Урок литературного чтения во 2 классе с использованием ИКТ. Тема: И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей".
презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему

Шевцова Наталья Михайловна

Данный ресурс содержит познавательный, развивающий конспект урока, а также презентацию, которая содержит  аудиозапись басни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Бобровская СОШ №3

               

               Конспект   урока  по  литературному  чтению во 2 классе

                              Тема: И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

                                                                                 

подготовила

учитель  начальных  классов

Шевцова  Наталья  Михайловна

                                                         

                                                                                                             

                                                     

г. Бобров

                                                 

                                     

Урок   литературного  чтения  во  2-м  классе.

Тема:  И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Цели урока: 

  • познакомить учащихся с басней И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»;
  • развивать правильную выразительную речь, развить навыки выразительного чтения, инсценировки, творческое воображение, сценическое искусство; развивать умение работать в парах, группах сменного состава;
  • воспитывать  отзывчивость, способность сопереживать, сострадать.

Оборудование:

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • проектор;
  • слайды;
  • учебник «Родная речь» 2 класс 1 часть, авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Москва 2008г.

                                                      Ход урока    

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

II. Речевая разминка.  

Три сороки тараторки,

Тараторили на горке.

-Прочитайте это стихотворение хором, с веселой интонацией, с сердитой интонацией, с замедлением,  скороговоркой. Слайд 2

III. Актуализация знаний.

-На прошлом уроке мы познакомились  с творчеством И.А.Крылова.

-Давайте вспомним, что такое басня? (Басня - это короткий рассказ или стихотворение с нравоучительным содержанием, в котором под видом животных высмеиваются люди с их недостатками.)

-Кто главные герои басен? (Главные герои басен – животные, в которых мы легко узнаем людей.)

-Что такое  мораль?  (Мораль – вывод, поучение, где объясняется смысл басни.)

-Что вы узнали о Крылове на прошлом уроке?   Слайд 3

                                                                       

   

Иван Андреевич Крылов  - русский баснописец, автор более 200 басен. В баснях Крылов высмеивал общественные и человеческие пороки: лень, неряшливость, эгоизм. В Санкт-Петербурге, в Летнем саду установлен памятник Крылову, изображенного среди героев своих басен - разных зверей и птиц.

Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России. Слайд 4

-На уроках внеклассного чтения мы с вами знакомились с баснями Крылова. Вспомните,  как  называются  эти басни? Слайд 5, 6, 7.

IV. Проверка домашнего  задания.  

-Что было задано на дом?

Выразительное  чтение учащимися басни «Лебедь, Щука и Рак».

 V. Постановка  учебной задачи.

-Отгадай загадку:

Самолётик лёгкий,  быстрый

Над цветком летит душистым.

Крылья, хвостик и глаза.

Это чудо …  

Слайд 8.     Стрекоза.

         

Он из веточек, из хвои

Настоящий дом построит

Без пилы и без гвоздей.

Кто строитель? ...

Слайд 9.     Муравей.                                      

                                                         

 -Назовите насекомых, о которых вы отгадали загадки. (Стрекоза и муравей).

-Это название басни, с которой мы сегодня познакомимся. Её написал Иван Андреевич Крылов. Слайд 10.

VI. Изучение нового материала.

-Откройте учебники на странице 106.

1) Первичное чтение басни. Басню читает Игорь  Ильинский. Мультимедиазвук.  Слайд 11.

2) Проверка восприятия.

-Понравилась вам басня?

-О ком и о чем говорится в  басне?

3) Словарная работа.

-Какие незнакомые слова встретились в басне?

 Зима катит в глаза -  неожиданно наступает зима.  

 Помертвело чисто поле –  собран урожай, цветы и травы увяли, засохли, животные и насекомые попрятались, птицы улетели, в поле стоит мёртвая тишина.

Нужда – недостаток чего-либо.  

Удручена – огорчена.

Вешних – весенних.

Мурава – молодая трава.

Слайд 12.

4) Анализ иллюстрации в учебнике.

-Какой  мы видим Стрекозу на рисунке?

-Каким мы видим Муравья?

5) Первичное  чтение басни учениками.

-Прочитайте басню самостоятельно.

-Обратите внимание, как Стрекоза жила летом, и как с наступлением холодов.

6) Процесс осмысления текста.

-Кто из героев  вам понравился больше и почему?

-Как в  басне Крылов называет Стрекозу? Почему?

VII. Анализ  литературного  произведения.

Выборочное  чтение.

 - Как жила Стрекоза летом? Какой она была?  Прочитайте.  

Слайд 13       

 -Что произошло со Стрекозой с наступлением  холодов?  Прочитайте.

