Технологическая карта урока по литературному чтению "М.М. Зощенко «Золотые слова»" (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом М.М. Зощенко «Золотые слова».
Задачи урока
Дидактические:
• формирование понятия о жанровых особенностях юмористического произведения;
• развитие навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом.
Развивающие:
• развивать интерес к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей;
• стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.
Воспитательные:
• воспитывать культуру общения, доброжелательность и чувство доброты;
воспитывать любовь к книгам и чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по литературному чтению "Зощенко (Золотые слова)" | 67.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по литературному чтению
Дата: 20.04.2021 Школа: МБОУ №152 Класс: 3б Урок: 1 Время: 14.00-14.40 Кабинет: 209 | Студентка: Абдрашитова Диана Фанильевна Группа: 35 Учитель: Евстифеева Наталья Алексанровна Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна |
Тема урока
М.М. Зощенко «Золотые слова»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом М.М. Зощенко «Золотые слова».
Задачи урока
Дидактические:
- формирование понятия о жанровых особенностях юмористического произведения;
- развитие навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом.
Развивающие:
- развивать интерес к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей;
- стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения, доброжелательность и чувство доброты;
- воспитывать любовь к книгам и чтению.
Этап | Образовательная цель этапа урока | Методы и приемы. Формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формируемые УУД |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: беседа Формы организации: фронтальный | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку 2. Создание эмоционального настроя - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Диана Фанильевна, сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. Повернитесь к соседу по парте и улыбнитесь ему. Теперь посмотрите на меня и так же подарите мне хорошее настроение. Спасибо! | 1. Показывают готовность к уроку. -Здравствуйте | Метапредметные:Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные:проявлять мотивы к учебной деятельности, осознавать личностный смысл учения. | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа Наглядный: презентация Форма организации фронтальная | 1.Мотивирование учащихся к пробному учебному процессу. Три сороки – тараторки тараторили на горке. - Объясните смысл скороговорки. Почему именно сороки? -Посмотрите на слайд и прочитайте слова.
-Это какие слова? Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»? -Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении. -А как можно назвать человека, который всегда говорит такие волшебные слова? -Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми. На доске записаны два слова: Этика, этикет. -Что общего у этих слов? (однокоренные) -Кто объяснит значения этих слов? -В толковом словаре В. Даля дано такое толкование слов (на слайде). Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми. Этика– это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком. | 1.Воспроизведение учащимися умений и навыков. -болтливого человека сравнивают с сорокой Читают слова со слайда -Вежливые, волшебные слова -Воспитанный человек -однокоренные Учащиеся пробуют объяснить Читают определения | Предметные: Знать: смысл скороговорки Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в данных социальных ситуациях. | |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа Формы организации: фронтальная | 1. Умение использовать имеющиеся знания и умения. (на слайде портрет писателя М.М. Зощенко) -Знаете ли вы этого человека? - Это М.М.Зощенко. Он всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. - Посмотрите на выставку книг. Писатель создал целые циклы рассказов, адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне». -С какими произведениями вы уже знакомы? Какие произведения М.Зощенко вы слышали или читали самостоятельно? - Попробуйте определить тему урока. - Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности. Произведение называется «Золотые слова». -Какую цель мы поставим сегодня на уроке? -Составим план сегодняшнего урока: - План: 1. Познакомиться с произведением. 2. Закрепить полученные знания. 3. Поработать самостоятельно. 4. Подвести итоги. | 1. Применяют полученные знания и умения. Высказывают предположения -познакомиться с его произведением «Золотые слова» - План: 1. Познакомиться с произведением. 2. Закрепить полученные знания. 3. Поработать самостоятельно. 4. Подвести итоги. | Предметные: Знать: некоторые произведения писателя. Метапредметные: Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации П: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности. | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Формы: фронтальная Словесный метод: беседа | 1.Знакомство с новым материалом. - М.Зощенко был писателем – сатириком. Посмотрим (на слайде) значение слова – сатирик. Сатирик — писатель, осмеивающий современные пороки и слабости. -В чем отличие произведений М.М.Зощенко? -Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей. - Рассказ «Золотые слова». Как вы думаете, слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему? -Какие слова могут считаться «золотыми»? -Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»? -Перед знакомством с текстом обратим внимание на некоторые слова. Словарная работа. (На слайде записаны слова (в столбик с ударениями), дети стараются пояснить, если они затрудняются, то учитель зачитывает слова в контексте) Прельщала – стала заманчивой, приятной. Угореть – отравиться угаром, потерять соображение. Угоревший – отравился угаром. Развязно –излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими. Раскаяться –сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом. Физминутка | Читают определение Отвечают на вопросы -В переносном значении, потому что слова не могут быть сделаны из золота -волшебные, ценные -когда хочешь что-нибудь попросить у человека, пожелать ему добра или поблагодарить Стараются пояснить значение слов Выполняют упражнения | Предметные Знать: план работы на уроке Уметь: понимать смысл произведения Метапредметные Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений, доказательств К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | |
Первичное закрепление во внешней речи(4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Формы: парная фронтальная Словесный метод: беседа | - Откройте страницу учебника 144. Я начну читать рассказ, а вы следите внимательно и будете продолжать. (можно включить чтение по ролям) - После прочтения 1 отрывка, ответим на вопрос «От чьего имени ведется рассказ?»
