Конспект открытого урока по литературному чт.2вкл
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Конспект урока в свете ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_literaturnomu_cht.2vkl.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока литературного чтения
2 класс
Тема: «Сравнение богатырской сказки и былины».
Цели урока:
- Научиться осмысленно читать текст художественного произведения.
- Уметь проводить сравнение (находить сходство и различие) богатырской сказки и былины
- Использовать слова былинного эпоса в своей речи.
- Прогнозировать содержание обсуждаемого вопроса с помощью ключевых слов.
- Уметь творчески перерабатывать информацию, работая в группе.
- Получить эстетическое удовольствие от деятельности на уроке.
Состав учащихся:
Урок предназначен для учащихся вторых классов. В классе 25 человек.
Предварительно класс разбивается на три творческие группы.
Используемая технология:
технология развития критического мышления (ТРКМ)
-кластеры, синквейн
-творческая работа в малой группе
Оборудование урока:
-таблички-кластеры:
-признаки богатырской сказки и былины (сходство и различие)
-таблица для сравнения богатырской сказки и былины
-наборы ключевых слов для каждой группы о богатыре;
-репродукция картины В.Васнецова «Богатыри»
-грамзапись Богатырской симфонии А.Бородина;
-таблички с фамилиями «художник В.Васнецов», « композитор А.Бородин»
-иллюстрации доспехов богатырей.
На доске: «О доблестях, о подвигах, о славе…»
Ход урока:
Действия учителя | Действия учащихся |
Организационный момент | Проверяют наличие необходимых принадлежностей |
I «.Стадия вызова». а)Вступительное слово: б)»Догадались, о ком и о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? -благодаря чему? в)А каким вам представляется богатырь? (выставляется кластер БОГАТЫРЬ: (?) выставляются слова в столбик: -огромная физическая сила -ум -уважает старших -историческая личность -добрый молодец -любит Родину -защищает слабых -мужественный -любит и почитает родителей ? ------------------------------ г)Собрать картину «Богатырь»из отдельных деталей, отбросить лишнее: шлем, кольчуга, косоворотка, сапоги, штаны, лапти, копье, щит. | Ученик: «Ой, вы гой еси, добры молодцы и молодушки! Собралися мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир да лад и согласие .И велась беседа наша речью плавною. А еще хочу пожелать вам, чтобы вы участвовали в нашей беседе и внимательно слушали. все, что услышите, может вам пригодиться». б)О богатырях, богатырских сказках и былинах. -речь необычная, так говорили в старину в)Работа в группе, обсуждение, выбор ключевых слов из конверта о русском богатыре; -по мере готовности группы сообщают о своем выборе, другие группы дополняют. -какие слова может дополнить каждая группа о богатыре? (чувство юмора, справедливость, находчивость, великодушие) (ученики могут использовать слова из тетради по чтению, стр.27) г) Дети из деталей собирают фигуру богатыря. ( лишнее: косоворотка, лапти). |
II. «Стадия осмысления» Как у солнышка Владимира Весела была беседа, почестный пир. Собирались ко солнышку богатыри, Сильные могучие витязи, Со всех мест, с четырех сторон… - Дети, о каких русских богатырях мы с вами прочитали? а) Выборочное чтение о богатырях из сказки и былины б)Выступление учащихся | а)Дети в группе находят нужный отрывок в сказке и былине и сами решают, кто будет читать. ( об Илье Муромце и Святогоре) б)1ученик: «И был Святогор- богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался, земля под ним прогибалася.» 2ученик: «Хлеба ест Илья Муромец по три калачика, пьет на три медных пятачка .Но побеждает всегда, во всех боях да схватках. Ему в боях смерть не писана. Там, где можно, Илья старается избежать кровопролития,не бьет врагов, а на их глазах разбивает в щепки дуб многоохватной палицей своей богатырской, и враги, устрашенные его силой, разбегаются.
