Урок литературного чтения во 2 классе с использованием ИКТ. Тема: И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей".
презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему
Данный ресурс содержит познавательный, развивающий конспект урока, а также презентацию, которая содержит аудиозапись басни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ Бобровская СОШ №3
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе
Тема: И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»
подготовила
учитель начальных классов
Шевцова Наталья Михайловна
г. Бобров
Урок литературного чтения во 2-м классе.
Тема: И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».
Цели урока:
- познакомить учащихся с басней И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»;
- развивать правильную выразительную речь, развить навыки выразительного чтения, инсценировки, творческое воображение, сценическое искусство; развивать умение работать в парах, группах сменного состава;
- воспитывать отзывчивость, способность сопереживать, сострадать.
Оборудование:
- компьютер;
- интерактивная доска;
- проектор;
- слайды;
- учебник «Родная речь» 2 класс 1 часть, авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Москва 2008г.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
II. Речевая разминка.
Три сороки тараторки,
Тараторили на горке.
-Прочитайте это стихотворение хором, с веселой интонацией, с сердитой интонацией, с замедлением, скороговоркой. Слайд 2
III. Актуализация знаний.
-На прошлом уроке мы познакомились с творчеством И.А.Крылова.
-Давайте вспомним, что такое басня? (Басня - это короткий рассказ или стихотворение с нравоучительным содержанием, в котором под видом животных высмеиваются люди с их недостатками.)
-Кто главные герои басен? (Главные герои басен – животные, в которых мы легко узнаем людей.)
-Что такое мораль? (Мораль – вывод, поучение, где объясняется смысл басни.)
-Что вы узнали о Крылове на прошлом уроке? Слайд 3
Иван Андреевич Крылов - русский баснописец, автор более 200 басен. В баснях Крылов высмеивал общественные и человеческие пороки: лень, неряшливость, эгоизм. В Санкт-Петербурге, в Летнем саду установлен памятник Крылову, изображенного среди героев своих басен - разных зверей и птиц.
Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России. Слайд 4
-На уроках внеклассного чтения мы с вами знакомились с баснями Крылова. Вспомните, как называются эти басни? Слайд 5, 6, 7.
IV. Проверка домашнего задания.
-Что было задано на дом?
Выразительное чтение учащимися басни «Лебедь, Щука и Рак».
V. Постановка учебной задачи.
-Отгадай загадку:
Самолётик лёгкий, быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо …
Слайд 8. Стрекоза.
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? ...
Слайд 9. Муравей.
-Назовите насекомых, о которых вы отгадали загадки. (Стрекоза и муравей).
-Это название басни, с которой мы сегодня познакомимся. Её написал Иван Андреевич Крылов. Слайд 10.
VI. Изучение нового материала.
-Откройте учебники на странице 106.
1) Первичное чтение басни. Басню читает Игорь Ильинский. Мультимедиазвук. Слайд 11.
2) Проверка восприятия.
-Понравилась вам басня?
-О ком и о чем говорится в басне?
3) Словарная работа.
-Какие незнакомые слова встретились в басне?
Зима катит в глаза - неожиданно наступает зима.
Помертвело чисто поле – собран урожай, цветы и травы увяли, засохли, животные и насекомые попрятались, птицы улетели, в поле стоит мёртвая тишина.
Нужда – недостаток чего-либо.
Удручена – огорчена.
Вешних – весенних.
Мурава – молодая трава.
Слайд 12.
4) Анализ иллюстрации в учебнике.
-Какой мы видим Стрекозу на рисунке?
-Каким мы видим Муравья?
5) Первичное чтение басни учениками.
-Прочитайте басню самостоятельно.
-Обратите внимание, как Стрекоза жила летом, и как с наступлением холодов.
6) Процесс осмысления текста.
-Кто из героев вам понравился больше и почему?
-Как в басне Крылов называет Стрекозу? Почему?
VII. Анализ литературного произведения.
Выборочное чтение.
- Как жила Стрекоза летом? Какой она была? Прочитайте.
Слайд 13
-Что произошло со Стрекозой с наступлением холодов? Прочитайте.
Слайд 14.
-Почему она пошла просить о помощи Муравья?
-Как Муравей встретил Стрекозу? Прочитайте.
- Почему он отказал Стрекозе в помощи?
-Справедливо или нет, поступил Муравей?
-Ребята, а вам жаль Стрекозу?
