Рабочая программа «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» 2 класс по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" 2 класс разработана в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4.-М.: издательство ПАРАДИГМА, 2010. (Первый вариант). Авторы программ: Р.Г. Тригер, Ю.А. Костенкова и др.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога
Мурашкиной Светланы Викторовны
по учебному курсу
«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»
2 класс
по адаптированной образовательной программе
начального общего образования
для детей с задержкой психического развития
2. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4.-М.: издательство ПАРАДИГМА, 2010. (Первый вариант). Авторы программ: Р.Г. Тригер, Ю.А. Костенкова и др.
3. Общая характеристика учебного предмета
Программа учебного курса «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» рассчитана на один год обучения. Она обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитие речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту учащихся.
Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. В процессе ознакомления с миром природы и общества у детей развиваются наблюдательность, интеллектуальная активность, умение подметить сходство и различие в наблюдаемом, умение рассуждать, формируются навыки общения.
При изучении курса «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» решаются следующие основные задачи:
- расширение кругозора детей путем формирования знаний и представлений о жизни общества и природном окружении;
- повышение адаптивных возможностей детей благодаря улучшению их социальной ориентировки;
- обогащение жизненного опыта детей путем организации предметно-практической и продуктивной деятельности;
- систематизация знаний и представлений, способствующая лучшему усвоению учебного материала по другим дисциплинам начальной ступени обучения;
- уточнение, расширение и активизация лексическогозапаса;
- улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти;
- активизация мыслительной деятельности (навыковпланомерного и соотносительного анализа, практической группировки и классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);
- развитие устной монологической речи;
- систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, обществознание, труд).
Формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей.
Виды занятий: экскурсия, урок.
Материал курса «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» представлен в программе следующими содержательными линиями:
Ближайшее окружение человека;
Природа вокруг нас.
Согласно календарному учебному графику на 2015-2016 учебный год, в котором 33 учебные недели, в данную рабочую программу внесены следующие изменения:
№ | Тема раздела | 2 класс | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Ближайшее окружение человека | 44 ч | 42 ч |
2 | Природа вокруг нас | 24 ч | 24 ч |
Итого | 68 ч | 66 ч |
4.Описание места учебного предмета в учебном плане.
Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определенным учебным планом образовательного учреждения 66 часов (2 часа в неделю).
Данное количество часов включает в себя, в том числе контрольные работы:
Количество часов | 66 |
В том числе: Контрольная работа | 4 |
Комплексная работа | 1 |
5. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родины, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовного и нравственного развития личности.
Здоровый образ единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко- культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
6. Планируемые предметные результаты к концу 2 класса.
К окончанию курса обучающиеся должны знать:
- своё полное имя, фамилию, возраст, свой домашний адрес;
- имя и отчество учителя и воспитателя, имена одноклассников;
- основные правила поведения на уроках и выполнять их;
- элементарные правила личной гигиены и уметь их выполнять;
- по четыре-шесть названий конкретных предметов, относящихся к игрушкам, настольным играм, одежде, обуви;
- названия школьных предметов, относящихся к учебным вещам, школьной мебели, спортивным принадлежностям;
- названия улиц и площади своего города (села);
- точное название и назначение отдельных предметов мебели и посуды, бытовой техники;
- названия главной площади и главной улицы своего села, названия других городов;
- названия предприятий, на которых работают родители учащихся, продукции, выпускаемой этими предприятиями, точные названия профессий родителей;
названия конкретных предметов, относящихся к пассажирскому транспорту,
рабочим инструментам;
- названия двух-трех городов, одной-двух рек;
- название своей страны;
- названия и последовательность времен года;
- названия летних, осенних, зимних и весенних месяцев;
- названия пяти-шести изученных видов растений и животных.
