I.Самоопределение к учебной деятельности | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.
| Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Понимать значение знаний для человека и принимать его; проявлять интерес к изучаемому предмету |
II. Актуализация знаний | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
- Прочитайте составленный план сказки «Ашик – Кериб»
| Отвечают на вопросы учителя, рассказывают о выполненной дома работе. 1.Бедность-препятствие женитьбе Ашика. 2.Отъезд героя. 3.Появление соперника, обман. 4.Ашик осуществляет задуманное. 5.трудное испытание, помощь покровителя. 6. Новые испытания. 7. Узнавание героя. 8.Свадьба.
| Выделять существенную информацию из текста. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока. | Задаёт вопросы, комментирует ответы, предлагает сформулировать тему и цель урока. Эпиграф на доске: «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сердца своего выносит злое». (Евангелие от Луки) -Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. Как вы его понимаете? - Кто догадался, о чём мы сегодня с вами будем говорить? - Прочитайте тему урока - Определите цель урока, используя опорные слова. | Обсуждают тему урока.
Отвечают на вопросы учителя, определяют и формулируют тему и цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.
Мы будем говорить о литературном герое и его поступках, и о том, как поступки влияют на формирование характера героя эпического произведения.
| Принимать и сохранять учебную задачу. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. |
IV. Знакомство с новой темой | Рассказывает о творчестве Л.Н. Толстого и истории появления повести «Детство». Л.Н. Толстой, создавая произведение, всегда думал о своём избранном читателе. - Прочитайте требования писателя к читателю и скажите о самом главном критерии избранного читателя, названных здесь. Ключевые слова можно подчеркнуть. - В своём рассказе о творчестве Толстого я упоминала о повести «Детство». Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни – он стал писателем. Он задумал роман «Четыре эпохи развития», в котором хотел изобразить процесс духовного развития человека, «резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни; в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм; в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе». На Кавказе написана первая часть задуманного рассказа «Детство»; позднее были созданы две другие – «Отрочество», и «Юность», а четвёртая часть «Молодость» так и осталась ненаписанной. - Мы с вами на уроке познакомимся лишь с отрывком из первой повести. Создавая образы героев повести, писатель использовал свои личные переживания и впечатления, но повесть автобиографическая лишь от части. Л.Н. Толстой утверждал, что писал не о своём только детстве, но и о том, что есть в детстве каждого человека. -Итак, каковы критерии избранного читателя? - Надеюсь, вы хотите попробовать понять произведение Л.Н. Толстого и разобраться в том, как меняются герои под воздействием обстоятельств. | Слушают рассказ учителя, задают вопросы. На листах каждому ученику выдано рассуждение Л.Н. Толстого о читателе . О читателе «Чтобы составить себе понятие впечатлений. Которое произведёт моё сочинение, я должен иметь в виду известный род читателей. Чтобы быть принятым в число моих избранных читателей, я требую немногого: чтобы вы были чувствительны, т.е. могли бы иногда от души пожалеть и даже пролить несколько слёз о вымышленном лице, которого вы полюбили, и от сердца порадоваться за него, и не стыдились бы этого; чтобы вы были человек религиозный; чтобы вы, читая мою повесть, искали таких мест, которые задевают вас за сердце, а не таких, которые заставят вас смеяться; чтобы вы из зависти не призирали хорошего круга, ежели вы даже не принадлежите к нему, но смотрите на него спокойно и даже беспристрастно, я принимаю вас в число избранных. А главное, чтобы были человеком понимающим…Главный признак понимающих людей – это приятность в отношениях; им не нужно ничего уяснять, толковать, а можно с полной уверенностью передавать мысли… Итак, главное требование моё – понимание». Далее писатель говорит о том, что можно писать из головы и из сердца. «Я старался писать только из сердца», - заключает автор.
Критерии избранного читателя: быть чувственным, человеком понимающим.
| Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать своё мнение. Понимать на слух ответы учащихся, слушать собеседника. |
V. Первичное восприятие текста | Организует комбинированное чтение: учитель- хорошо читающие учащиеся. - Какими чувствами переполнен этот отрывок? -Найдите в тексте, какими словами обращается Николенька к матери, как он её называет. - Как мама называет своего сына? - О чём нам с вами, читателям, могут говорить эти выражения? - Что испытывал мальчик, когда находился рядом с матерью? - Что хотелось ему сделать в эту минуту для всех знакомых и незнакомых ему людей? Прочитайте. - Это произведение Л.Н. Толстого называется «Детство». - как вы считаете, только ли о детских годах мальчика Николеньки хотел рассказать писатель? - какие события описывает Л.Н. Толстой? - О чём он вспоминает? - Найдите и прочитайте строчки, которые выражают главную мысль отрывка. | Читают произведение, отвечают на вопросы учителя.
| Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения.
|
VI. Анализ произведения | Перечитывание текста произведения с предварительным заданием. - Вы познакомились с повествовательным произведением – эпическим произведением. Какими особенностями отличаются подобные произведения? - кто, по-вашему, рассказывает о происходящих событиях? -Что вы думаете о характере Николеньки? Какой он? Дайте ему характеристику. - Как мальчик относится к своей маме? - Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями? Объясните. | Читают текст произведения повторно. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. По мере ответов на доске появляется схема Особенности эпического произведения | Повествование о событиях | Наличие рассказчика | Особые авторские приёмы |
В повести, действительно, есть особый персонаж, который рассказывает о том, что происходит Главный герой – Николенька. Он рассказывает о происходящих событиях. Этого персонажа автор наделил автобиографичными чертами. | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
VII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения задания на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу - Что нового узнали на уроке? - Закончить урок мне хочется словами Л.Н. Толстого, с которыми он обращался к своим ученикам в Яснополянской школе: «Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро». - Этим добром пронизаны все произведения Толстого. Именно поэтому их любят и знают взрослые и дети. | Отвечают на вопросы, определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
| Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |