Адаптированная рабочая программа начального общего образования
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Литературное чтение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptir_rab_progr_po_lit_cht_3_kl_2016-17_versiya_2.doc | 346 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ «СОШ № 218»
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3 КЛАСС
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в 3 классе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Адаптированная рабочая программа начального общего образования МОУ «СОШ № 218» по литературному чтению 3 класса для обучающихся с задержкой психического развития обеспечивает достижение планируемых результатов освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (по варианту 7.1) обучающихся с задержкой психического развития МОУ «СОШ № 218», принятой на Педагогическом совете (протокол №4 от 23.05.2016), утверждённой приказом директора школы (№38 от 23.05.2016) и обеспечена УМК «Школа России».
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению 3 класса разработана на основе: требований к результатам освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МОУ «СОШ № 218» и программы формирования универсальных (базовых) учебных действий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Изучение литературного чтения в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования учащихся. Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием, работой по совершенствованию навыка чтения, развитием восприятия литературного текста, формированием читательской самостоятельности.
Материал курса «Литературное чтение» представлен в программе 3 класса следующими разделами и содержательными линиями:
1. Раздел «Виды речевой деятельности»
Данный раздел включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений - логического и др., соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту; создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности».
Этот раздел включает в себя работу с разными видами текстов. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений: ориентироваться в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.
2. Раздел «Круг детского чтения»
В разделе реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников.
3. Раздел «Литературоведческая пропедевтика».
Данный раздел содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
4. Раздел «Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)».
Этот раздел является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 218» курс «Литературное чтение» изучается в 3 классе 4 часа в неделю, всего 136 часов. При изучении предмета «Литературное чтение» используется УМК «Школа России». Учебник «Литературное чтение» в двух частях, авторы учебника Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др., издательство Москва: «Просвещение», 2013г. Интегрирован курс литературного краеведения в начальных классах, книга для чтения «Серебряный родник», авторы составители: М.Л. Савина, Т. Н. Козина.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствования качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
В результате изучения курса «Литературное чтение» в 3 классе будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению.
У обучающихся 3 класса будет формироваться отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, будут учиться ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов.
Личностные результаты обучения:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные результаты обучения:
- формирование приемов поиска нужной информации;
- формирование алгоритма основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умения высказывать и пояснять свою точку зрения;
- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
- формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
- овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение основных правил групповой работы.
Предметные результаты обучения:
- формирование необходимого уровня (для 3 класса) читательской компетентности;
- овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- элементарными приемами интерпретации и анализа учебных текстов;
- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста, составлять небольшие тексты повествовательного характера;
- умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
Результаты освоения разделов «Виды речевой и читательской деятельности»
Обучающийся 3 класса научится:
·осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный), опираясь на особенности каждого вида текста;
·читать со скоростью слов в минуту;
·читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
·использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное;
·ориентироваться в содержании художественного, учебного и научнопопулярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему; основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);
·использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию;
·ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
·передавать содержание прочитанного или прослушанного в виде пересказа (полного, выборочного);
·участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.
Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:
·воспринимать художественную литературу как вид искусства;
·предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
·выделять не только главную, но и избыточную информацию;
·осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
·определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;
·отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;
·оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
·высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;
Результаты освоения раздела «Круг детского чтения»
Обучающийся 3 класса научится:
·ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
·самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:
·ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
·определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
·писать отзыв о прочитанной книге;
·работать с детской периодикой.
Результаты освоения раздела «Литературоведческая пропедевтика»
Обучающийся 3 класса научится:
·сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя дватри существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:
·сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);
·создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста.
Результаты освоения раздела «Творческая деятельность обучающихся»
Обучающийся 3 класса научится:
·читать по ролям литературное произведение;
·создавать текст на основе репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
·реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.
Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:
·творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
·создавать иллюстрации по содержанию произведения;
·работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
- создавать собственный текст (рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» (136 ч)
Виды речевой и читательской деятельности (52 ч)
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Накопление опыта чтения вслух.
Чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный. Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).