VIII. Физминутка – Чистоговорка.
Нёс однажды муравей две травинки для дверей (8 хлопков)
Рей-рей-рей-рей. (ходьба на месте)
На полянке под кустом муравьишка строит дом (8 хлопков)
Ом-ом-ом-ом. (наклоны влево – вправо)
Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (8 хлопков)
Шит-шит-шит-шит. (повороты влево – вправо)
Ты, Кума, не торопись, а за дело - ка, возьмись (8 хлопков)
Мись-мись-мись-мись. (приседания)
IХ. Закрепление изученного материала.
1) Подготовка к чтению по ролям. Самостоятельное чтение.
-Прочитайте текст самостоятельно, подумайте, сколько действующих лиц в басне? -Как надо читать этот текст по ролям? Обратите внимание, на письме речь берется в кавычки. Кавычки открываются – начинается речь. Кавычки закрываются – речь заканчивается.
2) Чтение по ролям. Инсценирование басни.
- Сколько действующих лиц в басне?
- Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы зрители поняли, что хотел сказать автор? Попробуем прочитать по ролям. (Читает 1 пара учеников.)
- А теперь прочитаем по ролям отрывок очень выразительно, пропуская слова автора. Читаем слова только в кавычках. Кому они принадлежат?
- Как будем их читать? (Читает 2 пара учеников.)
3) Работа с пословицами. Работа в группах сменного состава.
-Соберите пословицы.
-Какие пословицы выражают главную мысль басни?
Слайд 15.
Пословицы.
1) Поспешишь … …один отрежь.
2) Семь раз примерь… …потехе час.
4) Делу время… ….людей насмешишь.
- Какие еще пословицы о труде вы знаете?
(Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Ленивый и грибу не поклонится. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь. Кто веселится летом, тот плачет зимой.)
4) Работа в парах. Выразительное чтение учащимися.
X. Работа над крылатыми выражениями И.А.Крылова.
Слайд 16.
Посмотрите на иллюстрации и вспомните крылатые выражения из басен И.А.Крылова
1)Кукушка хвалит Петуха, за то, что хвалит он Кукушку.
2)А вы, друзья, как не садитесь, все в музыкунты не годитесь.
3)У сильного, всегда бессильный виноват.
4)Видит око, да зуб неймет.
XI.Рефлексия.
-С какой басней Крылова мы сегодня познакомились?
-Кого подразумевает под животными Крылов?
-Что осуждается в этой басне? (Беспечность, леность, черствость, эгоизм)
-Какова мораль басни? (Нужно все делать вовремя).
-Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни? (Делу время, потехе час) Слайд 17.
Иван Андреевич Крылов написал много басен. Слайд 18.
В своих баснях он даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.
XII. Выставление оценок. Спасибо за урок! Слайд 19.
XIII. Домашнее задание.
Выучить басню наизусть.
Авторская разработка с использованием литературы:
1.Литературное чтение. Климанова Л.Ф. Москва, «Просвещение»,2009.
2. Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс, Кутявина С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И., Москва, «Вако» 2009.
3. Басни Крылова. Издательство «Росмэн-Пресс», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная презентация к уроку литературного чтения, 2 класс (УМК "Школы России") Тема: Ф.Тютчев "Чародейкою зимою..."
Презентация иллюстрирует стихотворение Ф.Тютчева " Чародейкою зимою... ". Возможно чтение учителем, слайды меняются по щелчку. Используемая презентация создаёт образы зимы, созданные в стихотворени и ...
Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»
Конспект урока-обобщения в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...
Конспект урока литературного чтения 3 класс "Произведения русских баснописцев. И.А.Крылов «Стрекоза и муравей"
Автор: Калиева Жания Аяповна, учитель начальных классовТема, класс: ...
Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» Тип урока: комбинированный
Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России»Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»Тип урока: комбинированный...
Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе использования технологии продуктивного чтения....
Конспект урока литературного чтения (3 класс УМК "Гармония") по теме: В. А. Осеева «Волшебное слово» с использованием системы приёмов, формирующих умение читать «про себя», и приёмов ТРКМ и ИКТ
Урок литературного чтения с примененим системы упражнений, формирующих навык молчаливого чтения....
Урок литературного чтения, 4 класс (Школа России) по теме: Обобщение по теме: «Природа и мы»
Цель урока: Повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Природа и мы».Задачи урока: Совершенствовать навык выразительного чтения; развивать самостоятельность в вып...