Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Тема семьи в творчестве Л.Н.Толстого на примере отрывка повести "Детство"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
На уроке представлены приемы работы с художественным текстом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения. 4 класс Толстой Л.Н. "Детство" | 420.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Радостева Наталья Алексеевна учитель начальных классов МБОУ Курагинская СОШ № 7 Педагогический стаж – 14 лет Высшая квалификационная категория |
Урок литературного чтения. 4 класс
Тема урока: Тема семьи в творчестве Л.Н.Толстого на примере отрывка повести «Детство»
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий
Цель: расширение знаний обучающихся о жизни и творчестве Л.Н.Толстого на примере отрывка автобиографической повести «Детство».
Задачи:
Обеспечить формирование навыка выразительного чтения прозаического произведения;
Развивать эмоции обучающихся, создавая ситуации удивления, радости;
Содействовать воспитанию ценностного отношения к семье и её традициям.
Планируемый результат предметных умений: обучающиеся получат возможность упражняться в выразительном чтении текста, получат опыт драматизации, работы в малых группах.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент
Эмоциональный настрой.
Учитель: Ребята, посмотрите, какая сегодня замечательная погода! Какие вы сегодня нарядные! Я уверена, что многие из вас пришли на урок с необычным настроением. С каким? Скажите мне на ушко. (Подхожу к нескольким детям)
А к кому я не успела подойти – скажите свое необычное настроение в свою ладошку и спрячьте в кулаке. В конце урока мы о вашем настроении обязательно вспомним.
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
На доске слова и понятия:
90 томов, Ясная Поляна, «Азбука», 1828 год, граф, школа, литература.
Задание: опираясь на оформление доски, определите о ком идет речь?
(о Л.Н.Толстом).
Учитель: Кто из вас может рассказать о творчестве этого писателя?
(ответы детей).
Работа с текстом до чтения
Учитель: У Л.Н.Толстого есть замечательное произведение «Детство»
А с чем у вас ассоциируется это слово?
Работа в малых группах
Задание: записать ассоциативный ряд к слову «детство»
Примеры ответов детей:
детство – папа, мама, я, братик, бабушка, дедушка, семья, вместе
детство – давно, тепло, родители, игрушки, воспоминания
детство – возраст, маленький, мама, сказки на ночь и т.д.
Каждая группа зачитывает получившийся ассоциативный ряд.
Учитель: А как Л.Н.Толстой понимал это слово – «детство»?
3. Построение проекта выхода из затруднения?
Учитель: Что нам нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
Составление обучающимися плана
- Прочитать отрывок повести «Детство»
- Составить ассоциативный ряд к слову «детство» по произведению
- Обсудить личные мнения
Первичное чтение отрывка повести «Детство»
По ходу чтения осуществляется словарная работа (Данные слова могут быть представлены учителем, найдены детьми в процессе работы со словарями).
Maman – обращение к матери на французский манер
Дремота – полусонное состояние, в котором хочется спать, и глаза закрываются сами собой.
Лелеять – ласкать, нежить, холить.
Грёзы – мечты и сновидения, порожденные фантазией
Взоры – взгляды
Учитель: Какие эмоции вызвало у вас это произведение?
(ответы детей)
Задание: составление ассоциативного ряда к слову «детство» по данному произведению (выделение опорных слов)
Детство – невозвратимая пора, источник наслаждений, сон по вечерам, мамин шепот, щекотка, молитва перед сном, мечты.
Сравним наши ассоциации и то, что написал Толстой?
Почему получились разные понятия? От чего это зависит?
(ответы детей)
Учитель: Мы живем в другую эпоху, отличную от той, в которой жил Лев Николаевич. У нас может быть свое представление о детстве и семье, но ценности остаются те же самые – родители для ребенка во все времена являлись и являются главной ценностью и главной ассоциацией с детством.
4. Первичное закрепление
Учитель: Хотелось ли вам когда-нибудь попасть в прошлое? Вы не поверите, но мы можем совершить такое путешествие!
Работа в малых группах
Задание: инсценировать отрывок повести Л.Н.Толстого «Детство» (Приложение 1)
Выступление групп детей с инсценировкой отрывков повести.
(Данный вид работы часто используется на уроках, поэтому после представления драматического опыта дети «награждают» своих одноклассников аплодисментами, что улучшает эмоциональный фон урока и снимает напряжение в процессе публичного выступления).
5. Самостоятельная работа
Учитель: Самым близким для нас является мама, папа, для кого-то бабушка или дедушка. А часто ли мы говорим им слова признательности и любви?
Давайте сделаем для них подарок: напишем письма для самых любимых
( Впоследствии, эти письма были переданы родителям на классном родительском собрании, тема которого была посвящена семейным ценностям и традициям)
6. Рефлексия деятельности
А) Домашнее задание
Ответить на вопросы к тексту произведения, выучить наизусть отрывок прозаического текста.
Б) Итог урока
Учитель: Подведем итог урока с помощью предложений-подсказок:
Продолжите одну из фраз
Сегодня на уроке я узнал…
Меня сегодня удивило…
Я не знал, что…
Учитель: Теперь вспомните, какое настроение у вас было в начале урока? У кого оно осталось таким же? А у кого изменилось? (Подхожу к нескольким детям и выслушиваю их варианты).