|
г)Сравнение богатырской сказки и былины. ( сравнительная таблица- у каждой группы) (см.Приложение№1) -Давайте вместе с вами обсудим результат работы и выделим сходные черты и отличительные черты богатырской сказки и былины (кластеры на доске) (см. Приложение №2) | г)идет обсуждение в группах, затем защита совместной работы. - песенный характер былины ученики подтверждают выборочным хоровым чтением отрывков из былины. |
IV.Дополнительный рассказ о былинных героях: У Ильи Муромца был крестный отец Микула Селянинович. Он был пахарь, крестьянин. Он пахал землю-матушку, растил хлеб и кормил весь народ русский. Никто не мог сравниться с ним ни по силе ни по мужеству: Микула носит с собой «тягу земную» в сумочке, как знак земледельческого могущества. Раз богатырище Колыван Святогор попытался поднять эту сумку, да надорвался. Вот что Микула ему на это сказал: «Я знаю свою правду- истину- В том сила моя непобедимая! Не в забаву- игру трачу силу свою: Я хлеб ращу, я народ кормлю!» -Помните, как старцы наказывали Илье? («Не бейся с родом Микулиным: его любит матушка сыра – земля».) - Как вы думаете, почему в былинах русских Микула был сильнее, чем Святогор? | Ученики высказывают свое мнение. (В сказках и былинах прославляется пахарь - труженик. Микула Селянинович народ хлебом кормит, и князя Владимира, и дружину его.) |
V
Образ богатыря в искусстве. -Много еще можно рассказать о богатырях, о былинах, которые воспели их подвиги. Сквозь все тяготы и страдания пронес народ веру в силу свою и величие. Образ богатыря родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины. Самая известная картина художника М.Васнецова « Богатыри», рассмотрите ее. -Кто знает, как зовут этих богатырей? (После выступления 3-х учеников) «А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, Не топтать их коням землю русскую, Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь не шатается! И века простоит – не шелохнется!» Былины вдохновляли многих композиторов. -Послушайте отрывок из Богатырской симфонии А.Бородина.(карточка на доске) -Какие интонации услышали?
| Ответы учеников (Илья Муромец в центре, слева- Добрыня Никитич, справа- Алеша Попович. Три ученика информируют ребят об их подвигах: - Алеша Попович спас на пиру у князя Владимира от Тугарина Змеевича жену его Анастасью, а заодно и народ русский от тягот – податей неимоверных. -А Добрыня Никитич в битве тяжелой победил Змея огненного и освободил от полона много людей, и среди них племянницу князя. -А у Ильи Муромца первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья- разбойника, что сидел - сторожил на дороге люд проезжий и своим свистом- посвистом перебил- покалечил людей немало. Мужественно, сурово, мощно, чувствуется великая сила в первой части. Широко, светло, мажорно, с русскими напевами во второй части. |
VI Стадия рефлексии. Составление СИНКВЕЙНА -------------- -------------- ----------------- ---------- ------------ ----------------- --------- ---------- ------------ ----------- ----------------- Заслушивание. | Капитаны команд достают из конвертов схемы синквейнов. Творческая работа в группах ( дети используют слова из характеристики богатыря) Обмен мнениями. |
VII Самооценка. Были ли затруднения? Что понравилось? Попробуйте высказаться, используя начало мысли. -Мне понравилось… -Мне было интересно… -Мне было трудно… А теперь оценим свою работу «образно», покажем свое отношение к уроку, к рассмотренной теме: -откроем конверты и на стенде выставим «солнышко» или «облачко». | Высказывания детей, словесная оценка своей работы на уроке. Дети выбирают карточку («солнышко» или «облачко») и выставляют на стенде голубого цвета («небо»), в зависимости от своего впечатления от урока. |
VIII. Домашнее задание: -Мальчикам нарисовать богатыря или доспехи. -Девочкам найти пословицы о героях, богатырях. | |
IX. Итог урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по литературному чтению Тема: С.А.Есенин «Пороша»
Тема: С.А.Есенин «Пороша»Цель: учить детей выразительному чтению стихотворения; воспитывать в них чувство прекрасного; укреплять любовь к родному краю, к природе....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе
Тема:Обобщение по теме «Там чудеса…» ( Урок- путешествие) УМК "Гармония"Цели:1. Учить обобщать изученный материал. Закреплять навыки чтения и умение работать с книгой.2. Развивать речь уча...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. "Люби живое" Урок-конференция.
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе. Урок-конференция. "Люби живое" . Обощающий урок....
Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.
Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс....
КОНСПЕКТ открытого УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема урока: Что посеешь, то и пожнёшь
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема урока: Что посеешь, то и пожнёшь Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева &la...