Чтение 4 класс «Л.Н.Толстой «Ивины» (из повести «Детство», в сокращении)».
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Масолыко Светлана Викторовна

Л.Н. Толстой «Ивины» (из повести «Детство», в сокращении)                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_4_klass.rar41.13 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение (УМК «Перспектива»)                                                                                                  

Класс: 4 класс        

Тема урока: «Л.Н. Толстой «Ивины» (из повести «Детство», в сокращении.                                                            

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии развития критического мышления.            

Задачи:

1. Совершенствовать предметные умения:

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

- понимать смысл прочитанного;

- находить в прочитанном тексте нужную информацию;

- определять главную мысль текста.

2. Формировать УУД:

- ставить цель; прогнозировать результат; осуществлять коррекцию результатов деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать проблемный вопрос; осуществлять поиск, выделение, извлечение необходимой информации; сравнивать объекты по заданным критериям; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

- оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Оборудование:

- учебник стр. 116-120

- презентация

- карточки с заданием

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (метапредметные)

ВЫЗОВ

Мотивация к учебной деятельности

Сообщение темы урока

Постановка цели

Игра «Собери слово»

- У вас на партах есть буквы, надо собрать их в слово.

- Какое слово получилось?

Слайд №1 Детство

Приём ТРКМ «Корзина идей» (Приложение 2)

- Какие идеи, ассоциации, связанные с этим словом, у вас возникают?

Перечисленные идеи сразу записываю на доске.

- На прошлом уроке мы с вами говорили о детских воспоминаниях Николеньки Иртеньева, главного героя повести Л.Н. Толстого «Детство».

- Какими были детские воспоминания Николеньки?

- Вам, наверное, доводилось слышать фразу «Детство-счастливая пора» (слайд2).

- Согласны ли вы с этим утверждением?

- Прочитайте диалог Ани и Вани (слайд 3)

Аня: Недавно на уроках литературного чтения, мы читали сказку Ш. Перро «Мальчик с пальчик». Меня удивило то, что родители отвели своих детей в лес и оставили их там, потому что был голод. Мне было жалко этих детей, и я задумалась «Всегда ли детство счастливое?»

Ваня: А, я думаю, что несчастных детей не бывает, потому что детство это и есть счастье!

- О чём говорят дети?

- Что говорит о детстве Аня? (записываю ответы детей на доске)

- Что говорит о детстве Ваня? (записываю на доске ответы детей)

- Какое противоречие вы заметили?

- На какой вопрос будем искать ответ на уроке?

Всегда ли детство бывает счастливым и радостным? (слайд4)

- Сегодня мы продолжим изучать произведение Л.Н. Толстого «Детство», встретимся с главным героем Николенькой.

- Работая над этим произведением, мы постараемся ответить на вопрос «Всегда ли детство бывает счастливым?»

Ученики работают в группе.

- детство

- друзья, игра, смех, веселье, родители…

- Светлыми, чистыми, праздничными, искренними.

Высказывают согласие (несогласие).

Высказывают своё мнение.

- что оно может быть не всегда счастливым

- что детство всегда счастливое

- какое детство-счастливое или не счастливое?

- всегда ли детство бывает счастливым?

 Учащиеся ставят цель – ответить на проблемный вопрос «Всегда ли детство бывает радостным».

Прогнозировать результат (Регулятивные УУД).

Формулировать проблемный вопрос (Познавательные УУД).

Ставить цель (Регулятивные УУД).

ОСМЫСЛЕНИЕ

1. Прогнозирование содержания текста

- Откройте учебник на стр.116.  

- Прочитайте заголовок, рассмотрите иллюстрации к тексту.

- Как вы думаете, о чем этот текст?

Предположения детей записываю на доске.

Высказывают свои предположения.

Прогнозировать результат (Регулятивные УУД).

2. Знакомство с содержанием текста

- Прослушаем произведение и выясним, чьё предположение было верным.

- Возьмите простой карандаш и по ходу прослушивания отмечайте простым карандашом непонятные для вас слова. 

Текст читает учитель.

Поиск и выделение необходимой информации (Познавательные УУД).

3. Работа по содержанию текста

- Понравилось ли вам произведение?

- Какое настроение вызвало у вас произведение? - Почему?

- Чьё предположение было верным? (обвожу мелом)

- В данном произведении мы столкнулись с жестокостью ребят.

- Как вы думаете, почему Николенька и другие дети не заступились за Иленьку?

-Как вы думаете, почему Иленька Грап не мог противостоять нападкам на него со стороны мальчиков?

- Найдите в тексте слова, в которых выражается главная мысль текста.

-Как герой-рассказчик Николенька оценивает своё поведение?

-Оцените поведение других героев произведения.

- Они не предполагали, что Сергей может быть неправ, дети были увлечены игрой. Может быть, они не хотели оказаться в смешном положении, защищая Иленьку.

