Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Гармония"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок - обобщение к разделу "Кто родителей почитает, тот вовек не погибает"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_v_3_klasse_obobshchenie.docx | 34.44 КБ |
Предварительный просмотр:
- Организация урока. Мотивация учащихся.
Дети входят под музыку ( «Моя семья») слайд№1
Учитель: Доброе утро!
Доброе утро людям и птицам слайд №2
Доброе утро улыбчивым лицам.
Учитель: Как хорошо когда люди улыбаются.
- Ну, а теперь улыбнитесь мне.
-Вы знаете, что улыбка всех украшает.
-Что ещё может сделать улыбка?
-А теперь я хочу узнать с каким настроением вы пришли на урок? (смайлики показывают)
- Я хочу, чтобы у нас прошёл урок с весёлым, радостным настроением.
- Постановка цели урока. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, что необычного вы заметили сегодня на уроке?
Да, присутствуют ваши мамы и папы. У нас необычный урок, СЕМЕЙНЫЙ УРОК и поэтому на душе спокойно и тепло. Сегодня у ваших родных будет другая роль. Вместе с нами они снова станут учениками.
Итак, сегодня наш урок друзья,
Про удивительных 7я. Слайд №3-4
Кто они мне подскажите?
Тему вы определите? (СЕМЬЯ)
Учитель: Нам предстоит большая интересная работа, мы будем говорить о семье, о взаимоотношениях между родителями и детьми. А также выясним, что же нужно делать для того, чтобы семья жила дружно и счастливо.
А в этом нам уже помогли и ещё помогут те произведения, с которыми мы уже познакомились в разделе «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»
- Работа с понятием семья.
Учитель: - Как вы думаете, уважаемые родители и ребята, почему же слово семья произошла именно от этих слов?
(это число таинственное и волшебное)
-Давайте вспомним, где мы встречались в жизни, в сказках с этим магическим числом?
(Высказывания детей и родителей.)
Вывод: 1. Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось, Настя Ш.
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
2. Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать: Юля Самусько
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
3. – А если есть собака?
Выходит восемь «Я»? Семён
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
Слайд№5
Учитель: - Как понимаете пословицу «Когда семья вместе, так и душа на месте»?
(высказывания детей и родителей)
Учитель: Что же такое семья в вашем понимании?
- Да, семья – это близкие и родные люди, те кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
- Работа с понятием «семейное счастье»
- О семье написано много стихов, песен, рассказов, сказок в которых или воспевается семья или отражаются её проблемы.
Послушайте одно из стихотворений Лангера
-Подумайте, чем является семья для автора этого произведения?
М. Лангер. «Семья»
Семья – это счастье, любовь и удача, слайд №6
Семья – это летом поездки на дачу. Яна
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет. Галина Николаевна
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много семейной работы.
Семья – это важно! Яна
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните, Галина Николаевна
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
“Какая хорошая это семья!” вместе
Учитель: -Так что же такое семейное счастье для автора этого произведения?
-Ребята, родители, а в каких произведениях мы читали о семейном счастье? Найдите и зачитайте.
- Стр.83 Рассказ М. Зощенко «Золотые слова» …В общем, эти папины слова..
- Стр. 71 Рассказ Н. М. Артюхова «Трудный вечер» ..Ей хотелось сейчас же,.
- Работа с пословицами и поговорками.
Учитель: Русский народ слагал пословицы и поговорки о семье, о взаимоотношениях в семье. В этих поговорках и пословицах заложена огромная житейская мудрость, некоторые из них вы уже знаете.
-Надо добавить, недостающие слова:
1. Не родись красивой, а родись … (счастливой) слайд №7-11
2. Яблоко от яблони….(не далеко падает)
3. Чем богаты….(тем и рады)
4. В гостях хорошо, а дома….(лучше)
5. Не нужен клад, когда в ….(семье лад)
- А теперь давайте поработаем в парах. У вас на партах конверты с написанными пословицами, но пословицы рассыпались на слова, соберите их.
- Дети не в тягость, а в радость.
- Мой дом- моя крепость.
- Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.
- Лучше матери, друга не сыщешь.
- Родители детям плохо не скажут.
- Сердце матери лучше солнца греет.
- Семья крепка ладом.
- Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
- Викторина и беседа о семейных традициях. Слайд№12
Учитель: Читая, рассказы и стихи из этого раздела мы с ребятами поняли, что в каждой семье есть традиции и привычки. Найдите и зачитайте:
- В каком рассказе вечером, по семейной традиции, пьют чай с печеньем бабушка, мама и их дети? («Печенье» В. Осеева) стр.50 «мама высыпала на тарелку…»
- В каком произведении с любовью хранят фотографии? («Альбом фотографий» Л.Яковлев) стр.57
- В каком произведении родители ходят в кино, а по воскресеньям в цирк? («...Бы» В. Драгунский)
Учитель: А какие традиции в ваших семьях? (высказывания детей и родителей)
Учитель: Изучая, этот раздел каждая семья нашего класса работала над проектом, обратите внимание на выставку: Вадим вырос в грузинской семье, и он нам расскажет об их традициях в семье.
- Родственники слайд №13
Учитель: Ребята, а как вас называют папы и мамы?