К окончанию курса обучающиеся должны уметь:
- использовать в речи предметно-образные названия цветов; определять цвет любого предмета с помощью « таблицы цветов»;
- правильно выбирать подходящую геометрическую фигуру для определения простой формы реального предмета;
- группировать предметы по цвету, форме, величине, материалу;;
- различать группы и левую руку, правую и левую сторону тела и лица человека;
- разместить и найти предмет по заданию учителя;
- рассказывать по вопросам учителя о составе своей семьи и труде родителей, задавать такие же вопросы однокласснику;
- рассказать о характере деятельности людей в связи с их профессиями;
- рассказать о своём знаменитом земляке;
- рассказать о погоде двух дней, характеризуя объекты в определенной последовательности;
- соблюдать правила поведения на улице и других общественных местах;
- охранять растения и животные;
- составлять рассказ о погоде на основе одного дня на основе собственных наблюдений.
7. Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
2 класс
№ темы | Название темы | Кол. часов |
I | Ближайшее окружение человека. | 42 |
1 | Предметы вокруг нас. | 16 |
2 | Наша улица, наш дом. | 7 |
3 | Наша школа, наш класс. | 7 |
4 | Наш город (село) | 12 |
II | Природа вокруг нас. | 24 |
1 | Сезонные изменения в природе. | 10 |
2 | Растения. | 7 |
3 | Животные. | 7 |
Итого: | 66 ч |
Знакомство с ближайшим окружением (42ч)
Предметы вокруг нас (16 ч)
Все предметы имеют цвет. Различение и называние основных и промежуточных цветов и их оттенков: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, коричневый, черный. Все предметы имеют форму. Нахождение в окружающей
действительности предметов определенной формы, полностью совпадающей с простейшими геометрическими фигурами. Размер предметов: большой — маленький, самый большой — самый маленький, больше, меньше, одинаковые по размеру. Составление групп предметов (их изображений), одинаковых по цвету, форме, размеру.
Расположение предметов в пространстве. Правая и левая стороны тела и лица человека. Понятия: «верх—низ», «справа—слева», «спереди—сзади». Правая, левая, верхняя, ниж-
няя стороны предмета на таблицах, схемах, рисунках. Воспроизведение пространственных отношений между предметами по образцу и словесному заданию. Активное употребление соответствующих слов в речи.
Наша улица, наш дом (7 ч)
Имя, фамилия, возраст, день рождения ребенка. Домашний адрес: название улицы, с чем оно связано, номер дома, квартиры.
Состав семьи: имя и отчество взрослых членов семьи, их труд на производстве и дома (где и кем работают). Уважение к труду взрослых. Использование техники в домашнем труде, участие ребенка в домашнем труде, умение рассказать о своих обязанностях по дому.
Понимание родственных отношений в семье: мать, отец, сын, дочь, брат, сестра, дедушка, бабушка, внук, внучка. Забота в семье о пожилых людях и детях. Внимательные и заботливые взаимоотношения между членами семьи. Праздники в семье.
Правила поведения дома. Режим дня. Определение времени по часам с точностью до часа. Утренняя гимнастика. Элементарные правила личной гигиены. Режим и гигиена питания; умения правильно сидеть за столом и пользоваться столовым прибором. Экономное от-
ношение к продуктам питания, особенно к хлебу.Соблюдение гигиены помещения (порядок, чистота, проветривание). Бережное отношение к вещам, которые нас ок-
ружают (к одежде, учебникам, книгам, игрушкам, обстановке в квартире). Соблюдение правил безопасности в обращении с бытовыми приборами. Правила противопожарной безопасности. Описание двух-трех игрушек, знание правил одной-двух настольных игр.
Умение правильно распределить 12—15 предметов (предметных картинок) по группам, называть их обобщающими словами: игрушки, елочные украшения, настольные игры, спортивные принадлежности, обувь, одежда, головные уборы.
Наша школа, наш класс (7 ч)
Адрес школы. Вид здания снаружи: сколько этажей, подъездов, цвет стен. Названия и назначения комнат: класс, спальня, кабинет врача, зал, библиотека, столовая и др.
