Л.Н. Толстой. Повесть «Детство»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе (УМК Школа России)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения в  4 классе

Тема урока

Л.Н. Толстой Повесть «Детство»

Цель урока

Познакомить с отрывком  из произведения Л.Н. Толстого «Детство», развивать умение анализировать повествовательное произведение.

Тип урока

Освоение нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные: познакомить с творчеством Л.Н. Толстого и содержанием отрывка из повести «Детство»; анализировать повествовательное произведение, выделять главное и существенное; читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения.

Метапредметные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, формулировать основную мысль произведения на уровне обобщения; осознавать цель своих высказываний по прочитанному; пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники.

Личностные: посещать по своему желанию библиотеку для подготовки к урокам литературного чтения. Осознание важности изучаемого предмета в своей жизни.

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Повесть, повествование

        

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Самоопределение к учебной деятельности

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Планировать  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Понимать значение знаний для человека и принимать  его;  проявлять интерес к изучаемому предмету

II. Актуализация знаний

Проверяет  домашнее  задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Прочитайте составленный план сказки «Ашик – Кериб»

Отвечают на вопросы учителя, рассказывают о выполненной дома работе.

1.Бедность-препятствие женитьбе Ашика.

2.Отъезд героя.

3.Появление соперника, обман.

4.Ашик осуществляет задуманное.

5.трудное испытание, помощь покровителя.

6. Новые испытания.

7. Узнавание героя.

8.Свадьба.

Выделять существенную информацию из текста. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

Задаёт вопросы, комментирует ответы, предлагает сформулировать тему и цель урока.

Эпиграф на доске: «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сердца своего выносит злое». (Евангелие от Луки)

-Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. Как вы его понимаете?

- Кто догадался, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

- Прочитайте тему урока

- Определите цель урока, используя опорные слова.

Обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя, определяют и формулируют тему и цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

Мы будем говорить о литературном герое и его поступках, и о том, как поступки влияют на формирование характера героя эпического произведения.

Принимать и сохранять учебную задачу. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

IV. Знакомство с новой темой

Рассказывает о творчестве Л.Н. Толстого и истории  появления повести «Детство».

Л.Н. Толстой, создавая произведение, всегда думал о своём избранном читателе.

- Прочитайте требования писателя к читателю и скажите о самом главном критерии избранного читателя, названных здесь. Ключевые слова можно подчеркнуть.

- В своём рассказе о творчестве Толстого я упоминала о повести «Детство». Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни – он стал писателем. Он задумал роман «Четыре эпохи развития», в котором хотел изобразить процесс духовного развития человека, «резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни;  в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм; в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе». На Кавказе написана первая часть задуманного рассказа «Детство»; позднее были созданы две другие – «Отрочество», и «Юность», а четвёртая часть «Молодость» так и осталась ненаписанной.

- Мы с вами на уроке познакомимся лишь с отрывком из первой повести. Создавая образы героев повести, писатель использовал свои личные переживания и впечатления, но повесть автобиографическая лишь от части. Л.Н. Толстой утверждал, что писал не о своём только детстве, но и о том, что есть в детстве каждого человека.

-Итак, каковы критерии избранного читателя?

- Надеюсь, вы хотите попробовать понять произведение Л.Н. Толстого и разобраться в том, как меняются герои под воздействием обстоятельств.

Слушают рассказ учителя, задают вопросы.

На листах каждому ученику выдано рассуждение Л.Н. Толстого о читателе .

                О читателе

«Чтобы составить себе понятие впечатлений. Которое произведёт моё сочинение, я должен иметь в виду известный род читателей.

Чтобы быть принятым  в число моих избранных читателей, я требую немногого: чтобы вы были чувствительны, т.е. могли бы иногда от души пожалеть и даже пролить несколько слёз о вымышленном лице, которого вы полюбили, и от сердца порадоваться за него, и не стыдились бы этого; чтобы вы были человек религиозный; чтобы вы, читая мою повесть, искали таких мест, которые задевают вас за сердце, а не таких, которые заставят вас смеяться; чтобы вы из зависти не призирали хорошего круга, ежели вы даже не принадлежите к нему, но смотрите на него спокойно и даже беспристрастно, я принимаю вас в число избранных. А главное, чтобы были человеком понимающим…Главный признак понимающих людей – это приятность в отношениях; им не нужно ничего уяснять, толковать, а можно с полной уверенностью передавать мысли… Итак, главное требование моё – понимание».

