М. Пришвин «Золотой луг» 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Урок литературного чтения во 2 классе ПНШ
Тип урока: изучение нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
М. Пришвин «Золотой луг» | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
2 класс УМК «ПНШ»
Тема урока: М. Пришвин «Золотой луг»
Тип урока: Урок получения новых знаний
Учитель: Шевцова Марина Викторовна, МБОУ «Троицкая СОШ №1»
Деятельностная цель: создать условия для формирования читательских навыков, развития речи.
Образовательная цель:
- способствовать развитию навыка работы над сюжетом произведения, навыков сравнительного анализа;
- содействовать выработке внимательного и бережного отношения к природе, воспитанию коммуникативных правил при работе в парах и группе, нравственному воспитанию детей.
Формирование УУД:
- Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие самостоятельности; доброжелательности; привитие любви к русской литературе.
- Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: учить обучающихся ставить перед собой цель, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий, проводить контроль и оценку собственных достижений, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; развивать умения работать с текстом, с новой информацией, способствовать расширению и обогащению их словарного запаса.
- Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного чтения, умения выражать свое отношение к прочитанному и услышанному, умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход занятия:
- Организационный этап.
Цель: создание положительного эмоционального настроя, включение учащихся
в деятельность на личностном уровне
Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок.
Тихо за парты девочки сели,
Тихо за парты мальчики сели
И на меня все посмотрели.
Встало солнышко давно
Улыбнулось нам оно
Пригласило нас всех в класс
Урок чтения у нас.
- Прочитайте предложение на экране, соблюдая знак препинания в конце:
«Какой чудесный день!»
- Похлопайте в ладоши, если считаете, что сегодня чудесный день!
- Почему вы так считаете?
- Я тоже считаю, что сегодня чудесный день, потому что светит солнышко, мы проснулись, мы здоровы! И мы сегодня опять с вами вместе!
- Прочитайте, пожалуйста, ещё одно предложение на экране: «С маленькой удачи начинается большой успех!».
- Вы согласны с этим выражением?
- А как вы думаете, что для этого нужно? (Нужно быть внимательными, старательными, активными, слушать и слышать друг друга…)
- Действительно, давайте возьмём в помощники себе сегодня на урок свой ум, доброту, удачу, активность, честность и аккуратность, и тогда нам точно, будет сопутствовать удача, а за ней и большой успех!
- Давайте пожелаем друг другу успехов! (Дети хлопают друг друга в ладоши!)
- Актуализация знаний, появление проблемы.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и
выявление затруднений.
- А сейчас послушайте, пожалуйста, историю про солнышко, которое заглянуло к нам в гости.
- Встало однажды по весне Солнышко спозаранку и пошло гулять по небу. Смотрит: «Хороша земля! Леса, луга в зеленом наряде. Но чего - то не хватает?» – подумало солнышко. «Чем людей порадовать»? Взмахнуло оно лучиком, и засветились луга желтыми огоньками. «На меня похожи!»- обрадовалось Солнышко и пошло дальше прогуливаться по небу.
- Вы догадались, что это за огоньки, которыми засветились луга?
(Одуванчики) - СЛАЙД
- Конечно же, вы все знаете и видели эти цветы! Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою головку-цветок.
- Прослушав историю, найдите самое верное, более точное утверждение про одуванчик.
1. Одуванчик – это цветок.
2. Одуванчик – это красивый цветок.
3. Одуванчик – это красивый цветок жёлтого цвета.
4. Одуванчик – это красивый цветок жёлтого цвета, похожий на маленькое солнышко.
5. Одуванчик – это красивый цветок жёлтого цвета, похожий на маленькое солнышко, растущий на лугу.
- Молодцы! Всё верно. А верите ли вы, что одуванчик может быть не только жёлтым, но и белым, и даже зелёным?
- Давайте поиграем в игру «Верите ли вы?»
- Целевая установка урока.
Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими цели урока.
1. Стадия вызова: игра «Верите ли вы?» (Приём технологии РКМ)
- У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов. Слайд!
