Деление букв «Я» и «Е» на два звука.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Балашова Екатерина Алексеевна

Технологическая карта урока

1.     Балашова Екатерина Алексеевна

2.     Класс: 1 «А»

3.     Предмет: литературное чтение.

4.     Тема: Деление букв «Я» и «Е» на два звука.

5.     Место и роль урока в изучаемой теме: Закрепление изученного материала.

6.     Цель урока: создать условия для закрепления понимания смысловой и различительной роли звуков и букв.

7.     Задачи

Образовательные: способствовать формированию навыков участия в диалоге, выполняя нормы речевого поведения

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, усидчивости

Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению.

8.     Методы: частично – поисковый, словесный, наглядный, практический, работа с книгой.
Формы обучения: фронтальная.

9.     Образовательные ресурсы:

10.                Дидактические средства:

·         для учителя – конспект урока, презентация, наглядное пособие.

·         для обучающегося – учебник.

11.                Характеристика этапов урока

 

Название этапа,

цель

Содержание этапа

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.

Организационный момент

 

осознанное

вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки урока («могу»).

 

Доброе утро ребята!
Я вас всех очень рада видеть!
Скажите мне, для чего вы пришли в школу?

А для чего нужно получать новые знания?
 

 

 

 

 


Повернитесь к своему соседу по парте и пожелайте ему удачи в сегодняшнем дне.

Приветствуют учителя

 

 

Перейти в следующий класс, закончить школу, стать успешным человеком и т.д.

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 -Сегодня перед нами откроется одна очень сложная, но в то же время и очень увлекательная тема.

-А прежде чем узнать о чём мы с вами сегодня поговорим, давайте посмотрим на ленту букв и хором назовем буквы, которые мы уже изучили.
Помните, что при ответе мы встаем и ответ произносим чётко, так чтобы все услышали. 

 

 

Настраиваются на урок.

Называют буквы, которые показывает учитель.

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выявление места и причины затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение слов с доски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 -Посмотрите на доску.
-Прочитайте слова (слайд1).

-На какие 2е группы можно разделить эти слова?

-Чем буквы Е и Я отличаются от других нами изученных? Сколько звуков могут обозначать эти буквы?
-Какие?

-Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

 

 

 

 

 

Слова с буквами Е и Я

 

 

Два.

 Е- [й’э] Я-[й’а].
О звуках букв Е и Я.

Формирование УУД:

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

4

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


 

Физминутка

Чтение текста в интерактивной доски .

Проговаривание во внешней речи.

-Давайте вспомним, когда эти буквы будут обозначать 2 звука, а когда 1.
(слайд2)


-Посмотрим как это выглядит. (слайд 3)
-Посчитайте сколько букв в слове маяк. А сколько в нём звуков? А почему так произошло?
 

 

Проводит физминутку «Хомка».


-После согласного звука, эти буквы обозначают один звук. Здесь сколько букв столько и звуков (слайд 4).
Заметили что-то особенное? Посмотрите в схеме на звук который стоит перед буквами Я и Е. Какие они?

-Какой вывод можем сделать?
-Что волшебного делают звуки Я и Е с согласным стоящем перед ними?

Читают правило. Повторяют его.

 

 

Четыре.
Пять. Буква Я разделилась на 2 звука.

 

Выполняют физминутку.





Мягкие



Смягчают, делают его мягким.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

 (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(Л) умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

5.

Реализация построенного проекта.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Нахождение слов с определенной буквой.

Закрепление

 

 

 

Потренируемся.

-Откройте азбуку на странице 74.
-Прочитайте текст в самом низу. О чём прочитали?
-Найдите слово с буквой Е. Назовите его.
-Сколько в этом слове букв? А звуков?


-Есть еще слова с этой буквой? Сколько в нём букв? А звуков?
-Откройте страницу 111.
-Снова найдем текст в самом низу.
-Прочтём его.
-Найдите слово с буквой Я.
-Назовите его.
-Сколько в этом слове букв? А звуков?
-Есть еще слова с этой буквой? Сколько в нём букв? А звуков?

 


Читают текст.
 

 

Лес.

Буквы 3 , звуков тоже 3.

( П) Умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

6.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

 

 

 

 

 

 На этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

-Что узнали на уроке о буквах Я и Е?

 

- В каких случаях Я и Е обознаают 2 звука?



-Покажите мне символом кому понравился урок. А теперь таким же символом покажите кто как работал на уроке.

 

Что они могут делиться на два звука.
Когда они стоят в начале либо после гласного звука в слове.

– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К);

– планирование учебного сотрудничества (К);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_ya_e.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  1. Балашова Екатерина Алексеевна
  2. Класс: 1 «А»
  3. Предмет: литературное чтение.
  4. Тема: Деление букв «Я» и «Е» на два звука.
  5. Место и роль урока в изучаемой теме: Закрепление изученного материала.
  6. Цель урока: создать условия для закрепления понимания смысловой и различительной роли звуков и букв.
  7. Задачи

Образовательные: способствовать формированию навыков участия в диалоге, выполняя нормы речевого поведения

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, усидчивости

Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению.