- Ребят было много, Иленька был скромным. Он очень расстроился, ему было обидно.

- Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несет поваренок для супа?

Оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Поиск, выделение, извлечение необходимой информации (Познавательные УУД).

4. Работа с текстом после чтения

Заполните таблицу, используя текст учебника.

Приём ТРКМ «Сводная таблица»

линии сравнения

Сергей

Иленька Грап

1.Черты характера

2.Отношение детей к герою

3.Своё отношение к герою

- Предлагаю вам поработать в паре и сравнить героев. Линии сравнения даны.

Организует фронтальную проверку.

Выполняют работу в паре 5 минут.

Сравнивать объекты по заданным критериям (Познавательные УУД).

Оценивать поступки героев (Личностные УУД).

РЕФЛЕКСИЯ

1.  - На какой вопрос данное произведение нам помогло найти ответ?

- Как мы на него ответили?

Приём ТРКМ «Корзина идей»

- Какими словами можно дополнить нашу корзину идей?

Записываю на доске.

2. Приём ТРКМ «Эссе».

Возможный алгоритм написания эссе:

1. Обсуждаемая тема.

2. Моя позиция.

3. Краткое обоснование.

3. Оценивание

- оцените в группе работу друг друга по 5 б.с.

Домашнее задание (по выбору):

1. Толкование слов, которые подчеркнули

2. Закончить ЭССЭ

3. Придумать новый заголовок и пересказ текста от 1 лица

4. Составить синквейн

5. Найти и посмотреть  к/ф «Чучело».

- Всегда ли детство бывает счастливым и радостным?

- Не всегда.

- Боль, унижение, сострадание, сочувствие…

Индивидуально работают 3-4 минуты.

Несколько человек зачитывают.

Осуществлять коррекцию результатов деятельности (Регулятивные УУД).

Осознанно строить речевое высказывание;  (Познавательные УУД).

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации (Коммуникативные УУД).

Осуществлять оценку действий партнёра (Регулятивные УУД).

 

Приложение 1.

Л.Н. Толстой «ИВИНЫ» (из повести «Детство»)

В палисаднике было очень весело. Игра в разбойники шла как нельзя лучше; но одно обстоятельство чуть-чуть не расстроило всего. Сережа был разбойник: погнавшись за проезжающими, он споткнулся и на всем бегу ударился коленом о дерево, так сильно, что я думал, он расшибется вдребезги. Несмотря на то, что я был жандарм и моя обязанность состояла в том, чтобы ловить его, я подошел и с участием стал спрашивать, больно ли ему. Сережа рассердился на меня: сжал кулаки, топнул ногой и голосом, который ясно доказывал, что он очень больно ушибся, закричал мне:

— Ну, что это? после этого игры никакой нет! Ну, что ж ты меня не ловишь? что ж ты меня не ловишь? — повторял он несколько раз, искоса поглядывая на Володю и старшего Ивина, которые, представляя проезжающих, припрыгивая, бежали по дорожке, и вдруг взвизгнул и с громким смехом бросился ловить их.

Не могу передать, как поразил и пленил меня этот геройский поступок: несмотря на страшную боль, он не только не заплакал, но не показал и виду, что ему больно, и ни на минуту не забыл игры.

Вскоре после этого, когда к нашей компании присоединился еще Иленька Грап и мы до обеда отправились на верх, Сережа имел случай еще больше пленить и поразить меня своим удивительным мужеством и твердостью характера.

Иленька Грап был сын бедного иностранца, который когда-то жил у моего деда, был чем-то ему обязан и почитал теперь своим непременным долгом присылать очень часто к нам своего сына. Если он полагал, что знакомство с нами может доставить его сыну какую-нибудь честь или удовольствие, то он совершенно ошибался в этом отношении, потому что мы не только не были дружны с Иленькой, но обращали на него внимание только тогда, когда хотели посмеяться над ним. Иленька Грап был мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением. Он был очень бедно одет, но зато всегда напомажен так обильно, что мы уверяли, будто у Грапа в солнечный день помада тает на голове и течет под курточку. Когда я теперь вспоминаю его, я нахожу, что он был очень услужливый, тихий и добрый мальчик; тогда же он мне казался таким презренным существом, о котором не стоило ни жалеть, ни даже думать.

Когда игра в разбойники прекратилась, мы пошли на верх, начали возиться и щеголять друг перед другом разными гимнастическими штуками. Иленька с робкой улыбкой удивления поглядывал на нас, и когда ему предлагали попробовать то же, отказывался, говоря, что у него совсем нет силы. Сережа был удивительно мил; он снял курточку — лицо и глаза его разгорелись, — он беспрестанно хохотал и затеивал новые шалости: перепрыгивал через три стула, поставленные рядом, через всю комнату перекатывался колесом, становился кверху ногами на лексиконы Татищева, положенные им в виде пьедестала на середину комнаты, и при этом выделывал ногами такие уморительные штуки, что невозможно было удержаться от смеха. После этой последней штуки он задумался, помигал глазами и вдруг с совершенно серьезным лицом подошел к Иленьке: «Попробуйте сделать это; право, это нетрудно». Грап, заметив, что общее внимание обращено на него, покраснел и чуть слышным голосом уверял, что он никак не может этого сделать.