- Я буду вам читать вопросы, которые начинаются со слов "Верите ли вы?".
- Если вы верите или знаете наверняка, то во второй строке поставьте знак "+", если нет, то "-", если не можете дать однозначный ответ, сомневаетесь, то «?».
(Учитель читает вопросы, дети ставят + или -)
- Итак, верите ли вы, что одуванчик может быть не только жёлтым, но и белым?
- Верите ли вы, что он может быть и зелёным?
- Верите ли вы, что одуванчик – загадочный цветок со своими секретами и тайнами?
- Верите ли вы, что одуванчик – лекарственное растение?
- Верите ли вы, что одуванчик употребляют в пищу?
- А сейчас скажите, пожалуйста, отвечая на вопросы, кто-нибудь из вас был полностью уверен во всех своих ответах?
- Значит, это были ваши предположения? А хотелось бы вам быть уверенными в своих ответах полностью?
- Значит, какая задача стоит сегодня на уроке перед вами? (Расширить или уточнить свои знания об одуванчике).
- А как вы думаете, вам нужно расширить свои знания об одуванчике только для того, чтобы только ответить правильно на вопросы? Для чего ещё? Где пригодятся ваши знания ещё? (В старших классах и в жизни).
- А в жизни, например, это где? (Если докажем, что одуванчик – лекарственное растение, то будем использовать для лечения, если докажем, что можно использовать в пищу, то на кухне)
- А как вы думаете, кто или что вам поможет в сборе доказательств? (Учитель, родители, учебник, энциклопедии).
- Конечно же, можно воспользоваться всеми названными источниками знаний, но так как у нас урок литературного чтения, значит, что мы сделаем в первую очередь? (Воспользуемся учебником и помощью учителя.)
- Объявление темы урока, работа с текстом до чтения.
Цель: развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию и фамилии автора.
- Откройте, пожалуйста, содержание учебника и найдите страницу, на которой находится произведение «Лозотой гул»! Слайд
- Кажется, ребята, я неправильно записала название! Я перепутала местами
буквы. Помогите мне, пожалуйста, восстановить название! («Золотой луг»).
- Открываем содержание! Скажите, сразу с первой страницы будете искать название произведения? (Нет, с раздела «Для поэта – природа любимая и живая, т.к. на прошлом уроке работали в этом разделе).
- Итак, открываем учебник на странице….
- Как вы понимаете выражение «Золотой луг»? (Жёлтый луг, жёлтый цвет также называют золотым).
- Прочитав только название, можно уже предположить, что речь пойдёт об одуванчиках? (Да, мы уже знаем, что одуванчик – это красивый цветок жёлтого цвета, похожий на маленькое солнышко, растущий на лугу). Слайд!
- А кто автор произведения? (М. Пришвин). Слайд!
- Мы знакомы с ним и с его произведениями!
- С какими его произведениями мы недавно работали?
(«Разговор деревьев» и «Расцвет шиповника»)
- А тема сегодняшнего урока? (М.Пришвин «Золотой луг»). Слайд!
- Прежде чем знакомиться с произведением, рассмотрите иллюстрацию, обратите внимание на передний план и соотнесите её с заглавием.
- Соответствует ли иллюстрация названию? (Называется произведение «Золотой луг», а на иллюстрации на первом плане мы видим луг бело-зелёный, а не золотой).
- Можем ли мы уже предположить, что одуванчик действительно не совсем обыкновенный цветок, а цветок со своими тайнами и секретами?
- Кто-нибудь сможет уже сейчас открыть первый секрет одуванчика? (Не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки. Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы).
- Чтобы открыть другие тайны, мы должны будем познакомиться с самим произведением.
- Первичное чтение произведения.
- Но прежде чем читать, давайте вспомним, как Эдуард Юрьевич Шим сказал о М. Пришвине «Он из хитрости пишет о зверях и птицах. На самом деле он учит мальчишек и девчонок, как вырасти настоящими людьми».