Далее писатель говорит о том, что можно писать из головы и из сердца. «Я старался писать только из сердца», - заключает автор.

Критерии избранного читателя: быть чувственным, человеком понимающим.

               

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать своё мнение.

Понимать на слух ответы учащихся, слушать собеседника.

V. Первичное восприятие текста

Организует комбинированное чтение: учитель- хорошо читающие учащиеся.

- Какими чувствами переполнен этот отрывок?

-Найдите в тексте, какими словами обращается Николенька к матери, как он её называет.

- Как мама называет своего сына?

- О чём нам с вами, читателям, могут говорить эти выражения?

- Что испытывал мальчик, когда находился рядом с матерью?

- Что хотелось ему сделать в эту минуту для всех знакомых и незнакомых ему людей? Прочитайте.

- Это произведение Л.Н. Толстого называется «Детство».

- как вы считаете, только ли о детских годах мальчика Николеньки хотел рассказать писатель?

- какие события описывает Л.Н. Толстой?

- О чём он вспоминает?

- Найдите и прочитайте строчки, которые выражают главную мысль отрывка.

Читают произведение, отвечают на вопросы учителя.

Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре.

Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения.

VI. Анализ произведения

Перечитывание текста произведения с предварительным заданием.

- Вы познакомились с повествовательным произведением – эпическим произведением. Какими особенностями отличаются подобные произведения?

- кто, по-вашему, рассказывает о происходящих событиях?

-Что вы думаете о характере Николеньки? Какой он? Дайте ему характеристику.

- Как мальчик относится к своей маме?

- Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями? Объясните.

Читают текст произведения повторно. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.

По мере ответов на доске появляется схема

Особенности эпического произведения

Повествование о событиях

Наличие рассказчика

Особые авторские приёмы

В повести, действительно, есть особый персонаж, который рассказывает о том, что происходит

Главный герой – Николенька. Он рассказывает о происходящих событиях. Этого персонажа автор наделил автобиографичными чертами.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

VII.  Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения задания на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу

- Что нового узнали на уроке?

- Закончить урок мне хочется словами Л.Н. Толстого, с которыми он обращался к своим ученикам в Яснополянской школе: «Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро».

- Этим добром пронизаны все произведения Толстого. Именно поэтому их любят и знают взрослые и дети.

Отвечают на вопросы, определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

VIII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

- Выполнить задание в рабочей тетради

- подготовить пересказ и выразительное чтение отрывка.

Задают уточняющие вопросы по выполнению задания

Осознавать, принимать и сохранять учебные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе Л.Н.Толстой .Детство. Главы из повести. Учитель Карл Иванович

Урок – исследование направлен на совершенствование умений чтения и понимания текста, на развитие интереса к чтению и читательской самостоятельности обучающихся, на формирование навыков исследовательск...

Чтение 4 класс «Л.Н.Толстой «Ивины» (из повести «Детство», в сокращении)».

Л.Н. Толстой «Ивины» (из повести «Детство», в сокращении)                                        ...

Л. Н. ТОЛСТОЙ. ПОВЕСТЬ «ДЕТСТВО»

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с отрывком из произведения Л. Н. Толстого «Детство»; продолжить развитие умений анализировать повествовательное произведение, выделять главное и с...

Урок литературного чтения в 4 классе. Л.Н.Толстой "Maмan", "Детство" (отрывки)

 Урок построен в соответствии ФГОС по технологии деятельностного метода обучения. Данный урок представлен в ходе изучения раздела «Мир детства». В целом он направлен на формирование и разв...

конспект урока "Тема семьи в творчестве Л.Н.Толстого на примере отрывка повести "Детства"

Конспект урока представлен в технологической карте с указанием формируемых УУД...

Внеклассное чтение. Военное детство в повести "Крутые горы" А.А.Лиханова

Расширить знания учащихся о жизни их  сверстников в годы Великой Отечественной войне через книги современного писателя А.А.Лиханова...