Труд взрослых в школе. Профессии работников школы: учитель, воспитатель, директор, врач, медсестра, уборщица и др. Уважение к труду работников школы. Оказание по-
сильной помощи взрослым. Правила поведения в школе (вежливое обращение к
старшим и сверстникам). Употребление при обращении имен одноклассников, имени и отчества учителей и воспитателей. Основные формы обращения: приветствие, просьба, извинение, благодарность. Дружеские и приветливые взаимоотношения между детьми. Ответственное отношение к поручениям учителя и воспитателя, к просьбам товарищей.
Правила поведения во время занятий (внимательно слушать объяснения учителя и ответы одноклассников, соблюдать порядок на рабочем месте). Учебные принадлежности для уроков математики, чтения, письма, рисования, труда, спортивный инвентарь и одежда для уроков физкультуры, их названия и назначение. Школьная мебель. Бережное отношение к школьному помещению, учебным принадлежностям, школьному имуществу.
Растения в классе (в групповой комнате). Названия двух-трех комнатных растений. Основные отличительные признаки (к примеру, вьющийся стебель, мелкие листочки и т.д.). Уход за растениями. Животные, содержащиеся в биологическом кабинете
и в классах. Участие в уходе за ними.
Наш город (село) (12 ч)
Название своего города (села), других городов Российской Федерации. Москва — столица Российской Федерации. Главная площадь и улица столицы и родного города.
Ближайшая к школе улица. Здания, находящиеся на этой улице, их назначение (магазин, почта, аптека, школа, библиотека, кинотеатр). Правила поведения в общественных местах (как вести себя в библиотеке, магазине, кинотеатре). Названия профессий людей, работающих в этих учреждениях. Правила пользования услугами этих учреждений.
Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, перекресток. Правила поведения детей на улице. Правила перехода улиц. Сигналы светофора. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Пешеходное движение запрещено». Строительство в городе (селе): жилые дома, магазины, школы, детские сады и др. Транспорт города (села): пассажирский транспорт — автобус, троллейбус, трамвай и др. Правила поведения
в транспорте. Профессии людей, занятых на строительстве зданий, обслуживающих транспорт. Машины, облегчающие труд людей (трактор, подъемный кран, экскаватор и др.).
Озеленение города (села). Парки, скверы, другие места отдыха. Назначение зеленых посадок в городе (селе). Деятельность взрослых и детей по охране природы.
Природа вокруг нас (24 ч)
Сезонные изменения в природе (10 ч)
Воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Изменения в природе в зависимости от времен года. Осень. Названия осенних месяцев. Наблюдение характерных признаков: похолодание, продолжительные дожди, первые заморозки, изменение окраски листьев, увядание трав, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых. Зима. Названия зимних месяцев. Наблюдение характерных признаков: мороз, снегопады и метели, постоянный снеговой покров, замерзание водоемов, растения и животные зимой. Весна. Названия весенних месяцев. Наблюдения характерных признаков: потепление, таяние снега, ледоход, разлив рек, распускание листьев на деревьях и кустарниках, появление первых цветов и зеленой травы, прилет птиц, по-
явление насекомых. Труд людей в разные времена года: уборка урожая, расчистка дорог от снега, посадка деревьев, кустарников, цветов, овощей. Бережное отношение к окружающей природе.
Растения (7 ч)
Деревья, кустарники и травянистые растения пришкольного участка (ближайшего сквера). Узнавание и называние трех-четырех видов деревьев, одного-двух видов кустарников, двух-трех видов цветковых растений по основным отличительным признакам (по листьям, цветку, форме и величине плодов, коре). Бережное отношение к растениям; участие в работах на пришкольном участке: уборка сухих листьев и веток осенью и весной и др.
Умение рассказать о внешних отличительных признаках при сравнении двух растений (например, липы и березы, ели и сосны, мать-и-мачехи и одуванчика). Умение отнести конкретные виды растений к обобщающим названиям: цветы, деревья, кустарники.
