Технологическая карта урока по литературному чтению. А.П. Платонов «Еще мама».. УМК "Школа России" (3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования читательской компетентности по произведению А.П. Платонов «Еще мама».
Задачи урока
Дидактические:
Познакомить обучающихся с биографией А.П. Платонова;
Познакомить обучающихся с содержанием произведения;
Научить обучающихся находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.
Развивающие:
развивать умения учебного сотрудничества, взаимодействия, исследовательских умений при парных работах;
развивать умения поиска необходимой информации в тексте.
Воспитательные:
воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы и умение слушать своих товарищей;
воспитывать бережное отношение к своей работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_1.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дата: 19.04.2021 Школа: МБОУ СОШ №131 Класс: 3Б Урок: 4 Время: 11:45-12:25 Кабинет: | Студент: Михеева Дарья Группа: 43 Учитель: Выползова Н.Ю.. Методист: |
Тема урока: А.П. Платонов «Еще мама».
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования читательской компетентности по произведению А.П. Платонов «Еще мама».
Задачи урока
Дидактические:
- знать биографию А.П. Платонова;
- знать содержание произведения, уметь находить главную мысль в произведении;
- знать и уметь находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.
Развивающие:
- развивать умения учебного сотрудничества, взаимодействия, исследовательских умений при парных работах;
- развивать умения поиска необходимой информации в тексте.
Воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы и умение слушать своих товарищей;
- воспитывать бережное отношение к своей работе
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный - разъяснение | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку 2. Создание эмоционального настроя. -Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Стих это будет, сказка, рассказ -Вы учите их – они учат вас! -Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости | 1. Показывают готовность к уроку. 2. Эмоционально настраиваются на урок. | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | Презентация (1 слайд) | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Словесный (речевая разминка) | Организует проведение речевой разминки -А теперь посмотрите на слайд, вы видите стихотворение, давайте его прочитаем с разными эмоциями (радость, грусть, удивление, тревога) Зайку бросила хозяйка - Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок -Проверка домашнего задания -На этом уроке мы продолжаем знакомится с творчеством А.П.Платонова – знатока деревенской жизни, доброго человека, талантливого писателя. | Отвечают на вопросы учителя Выполняют речевую разминку Проверка д/з | Предметные: знать и уметь читать за учителем ,выполнять речевую разминку Метапредметные: П: анализ, синтез использование знаково-символических средств Р: контроль коррекция оценка | Презентация (2-3 слайд) | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановкаели урока | Прием: подведение под понятие | Определение темы урока. Постановка цели и задачей урока - Вспомните свои чувства, когда вы впервые собирались идти в школу. Расскажите о них. - Сегодня мы познакомимся с мальчиком, который тоже испытывал такие чувства, прочитав рассказ Андрея Платоновича «Еще мама». Прочитав это произведение, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из нас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной. Человек будет добрее и лучше, если по-прежнему останется неравнодушен ко всему. Об этом и напоминает писатель. -Посмотрите, какое интересное название у произведения. -Как еще можно назвать маму? Мама Мамочка Мамуля Маменька Матушка Родимая -На какое слово похоже слово родимая? -Рассмотрите иллюстрации на с. 137, 141. -О чём, по-вашему, рассказ? -Кто герои рассказа? -Какими могут быть события в рассказе с таким названием? | Ответы на вопросы учителя: Рассматривают иллюстрацию -Родина. -Предположение детей. -Артём его мама и учительница. | Предметные: Метапредметные: П: подведение под понятие осознанное и произвольное построение речевого высказывания Л: смыслообразование | Презентация (4-5 слайд) | |
«Открытие» детьми нового знания (7 – 8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Формы: фронта-льная. Методы: практи-ческий, словес-ный. Приёмы: чтение учащи-мися, беседа. | Работа над произведением -В тексте вам могут встретится незнакомые слова. Давайте их разберём -Послушаем, как объясняется значение слова в толковом словаре. Оробел Изгородь Горевать Спозаранку Ступай Первичное восприятие произведения (чтение хорошо читающими детьми или учителем). -К какому жанру относится прочитанное произведение? -Почему вы так решили? Докажите. Давайте обратимся к словарю. В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова Н.Ю.