урок по литературному чтению "Буква М"
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения. 1 класс
УМК «Начальная школа 21 века».
Тема урока: Знакомство с буквой М, м.
Цели деятельности педагога:
Организовать работу по ознакомлению с буквой М, м, способом чтения прямого слога, понятием «дружба», частью речи – местоимением (без введения термина); научить выполнять звуко – буквенный анализ слов «Миша» и «Маша». Плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; создать условия для развития фонематического слуха, рефлексивно – аналитических способностей.
Планируемые результаты образования:
Предметные: узнают букву М,м, часть речи – местоимение, понятие «словосочетание»; научатся выполнять звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша», плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
Познавательные: общеучебные - осознанность восприятия.
Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей. Отличных от собственной. И ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Личностные – высказывать своё мнение. Подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; воспитывать чувство взаимоуважения, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность
Тип урока: открытие нового знания
Структура урока: «дробная» (т.е. включение разных видов деятельности: чтение – печатание – игровая деятельность и др.)
Технологии: коммуникационные технологии, здоровьесберегающие
Ход урока.
- Организационный момент.
Здравствуйте, дети!
Мы рады жить на свете,
Мы рады встрече с вами
И с нашими друзьями!
Мы рады здесь учиться
И много трудиться!
Проверьте глазками, все ли у вас готово к уроку обучения грамоте: азбука, конверт с моделями для схем слов.
- Актуализация знаний.
Ребята, чему мы учимся на уроках обучения грамоте? (узнаем новые звуки и буквы, учимся читать слоги, слова и предложения; составляем схемы предложений и слов; составляем рассказы по картинкам и т.д.)
Начнем урок с повторения изученного материала
а) - Я буду читать вам загадки про буквы, а отгадки – буквы вы будете искать на карточках.
а)Обруч катится легко,
Он похож на букву…(О)
б) В слове МНЕ, в слове ДВЕ
На конце напишем …(Е)
в)Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква…(А)
г)Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась … буква…(Ю)
д) Буква Е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква…(Ё)
е) Надела буква поясок,
Не просто так – наискосок.
Один совет ребятам всем:
Не путать эту букву с Н…(И)
Проверка
б) - Ребята, посмотрите на эти буквы. Что вы о них знаете?
- Чем гласные отличаются от согласных?
в) Работа в группах.
1 группа: распредели буквы в две группы.
2 группа: заполни схему
3 группа: найди и исправь ошибки
4 группа: составь пары
5 группа: обведи буквы, которые пишутся после мягких согласных зеленым цветом, а после твердых синим.
3. Постановка темы и задач урока.
а) Посмотрите, одна карточка осталась не открытой. Как вы думаете почему?
Какая же тема нашего урока.
Какие задачи поставим перед собой?
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее.
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете: с чего начинается дружба?
- У кого в классе есть друзья?
- Как вы понимаете слово «Дружба»?
б) Работа по учебнику (стр. 62)
- Рассмотрите картинку. Кто изображён? (Дети)
- Жили – были Маша и Миша. Они были большие друзья. Но однажды Маша и Миша поссорились. Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша - с разных.
- Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему?
4. «Открытие» детьми нового знания
а) Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек
- Выделите интонационно 1-ый звук в слове «Маша».
-Он гласный или согласный? Докажите.
- Какой это согласный: твёрдый или мягкий?
- Какую фишку возьмём для обозначения звука?
(Аналогично проводится работа с другими звуками – появляется схема слова)
- Выделите интонационно 1-ый звук в слове «Миша».
- Он гласный или согласный? Докажите.
- Какой это согласный: твёрдый или мягкий?
- Какую возьмём фишку для обозначения звука?
(Аналогично проводится работа с другими звуками – появляется схема слова)
- Кто знает, какой буквой обозначаются звуки [м], [м']?
- К нам на урок пожаловала новая буква, она сегодня именинница. Это буква Мм
Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.
б) На что похожа буква?
Стихи о букве
- Вот качели – буква М!
Здесь качаться можно всем! (рисунок)
- Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я –
Это мы».
А между тем
Получилась буква М.
в) Печатание и раскрашивание рисунка.
Задание по желанию: составить схему слова, раскрасить её.
г) Работа со стихотворением:
Мотылек несёт малину,
Муравей залез в машину.
У медведя на спине
Мышка с горсткою монет
Чтоб в ближайшем магазине
Мармелад купить в корзине
нечитающие подчеркивают слова, где есть буква м;
читающие подчеркивают и читают слова с буквой м.
5. Введение в систему знаний.
а) Работа в парах.
А теперь немного поиграем.
Вот картинки перед вами
В них задания вам всем
Поскорей найдите сами
Где тут нет буквы М
Зачеркните картинки где нет буквы М.
Где звук твердый обведи в синий овал, где звук мягкий обведи в зеленый овал.
б) Чтение слогов.
Вышел ёжик погулять, грибов – ягодок собрать,
А за ним ежатки, малые ребятки.
«Все сюда, скорей, я шёл и вам буковку нашёл».
- Какую буковку нашёл ёжик? (М)
Прибежал весёлый А, прочитали дети – МА.
Прибежал задорный О, прочитали дети – МО.
Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – МЯ.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – МЫ.
Прибежал игривый И, прочитали дети – МИ.
Прибежал упрямый У, прочитали дети – МУ.
Прибежал забияка Ё, прочитали дети – МЁ.
Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – МЮ.
Прибежал обжора Э, прочитали дети – МЭ.
Прибежал звонкий Е, прочитали дети – МЕ.
в) работа в парах – чтение слогов по учебнику (слабые дети читают более сильным).
6.Применеие знаний.
а) Самостоятельная работа.
Задания для нечитающих детей.
- Впиши букву М в пустые квадратики
__а__а, я__а, __ы, у__, и__я
- Найдите и подчеркните слово, в котором звуков больше чем букв. Яма
- Назовите слова, в которых два гласных звука.
- Назовите слова, в которых М обозначает мягкий звук.
Задания для читающих детей.
- Соедини слоги: ма-ли-на, ком-пот, ме-ду-за, кар-ман,
- Составь слово: а л а м ы л о м к а р о м ш ы м а к
2 1 4 3 2 3 4 1 1 4 5 2 3 3 2 1 5 4
7. Рефлексия.
Вспомним цели, которые мы поставили перед собой в начале урока?
Все ли мы их выполнили?
С какими звуками мы работали сегодня на уроке?
Какой буквой эти звуки обозначаются на письме?
Что понравилось на уроке?
Над чем ещё надо поработать на следующих уроках?
Букет настроения: зеленый – все хорошо,
розовый- есть проблема.
Цветик – многоцветик: приклеиваем лепестки – зеленые (всё хорошо), розовые (есть проблема).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)
В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...