Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "М. Пришвин «Золотой луг" 2 класс (конспект + презентация)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Казакова (Желнова) Валерия Сергеевна

Учебно - методический комплект по литературному чтению  на тему: "М. Пришвин «Золотой луг" 2 класс (конспект + презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_2klass.doc70.5 КБ
Office presentation icon literaturnoe_chtenie_2_klass.ppt511.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «М. Пришвин «Золотой луг»»

Цели деятельности учителя: создать условия для формирования читательских навыков, развития речи;

способствовать развитию навыка работы над сюжетом произведения, навыков сравнительного анализа;

содействовать выработке внимательного и бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся осознанно правильно, выразительно читать; выражать свое отношение к прочитанному и услышанному; пользоваться материалами «Музейного Дома»  для получения дополнительной информации.
  • Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками; учиться бесконфликтности и нахождение выходов из спорных ситуаций; развитие самостоятельности, доброжелательности; привитие любви к русской литературе

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник литературного чтения 2 класс 2 часть, под редакцией Н.А. Чураковой; ребус; шаблоны цветов для рефлексии.


Этап урока
Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Словесный – слово учителя

1 мин

Здравствуйте, ребята! Подравняйтесь, настройтесь на работу на уроке. Садитесь. Меня зовут Валерия Сергеевна, я проведу у вас урок литературного чтения.

Приветствовать учителя

Мотивационный

Словесный – ответы на вопросы

2 мин

Ребята , в зависимости от того, какое у вас настроение покажите соответствующий смайлик.

Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?(Весна) А как меняется природа с приходом весны?(На деревьях появляются листья, цветы растут, погода солнечная и т.д.) А вам нравится весна? Почему?

Отвечать на вопросы

П: осознанно строить ответ в устной форме

Постановка учебной задачи

Практический – отгадывание загадок

Практический – отгадывание ребуса
Словесный – строят речевое высказывание

Наглядный – составление и отгадывание ребуса

5 мин

5 мин

Ребята, вы видите на доске скороговорку,  прочитайте её :

Солнце садится, струится водица,

Птица- синица в водицу глядится.

Чистой водицы синица напьется-

Славно сегодня звенится – поется!

 О чем она? ( о природе, о том, что наступила весна) Прочитайте медленно, затем быстрее, теперь еще быстрее.

Теперь давайте проверим домашнее задание. У вас было стихотворение «Зима недаром злится» наизусть. Кто желает ответить? А остальные слушают внимательно  и оценивают.( спрашиваю 4-5 человек)
Теперь давайте проанализируем
.

План анализа выразительного чтения:

1)удалось ли передать борьбу зимы и весны;

2)правильно ли были расставлены логические ударения;

3)было ли чтение эмоциональным.

Сейчас вам предстоит отгадать мои загадки. И за каждую отгадку вы получите часть ребуса, который поможет вам определить тему сегодняшнего урока.

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)

Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?

(Апрель)

Посадили зернышко — Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвем — Много зерен соберем.
А приедут гости — Им дадим по горсти.
(Подсолнух)

В летний солнечный денек
Золотой расцвел цветок. 
На высокой тонкой ножке 
Все дремал он у дорожки, 
А проснулся — Улыбнулся: —
Вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, Что разлечусь. 
Тише, ветер луговой!

(Одуванчик)

Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на все загадки и собрали все части ребуса.

Давайте же узнаем тему сегодняшнего урока. (Ребус – «Золотой луг») Правильно. Сегодня мы познакомимся с произведением Михаила Пришвина «Золотой луг». Сформулируйте цели на урок:

  1. Познакомиться с биографией М. Пришвина
  2. Познакомиться с рассказом М. Пришвина «Золотой луг»

Хорошо.

Отгадывать загадки

Анализировать выступления

Отгадывать ребус

Формулировать цели урока

К: слушать и понимать речь других

Р: принимать и сохранять учебную задачу

Решение частных задач

Словесный – слово учителя

физминутка

10 мин

1 мин

Ребята, а вы раньше встречались с творчеством М. Пришвина? Какие произведения М.Пришвина вы читали? Что вы знаете о М.Пришвине? Давайте познакомимся с этим замечательным писателем.


