конспект урока "Тема семьи в творчестве Л.Н.Толстого на примере отрывка повести "Детства"
материал по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока представлен в технологической карте с указанием формируемых УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_radosteva_v.i._1.docx | 42.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Радостева Валентина Ивановна
Класс: 3
УМК: «Школа России»
Предмет: Литературное чтение
Тема: Тема семьи в творчестве Л.Н.Толстого на примере отрывка повести «Детство»
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий
Место и роль урока в изучаемой теме: 31 урок раздела «Произведения классиков XIX – XX веков»
Цель: обучение приемам работы с текстом на примере отрывка автобиографической повести «Детство» Л.Н.Толстого.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Понятия: детство Действия: - читает текст; - работает с текстом до чтения, во время чтения и после чтения; - осуществляет драматизацию с опорой на литературное произведение; - упражняется в поиске необходимой информации. | - принимает и сохраняет учебную задачу; - учитывает выделенные учителем ориентиры действий в учебном материале; осуществляет самоконтроль за выполнением задания; - соотносит поставленные задачи и достигнутые результаты. | - анализирует представленную информацию; - читает текст, подбирая необходимую интонацию; - выделяет в тексте опорные слова; - опираясь на познавательный опыт, подбирает цепочку слов-ассоциаций; - делает вывод на основании выполненной работы. | -взаимодействует в малых группах, принимая определенные роли «лидер», «подчиненный»; - использует речевые средства в монологической форме при подведении итогов; - оценивает работу группы и себя лично; - договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности. | - проявляет интерес к учебной деятельности (к конкретному предмету); - понимает значимость собственного труда; - с пониманием относится к мнению одноклассников, не совпадающего с его собственным; - выражает эмоции по поводу собственного поведения и отношения к одноклассникам; - высказывает личную точку зрения, отстаивая и аргументируя её; - осуществляет самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Ход урока
Название этапа урока
| Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент | Включение в деятельность по организации учебной деятельности | Фронтальная | Создает положительный эмоциональный настрой и проверяет готовность обучающихся к уроку. - Посмотрите, какая сегодня замечательная погода! Какие вы сегодня нарядные! Я уверена, что многие из вас пришли на урок с необычным настроением. С каким? Скажите мне на ушко. - А к кому я не успела подойти, скажите сове настроение в ладошку и спрячьте в кулаке. В конце урока мы о вашем настроении обязательно вспомним. | Настраиваются на положительный эмоциональный лад. | Включился в деятельность по организации мотивации учебной деятельности | Наблюдение учителя |
2 | Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы | Анализ представленной информации Принятие и сохранение учебной задачи. Участие в обсуждении проблемного вопроса по установлению трудности задания. | Фронтальная | Формулирует задание. Руководит обсуждением. Задание: опираясь на оформление доски определить, о ком идет речь? (90 томов, Ясная Поляна, «Азбука», 1828 год, граф, школа, литература) Задание: на основании выполненных заданий, определите тему урока. | Обучающиеся обобщают выписанные на доску слова. Проводят самопроверку. | Представил результаты работы, соотнес с вариантами, предложенными другими обучающимися. Поставил тему урока | Наблюдение учителя |
3 | Работа с понятием | Проведение герменевтической работы со значением слова «детство». Взаимодействие в малых группах, принимая роли (лидера, подчиненного) | Групповая работа | Организует герменевтическую работу. - У Л.Н.Толстого есть замечательное произведение «Детство». А с чем у вас ассоциируется это слово?