Животные (7 ч)
Птицы, встречающиеся на пришкольном участке (в ближайшем парке, сквере). Названия трех-четырех видов птиц и их птенцов. Внешние отличительные признаки (окраска
оперения, характерные повадки). Подкормка птиц зимой. Домашние животные. Детеныши домашних животных. Узнавание и называние пяти-шести видов животных и их
детенышей, распространенных в данной местности. Домашние птицы. Внешние отличительные (опознавательные) признаки. Узнавание и называние пяти-шести видов птиц и птенцов. Забота человека о домашних животных.Дикие животные. Узнавание и называние пяти-шести видов животных и их детенышей, распространенных в данной местности. Деятельность взрослых и помощь детей по охране природы. Правила обращения с домашними животными (не подходить к чужим собакам, не брать на руки и не гладить чужих кошек и т.п.).
8. Описание материально-технического, учебно-методического обеспечения
№ п/п | I . Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во на кабинет |
1 | Магнитная доска | Д |
2 | Ноутбук | Д |
3 | Проектор мультимедийный | Д |
4 | Экспозиционный экран | Д |
5 | Принтер лазерный | Д |
6 | Пособие для учителей общеобразовательных школ «Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Окружающий мир. 1-4кл.» | Д |
II. Демонстрационные пособия | ||
1 | Школьный гербарий для начальной школы. | Д |
2 | Начальная школа. Фенологический календарь. | Д |
3 | Набор предметных картинок (оружие, военная техника, инструменты) | Д |
4 | Модель-аппликация «Природные зоны России» (ламинированная) | Д |
5 | Модель-аппликация «Здоровье человека» (ламинированная) | Д |
6 | Модель-аппликация «Уход за комнатными растениями» (ламинированная) | Д |
7 | Фенологические наблюдения. | Д |
8 | Модель теллурий (Солнце-Земля-Луна) | Д |
9 | Модель Глобус ПК «Глобусный мир» | Д |
10 | Модель «Гигиена зубов» | Д |
11 | Модель «Строение Земли» | Д |
III. Комплект таблиц | ||
1 | Праздники России | Д |
2 | Природные явления | Д |
3 | Луна. Поверхность луны. | Д |
4 | Природные зоны. Пустыня. | Д |
5 | Грибы. | Д |
6 | Водоёмы. Река . | Д |
7 | Тела и вещества. | Д |
8 | Формы земной поверхности. | Д |
9 | Неживая и живая природа. Зима. | Д |
10 | Круговорот воды в природе. | Д |
11 | Части тела животных. | Д |
12 | Живые организмы. | Д |
13 | Природные зоны. Арктическая пустыня. | Д |
14 | Сообщества. Водоём. | Д |
15 | Времена года. Лето. | Д |
III. Раздаточный материал | ||
1 | Комплект таблиц раздаточных «Съедобные грибы» | Д |
2 | Компас | Д |
3 | Лупы | К |
Основная литература:
1. Мир вокруг нас: учебник для 2 класса начальной школы. А.А. Плешаков. - М. Просвещение, 2012
2. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас»/ А.А.Плешаков. - М. Просвещение, 2008
3. Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас, в 2 частях / изд-во «Ассоциация
XXI век», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 1 классе «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»
Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени школьного образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Задачи:·...
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ «КАК ЗАЙЧИКА УЧИЛИ ПЕРЕХОДИТЬ ДОРОГУ»
Конспект предназначен для воспитателей, родителей и учителей начальных классов детей с умственной отсталостью...
Развитие речи учащихся - одна из основных задач начального общего образования
Работа направлена на развитие речи учащихся....
Календарно-тематическое планирование "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" 2 класс для детей с ЗПР
Календарно-тематическое планирование составлено по программе «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных шко...
Заседание методического объединения учителей-дефектологов "Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ"
Доклад на заседание МО на тему : "ФГОС НОО для детей с ОВЗ"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей с ОВЗ
Занятие предназначено для учащихся 1 класса с ОВЗ. Занятие позволяет расширить и активизировать словарь ребенка по теме "Овощи"....
Ключевые особенности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ.
ВЫстуаление на педсовете по теме"Ключевые особенности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ. ...