          С детства Михаил Михайлович Пришвин был очень любознательным и частенько задавал взрослым «глупые» вопросы. Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты ещё маленький, не поймёшь!» Знать многое очень хотелось, значит, надо было расти. И он рос. Незаметно пришло время уезжать в город,  в гимназию. За время обучения главным событием стал побег в неведомую Азию. Будучи первоклассником, он подговорил двух товарищей, и однажды сентябрьским утром они сели в лодку и отправились в … Азию искать счастья. Их поймали и вернули домой на следующее утро. Но эти сутки Миша наслаждался удивительным чувством свободы, радостью общения с живой природой. Этот день он запомнил на всю жизнь. Неизвестно, как бы сложилась судьба Миши Пришвина, если бы к ним в гости  не приехал из Сибири богатый дядюшка, который и увёз мальчика в эту самую Азию, только не сказочную, а настоящую. Здесь Михаил окончил гимназию, где был одним из лучших учеников.

            Михаил Пришвин — учёный, агроном, и путешественник, и охотник, и учитель. После революции 1917 года он уезжает в деревню. Здесь, работая учителем, он много рассказывает детям о своих путешествиях, природе, диких и домашних животных. Быть может, из этих рассказов и родились его детские книги, такие простые и интересные, что, сколько бы лет ни прошло, их будут читать дети.

Ребята, сегодня у нас такая интересная тема. Мы говорим о луге. Давайте сейчас тоже превратимся в луг. Встаем все из-за парт. Представьте, что все вы цветочки и все растете на одном лугу. Слушайте и повторяйте за мной.

Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики),

Слушать и понимать речь учителя

К: слушать и понимать речь других

Решение частных задач

Словесный – отвечают на вопросы

Практический – чтение текста по цепочке

Словесный – отвечают на вопросы

 Практический – самостоятельное жужжащее чтение текста

Практический – выборочное чтение; элементы словарной работы; чтение сноски

Практический – работа в парах

Словесный – ответы на вопросы

Наглядный – рассматривают картину

Словесный – отвечают на вопросы

10 мин

10 мин

Найдите на странице 123 произведение «Золотой луг». Рассмотрите иллюстрацию к этому рассказу. Как вы думаете, почему рассказ называется так? О чем будет этот рассказ?

Чтобы узнать, правы ли вы в своих высказываниях, давайте прочитаем этот рассказ.  Начинаем читать по цепочке этот рассказ, остальные слушают внимательно и думайте, кто из ребят был прав в своих высказываниях.

Подтвердились ли наши предположения о содержании текста, его жанре? Нашли ли вы подтверждение того, почему луг назван «золотым»? Прочитайте. А золотой употреблено в прямом значении?(да) А какие случаи вы знаете в переносном значении?( золотые руки, золотое сердце). А как они называются?(фразеологизмы).

От какого лица ведется повествование? Можно ли сказать, что автор и герой произведения — одно и то же лицо?(Автор-Пришвин, повествование от лица мальчика, автор вспоминает о детстве) Чтобы это узнать, нужно еще раз прочитать рассказ. Каждый читает в полголоса, чтобы не мешать своим одноклассникам. Кто был старше из братьев? Почему? Найдите подтверждение в тексте(« …Он впереди, я — в пяту»)

Как это «идти в пяту»? (За ним, след в след. Того гляди на пятки наступишь.) Найдите еще неизвестные вам слова. Предположите, что означает слово «промысел»? Найдите в тексте предложения с этим словом.(Промысел – это действия, с определенной целью)

Что означает словосочетание «удить рыбу»? (Ловить рыбу)

 Заметили ли вы детскую словесную изобретательность в рассказе М. Пришвина? (Фукну, фукнет) Что означает это слово?(дунуть) Почему автор называет дунуть-фукнуть?(Потому что слово «фукнуть» напоминает звук, когда человек дует) Знакома ли вам такая игра с одуванчиками? Что заставило мальчика заняться наблюдением? Прочитайте.

Какое объяснение происходящему нашел рассказчик? Прочитайте.

С чем сравнивает писатель лепестки одуванчиков? (Пальчики на ладошке)

В заключении содержится вывод, подтверждающий главную мысль всего рассказа. В чем, по-вашему, она состоит? Обсудите в парах. (обсуждение в парах)

Можно ли сказать, что природа не всем и не сразу раскрывает свои секреты? Так кому же она их раскрывает? (Только наблюдательному, заинтересованному человеку открывает природа свои секреты.)

Ребята, а вы считаете одуванчик интересным цветком? А остальные цветы неинтересные? Вы правы, все цветы по-своему интересны.

Найдите в музейном доме картину Ван Гога «Подсолнухи».