Кто хочет поделиться своим настроением со всем классом? («Выпускаем» эмоцию в виде воздушного поцелуя)
Урок оканчивается торжественным опусканием писем в почтовый ящик класса.
Приложение
Детство
(В сокращении)
Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.
Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на ее лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая - лицо ее не больше пуговки; но оно мне все так же ясно видно: вижу, как она взглянула на меня и как улыбнулась. Мне нравится видеть ее такой крошечной. Я прищуриваю глаза еще больше, и она делается не больше тех мальчиков, которые бывают в зрачках; но я пошевелился - и очарование разрушилось; я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно. Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.
- Ты опять заснешь, Николенька, - говорит мне maman, - ты бы лучше шел на верх.
- Я не хочу спать, мамаша, - ответишь ей, и неясные, но сладкие грезы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят. Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам.
Все уже разошлись; одна свеча горит в гостиной; maman сказала, что она сама разбудит меня; это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос!
- Вставай, моя душечка: пора идти спать. Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку.
- Вставай же, мой ангел.
Она другой рукой берет меня за шею, и пальчики ее быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои возбуждены щекоткой и пробуждением; мамаша сидит подле самого меня; она трогает меня; я слышу ее запах и голос. Все это заставляет меня вскочить, обвить руками ее шею, прижать голову к ее груди и, задыхаясь, сказать:
- Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю! Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берет обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладет к себе на колени.
- Так ты меня очень любишь? - Она молчит с минуту, потом говорит: - Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? не забудешь, Николенька?
Она еще нежнее целует меня.
- Полно! и не говори этого, голубчик мой, душечка моя! - вскрикиваю я, целуя ее колени, и слезы ручьями льются из моих глаз - слезы любви и восторга.
После этого, как, бывало, придешь на верх и станешь перед иконами, в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: "Спаси, господи, папеньку и маменьку". Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста
мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к богу как-то странно сливались в одно чувство.
После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, - но о чем они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие… Потом любимую фарфоровую игрушку - зайчика или собачку - уткнешь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. Еще помолишься о том, чтобы дал бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснешь тихо, спокойно, еще с мокрым от слез лицом.
Фрагменты для инсценирования
1 группа
Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на ее лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая - лицо ее не больше пуговки; но оно мне все так же ясно видно: вижу, как она взглянула на меня и как улыбнулась. Мне нравится видеть ее такой крошечной. Я прищуриваю глаза еще больше, и она делается не больше тех мальчиков, которые бывают в зрачках; но я пошевелился - и очарование разрушилось; я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно. Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.
2 группа
- Ты опять заснешь, Николенька, - говорит мне maman, - ты бы лучше шел на верх.
- Я не хочу спать, мамаша, - ответишь ей, и неясные, но сладкие грезы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят. Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам.
3 группа
- Вставай, моя душечка: пора идти спать. Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку.
- Вставай же, мой ангел.
Она другой рукой берет меня за шею, и пальчики ее быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои возбуждены щекоткой и пробуждением; мамаша сидит подле самого меня; она трогает меня; я слышу ее запах и голос. Все это заставляет меня вскочить, обвить руками ее шею, прижать голову к ее груди и, задыхаясь, сказать:
- Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю! Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берет обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладет к себе на колени.
- Так ты меня очень любишь? - Она молчит с минуту, потом говорит: - Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? не забудешь, Николенька?
Она еще нежнее целует меня.
- Полно! и не говори этого, голубчик мой, душечка моя! - вскрикиваю я, целуя ее колени, и слезы ручьями льются из моих глаз - слезы любви и восторга.
4 группа
После этого, как, бывало, придешь на верх и станешь перед иконами, в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: "Спаси, господи, папеньку и маменьку". Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста
мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к богу как-то странно сливались в одно чувство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Тема: Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"
Этот урок является итоговым по теме: "Д.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка". Урок проводился в 3 классе по программе Л.В.Занкова....
Конспект урока литературного чтения 2 класс тема: «Зима в стихах русских поэтов»
Итоговый урок по теме: "Стихи русских поэтов о зиме"...
Презентация к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"
Презентация помогает разобраться в отличии и сходстве устного народного творчества и современной поэзии на примере произведения Ирины Пивоваровой «Жила-была собака»....
конспект урока "Тема семьи в творчестве Л.Н.Толстого на примере отрывка повести "Детства"
Конспект урока представлен в технологической карте с указанием формируемых УУД...
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (Детство Валежникова) 1 часть». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением Н.А. Некрасова «На Волге» (детство Валежникова) 1 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение Н. Некрасова &laqu...
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (Детство Валежникова) 2 часть». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением Н.А. Некрасова «На Волге» (детство Валежникова) 2 частью.Планируемые резьутатыПредметные: знать произведение Н. Некрасова «...
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (Детство Валежникова) 3 часть». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением Н.А. Некрасова «На Волге» (детство Валежникова) 3 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение Н. Некрасова &laqu...