конспект и презентация урока литературного чтения в 4 классе тема "В гостях хорошо, а дома лучше" ( по произведению И.С. Соколова-Микитова "Листопадничек" ) программа "Школа России"
презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме
конспект урока литературного чтения по произведению И. С. Соколова-Микитова "Листопадничек", урок изучения нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока литературного чтения | 23.29 КБ |
презентация к уроку литературного чтения И.С. Соколов-Микитов "Листопадничек" | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
«В гостях хорошо, а дома лучше»
по произведению И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек»
(урок изучения нового материала)
Цели урока: 1. познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Соко-лова-Микитова; учить видеть и понимать окружающую природу.
Развивающие: развитие устной речи, навыков чтения, творческих способностей, внимания, мышления, познавательной активности.
Воспитывающие: прививать ответственное отношение к учению, формировать коммуникативные навыки, учить быть терпеливыми и терпимыми, воспитывать доброжелательность.
Обучающие: обучение выборочному чтению с выполнением разного рода заданий, составлению плана, умению работать с заданиями в тестовой форме, совершенствовать навыки самостоятельной работы.
1)Продолжить работу по развитию беглого и выразительного чтения.
2) Учить умению высказывать свои мысли.
3)Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: рисунки животных, выставка книг Соколова-Микитова,
книга для чтения (учебник).
создать условия для:
совершенствования навыка осознанного выразительного чтения вслух, понимания детьми темы и основной мысли художественного произведения, открытия жизненных истин: «В гостях хорошо, а дома лучше», «Жить вдали от Родины, близких – морально трудно»;самовыражения чувств, мыслей учащихся, понимания ими авторской и своей позиции по данной теме;
совершенствования монологической и диалогической речи учащихся, развития воображения, образно-художественного мышления;
привития любви, интереса ко всему живому, воспитания чувства уважения, понимания к жизни братьев наших меньших.
Ход урока:
- Организационный момент
Цель: настроить на работу, создать настроение
Худ. слово: Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
И друг друга не задели.
Чтобы работа у нас ладилась, у всех было хорошее настроение, давайте поздороваемся, пожелаем друг другу добра.
«Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться:
«Доброе утро!»
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера»
- этап
Цель: подготовка к восприятию нового материала
Звучит отрывок из стихотворения «Журавлик» Журавлёнок.
- Я Вам прочитаю, а вы внимательно слушайте и подумайте, как оно называется?
Слова: И. Шаферана
Ушло тепло с полей, и стаю журавлей
Ведет вожак в заморский край зеленый.
Летит печально клин, и весел лишь один,
Один какой-то журавленок несмышленый.
Он рвется в облака, торопит вожака,
Но говорит ему вожак сурово:
«Пусть та земля теплей, а родина милей,
Милей – запомни, журавленок, это слово.)
- Как можно называть это стихотворение? О чем оно? ( Журавли… О том, как на зиму журавли улетают в теплые страны.)
- Какое у него настроение? (Грустное, тревожное, печальное.)
-Послушайте крик журавля......
- Как вы думаете, почему печальные, грустные нотки звучат в этом крике? Отчего журавлиный клин летит печально? (Журавли улетают на несколько месяцев в чужие края. Птицы понимают, что дорога предстоит им сложная, опасная. Они прощаются со своим домом.)
- Какие места называют чужбиной? (Те края, где нет родного угла, где вас никто не ждет. Чужбина – место, где ты вынужден жить.)
- Кто радуется? Почему? (Журавленок. Он научился летать, ему хочется летать долго, далеко. Потому, что он мал и не знает, что летит на чужбину. Ему хочется увидеть много нового и интересного.)
- Как автор называет журавленка? (Он его называет несмышленым.)
- Почему? ( Журавленок не понимает, что во время пути всех их ждут опасности. Его манит все новое, а домом своим он не дорожит.)
3 этап Цель: знакомство с произведением Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Листопадничек»
- Ребята, прочитайте тему урока. (На доске записана тема урока.)
«В гостях хорошо, а дома лучше»
- Как вы ее понимаете? (Я считаю, что в гостях может быть хорошо, но не долго. Все равно хочется домой, там лучше, там все свое, родное, милое.)
- Посмотрите внимательно на портрет писателя, прочитайте его фамилию, имя. (Далее учитель знакомит учащихся с фактами биографии писателя.)
Автобиография
Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.
Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету
Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины
Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе.
С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов.
Большинство произведений записаны со слов старого ослепшего писателя, его женой и внуком. Главная мысль его творчества- бережное отношение к природе и всему живому, окружающему нас на земле.
Выставка книг произведений Соколова-Микитова.
- Вы познакомитесь с писателем Соколовым-Микитовым, именно его произведение мы будем сегодня изучать. (Презентация)
- Как называется произведение, с которым мы будем знакомиться сегодня?
- От каких слов образовано его название? (Лист, падать.)
- Когда это бывает? (Осенью.)
- Чему мы будем учиться, работая над произведением «Листопадничек» Соколова-Микитова? (Я думаю, что надо понять, о ком или о чем это произведение. Выяснить, как автор относится к героям произведения, к их поступкам. Понимать характеры героев. Понимать тему урока и основную мысль произведения.)
- Молодцы. Конечно, мы будем учиться понимать тему и основную мысль произведения. Учиться выражать свое отношение к происходящему. И давайте выясним, какая истина объединяет произведения «Журавленок» и «Листопадничек».
4 этап Цели:. художественное восприятие текста произведения.
Задача: организовать художественное восприятие текста произведения.
- Можно ли по заголовку определить, какое настроение у произведения? (Я считаю, что это доброе произведение, т.к. название у него доброе.)
-А вы догадались, кто главный герой нашего произведения?
Загадка
- Ребята, во время моего чтения произведения вслух, определите, к какому жанру оно относится, какова тема произведения. (Чтение произведения учителем вслух.)
Словарная работа:
5 этап . Художественный анализ произведения.
Цели: : развитие художественно-образного мышления, произвольного внимания, монологической и диалогической речи учащихся.
А) Первичный анализ произведения:
- К какому жанру относится произведение? Докажите это.
- Какая она по характеру? (Грустная, добрая.)
- Какие чувства вы испытывали, слушая сказку? (Досаду, страх, жалость, радость, удивление, огорчение.)
- Почему у вас были такие разные чувства? (Листопадничек, как и журавленок, маленький, наивный, глупый, одинокий, несмышленый оказался на чужбине. Я считаю, что зайчонок одинокий. Он убежал от мамы, ему вдали очень плохо, страшно.)
- Какова же тема данного произведения? (Тема одиночества всех, кто оказался вдали от своего дома, близких, тема Родины.)
Физкультурная минутка.
Мы сейчас все дружно встанем.
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернулись,
Наклонились и поклонились!
Лапки вверх и лапки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, мои зайчишки!
Б) Аналитическое вычитывание.
1) Чтение 1 части сказки (Юля читаект)
- Когда родились у старой зайчихи зайчатки?
-Что они видели каждое утро? Зачем наблюдали?
- О чем мечтал маленький зайчонок?
-Как мы озаглавим первую часть?
2) Чтение второй части (жужжащее чтение до слов «И убежал зайчонок))
- Что вы узнали из прочитанного об изменениях в живой природе осенью?
-Чего испугались зайчишки? Что их беспокоило?
- Почему, на ваш взгляд, зайчонок убежал из дома? (Листопадничек маленький и глупы. Он испугался прихода зимы. Побежал за журавлями, которые улетали в теплые страны, он позавидовал им.)
- Прочитайте, как описал автор побег зайчонка.
- Как автор относится к этому поступку героя? (Он его осуждает.)
- А вы? (Я его не осуждаю, мне его жаль. Зайчонок не знал и не понимал, как трудно жить вдали от дома. Он еще маленький, упрямый и наивный. А из дома его гнал страх перед наступающей зимой.)
- Что хотел обрести вдали от родных мест зайчонок? (Тепло, счастье.)
- Какой эпизод из произведения изобразил художник в учебнике? (Встречу зайчонка со старым бобром.)
- Найдите отрывок из сказки, который подходит к этой иллюстрации, прочитайте.
- Почему Листопадничек захотел остаться у бобров? (Бобры сказали, что зимой в хатке у них тепло, безопасно.)
- Что не понравилось Листопадничку у бобров? (У них в хатке оказалось темно и сыро.)
- Почему сырой и темный, по мнению зайчонка, дом бобров для них был лучшим? (Надежен. Вода - среда их обитания наравне с сушей.)
