Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "Гармония"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Завгородняя Жанна Владимировна

Урок литературного чтения во 2 классе к сказке "Лиса и журавль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  чтения на тему "Лиса и Журавль",

русская народная сказка  2-й класс 

Цели урока:

образовательная: способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

развивающая: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие образного и логического мышления;

воспитательная: воспитание интереса к предмету, культуры общения, воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; формирование ценностных установок, оставленных нам в наследство и передаваемых из поколения в поколение.

Оборудование:

Учебник литературного чтения для 2 класса О. В. Кубасова

Карточки с картинками к сказке по одному набору на двух учащихся (см. Приложение 3).

Плакат для зрительной гимнастики по методу Базарного (см. Приложение 4).

“Смайлики” для каждого ребёнка

Компьютерный диск со слайдами и аудиозаписью.

Слова, обозначающие качества. (на каждого ребёнка)

Картинка рисунка солнышка с отдельными лучиками, на которых написаны качества дружбы.

Картинки  лисы и журавля

Иллюстрации – картинки к сказкам

Ход урока

Орг. момент

 (Музыка: шум леса). (слайд 1)

-Я приглашаю вас в лес. Закройте глаза. Слышите: поют птицы, зашумели деревья, лёгкий ветерок играет с листочками. Мы в сказочном лесу.

Сказки – умное чудо, сотворённое народом. Как на крыльях они унесут нас в воображаемый мир, заставят удивиться народной выдумке. В нашем лесу случаются удивительные и поучительные истории со сказочными героями. У каждого героя своя сказка.

Целеполагание.

- Сегодня у нас будет необычный урок. Я знаю, что вы очень любите театр и с удовольствием смотрите спектакли. Хотите, поставить свой спектакль? Я вам в этом помогу. Но для того, чтобы поставить спектакль, надо хорошо знать и понимать смысл сказки.

- Сегодня на уроке мы будем проводить самые настоящие исследования и совершать открытия, будем историками, мультипликаторами, звукорежиссерами, литераторами.

Подготовка к восприятию произведения.

-“Жили были…..”, “В некотором царстве, в некотором государстве...” Эти слова только услышишь - сразу догадаешься, что дальше будет. Дальше будет сказка.

- Ребята мы с вами отправимся в мир сказки!

Нет человека, который не рассказывал или не читал сказку.

- А что такое сказка?

В сказках происходят удивительные приключения, поучительные истории, забавные случаи. Вместе с героями сказок мысленно переносимся мы в тот сказочный мир, где живут эти герои. - Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль

 - Сегодня наш урок посвящён произведению, которое, наверняка, вам хорошо знакомо.

-А узнать ее героев вы сможете, отгадав загадки:        

Пришла из лесу птичница        

В рыжей шубке

Кур посчитать        (Лиса)

Вывешивается картинка с изображением лисы.

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,        

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.        (Журавль)

Вывешивается картинка с изображением журавля.

- Это сказка “Лиса и Журавль”. (Слайд 2)

 Наша сказка так и называется. Сегодня мы не только прочитаем новую сказку, но и вспомним малые жанры русского фольклора, которые изучали раньше. И один из них мы уже вспомнили - это загадки. Какие еще загадки о животных вы помните?

- Ребята, а какая это сказка?

Сказки бывают разные.

- На какие группы делятся сказки?

1. Народные и авторские.            Ковтунова Лера

- У авторских сказок есть известный автор. А у народных сказок автор народ.

- Что это значит?

Люди, создавшие когда-то народные сказки, жили на этой же земле, на которой живем мы. Но кто они, мы не знаем, кто-то сочинил сказку и пересказал другим. Другой человек не только хорошо ее запомнил, но еще что-то изменил в ней, что-то добавил от себя и в свою очередь рассказал еще кому-то. А тот еще кому-то. Так что у сказки много авторов, ее сочинял и переделывал народ.

2. Волшебные,             Самусько Юля

- Есть волшебные или фантастические.

- Какие герои встречаются в этих сказках? (Баба Яга, Кощей Бессмертный…)

Все в волшебных сказках необыкновенно. Люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи – предметы быта, орудия труда приобретают чудесные свойства.

Волшебная сказка зародилась очень давно.

Подберите иллюстрации к данным сказкам. (иллюстрации к сказкам на доске)

3.Есть сказки бытовые.                     Полубечко Ксюша

-Какова особенность этих сказок?

В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях.

Подберите иллюстрации.

4. Сказки о животных.                                    

Чем характерны эти сказки?

- Сегодня у нас в гостях Лиса. Опишите ее. (иллюстрация на доске)

- Какие сказки, о лисе вы знаете?