Работа с учебником. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста.
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного тексту. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения (38 ч)
Произведения устного народного творчества. Русские народные песни.
Докучные сказки. Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Произведения классиков отечественной литературы Х1Х-ХХ вв., А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова , Л. Н. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета ,И. С. Никитина, И. З. Сурикова, И. А. Крылова Н. А. Некрасова, И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта, классиков детской литературы Д. Н. Мамина – Сибиряка, В. М. Гаршина, В. Ф. Одоевского, М. М. Пришвина, И. С. Соколова-Микитова . В. Л. Дурова. С. В. Михалкова, С. Я. Маршака. Е. А. Благининой А. Л. Барто произведения современной отечественной Б. В. Шергина, А. П. Платонова, М. М. Зощенко, Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского, В. В. Бианки и зарубежной литературы Г. Х. Андерсена, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) ( 21 ч)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) (25 ч)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий), создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (136ч)
Виды речевой и читательской деятельности (52 ч)
Круг детского чтения (38 ч)
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) ( 21 ч)
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) (25 ч)
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Литературоведческая пропедевтика. Введение. Знакомство с учебником. | Обучающиеся научатся ориентироваться в учебнике и его системе условных обозначений; находить нужную главу и нужное произведение. |
2 | Виды речевой и читательской деятельности. Знакомство с названием раздела. | Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации. Отвечать на вопросы учителя. Задавать вопросы. Вступать в диалог. Оценивать результаты своей работы. |
3 | Виды речевой и читательской деятельности. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения. | |
4 | Литературоведческая пропедевтика. Первопечатник Иван Фёдоров. | |
5 | Виды речевой и читательской деятельности. Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений. | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | ||
6 | Виды речевой и читательской деятельности. Знакомство с названием раздела. | Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические художественные произведения (в исполнении учителя, обучающихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответамидноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения |
7 | Круг детского чтения. Русские народные песни. Л/к А.П. Анисимова « Родное слово» | |
8 | Творческая деятельность учащихся. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | |
9 | Литературоведческая пропедевтика. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | |
С К А З К И | ||
10 | Круг детского чтения. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Л/к Мордовская народная сказка «Лиса и Журавль» | Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героев. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения |
11 | Творческая деятельность учащихся. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». | Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям. Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; на- ходить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические художественные произведения (в исполнении учителя, обучающихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей |
12 | Круг детского чтения. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». | |
13 | Творческая деятельность учащихся. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». | |
14 | Круг детского чтения. Русская народная сказка «Сивка-бурка». | |
15 | Творческая деятельность учащихся. Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин. | |
16 | Творческая деятельность. КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»). | |
17 | Творческая деятельность. Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Л/к Народное красное слово Побасенки. | |
18 | Творческая деятельность. Проект «Сочиняем волшебную сказку». | |
19 | Творческая деятельность. Проект «Сочиняем волшебную сказку».Проверка знаний. Оценка достижений | |
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1 | ||
20 | Виды речевой и читательской деятельности. Знакомство с названием раздела. | Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведения с использованием текста-повествования.Воспринимать на слух художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся): понимать общее содержание произведения, отвечать на вопросы по основной сюжетной линии, оценивать свои эмоциональные реакции |
21 | Творческая деятельность. Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского). | |
22 | Виды речевой и читательской деятельности. Ф.Тютчев «Весенняя гроза». | |
23 | Творческая деятельность. Ф.Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». Л/к М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…» | |
