Конспект открытого урока по литературному чт.2вкл
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Низовкина Лидия Ивановна

Конспект урока в свете ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_literaturnomu_cht.2vkl.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока  литературного чтения

2 класс

Тема: «Сравнение богатырской сказки и былины».

Цели урока:

  1. Научиться осмысленно читать текст художественного произведения.
  2. Уметь проводить сравнение (находить сходство и различие) богатырской сказки и былины
  3. Использовать слова былинного эпоса в своей речи.
  4. Прогнозировать содержание обсуждаемого вопроса с помощью ключевых слов.
  5. Уметь творчески перерабатывать информацию, работая в группе.
  6. Получить эстетическое удовольствие от деятельности на уроке.

Состав учащихся:

Урок предназначен для учащихся вторых классов. В классе 25 человек.

Предварительно класс разбивается на три творческие группы.

Используемая технология:

технология развития критического мышления (ТРКМ)

-кластеры, синквейн

-творческая работа в малой группе

Оборудование урока:

-таблички-кластеры:

-признаки богатырской сказки и былины (сходство и различие)

-таблица для сравнения богатырской сказки и былины

-наборы ключевых слов для каждой группы о богатыре;

-репродукция картины В.Васнецова «Богатыри»

-грамзапись Богатырской симфонии  А.Бородина;

-таблички с фамилиями  «художник В.Васнецов», « композитор А.Бородин»

-иллюстрации доспехов богатырей.

На доске: «О доблестях, о подвигах, о славе…»

Ход урока:

Действия учителя

Действия учащихся

Организационный момент

Проверяют наличие необходимых принадлежностей

I «.Стадия вызова».

а)Вступительное слово:

б)»Догадались, о ком и о чем  мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

-благодаря  чему?

в)А каким вам представляется богатырь?

 (выставляется кластер БОГАТЫРЬ: (?)

 выставляются слова в столбик:

-огромная физическая сила

-ум

-уважает  старших

-историческая личность

-добрый молодец

-любит Родину

-защищает слабых

-мужественный

-любит и почитает родителей

               ?

------------------------------

г)Собрать картину «Богатырь»из отдельных деталей, отбросить лишнее:

шлем, кольчуга, косоворотка, сапоги, штаны, лапти, копье, щит.

Ученик: «Ой, вы гой еси, добры молодцы и молодушки! Собралися мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир да лад и согласие .И велась беседа наша речью плавною. А еще хочу пожелать вам, чтобы вы участвовали в нашей беседе и внимательно слушали. все, что услышите, может вам пригодиться».

б)О богатырях, богатырских сказках и былинах.

-речь необычная, так говорили в старину

в)Работа в группе, обсуждение, выбор ключевых слов из конверта о русском богатыре;

-по мере готовности  группы сообщают о своем выборе, другие группы дополняют.

  -какие слова может дополнить каждая группа о богатыре?

 (чувство юмора, справедливость, находчивость, великодушие)

(ученики могут использовать слова из тетради по чтению, стр.27)

г) Дети из деталей собирают фигуру богатыря. ( лишнее: косоворотка, лапти).

II. «Стадия осмысления»

Как у солнышка Владимира

Весела была беседа, почестный пир.

Собирались ко солнышку богатыри,

Сильные могучие витязи,

Со всех мест, с четырех сторон…

  - Дети, о каких русских богатырях мы с вами прочитали?

а) Выборочное чтение о богатырях из сказки и былины

б)Выступление учащихся

а)Дети в группе находят нужный отрывок  в сказке и былине и сами решают, кто будет читать.

 ( об Илье Муромце и Святогоре)

б)1ученик:

«И был Святогор- богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался, земля под ним прогибалася.»

2ученик:

«Хлеба ест Илья Муромец по три калачика, пьет на три медных пятачка .Но побеждает всегда, во всех боях да схватках. Ему в боях смерть не писана. Там, где можно, Илья старается избежать кровопролития,не бьет врагов, а на их глазах разбивает в щепки дуб многоохватной палицей своей богатырской, и враги, устрашенные его силой, разбегаются.

   

г)Сравнение богатырской сказки и былины.

   ( сравнительная таблица- у каждой группы)                        (см.Приложение№1)

      -Давайте вместе с вами обсудим результат работы и выделим  сходные черты и отличительные черты богатырской сказки и былины (кластеры на доске) (см. Приложение №2)

г)идет обсуждение в группах, затем защита совместной работы.

- песенный характер былины ученики подтверждают выборочным хоровым чтением отрывков из былины.