Задание: составить ассоциативный ряд к слову «детство» (папа, мама, я, брат, тепло, родители, игрушки, воспоминания, возраст, маленький, сказки на ночь…). - А как Л.Н.Толстой понимал это слово – детство? | Опираясь на познавательный опыт, подбирают цепочку слов-ассоциаций к понятию «детство». Слушают ответы участников других группы. Высказывают предположения | Представил результат работы группы | Лист достижения |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Выстраивание план действий, соотнося с темой урока. Упражнение в работе с текстом во время чтения Упражнение в работе с текстом после чтения | Фронтальная Фронтальная Групповая работа | Организует обсуждение. - Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (составить план работы) Организует чтение текста по частям. Фиксирует слова, выбранные обучающимися, значение которых нужно уточнить. Маmаn – обращение к матери на французский манер Дремота – полусонное состояние, в котором хочется спать, и глаза закрываются сами собой. Лелеять – ласкать, нежить, холить. Грёзы – мечты, сновидения, порожденные фантазией Взоры – взгляды. - Какие эмоции вызвало у вас произведение? Задание: составить ассоциативный ряд к слову «детство» по данному произведению (выделение опорных слов) (Детство – невозвратимая пора, источник наслаждений, сон по вечерам, мамин шёпот, щекотка, молитва перед сном, мечты) Сравним наши ассоциации и то, что написал Л.Н.Толстой. Почему получились разные значения? - Мы живем в другую эпоху, отличную от той, в которой жил Лев Николаевич. У нас может быть свое представление о детстве и семье, но ценности остаются те же – родители для ребенка во все времена являлись и являются главной ценностью и главной ассоциацией с детством. | Составляют план выхода из затруднения: 1.Прочитать отрывок повести «Детство» 2.Составить ассоциативный ряд к слову «детство» по произведению 3.Обсудить личные мнения Читают текст, выделяя слова, значение которых нужно уточнить. Работа с толковым словарем. Построение догадок и предположений по поводу значения слов. Самопроверка в группах и фронтально. Высказывают мнение по поводу прочитанного текста. Слушают ответы одноклассников Составляют ассоциативный ряд с опорой на произведение Высказывают предположение. Слушают ответы одноклассников. | Работал с текстом во время чтения (словарная работа) Выделил слова, значение которых нужно уточнить. Искал информацию в дополнительной литературе. Обсуждал возможные значения слова. Ответил на вопрос учителя
Составил ассоциативный ряд Принимает мнение, отличное от собственного. | Наблюдение учителя Лист достижений Наблюдение учителя Наблюдение учителя |
5 | Первичное закрепление | Драматизация | Фронтальная | - Хотелось бы вам когда-нибудь попасть в прошлое? Вы не поверите, но мы можем совершить такое путешествие. Задание: инсценировать отрывок повести Л.Н.Толстого «Детство» | Инсценируют отрывок, представляют результаты работы группы. | Представляет заданную роль. Поддерживает выступление участников группы. | Лист достижений |
6 | Физминутка | Выполнение тактильных упражнений | Фронтальная | Организует проведение физминутки Игра «Колыбельная» Звучит музыка, на фоне которой учитель делает задание. - Вы готовитесь ко сну и потягиваетесь, а теперь сжимаетесь в позу спящего человека. Покажите, как вы кладете руки под голову, как начинаете засыпать, и вам снится прекрасный сон. | Выполняют упражнения на расслабление Упражняются в эмоциональном представлении заданного через тактильные образы. | Выполнил задание учителя.
| Наблюдение |
7 | Самостоятельная работа | Упражнение в составлении текста на заданную тему | Индивидуальная | Дает задание. Наблюдает за его выполнением. - Часто ли мы говорим слова признательности и любви самым близким? Задание: написать письмо для близкого человека | Осуществляют самоконтроль за выполнением задания. | Представляет результат работы. (письма были переданы родителям на ближайшем родительском собрании) Опустил в почтовый ящик класса | Наблюдение |
8 | Рефлексия деятельности. | Принятие инструкцию по выполнению домашнего задания | Фронтальная | Дает задание Задание: ответить на вопросы к тексту, выучить наизусть отрывок текста. | Принимают инструкцию по выполнению домашнего задания | Записывает задание. | Наблюдение |
Осуществление самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности | Фронтальная Индивидуальная
| Предлагает продолжить одну из фраз: 1.Сегодня на уроке я узнал… 2. Меня сегодня удивило… 3. Я не знал, что… Создает благоприятный психологический климат в конце урока. - Вспомните, какое настроение у вас было в начале урока? У кого оно осталось таким же? У кого изменилось? Кто хочет поделиться своим настроением со всем классом? Организует оценку работы обучающихся с помощью листа достижений - Оцените свою работу, отметьте в листе достижения | Используют речевые средства в монологической форме при подведении итогов урока. Высказывают собственные мнения. «Выпускают» эмоцию в виде воздушного поцелуя Оценивают работу групп и себя лично | Сформулировал свое отношение к прошедшему уроку. Высказал мнение. Соотнес его с мнением одноклассников. Заполнил лист достижений |
Приложение к уроку
Лист достижений
Вид работы/качество выполнения | Выполнил отлично, мой вариант ответа (действия) был отмечен учителем, внесен в карту на доске. Я был лидером в группе (или хорошо поработал сам) (Умница) | Работал хорошо, часть моих ответов была отмечена обучающимися или учителем. В группе был в качестве лидера (Молодец) | Мог работать лучше. Не все мои ответы были верны. В группе был в роли подчиненного (Поработаю над собой) | Не постарался. Меня не было «видно» на уроке, мои высказывания не вызывали интерес, в группе держался обособленно (Буду стараться) |
Составление ассоциативного ряда к слову «детство» | ||||
Поиск значения непонятного слова | ||||
Участие в инсценировании отрывка произведения) |
Детство
(В сокращении)
Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.
Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на ее лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая - лицо ее не больше пуговки; но оно мне все так же ясно видно: вижу, как она взглянула на меня и как улыбнулась. Мне нравится видеть ее такой крошечной. Я прищуриваю глаза еще больше, и она делается не больше тех мальчиков, которые бывают в зрачках; но я пошевелился - и очарование разрушилось; я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно. Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.
- Ты опять заснешь, Николенька, - говорит мне maman, - ты бы лучше шел на верх.
- Я не хочу спать, мамаша, - ответишь ей, и неясные, но сладкие грезы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят. Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам.
Все уже разошлись; одна свеча горит в гостиной; maman сказала, что она сама разбудит меня; это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос!
- Вставай, моя душечка: пора идти спать. Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку.
- Вставай же, мой ангел.
Она другой рукой берет меня за шею, и пальчики ее быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои возбуждены щекоткой и пробуждением; мамаша сидит подле самого меня; она трогает меня; я слышу ее запах и голос. Все это заставляет меня вскочить, обвить руками ее шею, прижать голову к ее груди и, задыхаясь, сказать:
- Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю! Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берет обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладет к себе на колени.
- Так ты меня очень любишь? - Она молчит с минуту, потом говорит: - Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? не забудешь, Николенька?
Она еще нежнее целует меня.
- Полно! и не говори этого, голубчик мой, душечка моя! - вскрикиваю я, целуя ее колени, и слезы ручьями льются из моих глаз - слезы любви и восторга.
После этого, как, бывало, придешь на верх и станешь перед иконами, в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: "Спаси, господи, папеньку и маменьку". Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста
мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к богу как-то странно сливались в одно чувство.
После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, - но о чем они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие… Потом любимую фарфоровую игрушку - зайчика или собачку - уткнешь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. Еще помолишься о том, чтобы дал бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснешь тихо, спокойно, еще с мокрым от слез лицом.
Фрагменты для инсценирования
1 группа
Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на ее лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая - лицо ее не больше пуговки; но оно мне все так же ясно видно: вижу, как она взглянула на меня и как улыбнулась. Мне нравится видеть ее такой крошечной. Я прищуриваю глаза еще больше, и она делается не больше тех мальчиков, которые бывают в зрачках; но я пошевелился - и очарование разрушилось; я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно. Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.
2 группа
- Ты опять заснешь, Николенька, - говорит мне maman, - ты бы лучше шел на верх.
- Я не хочу спать, мамаша, - ответишь ей, и неясные, но сладкие грезы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят. Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам.
3 группа
- Вставай, моя душечка: пора идти спать. Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку.
- Вставай же, мой ангел.
Она другой рукой берет меня за шею, и пальчики ее быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои возбуждены щекоткой и пробуждением; мамаша сидит подле самого меня; она трогает меня; я слышу ее запах и голос. Все это заставляет меня вскочить, обвить руками ее шею, прижать голову к ее груди и, задыхаясь, сказать:
- Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю! Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берет обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладет к себе на колени.
- Так ты меня очень любишь? - Она молчит с минуту, потом говорит: - Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? не забудешь, Николенька?
Она еще нежнее целует меня.
- Полно! и не говори этого, голубчик мой, душечка моя! - вскрикиваю я, целуя ее колени, и слезы ручьями льются из моих глаз - слезы любви и восторга.
4 группа
После этого, как, бывало, придешь на верх и станешь перед иконами, в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: "Спаси, господи, папеньку и маменьку". Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к богу как-то странно сливались в одно чувство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание учащихся на примере творчества Л.Н.Толстого
Цели и задачи урока:-ознакомить детей с биографией и рассказами Л.Н.Толстого;-учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;-развивать логику, технику чтения;-за...
Конспект урокаТема: «Разряды счётных единиц. Образование и названия трёхзначных чисел»
Для учащихся 3 класса...
Урок литературного чтения в 4 классе. Л.Н.Толстой "Maмan", "Детство" (отрывки)
Урок построен в соответствии ФГОС по технологии деятельностного метода обучения. Данный урок представлен в ходе изучения раздела «Мир детства». В целом он направлен на формирование и разв...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе"Творчество Л. Н. Толстого. Обобщение". Программа "Начальная школа XXI века"
Тип урока: урок методологической направленности Цель: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством Л.Н.Толстого и его произведениями.Задачи:·...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Тема семьи в творчестве Л.Н.Толстого на примере отрывка повести "Детство"
На уроке представлены приемы работы с художественным текстом...
Определи название произведения Л.Н. Толстого по представленному отрывку.
Данный материал может быть использован на уроках литературного чтения и при работе творческих объединений (кружков)....