24 | Виды речевой и читательской деятельности. А.А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведения с использованием текста-повествования.Воспринимать на слух художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся): понимать общее содержание произведения, отвечать на вопросы по основной сюжетной линии, оценивать свои эмоциональные реакции |
25 | Виды речевой и читательской деятельности. И.Никитин «Полно, степь моя, спать…» | |
26 | Виды речевой и читательской деятельности. И. Никитин «Встреча зимы». | |
27 | Виды речевой и читательской деятельности. И.Суриков «Детство» | |
28 | Литературоведческая пропедевтика. И.Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | |
29 | Творческая деятельность учащихся. Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»). | |
30 | Литературоведческая пропедевтика. Оценка достижений. | |
ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ | ||
31 | Виды речевой и читательской деятельности. Знакомство с названием раздела. | Обучаюиеся научатся прогнозировать содержание раздела, статьи; использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон или темп чтения); читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте; объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова; знать лирические произведения и их авторов; отвечать на вопросы по теме раздела. |
32 | Творческая деятельность учащихся. А.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина». Л/к А. Н. Майков Сенокос» | |
33 | Литературоведческая пропедевтика. А.Пушкин. Лирические стихотворения. | |
34 | Литературоведческая пропедевтика. А.Пушкин. Лирические стихотворения. | |
35 | Виды речевой и читательской деятельности. А.Пушкин «Зимний вечер». | |
36 | Круг детского чтения. А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | |
37 | Творческая деятельность учащихся. А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | Различать лирическое и прозаическое произведение. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять различные виды планов, воссоздавать текст по плану. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведения с использованием текста-повествования. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении |
38 | Виды речевой и читательской деятельности. А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | |
39 | Литературоведческая пропедевтика. А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | |
40 | Творческая деятельность учащихся. Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. | |
41 | Творческая деятельность учащихся. И.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Л/к И. А. Крылов «Белка» | |
42 | Виды речевой и читательской деятельности. И.Крылов «Мартышка и Очки». | |
43 | Виды речевой и читательской деятельности. И.Крылов «Зеркало и Обезьяна». | |
44 | Литературоведческая пропедевтика. И.Крылов «Ворона и Лисица». | |
45 | Творческая деятельность учащихся. М.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | |
46 | Виды речевой и читательской деятельности. М.Лермонтов «Горные вершины…», « На севере диком стоит одиноко…» | |
47 | Виды речевой и читательской деятельности. М.Лермонтов «Утёс», «Осень». | |
48 | Творческая деятельность учащихся. Детство Л.Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. | |
49 | Круг детского чтения. Л.Толстой «Акула». | |
50 | Круг детского чтения. Л.Толстой «Прыжок». Л/к С.Т. Аксаков «Детские Годы Багрова-внука» | |
51 | Круг детского чтения. Л.Толстой «Лев и собачка». | Готовить сообщение о писателях; подбирать материал для сообщения; определять средства художественной выразительности в прозаическом тексте; сравнивать текст-рассуждение и текст-описание; отвечать на поставленные вопросы по теме раздела; работать самостоятельно. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведения с использованием текста-повествования. |
52 | Литературоведческая пропедевтика. Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. | |
53 | Литературоведческая пропедевтика. Оценка достижений. | |
54 | Виды речевой и читательской деятельности. Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели») | |
55 | Виды речевой и читательской деятельности.Знакомство с названием раздела. | |
56 | Виды речевой и читательской деятельности. Н.Некрасов «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором …» | |
57 | Виды речевой и читательской деятельности. Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | |
58 | Виды речевой и читательской деятельности. К.Бальмонт «Золотое слово». А.А. Блок Снег дп снег» | |
59 | Виды речевой и читательской деятельности. И.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. | |
60 | Литературоведческая пропедевтика. Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений. Проверочная работа за 2 четверть. | |
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ | ||
61 | Виды речевой и читательской деятельности. Знакомство с названием раздела. | Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; планировать работу на уроке; читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; выделять особенности литературной сказки; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; отвечать на вопросы по теме раздела, работать самостоятельно. |
62 | Круг детского чтения. Д.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (призказка). | |
