменной речи синтаксические и лексические средства выразительности | |||||
Оценка достижений | 33. | Итоговое изложение по рассказу К.Паустовского «Кот-Ворюга» | 1 | урок развивающего контроля | Типы и виды текстов, их особенности | 1. Выделять главное раскрытия темы и основной мысли текста 2. Составлять текст в соответствие с типом текста 3. Использовать необходимые лексические средства в разных стилях речи. | |||
Совершенствование текстовых умений | 34. | Итоговый урок. Сочинение «Моя начальная школа» | 1 | Комбинированный урок | Типы и виды текстов, их особенности | 1. Выделять главное раскрытия темы и основной мысли текста 2. Составлять текст в соответствие с типом текста 3. Использовать необходимые лексические средства в разных стилях речи. |
Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных
образовательных ресурсов) и современных образовательных технологий
- Рабочая тетрадь «Система обучения связной письменной речи в начальной школе: Пособие для учителей начальных классов и студентов факультета начального образования /
Г. С. Щёголева. - СПБ: Специальная литература, 2010.- 256 с.
- Учебно-методические комплекты по развитию речи
- Учебные пособия.
- Методические рекомендации для учителя.
- Контрольно-измерительные материалы.
- Использование компьютера.
- Мультимедийные презентации.
- Учебные фильмы по изучаемым произведениям.
Современные образовательные технологии
Личностно-ориентированное обучение | Помощь каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность, с учетом имеющегося у него опыта познания Обеспечение личностного роста, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию |
Проблемное обучение | Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. |
Разноуровневое обучение | У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. |
Проектные методы обучения | Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. |
Исследовательские методы в обучении | Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника |
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр | Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. |
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) | Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. |
Информационно-коммуникационные технологии | Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ. |
Здоровьесберегающие технологии | Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по развитию речи.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.
Требования к объему сочинений и изложений в 4 классе школы V вида
Примерный объем текста | 4 класс |
Подробное изложение (количество предложений) | |
Классное сочинение (количество предложений) |
Контрольно-измерительные материалы
I четверть
Подробное изложение текста «Жучок на ниточке»
Летом ребята помогали колхозникам. Рано утром ловили они майских жуков – вредителей деревьев.
Собирают они их в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел. Попробовал жук взлететь, а ниточка не пускает. Крутится жук, хохочут ребята. Весело им.
Тут дедушка пристыдил шалуна. Разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы? Даже вредителей!
Подробное изложение текста «Лесная кормушка».
Сразу после школы Слава приходил в лес кормить птиц. Кормушку для них он смастерил сам и устроил её на раскидистой берёзе.
Однажды была сильная вьюга, и в лес идти было невозможно. А когда всё стихло, термометр показывал 36 градусов мороза. В доме было тепло и уютно, но Слава думал о своих друзьях. Как они там? Он здесь, в тепле, сытый, а они…
Слава взял лыжи, пакет с кормом и решительно вышел из дома. Будто вымерло все в лесу. Вот и кормушка. Но не встретили птица своего друга.
С трудом шевеля непослушными от мороза губами, Слава стал созывать их свистом. Сначала прилетела одна синичка, потом другая. Ещё две. Она сразу бросились к салу и стали жадно клевать.
Не страшен им мороз, если есть такой друг!
(По В. Чаплиной)
Деформированный текст. Деление сплошного текста на отдельные предложения.
В осеннем лесу.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни на золотом фоне видны яркие пятна кленов осин тихо падают с берез легкие листья от дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити паутины краснеет кое-где шапка позднего подосиновика тихо в осеннем лесу шелестит под ногами сухая листва чист и прозрачен осенью воздух прозрачна вода в лесных ручьях еще зеленый стоит в лесу старый развесистый дуб но уже оголились вершины берез хорошо в осеннем лесу. (81)
(По И. Соколову-Микитову)
II четверть
Изложение по изменённому плану «Друзья животных»
Серёжа и Витя ловили с лодки рыбу в лесной речке. Забросил Витя удочку и застыл от изумления.
По реке плыли белки. Зверьки пытались переплыть реку. Но сильное течение уносило их от берега. Белки стали тонуть.
Мальчики решили помочь животным. Сачками и руками они ловили белок. Пассажиры смирно сидели в лодке.
Лодка наполнилась. Витя причалил к берегу. Белки живо помчались в лес. Больше часа трудились мальчики, пока выловили из воды всех белок.