IV.Дополнительный рассказ о былинных героях:

У Ильи Муромца был крестный отец Микула Селянинович. Он был пахарь, крестьянин. Он пахал землю-матушку, растил хлеб и кормил весь народ русский. Никто не мог сравниться с ним ни  по силе ни по мужеству: Микула носит с собой «тягу земную» в сумочке, как знак земледельческого могущества. Раз богатырище Колыван Святогор попытался поднять эту сумку, да надорвался.

Вот что Микула ему на это сказал:

«Я знаю свою правду- истину-

В том сила моя непобедимая!

Не в забаву- игру трачу силу свою:

Я хлеб ращу, я народ кормлю!»

-Помните, как старцы наказывали Илье? («Не бейся с родом Микулиным: его любит матушка сыра – земля».)

- Как вы думаете, почему в былинах русских Микула был сильнее, чем Святогор?

Ученики высказывают свое мнение.

    (В сказках и былинах прославляется пахарь - труженик. Микула Селянинович народ хлебом кормит, и князя Владимира, и дружину его.)

V

   

  Образ богатыря в искусстве.

-Много еще можно рассказать о богатырях, о былинах, которые воспели их подвиги.

Сквозь все тяготы и страдания пронес  народ веру в силу свою и величие.

   Образ богатыря родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины. Самая известная картина художника М.Васнецова « Богатыри», рассмотрите ее.

     -Кто знает, как зовут этих богатырей?

     (После выступления 3-х учеников)

  «А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю русскую,

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь не шатается!

И века простоит – не шелохнется!»

    Былины вдохновляли многих композиторов.

-Послушайте отрывок из Богатырской симфонии А.Бородина.(карточка на доске)

-Какие интонации услышали?

   

Ответы учеников (Илья Муромец в центре, слева- Добрыня Никитич, справа- Алеша Попович.

   Три ученика информируют ребят об их подвигах:

   - Алеша Попович спас на пиру у князя Владимира от Тугарина Змеевича жену  его Анастасью, а заодно и народ русский от тягот – податей неимоверных.

   -А Добрыня Никитич в битве тяжелой победил Змея огненного и освободил от полона много людей, и среди них племянницу князя.

    -А у Ильи Муромца первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья- разбойника, что сидел - сторожил на дороге люд проезжий и своим свистом- посвистом перебил- покалечил людей немало.

Мужественно, сурово, мощно, чувствуется великая сила в первой части.

Широко, светло, мажорно,

 с русскими напевами во второй части.

VI  Стадия рефлексии.

Составление  СИНКВЕЙНА

                     --------------

--------------            -----------------

----------  ------------  -----------------

---------  ----------  ------------  -----------

                     -----------------

Заслушивание.

Капитаны команд достают из конвертов схемы синквейнов.

Творческая работа в группах

 ( дети используют слова из характеристики богатыря)

Обмен мнениями.

VII Самооценка.

Были ли затруднения?

Что понравилось? Попробуйте высказаться, используя начало мысли.

-Мне понравилось…

-Мне было интересно…

-Мне было трудно…

   А теперь оценим свою работу «образно», покажем свое отношение к уроку, к рассмотренной теме:

     -откроем конверты и на стенде выставим  «солнышко» или «облачко».

Высказывания детей, словесная оценка своей работы на уроке.

Дети выбирают карточку («солнышко» или «облачко»)  и выставляют на  стенде голубого цвета («небо»), в зависимости от своего впечатления от урока.

VIII. Домашнее задание:

-Мальчикам нарисовать богатыря или доспехи.

 -Девочкам найти пословицы о героях, богатырях.

IX. Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературному чтению Тема: С.А.Есенин «Пороша»

Тема: С.А.Есенин «Пороша»Цель: учить детей выразительному чтению стихотворения; воспитывать в них чувство прекрасного; укреплять любовь к родному краю, к природе....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе

Тема:Обобщение по теме «Там чудеса…» ( Урок- путешествие) УМК "Гармония"Цели:1. Учить обобщать  изученный материал. Закреплять навыки чтения и умение работать с книгой.2. Развивать речь уча...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. "Люби живое" Урок-конференция.

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе.  Урок-конференция. "Люби живое" . Обощающий урок....

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные  загадки»  (Урок введения нового знания). 2 класс....

КОНСПЕКТ открытого УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема урока: Что посеешь, то и пожнёшь

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема урока: Что посеешь, то и пожнёшь Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева &la...