63 | Круг детского чтения. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». | |
64 | Круг детского чтения. В.Гаршин «Лягушка – путешественница». | |
65 | Творческая деятельность учащихся. В.Гаршин «Лягушка – путешественница». | |
66 | Круг детского чтения. В.Одоевский «Мороз Иванович». | |
67 | Литературоведческая пропедевтика. В.Одоевский «Мороз Иванович». Л/к А.Н.Плещеев «Зимний вечер» | |
68 | Литературоведческая пропедевтика. Оценка достижений. Контрольная работа. КВН (обобщающий урок по I части учебника). | |
БЫЛИ- НЕБЫЛИЦЫ | ||
69 | Виды речевой и читательской деятельности. Знакомство с названием раздела. | Обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; выделять и называть волшебные события и предметы в сказках; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; готовить творческий пересказ; сочинять продолжение сказки; составлять план для краткого и полного пересказа; отвечать на вопросы по теме раздела , работать самостоятельно и в группе; оценивать свои достижения Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героев. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре. |
70 | Виды речевой и читательской деятельности. М.Горький «Случай с Евсейкой». | |
71 | Литературоведческая пропедевтика. М.Горький «Случай с Евсейкой». | |
72 | Виды речевой и читательской деятельности. К.Паустовский «Растрёпанный воробей». | |
73 | Круг детского чтения. К.Паустовский «Растрёпанный воробей». | |
74 | Творческая деятельность учащихся. К.Паустовский «Растрёпанный воробей». | |
75 | Виды речевой и читательской деятельности. А.Куприн «Слон». | |
76 | Круг детского чтения. А.Куприн «Слон». | |
77 | Творческая деятельность учащихся. А.Куприн «Слон». Л/к А.И.Курин «Ральф» | |
78 | Литературоведческая пропедевтика. Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений. | |
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 | ||
79 | Круг детского чтения. Знакомство с названием раздела. С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?...» | Обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, произведения; читать стихотворение, отражая настроение; находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения; отвечать на вопросы по теме раздела, работать самостоятельно и в группе; оценивать свои достижения. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Придумывать стихотворные тексты. |
80 | Круг детского чтения. С.Чёрный «Воробей», «Слон». | |
81 | Виды речевой и читательской деятельности. А.Блок «Ветхая избушка». | |
82 | Виды речевой и читательской деятельности. А.Блок «Сны», «Ворона». | |
83 | Виды речевой и читательской деятельности. С.Есенин «Черёмуха». | |
84 | Литературоведческая пропедевтика. Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений. | |
ЛЮБИ ЖИВОЕ | ||
85 | Виды речевой и читательской деятельности. Знакомство с названием раздела. | Читать и воспринимать на слух произведение. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном . Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям. Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; |
86 | Творческая деятельность учащихся. М.Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста. | |
87 | Круг детского чтения. И.Соколов-Микитов «Листопадничек» Л/к О. М. Савин «Деревянные кружева». | |
88 | Творческая деятельность учащихся. И.Соколов-Микитов «Листопадничек» | |
89 | Круг детского чтения. В.Белов «Малька провинилась». | |
90 | Круг детского чтения. В.Белов «Ещё раз про Мальку». | |
91 | Круг детского чтения. В.Бианки «Мышонок Пик». | |
92 | Виды речевой и читательской деятельности. В.Бианки «Мышонок Пик». | |
93 | Круг детского чтения. Б.Житков «Про обезьянку». | |
94 | Виды речевой и читательской деятельности. Б.Житков «Про обезьянку». | |
95 | Виды речевой и читательской деятельности. Б.Житков «Про обезьянку». | Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; на- ходить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Сравнивать тексты (учебный, художественный, научно-популярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. |
96 | Круг детского чтения. В.Дуров «Наша Жучка». Л/к В.А.Поляков «Музыка родной земли» | |
97 | Круг детского чтения. В.Астафьев «Капалуха». | |
98 | Круг детского чтения. В.Драгунский «Он живой и светится…» | |
99 | Творческая деятельность учащихся. Урок-конференция «Земля – наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое») | |
100 | Литературоведческая пропедевтика. Оценка достижений. | |
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 | ||
101 | Виды речевой и читательской деятельности. Знакомство с названием раздела. | Обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение по себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; наблюдать за особенностями речи героев; придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей; отвечать на поставленные вопросы по теме раздела; работать самостоятельно и в группе; оценивать свои достижения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. итать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. |
102 | Виды речевой и читательской деятельности. С.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…» Л/к В.М. Токарев «Рябина» | |
103 | Виды речевой и читательской деятельности. А.Барто «Разлука». | |