Какие цветки подсолнечника кажутся тяжелыми и перезревшими? (Это цветки, которые расположены в центре картины и ниже — прямо над кувшином.) Как художник это показывает? (У этих цветков засохшие, потемневшие или совсем опавшие лепестки и тяжелые, склоненные вниз головки.) Какие цветки словно не согласны с тем, что их сорвали, — сопротивляются, изгибаются, как бы не даются в руки? (Это цветки, которые расположены ближе к правому и к верхнему краю картины.) Каким образом художник напоминает нам, что когда-то подсолнухи росли в поле? Что над головами у них было голубое небо? (Стол, на котором стоит кувшин с подсолнухами, — золотисто- желтого, как поле подсолнухов, цвета. Фон картины зеленовато- голубой, как летнее небо.) С точки зрения художника, в подсолнухах еще сохранились жизненные силы?

Какой вывод вы можете сделать?(Что подсолнухи тянутся к солнцу даже когда их сорвали)

Отвечать на вопросы, формулировать выводы

Осмысленно читать текст

Отвечать на вопросы, анализировать прочитанное

Читать текст шепотом

Отвечать на вопросы, анализировать

прочитанное

Работают в парах

Отвечают на вопросы

Работают по картине

Анализ картины

П: формулировать ответы и выводы

П: осмысленно читают текст

К: аргументировать свое мнение

П: осознанно строить ответ в устной форме

К: учитывать мнения своих одноклассников

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

К: аргументировать собственное мнение

Домашнее задание

1 мин

Откройте ваши дневники и запишите домашнее задание. Дома вам предстоит подготовить пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

Записывать задание на дом

Рефлексия

По содержанию

Словесный – ответы на вопросы

Эмоциональная

Практический – выполнение рисунка

2 мин

Вернемся к нашему рассказу. Что нового вы узнали об одуванчиках? Что особенно поразило, заставило задуматься?

Чему учит нас автор в своем произведении?

Ребята, а вы любите цветы? Какие?

Сейчас я раздам вам шаблоны цветов. Вам нужно оценить свою деятельность на уроке и нарисовать настроение цветку. Если вы считаете, что вы хорошо поработали на уроке и этот урок был полезным для вас, нарисуйте веселый цветок. Если же вы немного недовольны своей работой, то нарисуйте грустный цветок. Приклейте на поляну свои цветы.

Как прошел наш урок?

А теперь давайте устроим конкурс выразительного чтения.

Спасибо за урок. Урок окончен.

Подводить итоги урока

Оценивать работу на уроке

Рисовать цветы

Р: осуществляют итоговый контроль


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Валерия Сергеевна

Слайд 3

Солнце садится, струится водица, Птица-синица в водицу глядится. Чистой водицы синица напьется- Славно сегодня звенится-поется!

Слайд 4

План анализа : Удалось ли передать борьбу зимы и весны; Правильно ли были расставлены логические ударения; Было ли чтение эмоциональным.

Слайд 5

У занесенных снегом кочек, Под белой шапкой снеговой Нашли мы маленький цветочек , полузамёрзший , чуть живой.

Слайд 6

Яростно река ревёт И разламывает лед. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел?

Слайд 7

Посадили зернышко- Вырастили солнышко. Это солнышко сорвем- Много зерен соберем. А приедут гости- Им дадим по горсти.

Слайд 8

В летний солнечный денек Золотой расцвел цветок. На высокой тонкой ножке Все дремал он у дорожки, А проснулся- Улыбнулся:- Вот пушистый я какой! Ах, боюсь, Что разлечусь. Тише, ветер луговой!

Слайд 9

Михаил Пришвин «Золотой луг».

Слайд 10

Цели: Познакомиться с биографией Михаила Пришвина; познакомиться с рассказом Михаила Пришвина «Золотой луг»

Слайд 13

Промысел-

Слайд 15

Домашнее задание: Пересказ рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по технологии на тему «Декоративная рамка». 3-4 классы (конспект + презентация)

Конспект урока и презентация по технологии на тему «Декоративная рамка». 3-4 классы...

Учебно методический комплект по информатике на тему: "Cимметрия фигур. Внимание." 1 класс (конспект + презентация)

Учебно методический комплект по информатике на тему: "Cимметрия фигур. Внимание." 1 класс  (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по математике на тему: "Час, минута, секунда." 4 класс. (Конспект + презентация)

Цель: Расширить знания о единицах времени, познакомимся с новой единицей времени - секундой, будем учиться выражать минуты и часы  в секундах,  учится решать задачи с этими величинами....

Учебно - методический комплект по технологии на тему: "Аппликация- олимпийский вымпел" 4 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по технологии на тему: "Аппликация- олимпийский вымпел" 4 класс (конспект + презентация)...