Ребята помогли животным спастись от голода. Ведь белки шли искать другие леса, где в этом году уродилось много орехов, шишек, желудей.
(По Г. Скребицкому)
Краткое изложение «Зинька выручила»
Полетела Зинька в поле. В поле, в кустах жили серые куропатки – красивые такие полевые курочки с шоколадной подковкой на груди. Целая стая их тут жила, зёрна из-под снега выкапывала.
- А где же тут спать? – спросила у них Зинька.
- А ты делай, как мы, - говорят куропатки. – Вот гляди.
Поднялись все на крылья, разлетелись пошибче – да бух с разлёту в снег! Снег сыпучий, - обсыпался и прикрыл их. И сверху их никто не увидит, и тепло им там, на земле, под снегом.
Утром ищет Зинька куропаток. Нигде их не видно. А там, где они вечером в снег нырнули, наст блестит – ледяная корка. Поняла Зинька, в какую беду попали куропатки: сидят теперь, как в тюрьме, под ледяной крышей, и выйти не могут. Пропадут там все до одной! Что тут делать? Да ведь синички – боевой народ.
Зинька слетела на наст – и давай долбить его крепким своим, острым носиком. Большую дырку сделала. И выпустила куропаток из тюрьмы.
Вот уж они её хвалили, благодарили!
(По В. Бианки)
Деформированный текст. Составление связного текста из данных абзацев.
В буран.
Братья Коля и Федя и ученицы Лида и Таня задержались в школе. Они заканчивали выпуск стенной газеты. Смеркалось. Падал крупный снег, когда они вышли из школы.
Его сменяли все по очереди. Выкопали колодец глубиной с их рост. Прорыли пещеру сбоку колодца и забрались в неё. Сели на сумки, согрелись. Клонило ко сну. Но Коля не давал спать. Рассказывали сказки.
Казалось, что наступило утро. Коля прорыл снежную крышу. На небе была луна и звёзды. Виднелось село. Люди не спали. Школьники встретили товарищей. Родители девочек благодарили Колю, хвалили за находчивость.
Дорога исчезла под ногами. Школьники выбились из сил. Коля сказал: «Мы сбились с дороги и можем замёрзнуть. Давайте зарываться в снег». Он вынул из сумки атлас с твёрдым переплётом и стал копать колодец. (114)
(По Е. Пермяку)
III четверть
Подробное изложение текста-описания «Свиристели»
Свиристели прилетают к нам с Севера и остаются на всю зиму.
Окраска у них розовая. Крылья чёрные с яркими жёлтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица.
Свиристели очень любят рябину. Её ягоды и зимой висят большими красными гроздьями. Как опустится стайка птиц на дерево рябины, так и не улетит, пока все ягоды не склюёт.
Поют свиристели негромко, обычно нежно посвистывают и чуть-чуть шипят. Про их песню в народе говорят: ишь, как свиристят. За эту ласковую песенку и прозвали этих птиц свиристелями.
Сжатое изложение рассказа «Солдат на посту», воспринятого на слух
В вагон метро вошли мужчина и мальчик лет пяти. Было уже поздно. Видно, мужчина возвращался после работы: он был в простой одежде, и руки в машинном масле. Может быть, он был машинист электровоза и только сейчас привел какой-нибудь поезд издалека. Он очень устал, и как только уселся, то сразу заснул. И мальчишка привалился к нему и тоже закрыл глаза.
Когда поезд на одной из остановок сильно дёрнулся, мужчина открыл глаза и сказал:
- Э-э-э! Нет, так не пойдет. Если ты заснешь, я тебя не подыму. А тащить на руках – это, брат, тяжело.
Но мальчишка преспокойно продолжал спать. Мужчина стащил его с сиденья и попытался поставить на ноги. А мальчишка даже и не думал стоять: тот его ставит, а он падает. Тогда мужчина взял двумя пальцами за кончик его носа и подергал. На носу остались две темные полоски, но мальчишка проснулся.
-Вот что, - сказал ему мужчина. – Тебе важное задание. Я не спал сутки - целую ночь и целый день. У нас прорвало паровой котел, и я его чинил, чтобы люди вовремя получили теплую воду. А теперь я хочу спать, и ты должен меня караулить, чтобы мы не прозевали свою остановку. Будешь стоять, как солдат на посту. Тебе можно доверять?