104 | Виды речевой и читательской деятельности. А.Барто «В театре». | |
105 | Круг детского чтения. С.Михалков «Если», «Рисунок». | |
106 | Круг детского чтения. Е.Благинина «Кукушка», «Котёнок». | |
107 | Виды речевой и читательской деятельности. «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу « Поэтическая тетрадь 2») | |
108 | Литературоведческая пропедевтика. Оценка достижений. | |
СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ _ НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК | ||
109 | Виды речевой и читательской деятельности. Знакомство с названием раздела. | Обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение по себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; наблюдать за особенностями речи героев; придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей; отвечать на поставленные вопросы по теме раздела; работать самостоятельно и в группе; оценивать свои достижения. Придумывать свои юмористические рассказы . Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном. Рассказывать о прочитанных книгах. Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; на- ходить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Сравнивать тексты (учебный, художественный, научно-популярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; озаглавливать иллюстрации. Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план. |
110 | Виды речевой и читательской деятельности. Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. | |
111 | Виды речевой и читательской деятельности. А.Платонов «Цветок на земле». Л/к С. Г. Устьянцева «Волшебное имя» | |
112 | Круг детского чтения. А.Платонов «Цветок на земле». | |
113 | Виды речевой и читательской деятельности. А.Платонов «Ещё мама». | |
114 | Круг детского чтения. А.Платонов «Ещё мама». | |
115 | Творческая деятельность учащихся. М.Зощенко «Золотые слова». | |
116 | Круг детского чтения. М.Зощенко «Великие путешественники». | |
117 | Круг детского чтения. Н.Носов «Федина задача». | |
118 | Круг детского чтения. Н.Носов «Телефон». | |
119 | Круг детского чтения. В.Драгунский «Друг детства».Л/К Немов «Мешочек с землёй» | |
120 | Литературоведческая пропедевтика. Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Оценка достижений. | |
ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ | ||
121 | Виды речевой и читательской деятельности. Знакомство с названием раздела. | Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; на- ходить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. |
122 | Круг детского чтения. Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | |
123 | Круг детского чтения. Ю.Ермолаев «Проговорился». | |
124 | Круг детского чтения. Ю.Ермолаев «Воспитатели». | |
125 | Круг детского чтения. Г.Остер «Вредные советы». | |
126 | Творческая деятельность учащихся. Г.Остер «Как получаются легенды». | |
127 | Круг детского чтения. Р.Сеф «Весёлые стихи». Л/к А. И. Карасёв «Родной посёлок». | |
128 | Творческая деятельность учащихся. Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценка достижений. | |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА | ||
129 | Литературоведческая пропедевтика. Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. | Обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; планировать работу на уроке; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать и воспринимать на слух художественное произведение; находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире; рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей; выражать своё мнение .Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Определять нравственный смысл сказки ( с помощью учителя). Записывать названия и авторов произведений , прочитанных летом Составлять рассказ о творчестве писателя ( с помощью учителя). Сочинять свои сказки. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. |
130 | Виды речевой и читательской деятельности. Мифы Древней Греции. | |
131 | Виды речевой и читательской деятельности. Мифы Древней Греции. | |
132 | Виды речевой и читательской деятельности. Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Л/к А. И.Карасёв «Кузнец» | |
133 | Творческая деятельность учащихся. Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». | |
134 | Круг детского чтения. Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». | |
135 | Виды речевой и читательской деятельности. Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса). | |
136 | Литературоведческая пропедевтика. Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса). |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Требования к оснащению учебной деятельности на уроках литературного чтения в 3 классе учитывают современные представления о культуре и безопасности труда учеников.
Оснащение учебного процесса в начальной школе направлено на обеспечение:
• гигиенических требований к работе учащихся,
• работы с моделями,
• достаточного уровня графической грамотности,
• овладения первоначальными умениями передачи, преобразования и поиска (проверки) необходимой информации (материала) в учебниках, словарях, каталогах библиотеки,
• мотивации успеха в получении результата, в творческой самореализации на основе организации необходимого оснащения учебного процесса.
