Путешествие по страницам учебника
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
обобщить знания учащихся по пройденной теме; развивать познавательные способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор; воспитывать ответственность перед товарищами, умение прислушиваться к мнению окружающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_uroka.docx | 29.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока: обобщить знания учащихся по пройденной теме; развивать познавательные способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор; воспитывать ответственность перед товарищами, умение прислушиваться к мнению окружающих.
Ход урока I.Организационный момент.
Ребята, у нас урок литературного чтения. Этот урок необычный, урок-путешествие. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Дерево достижений (звучит музыка «Ролик бабочки»)
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии. Те, кто выбрал розовый, — желают общаться.
Желтый— проявят активность.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. II.Речевая разминка
1. Работа с текстом.
Работа направлена на развитие внимания. Ученикам раздаю индивидуальные карточки. В течение двух минут выполняете работу, затем вы обмениваетесь работами и проверяют цветным карандашом.Все буквы«А» обведите в кружок, буквы«Ж» в треугольник, буквы«С» зачеркните.
2. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения на дыхание:
«Листик» - глубоко вдохнуть через нос, остановиться и медленно выдохнуть
через рот, дуя на воображаемый листик.
«Листик летит» - вдох глубокий, затем интенсивный, прерывистый выдох
(фу-фу-фу).
«Ветерок» - вдох через нос и медленный выдох на звук «с».
«Надоедливый комар» - продолжительный выдох на звук «з» с хлопком в
конце.
3.Работа над чётким проговариванием слов.
а) Читаем хором;
Са-са-са залетела к нам оса
Су-су—су в лесу видели лису
Читаем по цепочке.
б) Читаем скороговорки
Шла Саша по шоссе и сосала сушку
III. Сообщение темы и целей: Слайд
- кто автор этих строк? (балет)
- кто автор этих строк?(котенок )
- В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью «Каланча»
-Ребята, сегодня мы подведём итог по изученному разделу «Поэтическая
тетрадь №2», совершим небольшое путешествие по станциям в
«Поэтический уголок», проверим ваши знания по изученной теме.
- В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание,
память, а также взаимовыручка.
- Путешествовать мы будем группами. (на доске висят название стихотворений и авторы выбери автора и стихотворение которое он написал) За правильные ответы вы будете получать жетоны, а в конце урока мы подведём итог и выявим лучших знатоков изученных произведений.
- Усаживайтесь поудобнее. И так, в путь!
IV. Путешествие по станциям. 1) «Узнавай-ка»
Вот мы оказались в Поэтическом уголке, и первая остановка называется "Узнавай-ка"
- Вам необходимо угадать портрет писателя и назвать его фамилию имя .От каждой группы выходит представитель, но вы можете советоваться с товарищами.
- И так, узнали писателей, а сейчас отправимся дальше.
2). «Рассказывай-ка»
От каждой группы выступает один ученик рассказывает о С.В. Михалкове.
Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году, 28 февраля, в Москве. Стихи влекли его к себе уже в самом раннем детстве. Десяти лет от роду он написал свою первую басню. В 1927 году семья Михалковых переехала на постоянное жительство город Пятигорск. Там Сергей Михалков в 1930 году окончил среднюю школу. Окончив школу, Михалков вернулся в Москву, не переставая писать стихи. Михалков поступил чернорабочим на Московскую ткацко-отделочную фабрику. Затем он принимал участие в одной экспедиции на Волге. Однажды Михалков написал стихи для детей. Напечатанные в журнале «Пионер» они были сразу замечены, обратив на себя внимание читателей и поэтов. Успех этих стихов и решил, в сущности, судьбу поэта. Михалков написал ещё 2-3 детских стихотворения, затем родился «Дядя Стёпа», появились «Мы с приятелем». Знакомство, а потом и творческая дружба с такими мастерами детской литературы, как С.Я. Маршак и К. И. Чуковский помогли Михалкову окончательно определить его творческий путь - путь в литературу для детей. Так Михалков стал одним из любимых поэтов для детей.