- Значит, что можно предположить? (Что произведение М. Пришвина «Золотой луг» кроме того, что поможет ответить вам на ваши вопросы, также должно вас чему научить, какой – то дать вам совет, чтобы вы смогли вырасти настоящими людьми!)
- Поэтому будьте внимательны! Я вас сейчас познакомлю с этим произведением, а вы внимательно послушайте!
- Беседа по прочитанному произведению. Словарная работа.
- Сумели ли вы представить всё то, о чём вам хотел рассказать автор?
- Я попрошу вас закрыть глаза и попробовать представить не тот луг, который на иллюстрации, а именно золотой луг.
- Откройте глаза и сравните свою картинку с картинкой на слайде.
- Совпали ваши представления?
- А видели вы когда-нибудь такое в природе?
- К какому жанру и, к какому типу текстов можно отнести это произведение?
(Это рассказ, текст - повествование с элементами описания)
- Можно ли сказать, что автор и рассказчик одно и тоже лицо? (автор-М . Пришвин, рассказчик — мальчик, который рассказывает про себя и своего брата).
- Где жили братья? (В деревне)
- Работая в паре, попробуйте объяснить значение слов со звёздочкой, если нужно воспользуйтесь толковым словарём: промысел, идти в пяту.
- Итак, что такое промысел? Сравните свой ответ с образцом.
- Подумайте, каким промыслом могли заниматься ребята?
- Как это — идти в пяту? Слайд с образцом.
- Можете сделать вывод, кто был старше из братьев и почему?
- А сейчас попробуйте объяснить значение слова «фукать». Что это значит?
- А что такое забава? О какой детской забаве идёт речь в рассказе?
- Знакома ли вам такая игра с одуванчиками? Представьте, что у вас в руках одуванчик. Дуньте на него.
- А сейчас давайте отдохнём! Встаньте, пожалуйста. Представьте, что вы одуванчики.
Физминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик!
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый на поляну налетит,
Всё вокруг зашелестит.
Одуванчика пушинки разлетятся хороводом
И сольются с небосводом.
- Присаживайтесь на свои места!
- А сейчас продолжаем работать с рассказом и искать информацию об одуванчиках, тем самым искать ответы на вопросы, которые возникли перед нами в начале урока.
- Искать нужную информацию в одиночку сложно и поэтому я предлагаю вам поработать в группе.
- Объединитесь в четвёрки! В каждой группе у вас есть:
1) Организатор – тот, кто распределяет роли, если нужно и следит за действиями всех членов группы.
2) Писарь – тот, который записывает решение, если нужно;
3) Критик-контролер – проверяет соответствие, оценивает, а возможно подвергает сомнению чьё-то мнение
4) Спикер – защита решения, ответ от имени группы;
!!! В ходе решения задачи роли можете поменять. На всю работу не более 3 минут!
Вопросы для обсуждения по четвёркам:
I четвёрка:
1. Почему М. Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»?
2. Найдите подтверждение того, почему луг назван «золотым»? Прочитайте.
II четвёрка.
- Почему луг стал зелёным?
- С чем автор сравнивает лепестки одуванчика? (Пальчики на ладошке).
Найдите в тексте и подчеркните.
III четвёрка.
- Как рассказчик в начале своего повествования называет одуванчики?
Найдите в тексте и подчеркните простым карандашом.
(Неинтересные цветы — простые, обычные, без всякой тайны).
- Как в конце рассказа называет одуванчики рассказчик?
(Один из самых интересных цветов).
IV четвёрка.
- Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?
- Какое объяснение происходящему нашел рассказчик? Найдите в тексте и подчеркните простым карандашом.
V четвёрка.
- Благодаря чему изменилось мнение героя об одуванчиках?
(Наблюдательности).
2. Что он заметил? Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?
- Выступление спикеров (ответы на вопросы)!
- А сейчас предоставим слово спикерам от каждой команды.
- Вывод:
- Итак, поработав с рассказом, какому выводу вы пришли? Что можете сказать об одуванчике? (Одуванчик – интересный загадочный цветок со своими тайнами и секретами).