Для перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам деятельности, развития умения работать с разными типами информации и ее источниками требуются:
№ п\п | Наименование оборудования | Необходимый минимум на каждого ученика |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1 | УМК «Школа России», авторы учебника «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др., издательство Москва: «Просвещение», 2012г. Интегрирован курсом литературного краеведения в начальных классах, книга для чтения «Серебряный родник», авторы составители: М.Л. Савина, Т. Н., рабочие тетрадь «Литературное чтение» и др. | на каждого ученика |
2 | Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (по варианту 7.1) обучающихся с задержкой психического развития МОУ «СОШ № 218» | не менее 1 экз. на класс |
3 | Адаптированная рабочая программа начального общего образования по литературному чтению для 3 класса обучающихся с задержкой психического развития МОУ «СОШ № 218» | не менее 1 экз. на класс |
Печатные пособия, материалы | ||
4 | Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствие с тематикой, определенной в программе по литературному чтению (в том числе, в цифровой форме) | не менее 1 экз. на класс |
5 | Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов | 1 экз. на 2 чел. + 1 экз. демонстрационный |
6 | Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе, и в цифровой форме) | не менее 1 экз. на класс |
7 | Детские книги разных типов из круга детского чтения | 1 экз. на класс // на каждого ученика |
8 | Портреты поэтов и писателей | 1 экз. на класс |
9 | Контролирующие и тестовые карты в соответствие с тематикой, определенной в программе по литературному чтению | на каждого ученика |
Технические средства | ||
10 | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок | не менее 1 экз. на класс |
11 | Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок | не менее 1 экз. на класс |
12 | Телевизор | не менее 1 экз. на класс |
13 | Видеомагнитофон / видеоплеер | не менее 1 экз. на класс |
14 | Аудиоцентр / магнитофон | не менее 1 экз. на класс |
15 | Диапроектор | не менее 1 экз. на класс |
16 | Мультимедийный проектор | не менее 1 экз. на класс |
17 | Экспозиционный экран | не менее 1 экз. на класс |
18 | Компьютер | не менее 1 экз. на класс |
19 | Сканер | не менее 1 экз. на класс |
20 | Принтер лазерный | не менее 1 экз. на класс |
21 | Принтер струйный (цветной) | не менее 1 экз. на класс |
22 | Фотокамера (цифровая) | не менее 1 экз. на класс |
23 | Видеокамера цифровая со штативом | не менее 1 экз. на класс |
Экранно-звуковые пособия | ||
24 | Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых текстов | не менее 1 экз. на класс |
25 | Видеофильмы, соответствующие содержанию обучени | не менее 1 экз. на класс |
26 | Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения | не менее 1 экз. на класс |
27 | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы (в том числе электронные учебники, мультимедийные тренинговые, контролирующие программы, игровые компьютерные программы), соответствующие содержанию обучения | не менее 1 экз. на класс |
Игры и игрушки | ||
28 | Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: зоопарк, дом, ферма, транспорт, магазин и др.) | 1 экз. на 6 человек |
29 | Настольные развивающие игры (типа "Эрудит"), литературное лото, викторины и др. | 1 экз. на 2 чел. |
Оборудование класса | ||
30 | Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев | на каждого ученика |
31 | Стол учительский с тумбой | не менее 1 экз. на класс |
32 | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | не менее 1 экз. на класс |
33 | Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала | не менее 1 экз. на класс |
34 | Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п. | не менее 1 экз. на класс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» 2 класс по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР
Рабочая программа "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" 2 класс разработана в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.
Цель.- направлять исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные задачи предмета « развитие устной речи на основе изучения предметов и...
Адаптированная рабочая программа начального общего образования
Программа для детей с ОВЗ с ЗПР (3 класс)...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 по русскому языку
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта для умственно от...
Адаптированная рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 1-4 классов
Аннотация к рабочей программе начального общего образования по учебному предмету «Изобразительное искусство» является составной частью основной образовательной программы начального общего ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ» ВИДА 7.2
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при ...
Рабочая программа начального общего образования учебного предмета «Окружающий социальный мир» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Предметные результаты:Учащиеся должны знать:- использовать простейших эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе.- иметь представления об окружающих людях: овладение первоначальными...