Мальчишка покрутил головой, чтобы проснуться и ответил:
-Мне-то можно. А отчего прорвало паровой котел?
-Этоя тебе завтра расскажу. – Он закрыл глаза и тут же заснул.
А мальчишка пялил глаза, тер нос, зевал, иногда на какую-то секунду прикрывал глаза, виновато улыбался и снова начинал изо всех сил пялить.
Он не мог изменить своему слову.
Он был как солдат на посту.
(По В. Железникову)
Деформированный текст. Составление связного текста из деформированных предложений.
Ласточка.
грач, дальнего, и, ласточка, вылетели, леса, из-за
ласточка, малое, какое-то, неуклюжий, мгновение, грач, красивая, летели, изящная, рядом, и
отражались, тени, их, в, воде, талой
грач, похож, на, был, головешку, чёрную
скрылась, стремительная, глаз, быстро, ласточка, из, быстро
грач, а, махал, и, всё, махал, крыльями, тяжёлыми
птиц, лучше, из, кто
птицы, природе, обе, нужны
(По В. Бочарникову)
IV четверть
Изложение текста-рассуждения «Благородная профессия»
Врач – это трудная, но благородная профессия. Какими качествами должен обладать человек, который собирается стать врачом?
Он должен любить людей и быть добрым. Потому что дело врача – облегчать страдания людей и спасать их от смерти.
Врачу нужно быть смелым. Ведь ему приходится идти туда, где свирепствует эпидемия страшной болезни. Он не должен бояться ухаживать за больными, от которых может заразиться сам.
А самоотверженность? Разве человек в белом халате не придёт на помощь больному в любое время дня и ночи?
2) Изложение научного текста «Липа»
Липа знакома многим. Её можно узнать по листьям сердцевидной формы и по плодам. Плоды-орешки собраны по нескольку на отдельных стебельках. У каждого стебелька есть крылышко.
Липа цветёт в середине лета. Цветки её небольшие, бледно-жёлтые, невзрачные. Но они имеют замечательный аромат и богаты нектаром. За нектаром прилетает к липе множество пчёл. Цветки липы целебны. Липовый чай пьют при простуде.
Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси из её коры получали лыко и плели лапти. Из мягкой древесины делали ложки, миски.
Это дерево полезно и для самого леса. Опавшие листья перегнивают и служат удобрением.
Люди специально высаживают липу. Липовые парки украшают города.
Сочинения
I четверть
Сочинение из личного опыта на тему летних впечатлений.
План:
1. Где вы отдыхали? С кем отдыхали?
2. Чем вы занимались? (рассказать о событии, которое дети выбрали для рассказа).
3. Мои впечатления (выразить свое отношение к описываемому).
Примерные темы сочинений:
1. Лучший день лета.
2. Случай на рыбалке.
3. Необыкновенное приключение.
4. В походе.
Сочинение по наблюдениям «Прогулка по осеннему парку».
План:
1. Где мы были.
2. Что мы видели в осеннем парке (описание изменений, произошедших с природой).
3. Наши впечатления.
II четверть
Сочинение: «Как я провел (а) осенние каникулы».
План:
1. Где вы отдыхали? / С кем отдыхали?
2. Чем вы занимались? (рассказать о событии, которое дети выбрали для рассказа).
3. Мои впечатления (выразить свое отношение к описываемому).
Составление кулинарного рецепта.
План:
1. Какие бутерброды будем делать?
2. Какие продукты потребуются?
3. Как приготовить бутерброд?
4. К чему подавать бутерброд?
III четверть
Сочинение на основе личного опыта и по впечатлениям от зимних каникул.
План:
1. Где вы отдыхали? / С кем отдыхали?
2. Чем вы занимались? (рассказать о событии, которое дети выбрали для рассказа).
3. Мои впечатления (выразить свое отношение к описываемому).
Примерные темы сочинений:
1. Самый веселый праздник.
2. Самый интересный день каникул.
3. Как мы украшали елку?
4. Как мы играли в снежки (хоккей).
Сочинение сказки по аналогии
План:
1. Появление героя, особенности построения сказки.
2. Запрет.
3. Испытание.
4. Спасение, помощь.
Сочинение на основе личного опыта и по наблюдениям «Наша кошка»
План:
1. Как животное появилось в доме?
2. Описание животного (его привычки и повадки, как я ухаживаю за животным и т.д.).
3. Мое отношение к животному.