Слайд 14.

 -Почему она пошла просить о помощи Муравья?

-Как Муравей встретил Стрекозу?  Прочитайте.

- Почему он отказал Стрекозе в помощи?

-Справедливо или нет, поступил Муравей?

-Ребята, а вам жаль Стрекозу?  

 VIII. Физминутка – Чистоговорка.

Нёс однажды муравей две травинки для дверей  (8 хлопков)

Рей-рей-рей-рей.  (ходьба на месте)

На полянке под кустом муравьишка строит дом (8 хлопков)

Ом-ом-ом-ом. (наклоны влево – вправо)

Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (8 хлопков)

Шит-шит-шит-шит.  (повороты влево – вправо)

Ты, Кума, не торопись, а за дело - ка, возьмись (8 хлопков)

Мись-мись-мись-мись. (приседания)

IХ. Закрепление  изученного  материала.

1) Подготовка к чтению по ролям. Самостоятельное чтение.

 -Прочитайте текст самостоятельно, подумайте, сколько действующих лиц в басне?      -Как надо читать этот текст по ролям? Обратите внимание, на письме речь берется в кавычки. Кавычки открываются – начинается речь. Кавычки закрываются – речь заканчивается.      

2) Чтение по ролям. Инсценирование  басни.

- Сколько действующих  лиц в басне?

- Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы зрители  поняли, что хотел сказать автор? Попробуем прочитать по ролям.  (Читает 1 пара учеников.)  

- А теперь прочитаем по ролям отрывок  очень выразительно, пропуская слова автора. Читаем слова  только в кавычках. Кому они принадлежат?

 - Как будем их читать? (Читает 2  пара учеников.)

3) Работа с пословицами. Работа в группах сменного состава.

-Соберите пословицы.

-Какие пословицы выражают главную мысль басни?

Слайд 15.

Пословицы.

1) Поспешишь …                 …один отрежь.

2) Семь раз примерь…        …потехе час.

4) Делу время…                  ….людей насмешишь.

- Какие еще пословицы о труде вы знаете?

(Без труда не выловишь и рыбку из пруда.  Ленивый и грибу не поклонится. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь. Кто веселится летом, тот плачет зимой.)

4) Работа в парах. Выразительное чтение учащимися.

X. Работа над крылатыми выражениями И.А.Крылова.

Слайд 16.

Посмотрите на иллюстрации и вспомните крылатые выражения из басен И.А.Крылова

1)Кукушка хвалит Петуха, за то, что хвалит он Кукушку.

2)А вы, друзья, как не садитесь, все в музыкунты не годитесь.

3)У сильного, всегда бессильный виноват.

4)Видит око, да зуб неймет.

XI.Рефлексия.

-С какой басней Крылова мы сегодня познакомились?

-Кого подразумевает под животными Крылов?

-Что осуждается в этой басне? (Беспечность, леность, черствость, эгоизм)

-Какова мораль басни? (Нужно все делать вовремя).

-Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни? (Делу время, потехе час)  Слайд 17.

Иван Андреевич Крылов  написал много басен. Слайд 18.

В своих баснях он даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.

XII. Выставление оценок. Спасибо за урок! Слайд 19.

XIII. Домашнее задание.

Выучить басню наизусть.

                           Авторская  разработка  с  использованием  литературы:

1.Литературное чтение.  Климанова Л.Ф.  Москва, «Просвещение»,2009.

2. Поурочные  разработки  по  литературному  чтению  2 класс,  Кутявина С.В., Гостимская Е.С., Байкова    М.И.,  Москва, «Вако» 2009.

3. Басни Крылова.  Издательство  «Росмэн-Пресс», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная презентация к уроку литературного чтения, 2 класс (УМК "Школы России") Тема: Ф.Тютчев "Чародейкою зимою..."

Презентация иллюстрирует стихотворение Ф.Тютчева " Чародейкою зимою... ". Возможно чтение учителем, слайды меняются по щелчку. Используемая презентация создаёт образы зимы, созданные в стихотворени и ...

Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...

Конспект урока литературного чтения 3 класс "Произведения русских баснописцев. И.А.Крылов «Стрекоза и муравей"

Автор:                 Калиева Жания Аяповна, учитель начальных классовТема, класс: ...

Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» Тип урока: комбинированный

Урок литературного чтения  4 класс УМК «Школа России»Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»Тип урока: комбинированный...

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Урок литературного чтения, 4 класс (Школа России) по теме: Обобщение по теме: «Природа и мы»

Цель урока: Повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Природа и мы».Задачи урока: Совершенствовать навык выразительного чтения; развивать самостоятельность в вып...