Шведовой сказано: «Рассказ-…повествовательное произведение небольшого размера». Анализ текста -Кто главный герой в рассказе? -Почему рассказ называется «Еще мама»? -Правильно ли поступила мама, отправив одного Артема в школу? -Кто из вас побежал бы следом за мамой, а кто пошел бы в школу, как Артем? -С какими чувствами Артем расставался с матерью? -С кем он встретился по дороге в школу? -Как учительница встретила его в школе? -Почему она оставила его на коленях? -Почему Артем не слушал учительницу? -Почему учительница оставила его после уроков? -Как она смогла убедить мальчика, что надо учиться? -Какие слова учительница написала на доске? Почему именно эти слова? Динамическая пауза | Разбирают незнакомые слова. Оробел - испугаться, бояться чего-либо, струсить. Изгородь – лёгкий забор. Горевать – сокрушаться, кручиниться, тосковать, печалиться, грустить. Спозаранку – с раннего утра. Ступай – шагать, ходить, идти. - Рассказ. -Все события происходят в реальной жизни. -Мальчик Артём. -Потому что учительница в школе была Артёму как мама. -Предположения детей. -Боялся её оставить одну, думал, что будет скучать или что-то с ней случиться. -С гусем, собакой и мальчишками которых не знал. -Увидела, что он скучает по маме и взяла его на руки. -Потому что он скучал по маме, она хотела его успокоить. -Он думал о маме. -Она поступила как заботливая мама, промыла его рану. -Сказала, что если он не будет учиться, то мама расстроиться. -Родина и мама, мальчик скучал по маме и поэтому старательно старался написать это слово. | П: смысловое чтение, построение речевого высказывания П:поиск и выделение информации П:анализ текста | Учебник\ |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Фронтальная Словесный : опрос | Вопросы по содержанию произведения -Смелый, добрый, воспитанный, ответственный, заботливый -О ком можно так сказать? -Какими еще прилагательными можно описать характер героя? -Попробуем дать характеристику маме Артема. -Найдите, как автор описывает чувства матери при расставании с сыном. -Как надо относиться к родителям? -А теперь составим характеристику учительнице? Добрая, злая, умная, равнодушная, заботливая, ленивая, трудолюбивая, переживающая, внимательная, строгая. -Прочитайте, как автор описывает учительницу. -С какими людьми вам хотелось бы общаться? -Как надо относиться к учителям? | Отвечают на вопросы учителя -Об Артёме -Заботливая, добрая, понимающая -Находят в тексте высказывание детей дети выбирают- добрая, злая, умная, равнодушная, заботливая, ленивая, трудолюбивая, переживающая, внимательная, строгая высказывают своё предположение. | Метапредметные: П: установление причинно-следственных связей | Презентация (2-21 слайд) Работа в рабочей тетради | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Пранаая работа Практический: составление плана | Организует парную работу -Сейчас самостоятельно в парах попробуйте составить план рассказа. Частей должно быть 7. -Расскажите, как вы будете составлять план? 1.Выделить главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения. 2. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки. 3. Запишите свой заголовок к каждой части. 4. Проверьте себя по книге, определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное? Составление плана: 1.Мама провожает сына в школу. 2. По дороге в школу. 3. Первое впечатление. 4. Знакомство с учительницей. 5. Первый урок в жизни Артёма. 6.Урок продолжается. 7. Пора снова в школу Проверка. -Ребята ответьте мне на вопрос: -Что побудило Андрея Платонова написать такой рассказ? -Запомните этот вопрос, на следующем уроке мы вернемся к нему. | Отвечают на вопросы -1.Выделить главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения. 2. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки. 3. Запишите свой заголовок к каждой части. 4. Проверь себя по книге , определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное. | П: анализ, синтез извлечение необходимой информации из текстов | Карточки с заданиями | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Устный опрос | Задает вопросы по теме урока -С каким произведением познакомились на уроке? - Кто его автор? - Какую главную мысль хотел донести до нас автор? | Отвечают на вопросы - «Еще мама» - А.П. Платонов Предположения детей | Метапредметные: П: структурирование знаний. | ||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Неоконченное предложение | .Содержательная рефлексия -Поднимите руки те, кто считает, что он хорошо поработал на уроке. -Кому было все понятно? -У кого остались вопросы? | Самооценка по содержанию урока. | Метапредметные: Л: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Р: оценка | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "В. Бианки Мышонок Пик" 3 класс "Школа России"
Виталий Бианки "Мышонок Пик"...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Б.Житков Про обезьянку" 3 класс "Школа России"
Б. Житков "Про обезьянку"...
Технологическая карта урока по литературному чтению А.П. Платонов «Цветок на земле».. УМК "Школа России" (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования читательской компетентности по произведению А.П. Платонов «Цветок на земле».Задачи урокаД...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Агния Львовна Барто "Верёвочка"" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения стихотворения А. Л. Барто «Веревочка"Задачи урока:Дидактические:1. Продо...
Технологическая карта урока по литературному чтению "С.Д. Дрожжин "Родине"" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся: умение анализировать произведения.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить с биографией автора С.Д. Дрожжина, содержанием стихотворени...
Технологическая карта урока по литературному чтению "К. Булычев "Путешествие Алисы"" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции: знакомство обучающихся с фантастическим произведением К. Булычева «Путешествие Алисы».Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающих...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Г.Х. Андерсен "Русалочка"" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: развитие читательской компетенции у обучающихся в процессе работы над произведением Г.Х.Андерсона "Русалочка".Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с биографией и...