Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (программа "Школа России")
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_chtenie_3_klass.docx | 132.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №2051»
Юридический адрес: 111674, г. Москва, проспект Защитников Москвы д.9, корп. 2
Тел (факс): (499) 588-00-50, e-mail: 2051@edu.mos.ru
Рассмотрено на заседании | Согласовано на заседании | Утверждаю: |
Методического объединения | Педагогического Совета | |
учителей | Протокол №1 | Директор ГБОУ Школа №2051 |
Протокол №1 от | от | Семенова Е.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
(базовый уровень)
3 класс
Учитель: Перетрухина Наталья Николаевна Ратникова Марина Николаевна Чопурова Оксана Элимановна Грищенко Татьяна Николаевна Полухина Ольга Владимировна Муравейникова Татьяна Юрьевна Саидова Любовь Николаевна Галкина Юлия Владимировна Глинова Лариса Валентиновна | |
Москва, 2017 – 2018 учебный год
Тематическое планирование
по Литературному чтению_________
(название предмета)
в УМК «Школа России» (базовый уровень)
на 2017 – 2018 учебный год
Количество часов за год - 136 ч
Количество часов в неделю - 4 ч
Количество часов за I триместр - 44 ч
II триместр - 44 ч
III триместр - 48 ч
Количество контрольных и поверочных работ:
I триместр - 2
II триместр - 3
III триместр - 2
Тематическое планирование составлено в соответствие с Примерной программой НОО по литературному чтению
Учебник - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч. Москва , Просвещение 2015
Составили – Перетрухина Наталья Николаевна
Ратникова Марина Николаевна
Чопурова Оксана Элимановна
Грищенко Татьяна Николаевна
Полухина Ольга Владимировна
Муравейникова Татьяна Юрьевна
Саидова Любовь Николаевна
Галкина Юлия Владимировна
Глинова Лариса Валентиновна
(Ф.И.О. учителя и подпись)
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и авторской программы Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение» Сборника рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение», 2015г. К учебникам Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 3 класс в 2 частях, М: «Просвещение» 2015 г.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение литературного чтения отводится 448 ч, из них в 1 классе - 92 учебных часа (в период обучения грамоте), 40 учебных часов (литературное чтение) в год, 4 часа в неделю, во 2 – 4 классах по 136 учебных часов в год (4 часа в неделю, 34 учебные недели)
Результаты изучения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Содержание курса
Виды речевой деятельности.
Слушание (аудирование)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
Чтение
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами вслух, постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Говорение
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).
Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.
Письмо
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера). Нормы письменной речи: соответствия содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнения), в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг чтения и опыт читательской деятельности
Круг чтения. Произведения устного народного творчества разных народов России
Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.
Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема - (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения,восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.
Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.
Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.
Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.
Литературный материал представлен по этапам обучения следующим образом: 1-2 год обучения – фольклор (малые фольклорные формы, сказки); отечественная литература (сказки, стихотворения, рассказы); 3-4 год обучения – фольклор, литературная сказка; отечественная и зарубежная художественная и научно-познавательная литература XIX-XX веков (рассказы, стихотворения, повести); приключенческая, историческая, справочная книга, энциклопедии.
Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Третьеклассники научатся:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
- бегло, выразительно читать текст;
- выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);
- улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
- описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
- самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
- составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
- устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;
- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
- развивать способность к эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
-делать устную презентацию книги (произведения);
- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.У третьеклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художествен ной литературы;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственное отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
У третьеклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений э Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
- умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Основное содержание
Тема | Количество часов | Содержание |
Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. |
Самое великое чудо на свете. | 3 | Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. |
Устное народное творчество | 13 | Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», Иван-царевич и Серый волк». Проект «Сочиняем волшебную сказку» |
Поэтическая тетрадь 1. | 11 | Проект: Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского .Ф.И.Тютчев « Весенняя гроза» , « Листья».. Сочинение – миниатюра «О чём расскажут листья» А.А.Фет «Мама! Глянь –ка из окошка.», «Зреет рожь над жаркой нивой ..»И.С. Никитин « Полно, степь моя, спать беспробудно…» ,«Встреча зимы» И.З. Суриков « Детство», « Зима» Утренник « Первый снег» |
Великие русские писатели | 21 | Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина», А.С.Пушкин « За весной , красой природы…» , « Уж небо осенью дышало», «В тот год осенняя погода», «Опрятней модного паркета..», « Зимнее утро», « Зимний вечер». «Сказка о царе Салтане». Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов « Мартышка и очки», « Зеркало и Обезьяна», « Ворона и Лисица». М. Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. « Горные вершины», « На севере диком..», « Утёс», « Осень». Л.Н. Толстой .Детство Л.Н. Толстого . Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Толстого: «Детство» ( отрывок), « Акула», « Прыжок», « Лев и собачка», « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря» . |
Поэтическая тетрадь 2 | 6 | Н.А. Некрасов «Славная осень!», « Не ветер бушует над бором..». «Дедушка Мазай и зайцы» К.И. Бальмонт. «Золотое слово»; И.А.Бунин «Детство», « Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги». |
Литературные сказки | 8 | Д.Н.Мамин- сибиряк « Алёнушкины сказки» Присказка., « Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши , Косые Глаза, Короткий Хвост». В.М.Гаршин «Лягушка –путешественница». В.Д.Одоевский « Мороз Иванович». |
Были - небылицы | 10 | МГорький « Случай с Евсейкой». К.Г. Паустовский. « Растрёпанный воробей» А.И.Куприн. « Слон» |
Поэтическая тетрадь 1 | 6 | С.Чёрный .Стихи о животных : « Что ты тискаешь утёнка..», « Воробей», « Слон». А.А. Блок .» Ветхая избушка», « Сны», « Ворона « С.А.Есенин « Черёмуха». |
Люби живое | 16 | М. М.Пришвин « Моя Родина». И.С.Соколов- Микитов « Листопадничек». В.И.Белов « Малька провинился», « Еще раз про Мальку». В.В. Бианки « Мышонок Пик» Б.С. Житков « Про обезьянку» В.П. Астафьев « Капалуха» В.Ю.Драгунский « Он живой и светится». |
Поэтическая тетрадь 2 | 8 | С.Я. Маршак « Гроза днём» , « В лесу над росистой поляной». А.Л. Барто « Разлука», « В театре», С. В. Михалков « Если». Е.А. Благинина « Кукушка» , « Котёнок» |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 12 | Б.В. Шергин « Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». А.П. Платонов « Цветок на земле» , « Ещё мама». М.М.Зощенко. « Золотые слова», « Великие путешественники». Н.Н. Носов « Федина задача», « Телефон» В.Ю.Драгунский « Друг детства».. |
По страницам детских журналов | 8 | Ю.И. Ермолаев « Проговорился», « Воспитатели». Г.Остер « Вредные советы» , « Как получаются легенды». Р.Сеф. « Весёлые стихи» .Выразительное чтение |
Зарубежная литература | 13 | Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Г. Х. Андерсен « Гадкий утёнок», сообщение о великом сказочнике |
Итого | 136 |
Информационно-методическое обеспечение
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Анащенкова С.В. | Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы | 2015 | Москва «Просвещение» |
2 | Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина | Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. | 2015 | Москва «Просвещение» |
3 | С.А Есенина | Рабочая тетрадь по литературному чтению. 3 класс. | 2016 | Москва «Грамотей» |
4 | С.В.Кутявина | Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс | 2015 | Москва «ВАКО» |
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс (136 ч)