  1. Методы: частично – поисковый, словесный, наглядный, практический, работа с книгой.
    Формы обучения:
    фронтальная.
  2. Образовательные ресурсы:
  3. Дидактические средства:
  • для учителя – конспект урока, презентация, наглядное пособие.
  • для обучающегося – учебник.
  1. Характеристика этапов урока

Название этапа,

цель

Содержание этапа

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.

Организационный момент

осознанное

вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки урока («могу»).

Доброе утро ребята!
Я вас всех очень рада видеть!
Скажите мне, для чего вы пришли в школу?

А для чего нужно получать новые знания?


Повернитесь к своему соседу по парте и пожелайте ему удачи в сегодняшнем дне.

Приветствуют учителя

Перейти в следующий класс, закончить школу, стать успешным человеком и т.д.

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

 -Сегодня перед нами откроется одна очень сложная, но в то же время и очень увлекательная тема.

-А прежде чем узнать о чём мы с вами сегодня поговорим, давайте посмотрим на ленту букв и хором назовем буквы, которые мы уже изучили.
Помните, что при ответе мы встаем и ответ произносим чётко, так чтобы все услышали.  

Настраиваются на урок.

Называют буквы, которые показывает учитель.

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

3.

Выявление места и причины затруднения.

Чтение слов с доски.

 -Посмотрите на доску.
-Прочитайте слова (слайд1).

-На какие 2е группы можно разделить эти слова?

-Чем буквы Е и Я отличаются от других нами изученных? Сколько звуков могут обозначать эти буквы?
-Какие?

-Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Слова с буквами Е и Я

Два.

Е- [й’э] Я-[й’а].
 
О звуках букв Е и Я.

Формирование УУД:

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

4

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 


Физминутка

Чтение текста в интерактивной доски .

Проговаривание во внешней речи.

-Давайте вспомним, когда эти буквы будут обозначать 2 звука, а когда 1.
(слайд2)


-Посмотрим как это выглядит. (слайд 3)
-Посчитайте сколько букв в слове маяк. А сколько в нём звуков? А почему так произошло?

Проводит физминутку «Хомка».


-После согласного звука, эти буквы обозначают один звук. Здесь сколько букв столько и звуков (слайд 4).
Заметили что-то особенное? Посмотрите в схеме на звук который стоит перед буквами Я и Е. Какие они?

-Какой вывод можем сделать?
-Что волшебного делают звуки Я и Е с согласным стоящем перед ними?

Читают правило. Повторяют его.

Четыре.
Пять. Буква Я разделилась на 2 звука.

Выполняют физминутку.





Мягкие



Смягчают, делают его мягким.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

 (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(Л) умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

5.

Реализация построенного проекта.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 


Нахождение слов с определенной буквой.

Закрепление

Потренируемся.

-Откройте азбуку на странице 74.
-Прочитайте текст в самом низу. О чём прочитали?
-Найдите слово с буквой Е. Назовите его.
-Сколько в этом слове букв? А звуков?


-Есть еще слова с этой буквой? Сколько в нём букв? А звуков?
-Откройте страницу 111.
-Снова найдем текст в самом низу.
-Прочтём его.

-Найдите слово с буквой Я.
-Назовите его.
-Сколько в этом слове букв? А звуков?
-Есть еще слова с этой буквой? Сколько в нём букв? А звуков?


Читают текст.

Лес.

Буквы 3 , звуков тоже 3.

( П) Умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

6.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 На этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

-Что узнали на уроке о буквах Я и Е?

- В каких случаях Я и Е обознаают 2 звука?



-Покажите мне символом кому понравился урок. А теперь таким же символом покажите кто как работал на уроке.

Что они могут делиться на два звука.
Когда они стоят в начале либо после гласного звука в слове.

– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К);

– планирование учебного сотрудничества (К);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Язык, енот, якорь, ель, яблоко, ежевика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Звук и буква Б. Логопедическое занятие по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза.

Звук и буква Б. Логопедическое занятие по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза....

Конспект урока по предмету Речь и альтернативная коммуникация. "Звук и буква Жж. Слоги и слова со звуком и буквой Жж".

Звук и буква Жж. Слоги и слова со звуком и буквуй Жж. Предложения с данными словамт. Чтение предложений и текстов....

Методическая разработка урока подготовки к школе: Знакомство со звуками [О], [У], буквами О, У. Закрепление понятия гласный звук. Знакомство со свойствами предметов (цвет, форма, размер)

Методическая разработка урока подготовки к школе: Знакомство со звуками  [О], [У], буквами О, У. Закрепление понятия гласный звук. Знакомство со свойствами предметов (цвет, форма, размер)...