— Да что ж в самом деле, отчего он ничего не хочет показать? Что он за девочка... непременно надо, чтобы он стал на голову!

И Сережа взял его за руку.

— Непременно, непременно на голову! — закричали мы все, обступив Иленьку, который в эту минуту заметно испугался и побледнел, схватили его за руку и повлекли к лексиконам.

— Пустите меня, я сам! курточку разорвете! — кричала несчастная жертва. Но эти крики отчаяния еще более воодушевляли нас; мы помирали со смеху; зеленая курточка трещала на всех швах.

Володя и старший Ивин нагнули ему голову и поставили ее на лексиконы; я и Сережа схватили бедного мальчика за тоненькие ноги, которыми он махал в разные стороны, засучили ему панталоны до колен и с громким смехом вскинули их кверху; младший Ивин поддерживал равновесие всего туловища.

Случилось так, что после шумного смеха мы вдруг все замолчали, и в комнате стало так тихо, что слышно было только тяжелое дыхание несчастного Грапа. В эту минуту я не совсем был убежден, что все это очень смешно и весело.

— Вот теперь, молодец, — сказал Сережа, хлопнув его рукою.

Иленька молчал и, стараясь вырваться, кидал ногами в разные стороны. Одним из таких отчаянных движений он ударил каблуком по глазу Сережу так больно, что Сережа тотчас же оставил его ноги, схватился за глаз, из которого потекли невольные слезы, и из всех сил толкнул Иленьку. Иленька, не будучи более поддерживаем нами, как что-то безжизненное, грохнулся на землю и от слез мог только выговорить:

— За что вы меня тираните?

Плачевная фигура бедного Иленьки с заплаканным лицом, взъерошенными волосами и засученными панталонами, из-под которых видны были нечищенные голенища, поразила нас; мы все молчали и старались принужденно улыбаться.

Первый опомнился Сережа.

— Вот баба, нюня, — сказал он, слегка трогая его ногою, — с ним шутить нельзя... Ну, полно, вставайте.

— Я вам сказал, что ты негодный мальчишка, — злобно выговорил Иленька и, отвернувшись прочь, громко зарыдал.

— А-а! каблуками бить да еще браниться! — закричал Сережа, схватив в руки лексикон и взмахнув над головою несчастного, который и не думал защищаться, а только закрывал руками голову.

— Вот тебе! вот тебе!.. Бросим его, коли он шуток не понимает... Пойдемте вниз, — сказал Сережа, неестественно засмеявшись.

Я с участием посмотрел на бедняжку, который, лежа на полу и спрятав лицо в лексиконах, плакал так, что, казалось, еще немного, и он умрет от конвульсий, которые дергали все его тело.

— Э, Сергей! — сказал я ему, — зачем ты это сделал?

— Вот хорошо!.. я не заплакал, небось, сегодня, как разбил себе ногу почти до кости.

«Да, это правда, — подумал я. — Иленька больше ничего как плакса, а вот Сережа — так это молодец... что это за молодец!..»

Я не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от той мысли, что пять мальчиков, которые, может быть, нравились ему, без всякой причины, все согласились ненавидеть и гнать его.

Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несет поваренок для супа?

Неужели это прекрасное чувство было заглушено во мне любовью к Сереже и желанием казаться перед ним таким же молодцом, как и он сам? Незавидные же были эти любовь и желание казаться молодцом! Они произвели единственные темные пятна на страницах моих детских воспоминаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе Л.Н.Толстой .Детство. Главы из повести. Учитель Карл Иванович

Урок – исследование направлен на совершенствование умений чтения и понимания текста, на развитие интереса к чтению и читательской самостоятельности обучающихся, на формирование навыков исследовательск...

Урок литературного чтения "Л.Н.Толстой "Ивины" (УМК "Перспектива")

Урок построен с использованием технологии развития критического мышления....

Л. Н. ТОЛСТОЙ. ПОВЕСТЬ «ДЕТСТВО»

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с отрывком из произведения Л. Н. Толстого «Детство»; продолжить развитие умений анализировать повествовательное произведение, выделять главное и с...

Л.Н. Толстой. Повесть «Детство»

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе (УМК Школа России)...

конспект урока "Тема семьи в творчестве Л.Н.Толстого на примере отрывка повести "Детства"

Конспект урока представлен в технологической карте с указанием формируемых УУД...