- Если зайчонку не понравилось у бобров, почему он не убежал? (Он боялся холодной воды. Он боялся лисы и выдры. Он не умел плавать и нырять.)
- После непродолжительной жизни у бобров, какие чувства стал испытывать зайчонок? (Он тосковал. Часто вспоминал свое теплое гнездо, старую зайчиху мать.)
- Организуйте малые группы, просмотрите отрывок о жизни Листопадничка у бобров, подготовьте вопросы по данной части произведения. Хорошо, если эти вопросы заставят нас не только вспомнить содержание произведения, но и рассуждать, выражать личное отношение к поступкам героя. (У каждого ученика имеется карточка для записи вопросов.) (Приложение 2)
После самостоятельной работы в группах учащиеся задают одноклассникам некоторые подготовленные вопросы (по одному от группы).
Примеры детских вопросов:
- Как бобры строили свою плотину?
- Чем питались бобры?
- Почему старый бобр выгнал выдру?
- Как бобр спасал Листопадничка?
- Какими чертами характера обладали бобры?
- Чему зайчонку следовало поучиться у бобров?
- Какой эпизод в сказке самый трагичный? (Когда весной вода прорвала плотину.)
- Почему? (Зайчонок мог утонуть.)
- В народе говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Как вы соотнесете смысл этой пословицы с содержанием сказки? (Если бы плотину не прорвало, зайчонок не решился бы покинуть домик бобров.)
- Что понял зайчонок за долгую зиму на чужбине? («В гостях хорошо, а дома лучше». Вдали от родных жить очень трудно.)
- Какой показалась Листопадничку жизнь вдали от дома? (Горькой.)
- На какой поступок решился в этот момент зайчонок? (На побег.)
- Как сказано об этом в произведении? («Со всех ног» бросился домой».)
- По праву ли Листопадничка, после возвращения домой, стали называть самым храбрым и отчаянным зайцем в лесу? (Я бы его назвал бывалым. Храбрым ему еще надо стать.)
4. Итог урока.
Задачи: выявить уровень понимания, осознания основной мысли произведения; учить давать оценку событиям, описанным в произведении; выражать свое отношение к происходящему и героям.
- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чем вас заставили задуматься сказка и песня? (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)
- Почему Соколов - Микитов так образно, полно сумел раскрыть тему тоски по своим близким, Родине? (Он сам это прочувствовал, находясь вдали от России.)
- Что бы вы на будущее посоветовали Листопадничку и Журавленку?
- Послушайте окончание песни «Журавленок» Колмановского и Шаферана.
5. Домашнее задание.
Задачи: совершенствовать умение детей оценивать свои знания, умения и, на основе этого, планировать домашнюю учебную деятельность.
- Возьмите карточку с памяткой. (Приложение 1)
- Какие, по вашему мнению, задания по работе с текстом произведения необходимо сегодня нам выбрать для домашней работы? (Задания № 2, 6, работу по карточке, а по выбору 25, 4, 17.)
- Чему мы будем учиться, выполняя эти задания? (Учиться читать произведение по ролям. Закреплять умение делить произведение на части и озаглавливая их, выделяя основную мысль каждой части. Передавать свое отношение к герою произведения в рисунке.)
- Спасибо за работу на уроке, за стремление каждого из вас четко, открыто выражать свои чувства, мысли по обсуждаемой теме.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ушло тепло с полей, и стаю журавлей Ведет вожак в заморский край зеленый. Летит печально клин, и весел лишь один, Один какой-то журавленок несмышленый. Он рвется в облака, торопит вожака, Но говорит ему вожак сурово: «Пусть та земля теплей, а родина милей, Милей – запомни, журавленок, это слово»
«В гостях хорошо, а дома – лучше»
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ СОКОЛОВ-МИКИТОВ Автобиография Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины. Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе. С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. Большинство произведений записаны со слов старого ослепшего писателя, его женой и внуком. Главная мысль его творчества- бережное отношение к природе и всему живому, окружающему нас на земле. Выставка книг произведений Соколова-Микитова.