Прием «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. 1 остановка. (1 часть заканчивается предложением:«…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».) -От чьего имени ведётся рассказ? -Почему дети любили ужинать со взрослыми? (свои ответы можно подтверждать словами из текста) -Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей? -Как наказал отец Миньку и Лёлю? -Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды. -Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе? -Какой жанр произведения? -Какой рассказ? -Это юмористический рассказ, я рассказывала вам, что М. Зощенко писал юмористические рассказы. -Ребята, что такое юмор? -Какие строчки, слова подтверждают юмор в рассказе? -Что ещё подчеркивает юмор произведения? -В чём отличие обычного рассказа от юмористического? | 1.Работа с учебником. Читают хорошо читающие учащиеся. -от имени мальчика Миньки -им было интересно слушать разговоры взрослых -дети перебивали его рассказ -запретил садиться за стол со взрослыми -не разговаривать, сидеть спокойно и тщательно пережёвывать пищу… Предположение ребят -Рассказ -Юмористический рассказ -Юмор – это насмешка Находят по тексту -Само поведение героев и речь героев | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Предметные: Знать: значение непонятных слов Уметь: работать с произведением | |
Самостоятельная работа с самопроверкой (6-7 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная ситуация успеха | Практический: викторина Формы организации: фронтальная; индивидуальная | 1.Выполнение самостоятельно задания 2. Организация самопроверки учащимися выполненной работы. -Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу на карточках. - Возьмите карточки, подпишите их. 1. Что любили дети, когда были маленькими? -Сдаём работы, я их проверю и выставлю оценки. | 1.Выполняют задание.
| Предметные: Уметь: применять полученные знания Знать: первую часть рассказа Метапредметные: Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Практический: упражнение Формы организации: фронтальная, парная | 1.Повторение изученного материала. Лексическая работа. Работа в парах. Учитель: Поработайте в парах и постарайтесь объяснить, как вы понимаете устойчивые словосочетания. У каждого ряда свое задание. 1 ряд «Тараторила без конца» . 2 ряд «Сидела как на иголках» . 3 ряд «Желала загладить происшествие» . После обсуждения названные ученики дают ответы: 1 ряд «Тараторила без конца» – говорила очень быстро без остановки. 2 ряд «Сидела как на иголках» – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания. 3 ряд «Желала загладить происшествие» - исправить положение | 1.Выполняют задание.
1 ряд «Тараторила без конца» – говорила очень быстро без остановки. 2 ряд «Сидела как на иголках» – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания. 3 ряд «Желала загладить происшествие» - исправить положение | Предметные: Уметь: применять полученные знания Знать: первую часть рассказа Метапредметные: Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; П: работать по предложенному плану; К: формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в данных социальных ситуациях | |
Рефлексия деятельности (3-5 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа Форма организации: фронтальная | 1. Создание ситуации для оценки учащимися своей деятельности. - С каким новым рассказом М.Зощенко мы познакомились сегодня? -Какая была цель на уроке? Как мы ее достигли? -Прочитав рассказ, какой вывод вы сделали для себя? -Продолжите высказывания (на слайде) -До прочтения рассказа я думал(а), что… -После прочтения я думаю, что… -Мы сегодня прочитали только часть рассказа, хотелось бы вам дочитать и узнать, что же было дальше? -Ребята, ваше домашнее задание дочитать рассказ! -Спасибо за урок! До свидания! | 1.Оценка учащимися своей деятельности на уроке. -Зощенко «Золотые слова» Высказывают своё мнение | Предметные: Уметь: анализировать собственную деятельность; Метапредметные: Р: адекватно воспринимать оценку учителя; П: строить речевое высказывание в устной и письменной форме; К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению А.А.Блок «Ветхая избушка»; 3 класс; УМК "Школа России"
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект урока по литературному чтению....
Технологическая карта урока по литературному чтению А.А.Блок «Сны», «Ворона»; 3 класс; УМК "Школа России"
Уважаемы коллеги, предлагаю Вашему вниманию конспект урока по литературному чтению....
Технологическая карта урока по литературному чтению С.Я. Маршак «Гроза днём»; 3 класс; УМК "Школа России"
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект урока по литературному чтению....
Технологическая карта урока по литературному чтению Н. Булгаков «Анна, не грусти…» 2 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Н. Булгакова "Анна, не грусти!», понимания текста и специфики его литературной формы.Задача ...
Технологическая карта урока по литературе «М.М.Зощенко «Золотые слова" (УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока: «М.М.Зощенко «Золотые слова»» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористи...
Технологическая карта урока по литературному чтению "М.Зощенко «Великие путешественники»" 3 класс
Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа М.М.Зощенко «Великие путешественники»...
Технологическая карта урока по литературному чтению "М.Зощенко «Золотые слова»" 3 класс
Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа М.М.Зощенко «Золотые слова»Задачи урока...