- Какие тайны помог вам раскрыть этот рассказ? (Одуванчик может быть не только жёлтым, но и белым, и даже зелёным).
- А хотите узнать, какие ещё тайны (секреты) у одуванчиков есть? Слайд!
- Одуванчики закрывают свои ладошки не только к вечеру, но и перед дождём.
- Существует такая примета «Одуванчик снимает свой шар — к дождю».
- Листья и корни одуванчика используют для лечения кашля и улучшения аппетита.
- Из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье.
- К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.
- Итог урока.
- Ну а сейчас, наверное, настало время подвести наш главный итог: какая задача стояла перед нами в начале урока? (Узнать, как можно больше об одуванчиках, а заодно и уточнить свои знания об этом цветке).
- Давайте вернемся к вашим ответам в начале урока, которые записывали в таблицу, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли вы в своих предположениях.
- Я снова читаю вопросы, а вы на 3 строчке ставьте нужный знак: + - ?
- Итак, верите ли вы, что одуванчик может быть не только жёлтым, но и белым?
- Верите ли вы, что он может быть и зелёным?
- Верите ли вы, что одуванчик – загадочный цветок со своими секретами и тайнами?
- Верите ли вы, что одуванчик – лекарственное растение?
- Верите ли вы, что одуванчик употребляют в пищу?
- Какой можно сделать вывод? Больше вы узнали об одуванчиках, чем знали? Можете теперь с уверенностью ответить на все эти вопросы, если вам их зададут позже? Сможете свои знания применить в жизни?
- Тогда ответьте, пожалуйста, коротко на один вопрос сейчас: «Почему же одуванчик называют загадочным цветком?» (Потому что у него есть свои секреты и тайны).
- А сейчас скажите, пожалуйста, какими качествами характера, по-вашему, должен обладать человек, чтобы разгадать тайны самого, казалось бы, обыкновенного цветка? Каким вы себе представляете этого человека?
- Обобщение информации
- Учитывая всю информацию об одуванчике, составьте синквейн. Итак, предмет для обсуждения? (Одуванчик)
- Запишите на первой строчке «одуванчик»! Сколько всего будет строчек? (5, ведь синвкейн – это небольшое произведение, состоящее из 5 строчек).
- Кто хочет зачитать своё произведение?
- Давайте похлопаем ребятам! Они молодцы!
??? - А сейчас, на обратной стороне листа подробнее расскажите об одуванчике. Создайте модель этого цветка, характеризуя его подробнее с разных сторон.
- Работать будет каждый самостоятельно. Выполнив работу, вы сдадите мне листочки, и я проверю, насколько хорошо вы знаете всё теперь об одуванчике.
- Каждый получит отметку за работу!
- На всю работу у вас 5 минут!!! (Можно включить музыку «Вальс цветов»)
- Отложите листочки с моделями в сторону!
- Мы учились открывать тайны одуванчика, а какое открытие для себя сделали сегодня вы? Или к какому выводу вы пришли? Что поняли? (Мир богат чудесами, и чтобы это увидеть, надо не просто смотреть, но уметь видеть, чувствовать и открывать эти тайны).
- Всю свою жизнь писатель Михаил Пришвин открывал тайны природы. Вам еще предстоит познакомиться со многими его произведениями, и в каждом из них он призывает своих читателей не только любоваться природой, но и защищать ее.
- Предлагаю вам дополнить предложения подходящими по смыслу
словами. Работать предлагаю в паре.
Я сорвал цветок, и он …
Я поймал мотылька, и он … у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к … можно только …
Слова для справок: сердцем, умер, природе, увял.
-Давайте проверим, что у вас должно было получиться! Слайд!
- Домашнее задание.
-Прочитайте вопросы. Найдите на них ответы.
1. Как вы думаете, сколько видов одуванчика встречается в природе?
(Оказывается, их 203 вида).
2. Сколько названий у этого вида? (27 народных названий).
