Звуки Рр
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Ишмуратова Вера Ишпулдиновна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_r.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Согласные звуки [ р] [р’]. Буквы Р р.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
дети научатся
- выделять из слов согласные звуки [р], [р’] ;
- произносить звуки [ р], [р’] чисто и правильно;
- узнавать графический образ букв Р и р;
- определять местонахождение данных звуков в словах.
- будут развивать литературно- грамотную и связную речь, фонетический слух.

ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
Фонетическая зарядка.
Едет мотоцикл…(дррр)
Ставни скрипят…(скррр)
Кони храпят … (хррр)
Вороны кричат… (каррр)
Собаки рычат… (рррр)
- Как вы думаете с каким звуком мы будем работать?
- Что вы хотите узнать об этом звуке? Чему хотите научиться?
II. Упражнения для развития речевого аппарата.
1) Дыхательная гимнастика
«Свеча». Встать, принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи.
2) Артикуляционная разминка

«Щёчки». Сидя за партой поочередно надуваем каждую щеку, перемещая поток воздуха с одной щеки на другую, затем наполняя воздухом обе щеки.
3) Скороговорка.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
III. Работа над новым материалом.
1) Слого - звуковой анализ слов Рис Рысь.
Характеристика звука [Р].
Как вы думаете какой звук [р]?(согласный, звонкий, твёрдый, непарный)
Характеристика звука [Р’].
Как вы думаете какой звук [р’]?(согласный, звонкий, мягкий , непарный)

2) Назовите слова, в которых звук [р] [р’] в начале, в конце, в середине слова.

ФИЗМИНУТКА.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Отпускаем руки мы по команде «два».
Соберём в корзинки ягоды, грибы-
Дружно наклоняемся по команде «три».

3) Знакомство с буквой Рр.

На что похожа буква Р?

Буква р –на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
(В. Степанов)

Ручка круглая у трости.
Трость для деда сделал Костя.
(Г. Виеру)



4) Чистоговорка.

Ро- ры-ра - у мышонка есть нора.
Ри-ру-ро- у мальчика ведро.
Ра-ро-ры- подарили нам шары.
Ро-ра-ри- на ветках снегири.

6) Чтение слогов- слияния (по слоговой таблице) ,слов и предложений с новым звуком.

Ра ро ру ры ри
РАНА ТРОНУЛ
РАНКА УКОЛОЛ

«КАКТУС»
У Иры растут кактусы.
Ира тронула кактус.
Она уколола руку.
У Иры ранка.

ФИЗМИНУТКА
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весною мы выше и выше растём,
И тянемся к солнышку ночью и днём.
А осенью листья стряхнём постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний.

7) Работа в группах со схемами.(сделать звуко - буквенный разбор слова и закрасить схему)
1 гр. Рак
2 гр. Роза
3. гр. Репка

8) Прочитайте пословицы. В каких словах услышали звуких [ р] ,[р’]? Объясните смысл пословиц.

Где аккуратность, там и опрятность.
Дружба в делах помощница.
Работаешь добросовестно, в глаза смотреть не совестно.

IV. Рефлексия учебной деятельности.

Возьмите синюю и зелёную карточки. Какой звук [р] слышится в названии предметов? Укажите карточкой.
Слова для работы: рак, роза, Рита, Рома, варежка, парус, снегири, русский, радость.

Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?




Урок чтения в 1-м классе по теме: "Согласные звуки [р], [р']. Буквы Р, р. Сказки А.С. Пушкина"

Разделы: Преподавание в начальной школе 

Цели урока: Формировать навыки правильного, слогового, выразительного и сознательного чтения; познакомить учащихся с новыми звуками, новыми буквами; учить узнавать графический образ букв; способствовать развитию литературной, грамотной и связной речи, внимания, мышления, памяти, фонематического слуха; прививать интерес и любовь к чтению ; знакомить со сказками А.С. Пушкина.

Оборудование: Учебник «Русская азбука» (автор В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин); таблица слогов; иллюстрации рака, раков, реки, весёлого карандаша-человечка; касса букв и слогов демонстрационная; звуковая касса демонстрационная; лента букв демонстрационная; алфавит в картинках; доска, звукозапись сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (ТСО), портрет А.С. Пушкина.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Сегодня мы продолжим путешествие по стране Букволандия (таблица с алфавитом). Вместе с нами будет путешествовать Весёлый Карандашик. Он приготовил вам много рисунков, которые понадобятся нам в путешествии. А пока расскажите Карандашику, чему мы научились на прошлых уроках.

II. Повторение пройденного материала

Учитель: Из чего состоит наша речь?

Дети: Наша речь состоит из предложений.

Учитель: Из чего состоят предложения?

Дети: Предложения состоят из слов.

Учитель: На какие части делятся слова?

Дети: Слова делятся на слоги.

Учитель: Что мы слышим и произносим?

Дети: Мы слышим и произносим звуки.

Учитель: На какие 2 группы можно разделить все звуки?

Дети: Звуки бывают согласные и гласные.

Учитель: О каком звуке идёт речь?

Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается … (гласный)

Учитель: А как называются звуки, которые не тянутся, не поются, произносятся с препятствием?

Дети: Согласные.

Учитель: Посмотрите на ленту букв. Прочитайте гласные буквы, которые мы уже изучили.

Назовите изученные согласные буквы. А теперь посмотрите на доску и догадайтесь, какая буква лишняя и почему?