Да, ребята, у каждого в семье есть не только имя, но и своя роль. Давайте в этом разберёмся. Но для начала сказочные загадки:
- Кем является Снегурочка Деду морозу?
-Кем являются друг другу Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф- Нуф? Слайд№14
-Кем является коза семерым козлятам? многодетная мама
Учитель: -А кем вы являетесь для своих родственников?
-Даша, кем ты являешься для своей мамы?(дочерью)
-Илюша, а ты кем являешься для своего папы? (сыном)
-Варя, а ты кем являешься для своей бабушки? Слайд №15
-Юля Диденко, а кто для тебя Максим? (брат)
-Лера, у мамы есть сестра, кто она тебе? (тётя)
-Ксюша, у папы есть мама, кто она тебе? (бабушка)
-Ксюша, а кто для тебя Юля?
-Кто для вас мама мужа? (свекровь)
-А кто вы для своего мужа?(жена)
-А кем является для вас мама жены? (тёща)
-А кто для вас Сергей Валентинович? (муж)
- Работа с текстом. Закон Божий
Учитель: Испокон веку семьи жили дружно, были большие, во всём помогали друг другу, почитали старших. Об этом говорит закон Божий.
Слайд №16
“Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой”.
Учитель: Что означает слово «почитать»?
- Где мы можем посмотреть значение этого слова? (Толковый словарь Ожегова) на парте у ученика зачитывает
Учитель: А как вы понимаете эту заповедь? (высказывания)
- Чтение про себя. (у каждого на столе текст)
Пятою заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь.
Почитать родителей значит: любить их, быть почтительными к ним, не оскорблять их ни словами, ни поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и после смерти.
Грех непочтения к родителям есть великий грех. В Ветхом завете, кто злословил отца или мать, наказывался смертью.
- Вопросы по содержанию:
- Какая по счёту эта заповедь Закона Божьего?
- Что обещает Господь Бог, если будешь почитать родителей?
- Что значит почитать родителей?
- Назовите дела, в которых вы можете проявить почтительность к родным и близким и закончите предложение.
( карточки со словами : Я должен..) (примерные ответы детей)
- я должен помогать родителям;
- я должен быть со всеми вежливым;
- я должен почитать своих родителей;
- я должен здороваться со взрослыми;
- я должен слушаться старших;
- я должен защитить маленьких;- я должен быть благодарным родителям за их заботу
Учитель: - Итак, если не будем выполнять заповедь, радость уйдёт от них, и они никогда не будут счастливы.
(На столе клей, цветы)
-У вас на столе лежат 3 цветочка: красный, жёлтый, голубой.
Если после этого урока вы будете стараться выполнять заповедь послушания - украсьте нашу поляну красным цветком, если задумаетесь над этим вопросом – то жёлтым, а голубым – если этот вопрос отложите на будущее. музыка
Учитель: А сейчас Яна Кандабарова представит свой проект о прабабушке - Лихушиной Александре Дмитриевне.
Ксюша Полубечко нам представит свою презентацию с песней.
- Школьная семья.
Учитель: Видите как здорово, когда есть семья.
- А можно наш класс назвать семьей?
- У нас с вами тоже школьная семья. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы стараемся заботиться друг о друге и помогать друг другу.
- Давайте мы с вами вырастим большое могучее дерево нашей семьи. Посмотрим, как получится наше древо из ваших фотографий.
(дети приклеивают) музыка
-Все мы листья и ветки огромного общечеловеческого дерева.
- А как вы считаете, а кого не хватает на этом дереве?
-А почему внизу я себя приклеила?
-Посмотрите, какое красивое дерево. Школьная семья – это место, где не нужно притворяться, где тебя всегда поймут, выслушают, где можно отдохнуть душой.
- Давайте расскажем о нашей школьной семье.
Класс наш в школе самый умный,
Пятерок много в дневнике! Лера
Мы вам скажем непременно:
Это класс наш – третий Б! (Проговариваем все вместе)
Класс наш в школе самый шумный,
Все кружится в голове!
Мы вам скажем честно-честно: Илья
Это класс наш – Третий Б!
Класс наш в школе всех активней
И при деле он везде! Ксюша Б.
Мы вам скажем откровенно:
Это класс наш – третий Б!
Класс наш в школе самый дружный,
Всех поддержим мы в беде! Варя
Мы вам скажем без сомнений:
Это класс наш – третий Б!
А какой веселый самый?
Улыбка сияет на лице! Даша
Мы вам громко все воскликнем:
Это класс наш – третий Б!
Третий Б - наш самый лучший,
Потому что мы – семья! Юля Диденко
Мы вам скажем дружно-дружно:
Мы – надежные друзья!
Учитель: - Вот такая наша дружная школьная семья. Ей уже третий год. И год от года она будет все дружней, все крепче. И у меня, и у ваших родителей есть забота, чтобы вы выросли хорошими людьми. И для этого мы прикладываем все силы.
- Итог урока.
-Ребята, родители понравился вам урок?
-А что именно понравилось?
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу. Яна
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет. Галина Николаевна
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много семейной работы.
Семья – это важно! Яна
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните, Галина Николаевна
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
“Какая хорошая это семья!” вместе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...
- Мне нравится (1)