№ п\п | Тема | Планируемые результаты | Содержание урока | Практическая часть | Дата | ||||||||||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | план | факт | |||||||||||||||||
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) | |||||||||||||||||||||
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Содержание учебника. | Регулятивные Работать с учебником, находить нужную информацию. | Ориентироваться в учебнике, знать и понимать систему условных обозначений, находить нужную главу, предполагать на основе названия содержание главы, пользоваться словарём, составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника | Фронтальный опрос | |||||||||||||||||
Самое великое на свете чудо (3ч.) | |||||||||||||||||||||
2 | Знакомство с названием раздела. Рукописные книги Древней Руси | формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; | Регулятивные УУД: | понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Фронтальный опрос | |||||||||||||||
3 | Первопечатник Иван Федоров | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||
4 | Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо» | Тест. | |||||||||||||||||||
Устное народное творчество (13ч.) | |||||||||||||||||||||
5 | Русские народные песни. | формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | Регулятивные УУД: | формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения... | Фронтальный опрос | |||||||||||||||
6 | Шуточные народные песни. | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||
7 | Докучные сказки. | Составление докучной сказки | |||||||||||||||||||
8 | Произведения прикладного искусства : гжельская и хохломская посуда | Фронтальный опрос | |||||||||||||||||||
9 | Произведения прикладного искусств; дымковская и богородская игрушка | Фронтальный опрос | |||||||||||||||||||
10 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | Иллюстрирование | |||||||||||||||||||
11 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | Выразительное чтение; краткий пересказ | |||||||||||||||||||
12 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» Проверка техники чтения | Иллюстрирование | |||||||||||||||||||
13 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» | План | |||||||||||||||||||
14 | Русская народная сказка «Сивка- Бурка» | План , иллюстрация | |||||||||||||||||||
15 | Русская народная сказка «Сивка- Бурка» | Пересказ | |||||||||||||||||||
16 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Презентация | Проект | |||||||||||||||||||
17 | Проверочная работа №1 Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество» | Проверочная работа №1 | |||||||||||||||||||
Поэтическая тетрадь 1 ( 11ч.) | |||||||||||||||||||||
18 | Знакомство с названием раздела. Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; | Регулятивные УУД: | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. | Фронтальный опрос | |||||||||||||||
19 | Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» | Наизусть | |||||||||||||||||||
20 | Ф. И. Тютчев «Листья». | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||
21 | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» | Наизусть | |||||||||||||||||||
22 | А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…» | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||
23 | И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» | Отрывок наизусть | |||||||||||||||||||
24 | И. С. Никитин «Встреча зимы» | Отрывок наизусть | |||||||||||||||||||
25 | И. З. Суриков «Детство» | Отрывок наизусть | |||||||||||||||||||
26 | И. З. Суриков «Зима» | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||
27 | Контрольная работа № 1 по разделу: | Контрольная работа № 1 | |||||||||||||||||||
28 | Обобщающий урок по разделу: « Поэтическая тетрадь 1» | Чтение стихов | |||||||||||||||||||
Великие русские писатели (21ч.) | |||||||||||||||||||||
29 | Знакомство с названием раздела. Подготовка сообщения « Интересное о жизни А. С. Пушкина». А.С.Пушкин « За весной , красой природы…» | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; | Регулятивные УУД: | умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определятьособенностибасни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. | Выразительное чтение | |||||||||||||||
30 | А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало» | Наизусть | |||||||||||||||||||
31 | А.С. Пушкин « В тот год осенняя погода…», « Опрятней модного паркета | Наизусть | |||||||||||||||||||
32 | А.С. Пушкин « Зимнее утро» | Наизусть | |||||||||||||||||||
33 | А.С. Пушкин «Зимнийвечер» | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||
34 | А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||
35 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане , о сыне …». Герои литературной сказки | План | |||||||||||||||||||
36 | А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане...» Нравственный смысл сказки | Отрывок наизусть | |||||||||||||||||||
37 | А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане,….» Рисунки И.Билибина к сказке. | Иллюстрирование | |||||||||||||||||||
38 | И.А. Крылов. Басни И.А .Крылов « Мартышка и очки» | Наизусть | |||||||||||||||||||