- Какая она в этих сказках? (Хитрая, умная, обманщица.)

Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей.

Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план.

Чтение произведения.

- Давайте прочитаем эту сказку вместе с аудиозаписью. Слушайте, как рассказывают сказку профессиональные артисты и одновременно, вслух, но очень тихо, читайте сами.

Возьмите карандаши. При чтении подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны. (Слайд 3)

- Какие слова вы подчеркнули? (Ответы детей.)

(Слайд 4) – Словарная работа, разбор каждого слова.

(Слайд 5) Молодцы! Вы очень хорошо поработали. Давайте немного отдохнём.

Физминутка

К солнцу тянутся ромашки,
Птицы, звери, второклашки.
 (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Если ты устал в пути,
К солнцу потянись и ты. 
(Дети встают на другую ногу и тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга. 
(Вращение прямых рук вперёд.)
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. 
(Вращение прямых рук назад.)
Руки в спину упираем, 
Поясницу прогибаем. 
(Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)
А теперь, давай, дружок,
Посмотри на потолок.
Отдохнули мы чудесно,
И пора за парты сесть нам. 
(Дети садятся за парты.)

- А теперь давайте побудем мультипликаторами и составим мультфильм к этой сказке.

- Вы будете работать в парах. Возьмите конверты, достаньте картинки-карточки. (см. Приложение 3)

- Разложите картинки в том порядке, в каком развивается сюжет сказки. (Работа в парах.)

- Найдите и отметьте в тексте сказки одно или несколько предложений, которые соответствуют каждой картинке.(Работа в парах.)

- Давайте озвучим наш мультфильм. (Слайд 6)

(Работа по картинкам. Если ребёнок неточно нашёл подпись к картинке, учитель обращает внимание на некоторые детали рисунка.)

Физминутка для глаз

- Наши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть.

- Сядьте прямо. Смотрим перед собой. Не поворачивая головы, посмотрите налево…, направо…, вниз…, вверх… . Посмотрите в окошко, далеко-далеко.

- Давайте прочитаем, что написано на плакате. (см. Приложение 4)

- Читайте, следуя глазами за движением указки. (Чтение хором.)

- Закройте глаза и подумайте, что же вы прочитали?

- Откройте глаза. Что у вас получилось? (Как аукнется, так и откликнется.)

- Что это за предложение? (Это пословица, она есть в сказке.)

Анализ произведения.

- Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей.)

- Значит,… (Учитель одновременно пишет на доске.) …

 Нехорошая Лиса обидела хорошего Журавля и он ей отплатил?

- Так? Или не так? (Предположения детей.)

- Давайте разберёмся.

-Какой Лиса обычно предстаёт в русских сказках(Гадкая, хитрая, льстивая.)

- А в этой сказке? (Приятная: с Журавлём “подружилась”, а подружившись, как водится среди соседей, “вздумала угостить Журавля и пошла звать его к себе в гости”.)

- Что же тут плохого(Ничего.)

- Как Лиса приглашала Журавля(По доброму, как положено в русской традиции. И каши наварила (каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась). И кашу по тарелке размазала, чтобы гость не обжёгся. И не швырнула тарелку на стол, а подала, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: “Покушай, голубчик, сама стряпала”.)

- Плохие ли это слова и дела(Нет.)

- Есть ли у нас хоть какой-то повод сомневаться в том, что Лиса задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси правилам? (Нет.)

- Так где же, в чём, когда допустила Лиса промашку(Когда гость и хозяйка начали трапезничать. Увлёкшись приятным занятием (“лижет себе да лижет кашу”), Лиса и не заметила, что Журавль только стучит носом по тарелке, а кашки ему при этом не достаётся.)

- А как повёл при этом себя Журавль(Журавль же и виду не показал, даже не намекнул Лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он Лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом.)

- Как же принял Лису Журавль(Наготовил окрошки, перелил (!) её в кувшин с узким горлышком.)

- Умышленно ли он это сделал(Да, он хотел отомстить Лисе.)

- Как вы думаете, заметил ли Журавль, что Лиса вертится вокруг кувшина, и лизнёт его, и понюхает, а до еды добраться не может? (Именно этого эффекта от своего угощения он и ждал.)

- Надо ли тогда удивляться тому, что Лиса обиделась такому приёму? (Нет, кому приятно, когда над тобой откровенно насмехаются, пригласив тебя же в гости.)

- Но, с другой стороны, и Журавлю было обидно возвращаться голодным домой. Не так ли? (Да, но обида обиде рознь. Лиса не умышленно обидела Журавля. Она его угостить хотела, но не учла, что, если приглашаешь гостя, надо предварительно изучить его вкусы и возможности. Надо всё время заниматься гостем, забыв о себе, иначе гость почувствует себя неуютно.)