IV четверть
Сочинение на основе личного опыта и по впечатлениям от весенних каникул.
План:
1. Где вы отдыхали? С кем отдыхали?
2. Чем вы занимались? (рассказать о событии, которое дети выбрали для рассказа).
3. Мои впечатления (выразить свое отношение к описываемому событию).
Сочинение с элементами рассуждения «Мой любимый герой»
План:
1. Назвать героя (из какого он произведения, назвать автора произведения). Выявить положительные стороны.
2. Почему герой нравится? (назвать основные черты характера героя и доказать их примерами из книги).
3. Мы похожи! (рассказать о том, как стараешься быть похожим на своего героя).
Сочинение «Жалобы школьных вещей»
План:
1. Жалоба.
2. Рассказ о своей пользе.
3. Просьба.
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений
Фактические ошибки | Логические ошибки |
В изложении: Неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей. В сочинении: искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат | - нарушение в последовательности в высказывании - отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями - неоправданное повторение высказанной ранее мысли - раздробление одной микротемы другой микротемой - несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей - перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению) - неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица |
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на: семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
- употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
- неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
- нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
- употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
- пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов (например, характерная черта характера; приближался все ближе и ближе.
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
- неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кати было два парня: Левин и Вронский;
- неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи (например, рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей);
- смешение лексики разных исторических эпох;
- употребление штампов;
- речевые ошибки в построении текста.
Речевые ошибки в построении текста:
- бедность и однообразие синтаксических конструкций;
- нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм (например, когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед);
- стилистически неоправданное построение слов;
- неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи (например, Иванов закинул удочку и она клюнула);
- неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок:
- словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические;
- морфологические, связанные с ненормативным образованием форм, слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичаны; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок, ложит и т.д.).
- синтаксические
а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении (например, браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны)
- нарушение границы предложения ( например, Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке);
- разрушение ряда однородных членов ( например, настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн);
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами ( например, причалившая лодка к берегу. На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени);
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего ( например, Кусты, они покрывали берег реки);
- пропуски необходимых слов, (например, Владик прибил доску и побежал в волейбол.
в) Ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной связи (например, Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами);
- отрыв придаточного от определяемого слова ( например, Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе);
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки
например, терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная).
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании « браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании «умчался в синею даль» ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.
Оценка | Основные критерии оценки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
1 | 2 | 3 |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют, в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Содержание работы излагается последовательно. 4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. 6. Допускается 1 недочет в содержании. | Допускается 1 негрубая орфографическая 1 пунктуационная 1 грамматическая 1 логопедическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы. 2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. 6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические + 3 пунктуационные + 3 грамматические + 3 логопедические ошибки. 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические + 3 логопедические ошибки. 0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические + 3 логопедические ошибки. |
«3» | 1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы. 2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста. 3. Допущено нарушение последовательности изложения. 4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов. 6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 0 орфографических + 5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых) + 4 логопедических ошибок. 6 орфографических + 7 пунктуационных + 4 грамматических + 4 логопедических ошибок. |
«2» | 1. Работа не соответствует заявленной теме. 2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частых работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану. 4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных. 8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 7 грамматических. |
Примечание
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинений и изложений распространяются положения однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
Список литературы:
1. Рабочая тетрадь «Моя письменная речь. 4 класс». Г.С. Щёголева. СПБ, Специальная литература. 2012.
2. Учебное пособие «Система обучения связной письменной речи в начальной школе». Г.С. Щёголева. СПБ: Специальная литература, 2011.
3. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение в начальной школе. М., «Дрофа», 2010.
4.Рамзаева Т.Г. Программа по русскому языку для общеобразовательных школ 1-4 классы, М., 2010.
5. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку для общеобразовательных школ. М., 2006.
6. Ромадина Л.П. Центр «Педагогический поиск», 2010.
7. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развёрнутым ответом. М., Федеральный институт педагогических измерений, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи - 1 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, тематическое и календарно-тематическое планирование....
рабочая программа по развитию речи 3 класс
В материале представлены рабочие программы: развитие речи 3класс и нестандартные задания по математике 3 класс....
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 1 класса
Рабочая программа по развитию речи разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).
Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...
Рабочая рограмма по математике 2 класс
рабочая программа с УУД по УМК "Перспектива"...