39 | И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна» | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||
40 | И.А. Крылов « Ворона и лисица» | Наизусть | |||||||||||||||||||
41 | М.Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. | Сообщение | |||||||||||||||||||
42 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», « На севере диком стоит одиноко..» | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||
43 | М. Ю. Лермонтов. «Утес» М. Ю. Лермонтов « Осень» | Наизусть | |||||||||||||||||||
Выразительное чтение | |||||||||||||||||||||
44 | Детство Л.Н. Толстого( из воспоминаний писателя) | Пересказ | |||||||||||||||||||
45 | Л.Н. Толстой « Акула» | Иллюстрирац. | |||||||||||||||||||
Пересказ | |||||||||||||||||||||
46 | Л.Н. Толстой « Прыжок» | Пересказ от имени мальчика | |||||||||||||||||||
47 | Л.Н. Толстой « Лев и собачка» | Пересказ | |||||||||||||||||||
48 | Л.Н. Толстой « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря» | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||
49 | Проверочная работа №2 Обобщающий урок по разделу « Великие русские писатели» | Проверочная работа №2 | |||||||||||||||||||
Поэтическая тетрадь 2 ( 6ч.) | |||||||||||||||||||||
50 | Знакомство с названием раздела. Н.А. Некрасов «Славная осень!» | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; | Регулятивные УУД: | устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. | Фронтальный опрос | |||||||||||||||
51 | Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором» | Наизусть | |||||||||||||||||||
52 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | Отрывок наизусть | |||||||||||||||||||
53 | К.Д. Бальмонт «Золотое слово» | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||
54 | И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги» | Наизусть | |||||||||||||||||||
55 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2» | Текущий контроль | |||||||||||||||||||
Литературные сказки (8 ч). | |||||||||||||||||||||
56 | Знакомство с названием раздела. Проверка техники чтения | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Регулятивные УУД: | развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Фронтальный опрос | |||||||||||||||
57 | Д. Н. Мамин- Сибиряк Присказка « Алёнушкины сказки» | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||
58 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | Пересказ от имени зайца | |||||||||||||||||||
59 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | Выразительное чтение; чтение по ролям | |||||||||||||||||||
60 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | Картинный план | |||||||||||||||||||
61 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | Иллюстрирование | |||||||||||||||||||
62 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | Пересказ | |||||||||||||||||||
63 | Проверочная работа№3 Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки» | Проверочная работа№3 | |||||||||||||||||||
Были - небылицы (10ч.) | |||||||||||||||||||||
64 | Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой» | формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; | Регулятивные УУД: | формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. | Выразительное чтение; пересказ с продолжением | |||||||||||||||
65 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | Чтение по ролям | |||||||||||||||||||
66 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||
67 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | Иллюстрирование | |||||||||||||||||||
68 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | Пересказ | |||||||||||||||||||
69 | А.И. Куприн «Слон» | Иллюстрир. | |||||||||||||||||||
70 | А.И. Куприн «Слон» | Чтение по ролям | |||||||||||||||||||
71 | А.И. Куприн «Слон» | План | |||||||||||||||||||
72 | А.И. Куприн «Слон» | Пересказ по плану | |||||||||||||||||||
73 | Контрольная работа №2 Обобщение по разделу «Были- небылицы» | Контрольная работа №2 | |||||||||||||||||||
Поэтическая тетрадь 1 (6ч.) | |||||||||||||||||||||
74 | Знакомство с названием раздела С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…» | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; | Регулятивные УУД: | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. | Наизусть | |||||||||||||||
75 | С.Чёрный «Воробей». «Слон». | Наизусть | |||||||||||||||||||
76 | А.А. Блок «Ветхая избушка» | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||
77 | А.А. Блок «Сны» , «Ворона» | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||
78 | С.А. Есенин «Черёмуха» | Наизусть | |||||||||||||||||||
79 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | Текущий контроль | |||||||||||||||||||
Люби живое ( 16 ч.) | |||||||||||||||||||||
80 | Знакомство с названием раздела М.М. Пришвин « Моя Родина» ( из воспоминаний» | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; | Регулятивные УУД: | умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. | Фронтальный опрос | |||||||||||||||
81 | И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек» | Иллюстрир. Чтение по рол. | |||||||||||||||||||
82 | И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек» | План | |||||||||||||||||||