- Как должен вести себя гость?(Культурно, искренне, честно. Журавль мог бы тактично намекнуть Лисе, что кашки-то ему не досталось. Или, если уж очень обиделся, мог бы просто, поблагодарив хозяйку, уйти и не приглашать Лису с ответным визитом. Вероятно, Лиса бы задумалась, почему так получилось.)

- Как мог бы поступить Журавль, пригласив Лису в гости(На своём примере показать Лисе, как надо встречать гостей.)

- Но это доступно только культурным людям и искренним друзьям.

- А как же пословица? Ведь русский народ в пословице заключает главную свою мудрость!.(Эта пословица обращена не к тому, кого обидели, а к каждому из нас. Она говорит нам: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно. Потому что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком умного и не очень-то культурного человека, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой.)

- Как вы думаете, есть ли ещё пословицы, которые подходили бы к этой сказке?

- Сейчас я буду называть пословицы. Если вы считаете, что пословица подходит к этой сказке – хлопайте в ладоши 1 раз. Поднимите руки вверх.

+ Что есть в печи, всё на стол мечи.

Шило в мешке не утаишь.

+ За добро добром и платят.

+ У нас на Руси прежде гостю поднеси.

Труд кормит, а лень портит.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

+ Хороший гость дому радость.

Друг познаётся в беде.

+ Гостю щей не жалей, а побольше лей.

За правое дело стой смело.

+ Умел в гости звать, умей и угощать.

Постановка спектакля

Для того, чтобы поставить спектакль, нам нужно создать образы главных героев сказки. Итак, мы снова отправляемся в гости в сказочный лес (музыка). Закройте глазки.

ЛИСА

Вот мелькнул пушистый рыжий хвост. Это Лиса торопится к своему другу Журавлю. Как она выглядит? Опишите её внешний вид. (Рыжая, пушистая, с большим хвостом, белой грудкой, чёрными лапками).

- Какая у тебя красивая лиса! А кто хочет свою лису представить?

- Как лиса двигается? (Крадётся, с достоинством, любуясь собой)

Послушаем, каким представляет лису музыка.

- Давайте покажем Лису. Встаньте, представьте, что вы – Лиса. Вы очень красивая. Покажем лапки, красивый рыжий хвост. Вы знаете себе цену.

Сегодня у нас в классе 10 прекрасных лисиц. Каждая Лиса хороша по своему. Ко хочет показать свою Лису? ( 1-2 ученика)

Журавль

-Но вот в глубине леса у самого болота виднеются чьи-то ноги. Это Журавль. Каким вы его себе представляете? (Высокий, серый, длинные тонкие ноги, длинная шея, клюв, крылья, хвост.) Как Журавль передвигается? (Медленно, сгибая по очереди то одну, то другую ногу.)

Послушаем, каким представляет Журавля музыка.

Встали. Мальчики все стали Журавлями. Выпрямили спины. У нас длинная шея. Сзади хвост. Как мы будем идти? Попробуем. (Все под музыку) кто хочет изобразить Журавля?

Инсценировка  спектакля

Итог урока. Рефлексия.

- Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно обидел, о чём надо подумать? (О том, чем я спровоцировал эту обиду.)

- Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду? (Нет.)

- Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка “о ложной дружбе”.)

- А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей? (Да.)

- Для этого нам надо зажечь волшебное солнце дружбы. (на доске – круг солнца)

- Возьмите листочки. Из слов, напечатанных, подчеркните слова, обозначающие качества, которые вы хотели бы видеть у своего друга. (Работа детей.)

- Чтобы солнышко засветило, ему нужно добавить лучики.

- Какие слова вы подчеркнули? (Дети отвечают и одновременно прикрепляют к солнцу лучи с названиями качеств друга.)

- Как вы думаете, какого качества здесь не хватает? (Умение понимать друга.)

- Давайте добавим этот лучик.

- Ребята, вы прекрасно работали. Давайте посмотрим, с каким настроением вы заканчиваете урок?

- Возьмите карточки, где нарисован грустный и весёлый человечек. Я сделаю так же.

- Поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению. (Дети поднимают карточки.)

- А я выбрала такую карточку. (Учитель показывает карточку хорошего настроения.)

- Я очень рада видеть ваши весёлые лица. Вы настоящие друзья. Поэтому я хочу подарить вам это солнце дружбы, чтобы оно светило вам всегда, радовало и согревало вас.

- Наш урок закончен. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...