И.С. Соколов-Микитов. « Листо пад ничек»
II. Работа над текстом «Листопадничек». Выборочное чтение -Какая мечта была у маленького зайчика. Почему она появилась? Прочитайте, как улетали журавли. Как вели себя другие звери? -Кого встретил зайчонок во время путешествия? -Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами. (Читать по ролям: автор, зайчонок, бобр, бобриха.) -Почему Листопадничек остался в хатке бобров? -Как провел зайчонок зиму? Ι V. Деление текста на части -Как вы думаете, это рассказ или сказка? - (Это сказка о животных. Там животные разговаривают, путешествуют.) Разделим эту сказку на части и озаглавим каждую часть, т. е. составим план. (Текст делится на части.) План: 1.Мечта Листопадничка. 2.Подготовка животных к зиме. 3.Зайчонок в хатке бобров. 4.Пришлось остаться на зиму. 5.За долгую зиму большого страху натерпелся. 6.Наконец-то дома! Краткий пересказ текста по коллективно составленному плану.
Цели и задачи урока Понять о ком и о чём это произведение Понять как автор относится к главному герою Понять основную мысль произведения
И.С. Соколов-Микитов. « Листо пад ничек»
Загадка Заберётся в огород И давай над грядкою Забивать капустой рот, Грызть морковь украдкою .
И.С. Соколов-Микитов. « Листо пад ничек»
Словарная работа Листопадничек Долговязый Плотина Хатка Штукатур Обглоданные Робеть Отведать Зябнуть Росомаха Выдра
Росомаха выдра
И.С. Соколов-Микитов. « Листо пад ничек»
физминутка
Выборочное чтение. Какая мечта была у маленького зайчонка ? Почему она появилась? Как улетали журавли ? Как вели себя другие звери? Как зайчонок встретился с бобрами? Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами. Почему Листопадничек остался в хатке бобров? Как Листопадничек ухаживал за бобрятами ? Как встретила зайчонка мать ?
Найдите отрывок в тексте к иллюстрации.
Найдите и прочитайте отрывок к иллюстрации.
Характеристика героя -Опишите Листопадничка Каким он был: любопытным, любознательным, смелым, легкомысленным,боязливым,решительн-ым,беспокойным ? -Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям ?
Итог работы на уроке. Как вы думаете, какая главная мысль выражена в произведении И.С. Соколова-Микитова? Покажите знание содержания сказки, выполнив задание в виде теста.
ПОСЛОВИЦы На чужой стороне Родина милей вдвойне На чужой сторонушке, рад своей воронушке В гостях хорошо, а дома лучше
Тесты 1.Сколько зайчат родилось у зайчихи? А)3 Б) 2 В) 5 2. Как охотники называют осенних зайчат? А) осеннички Б) листопаднички В) подлистопадники 3. Когда птицы собрались к отлёту? А) ранней осенью Б) поздней осенью В) зимой
Тесты 4. Как называется домик у бобров? А) хатка Б) норка В) избушка 5. Сколько этажей в бобровой хатке? А) 3 Б) 2 В) 4 6. Что едят бобрятки? А) берёзовую кору Б) ивовые ветки В) листочки
Тесты 7. Как можно выйти из хатки? А) через дверь Б) через окно В) под водой 8.Кем был зайчонок для бобрят? А) братом Б) нянькой В) другом 9.На чём выбрался листопадничек из хатки? А) на хвосте Б) на шее В) на спине
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по произведениям Соколова - Микитова.
Конспект урока литературного чтения в 4 классе....
Презентация. Подробное изложение "Осень" по И. Соколову-Микитову. 2 класс
Подробное изложение "Осень" по И. Соколову-Микитову в виде презентации. В презентации дан текст с картинками, вопросы к тексту и задания, словарная работа, орфографическая подготовка, опорные слова дл...
Конспект урока + презентация "Работа с текстом и анализ произведения Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Листопадничек»" (УМК Школа России,3 класс)
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Образы детей в произведении М.Зощенко «Золотые слова» УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной ре...
Викторина по литературному чтению по произведению И. С. Соколова-Микитова "Листопадничек"
Литературная викторина содержит 10 заданий для первого и второго вариантов. Ученик выбирает верный ответ. Учитель оценивает работу каждого ребёнка....
Тест по литературному чтению по произведению И.С. Соколова-Микитова _Листопадничек_ (3 класс)
Тест по литературному чтению по произведению И.С. Соколова-Микитова _Листопадничек_ (3 класс)...