83 | В.И .Белов « Малька провинилась» | Выразит.чтение | |||||||||||||||||||
84 | В.И .Белов «Ещё раз про Мальку» | Пересказ от имени Мальки | |||||||||||||||||||
85 | В.В. Бианки «Мышонок Пик» | ||||||||||||||||||||
86 | В.В. Бианки «Мышонок Пик» | План | |||||||||||||||||||
87 | В.В. Бианки «Мышонок Пик» | Иллюстрир. | |||||||||||||||||||
88 | Б.С. Житков «Про обезьянку» | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||
89 | Б.С. Житков «Про обезьянку» | Пересказ | |||||||||||||||||||
90 | Б.С. Житков « Про обезьянку» | Иллюстрирование | |||||||||||||||||||
91 | Б.С. Житков «Про обезьянку» | Фронт.опрос | |||||||||||||||||||
92 | В. Л. Дуров «Наша Жучка» | Выразит.чтение | |||||||||||||||||||
93 | В.П .Астафьев « Капалуха» | Пересказ от имени глухарки | |||||||||||||||||||
94 | В.Ю. Драгунский « Он живой и светится» | Выборочное чтение | |||||||||||||||||||
95 | Обобщение по разделу « Люби живое » | Текущий контроль | |||||||||||||||||||
Поэтическая тетрадь 2 ( 8 ч.) | |||||||||||||||||||||
96 | Знакомство с разделом. С.Я. Маршак « Гроза днём» | наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; | Регулятивные УУД: | умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучиватьстихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения. | Наизусть | |||||||||||||||
97 | С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной» | Наизусть | |||||||||||||||||||
98 | А.Л. Барто « Разлука» Проверка техники чтения | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||
99 | А.Л. Барто « В театре» | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||
100 | С.В. Михалков « Если» | Наизусть | |||||||||||||||||||
101 | Е.А. Благинина « Кукушка», « Котёнок» | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||
102 | Проект « Праздник поэзии» | Проект | |||||||||||||||||||
103 | Проверочная работа №4 Обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь 2 » | Проверочная работа №4 | |||||||||||||||||||
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч.) | |||||||||||||||||||||
104 | Знакомство с разделом Б.В. Шергин « Собирай по ягодке- наберёшь кузовок» | формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; | Регулятивные УУД: | понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Выразительное чтение | |||||||||||||||
105 | А.П. Платонов « Цветок на земле» | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||
106 | А.П. Платонов « Цветок на земле» | Иллюстрирование | |||||||||||||||||||
107 | А.П. Платонов « Ещё мама» | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||
108 | А.П. Платонов « Ещё мама» | Иллюстрир. | |||||||||||||||||||
109 | М.М Зощенко « Золотые слова» | Краткий пересказ | |||||||||||||||||||
110 | М.М. Зощенко «Великие путешественники» | Краткий пересказ | |||||||||||||||||||
111 | М.М. Зощенко «Великие путешественники» | Чтение по ролям | |||||||||||||||||||
112 | Н.Н. Носов «Федина задача» | Чтение по ролям | |||||||||||||||||||
113 | Н.Н. Носов « Телефон» | Чтение по ролям | |||||||||||||||||||
114 | В.Ю. Драгунский « Друг детства» | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||
115 | Обобщение по разделу « Собирай по ягодке- наберёшь кузовок» | Текущий контроль | |||||||||||||||||||
По страницам детских журналов (8 ч.) | |||||||||||||||||||||
116 | Знакомство с разделом. Л.А.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; | Регулятивные УУД: | достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Выразительное чт | |||||||||||||||
117 | Ю.И. Ермолаев « Проговорился» | Чтение по ролям | |||||||||||||||||||
118 | Ю.И. Ермолаев « Воспитатели» | Чтение по ролям | |||||||||||||||||||
119 | Г.Б. Остер «Вредные советы» | Сочинить вредный совет; | |||||||||||||||||||
120 | Г.Б. Остер « Как получаются легенды» | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||
121 | Р. Сеф « Весёлые стихи» | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||
122 | Создание сборника добрых советов Проверка техники чтения | Сочинение- проект | |||||||||||||||||||
123 | Итоговая контрольная работа№ 3 Обобщение по разделу « По страницам детских журналов» | Контрольная работа№ 3 | |||||||||||||||||||
Зарубежная литература ( 13ч.) | |||||||||||||||||||||
124 | Знакомство с разделом Мифы Древней Греции « Храбрый Персей» | овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; | Регулятивные УУД: | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Выразительное чтение | |||||||||||||||
125 | Знакомство с разделом Мифы Древней Греции « Храбрый Персей» | Иллюстрирование | |||||||||||||||||||
126 | Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок» | План | |||||||||||||||||||
127 | Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок» | Краткий пересказ | |||||||||||||||||||
128 | Х. Андерсен « Гадкий утёнок» | пересказ | |||||||||||||||||||
129 | Обобщение по разделу « Зарубежная литература» | Текущий контроль | |||||||||||||||||||
130 136 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и восп...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....
Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс
Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...
Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....