Группа расскажет о А.Л. Барто
Агния Львовна Барто начала свой путь в литературе в 20-е годы. В поэзии А. Барто встает многообразная, полная радостных настроений, боевая, трепетная жизнь растущего человека буквально с момента появления его на свет. Со страниц книг Барто смотрят на нас живые дети, у каждого из них свой характер, свои причуды, свои особенности. А. Барто глубоко убеждена в том, что именно в детстве закладывается основа человека, и если в характере появились отрицательные качества, то это грозит большими моральными в будущем. Поэтому так страстно и по-серьёзному, а не в шутку разговаривает она с детьми, поэтому в самых весёлых стихах учит она их честности и чести.
Группа расскажет о С.Я.Маршаке
Самуил Яковлевич Маршак - детский поэт и переводчик. Он был одарён от природы. С 4 лет сочинял стихи, в гимназические годы начал печататься в столичных журналах. Судьба Маршака сложилась так, что интерес к детям и связь с различными детскими коллективами возникли у него задолго до того, как он стал детским писателем. Первой книгой Маршака для детей был сборник пьес сказок «Театр для детей.» В стихах Маршака живёт само детство, мальчики и девочки, от крохотной хозяйки усатого- полосатого и Великана до героев стихотворений «Мяч» и «Кот» и лодыри «Игра в мяч, в войну» посещение цирка, экскурсия в зоопарк, бесконечно разнообразная жизнь в школе, катание на карусели, прогулка с папой в выходной день, разговор с мамой о гиппопотаме - вот темы стихов Маршака о детях и для детей. С. Маршак понимал детство, до конца дней своих чувствовал себя ребёнком, способным радоваться первому снегу, ясному небу, берёзке в весеннем уборе.
Группа расскажет оЕлена Александровне Благининой Родилась 27 мая 1903 года.Печатать свои стихи она начала в журнале «Мурзилка» в начале 1930-х гг. у этой поэтессы было 8 братьев и сестер, жили они с родителями и бабушкой, которая рассказывала очень много сказок, читала наизусть стихи Пушкина.«Ребята любили и ее, и ее стихи -прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про березки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», - вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.
4.«Вспоминай- ка»
Чтение наизусть учащимися одного стихотворения каждого автора.
- Стихотворение «Разлука» А.Л. Барто.
- Отрывок из стихотворения «Если» С.В.Михалкова.
- Отрывок из стихотворения «Гроза» С.Я.Маршака. -Стихотворение «» .Елена Александровне Благининой
5) «Отдыхай-ка» физминутка («Бабочки»)
8) «Проверяй-ка».
- Мы обобщили ваши знания по разделу «Поэтическая тетрадь №2», а теперь
пришло время проверить их (тестовая работа).
I.Kto автор стихотворения «Разлука»?
а) С. Я. Маршак
6) С. В. Михалков
в) Е. А. Благинина
г) А. Л. Барто
2.Какое стихотворение принадлежит С. Я. Маршаку?
а) «В лесу над росистой поляной...»
б) «В театре»
в) «Котёнок»
г) «Если»
З.Какое стихотворение написала Е. А. Благинина?
а) «Кукушка»
б) «Гроза днём»
в) «В театре»
г) «Если»
4.Кто написал стихотворение «Котёнок»?
а) С. В. Михалков
б) А. Л. Барто
в) Е. А. Благинина
г) С. Я. Маршак
5.Узнай произведение по ключевым словам. Сад, дом, забыли, загляденье.
а) «Гроза днём»
б) «Разлука»
в) «Котёнок»
г) «Если»
б.Узнай стихотворение по ключевым словам. Гаммы, врач, командировка.
а) «Котёнок»
б) «Разлука»
в) «В театре»
г) «Если»
7.Узнай стихотворение по его описанию.
Главный герой - мальчик, действие происходит в лесу; рассвет, туман.
а) С. Я. Маршак «Гроза днём»
б) С. В. Михалков «Если»
в) Е. А. Благинина «Кукушка»
г) С. Я. Маршак
«В лесу над росистой поляной» 8.Узнай стихотворение по его описанию.
Оно весёлое, о детях. Раскрывает внутренний мир героя - ребёнка, его фантазии и мечты.
а) С. Я. Маршак «Гроза днём»
б) А. Л. Барто «Разлука»
в) СВ. Михалков «Если»
г) Е. А. Благинина «Кукушка»
9.Как зовут Благинину?