3. Сколько пушинок бывает в одной корзиночке? (До 200 семян с парашютиком.
А за сезон одно растение даёт до 3000 семян. Правда, не все семена прорастают, а то бы на Земле не осталось бы никому места, росли бы везде одни одуванчики).
4. Есть ли другое название у одуванчика?
- Поиском ответов на вопросы вы займётесь дома, при этом если нужно воспользуетесь помощью родителей, энциклопедий или интернета.
- А сейчас скажите, есть ли у вас желание, используя полученные знания и собранные материалы сделать проект и рассказать о тайнах одуванчика другим ребятам или родителям? Этим мы займёмся на следующем уроке.
- А, чтобы проект получился более интересным, я вам предлагаю дома не только ответить на вопросы, но и выбрать себе работу по интересам.
(У детей напечатано на листах домашнее задание)
- Сочинить мини-стишок про одуванчики.
- Составить загадку или найти в литературе.
- Сочинить сказку.
- Поделиться рецептом приготовления одуванчиков в пищу.
- Найти фото одуванчиков в разных состояниях. Можно составить презентацию.
- Итоговая рефлексия.
Цель: Оценить результаты собственной деятельности.
- А сейчас, вспомнив всю работу на уроке, оцените себя, продолжив предложения, которые вы видите на слайде.
- Но прежде чем вы начнёте себя оценивать, я хочу напомнить вам, о чём говорил в своё время французский писатель, поэт Антуан де Сент-Экзюпери:
«Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным
интересным / неинтересным
- Всё, что вы подробно написали, я предлагаю не озвучивать, вы мне сдадите листочки вместе с вашими моделями одуванчиков, и я проанализирую урок и вашу работу на уроке.
- А сейчас вы лишь коротко расскажите о сегодняшнем уроке, о вашей работе и, конечно же, о том, добились ли вы успехов сегодня на уроке?
Закончите одним словом:
Сегодняшний урок – …(интересный, познавательный, полезный)
Сегодня на уроке я …(хорошо поработал, много нового узнал)
Выберите 1 фразу для соседа по парте:
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше.
- У вас на столах лежит одуванчик, но он не раскрашен. Возьмите его в руки, и если вам было интересно на уроке, пусть он у вас раскроет свои лепестки и станет золотым, а если было скучно - останется бесцветным.
- Прикрепите свой одуванчик на картинку на доске!
- Посмотрите, что получилось?
- У нас получился именно ЗОЛОТОЙ ЛУГ! Иллюстрация, которая полностью соответствует названию произведения М. Пришвина.
- Спасибо за работу на уроке! Урок окончен! (Слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе.Тема урока: "М. Пришвин.Золотой луг"
Урок литературного чтения в 3 классе по программе "Школа 2100". Тема урока: "М. Пришвин. Золотой луг". Авторы-составители книги для чтения " В одном счастливом детстве" Р.Н. Бунеев и Е.В.Бунеева. Урок...
«Умейте делать открытия». М.Пришвин «Золотой луг». (2-й класс)
Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «Умейте...
Открытый урок по чтению в 3-ем классе М. Пришвин «Золотой луг».
Открытый урок...
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "М. Пришвин «Золотой луг" 2 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "М. Пришвин «Золотой луг" 2 класс (конспект + презентация)...
Технологическая карта урока по литературному чтению «М.Пришвин. Золотой луг» 2 класс, УМК «Начальная школа XXI»
Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе чтения и анализа рассказа М.Пришвина «Золотой луг»:умения анализировать картины,создаваемы...
Технологическая карта урока литературного чтения "М.Пришвин "Золотой луг"" 2 класс, УМК - "Начальная школа XXI века"
Цель деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа рассказа М.Пришвина «Золотой луг»: навыка осознанного и выразительного чтения; представления...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "М. Пришвин “Золотой луг" - 2 класс (УМК "Начальная школа XXI века")
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства обучающихся с рассказом М. Пришвина «Золотой луг»; совершенствова...