  1. К Л О Н Т
  2. А У О Н И Ы

Дети: 

  1. Лишняя буква О, т.к. она гласная, а все остальные – согласные.
  2. Лишняя буква Н, т.к. все буквы гласные, а буква Н – согласная.

Учитель: Покажите Карандашику, как вы научились читать слоги с изученными буквами.

Дети: (Читают по строчкам хором):

  • НА НО НУ НИ НЫ
  • СА СО СУ СИ СЫ
  • КА КО КУ КИ КЫ
  • ТА ТО ТУ ТИ ТЫ
  • ЛА ЛО ЛУ ЛИ ЛЫ

Учитель: Ребята, Карандашик тоже научился читать слоги. Но не может из слогов составить слова. Помогите Карандашику.

 

ЛУ

 

                       

 

КУК

 

НА

 

СИ

 

ЛА

 

СО

 

ЛА

 

 

 

КИ

 

Дети составляют слова: луна, сила, кукла, соки.

III. Постановка темы и цели урока

Фонетическая зарядка

  • Как вороны кричат? (каррр)
  • Как собаки рычат? (ррр)
  • Как моторы тарахтят? (ррр)

Учитель: Догадайтесь, с каким звуками будем работать? ([р],[р'])

Сегодня мы познакомимся с новыми звуками, с новыми буквами, будем читать более длинные тексты.

IV .Работа с новым материалом.

Учитель: Посмотрите, какую картинку нарисовал Карандашик? Кто это? (Вывешивается картинка рака)

Дети: Рак.

Учитель: Выделите первый звук в слове рак.

Дети: Р-р-р.

Учитель: Какой это звук?

Дети: Согласный, т. к. воздух проходит через преграду. Твёрдый.

Учитель: Ребята, а где водятся раки?

Дети: В реке.

Учитель: Правильно. Посмотрите как красиво нарисовал реку Карандашик (вывешивается картинка). Произнесите первый звук в слове река. Какой это звук?

Дети: Это мягкий согласный звук.

Учитель: Эти 2 звука записываются одной буквой, которая называется согласная буква ЭР.

(На доску вывешиваются 2 карточки с буквами Р, р.)

Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
(В. Степанов)

Ручка круглая у трости.
Трость для деда сделал Костя.
(Г. Виеру)

Учитель: Поучимся читать слоги с буквой ЭР.

Дети: РО РА РИ РУ РЫ – РЫ РУ РИ РА РО

V. Работа с разрезной кассой букв, слогов и звуковыми схемами.

Звуко-буквенный анализ слов.

Учитель: Составим звуковую схему слова РАК и соберём слово из букв.

(Один ученик составляет на доске, остальные дети – в своих кассах букв и слогов)

Учитель: Сколько звуков в слове рак? А сколько букв? Сколько гласных? Сколько согласных? Сколько слогов? Как докажете?

Дети: Сколько гласных в слове, столько и слогов.

Учитель: А кто из вас пробовал раков? (Вывешивается картинка с изображением раков) Составьте звуковую схему и слово РАКИ из слогов разрезной азбуки… Проверьте. Сколько слогов в слове раки? (2)

Учитель: Какой слог ударный? (первый)

Учитель: Из чего состоит первый слог?

Дети: Из слияния твёрдого согласного с гласным.

Учитель: Второй слог?

Дети: Из слияния мягкого согласного с гласным.

Учитель: Сколько всего звуков? (4) Сколько всего букв? (4) Сколько гласных? (2) Сколько согласных? (2)

VI. Работа с «Азбукой» (с. 68-69)

  • Чтение слогов ро, ра, ры, ру, ри.
  • Чтение слов в столбиках: рана, ранка, тронул, уколол
  • Чтение текста «Кактус». Выборочное чтение по предложениям.
  • Беседа по уходу за кактусами.

VII. Работа по развитию речи.

Составление рассказа по иллюстрации к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (с.68-69)

Учитель: Что изображено на рисунке?

Дети: Море, берег, волны, радуга, дерево, избушка, корыто, ведро.

Учитель: Кого вы видите на рисунке?

Дети: Деда, старуху, золотую рыбку.

Учитель: Какое явление природы изображено на рисунке?

Дети: Гроза: молния, дождь, тучи, радуга, волнение на море.

Учитель: Какие ещё явления природы вы знаете?

Учитель: Кто узнал эту сказку? Как она называется? Кто автор? (Вывешивается портрет А.С.Пушкина) Учитель: Прочитайте отрывок в учебнике и найдите слова с новой буквой.

Дети: Рыбу, старик, старуха, моря, ровно, пряла, пряжу.

Учитель: А теперь послушайте конец сказки ( включается звукозапись).

Учитель: Почему старуха осталась у разбитого корыта? Как поняли смысл "Остаться у разбитого корыта"?

Дети: Старуха – жадная, злая, ей всего мало. Жадность – плохое чувство.

Учитель: Назовите слово с противоположным значением.

Дети: Жадность – щедрость.

VIII. Подведение итогов урока.

Учитель: Что нового узнали на уроке?

Дети: Познакомились с новыми звуками, с новой буквой. Научились читать слоги, слова с буквой Р.

IХ. Домашнее задание.

Читать слоги, слова, предложения с буквой «Р» на с. 68-69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

Конспект урока по чтению ТЕМА: Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. Обозначение гласного звука красной фишкой.

Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей. Использованы артикуляционная гимнастика, динамическая минутка, физминутка....

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

Технологическая карта урока русского языка , проведенного во  2 классе по программе "Школа России"...