а) Елена Алексеевна
б) Елена Александровна
в) Елизавета Алексеевна
г) Елизавета Александровна
Ю.Как зовут Михалкова?
а) Сергей Валентинович
б) Сергей Владимирович
5. Что искала девочка под сиденьями в театре:
а) платочек?
и) кошелёк?
д) номерок?
6.Что первым нарисовал мальчик на своём рисунке?
м)корову;
х) дождь;
ц) дорогу.
7. Кому из поэтов принадлежат такие строки:
« Кукушки голос заунывный
Под стать неяркому деньку-
а) А.Л.Барто;
ы) Е.А.Благининой;
у) С.Я.Маршаку. в) Семён Владимирович
г) Степан Владимирович
8.Найди в данном списке «Лишнего».
а) С. Я. Маршак
б) А. Л. Барто
в) Е. А. Благинина
г) В. П. Астафьев
12. Найди в данном списке «лишнего»
а) А. Л. Барто
б) С. В. Михалков
в) С. Я. Маршак
г) В. Ю. Драгунский
Да, ребята, вы молодцы. Поработали очень хорошо, а теперь
давайте отдохнём.
7.Словарно-лексическая работа.
Ребята, читая эти стихи, нам встретились непонятные слова.
Давайте вспомним их, и ещё раз объясним их значение.
Гамма- последовательный ряд звуков, повышающийся или понижающийся в
пределах одной или нескольких октав.
Командировка-поездка для выполнения служебного поручения.
Номерок - выдаётся в раздевалке.
Балет-искусство сценичного танца, театральное представление-танцы
сопровождающиеся музыкой.
Оркестр-группа музыкантов, совместно исполняющая музыкальное
произведение на различных инструментах.
Последнее стихотворение«Рисунок»
5.Итог урока
10. Подведение итога урока.
- Произведения каких писателей мы изучали? Как вы думаете, почему
произведения этих авторов объединены в один раздел? Что сближает этих
авторов?
-Интересно пишут, весело, иногда ругают детей;
-радуются хорошим детским поступкам;
-помогают избавиться от недостатков;
-подшучивают над невоспитанными детьми, учат добру.
- Вот мы и закончили наше путешествие.
- Поднимите руку, кому оно понравилось.
Подсчитывание набранных балов каждой командой. Выявление команды-победителей. А сейчас выберите и поднимите соответствующий жетон: выйдите к доске и украсте наше дерево бабочками
зеленый - всё понравилось на уроке и всё удалось
желтый- всё понравилось, но что-то не удалось
салатовый- всё удалось, но что-то не понравилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "За страницами учебника («Наш дом и семья»)
Цель данного урока организовать совместную деятельность учащихся с целью закрепления знаний о внешнем и внутреннем устройстве дома, о правильных взаимоотношениях в семье, о понимании семьи как ч...
«Тайны природы. За страницами учебника» (Дополнительный материал к урокам окружающего мира)
Фрагмент. Из истории создания Красной книги.Автором идеи создания Красной книги стал английский исследователь, один из основателей Всемирного фонда охраны дикой природы Питер Скотт. Его крестным ...
Рабочая программа курса «За страницами учебника» для учащихся 1-4 классов
Рабочая программа курса«За страницами учебника»для учащихся 1-4 классов...
Факультатив «За страницами учебника» по русскому языку. Работаем группами и учимся критически мыслить.
Тема: В гостях у алфавита.Цель: Сформировать понятие важности знания алфавита....
Использование электронного приложения к учебнику В.П.Канакиной «Русский язык» при проведении учебного курса «За страницами учебника «Русский язык»
Использование электронного приложения к учебнику В.П.Канакиной «Русский язык» при проведении учебного курса «За страницами учебника «Русский язык»...
Урок по технологии 1. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ УЧЕБНИКА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Урок 1. Путешествие по страницам учебника «Технология»...
Интеллектуально- познавательная викторина "По страницам и за страницами учебника Светской этики"
Интеллектуально- познавательная викторина "По страницам и за страницами учебника Светской этики". Внеурочное занятие по курсу ОРКСЭ, ОДНКНР....