урок по литературному чтению "Буква М"
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

Петрова Валентина Викторовна

урок по литературному чтению "Буква М"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_m.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения. 1 класс

УМК  «Начальная школа 21 века».

Тема урокаЗнакомство с буквой М, м.

Цели деятельности педагога:

Организовать работу по ознакомлению с буквой М, м, способом чтения прямого слога, понятием «дружба», частью речи – местоимением (без введения термина); научить выполнять звуко – буквенный анализ слов «Миша» и «Маша». Плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; создать условия для развития фонематического слуха, рефлексивно – аналитических способностей.

Планируемые результаты образования:

Предметные: узнают букву М,м, часть речи – местоимение, понятие «словосочетание»; научатся выполнять звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша», плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

Познавательные: общеучебные - осознанность восприятия.

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей. Отличных от собственной. И ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные – высказывать своё мнение. Подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; воспитывать чувство взаимоуважения, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность

Тип урока: открытие нового знания

Структура урока: «дробная» (т.е. включение разных видов деятельности: чтение – печатание – игровая деятельность  и др.)

Технологии: коммуникационные технологии, здоровьесберегающие

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, дети!

Мы рады жить на свете,

Мы рады встрече с вами

И с нашими друзьями!

Мы рады здесь учиться

И много трудиться!

Проверьте глазками, все ли у вас готово к уроку обучения грамоте: азбука,  конверт с моделями для схем слов.

  1. Актуализация знаний.

Ребята, чему мы учимся на уроках обучения грамоте? (узнаем новые звуки и буквы, учимся читать слоги, слова  и предложения; составляем схемы предложений и слов; составляем рассказы по картинкам и т.д.)

         Начнем урок с повторения изученного материала

а) - Я буду читать вам загадки про буквы, а отгадки – буквы вы будете искать на карточках.

а)Обруч катится легко,

Он похож на букву…(О)

б) В слове МНЕ, в слове ДВЕ

На конце напишем …(Е)

в)Вот два столбика наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед  тобою буква…(А)

г)Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась … буква…(Ю)

д) Буква Е передохнула,

Как тотчас же на неё

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква…(Ё)

е) Надела буква поясок,

Не просто так – наискосок.

Один совет ребятам всем:

Не путать эту букву с Н…(И)

                                                                                  Проверка 

б) - Ребята, посмотрите на эти буквы.   Что  вы о них знаете?

     - Чем гласные отличаются от согласных?

в) Работа в группах.

1 группа: распредели буквы в две группы.

2 группа: заполни схему

3 группа: найди и исправь ошибки

4 группа: составь пары

5 группа: обведи буквы, которые пишутся после мягких согласных зеленым цветом, а после твердых синим.

3. Постановка темы и задач урока.

а) Посмотрите, одна карточка осталась не открытой. Как вы думаете почему?

Какая же тема нашего урока.

Какие задачи поставим перед собой?

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете: с чего начинается дружба?

- У кого в классе есть друзья?

- Как вы понимаете слово «Дружба»?

б) Работа по учебнику (стр. 62)

- Рассмотрите картинку. Кто изображён? (Дети)

- Жили – были Маша и Миша. Они были большие друзья. Но однажды Маша и Миша поссорились. Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша - с разных.

- Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему?

4. «Открытие» детьми нового знания

а) Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек

- Выделите интонационно 1-ый звук в слове «Маша».

-Он гласный или согласный? Докажите.

- Какой это согласный: твёрдый или мягкий?

- Какую фишку возьмём для обозначения звука?

(Аналогично проводится работа с другими звуками – появляется схема слова)

- Выделите интонационно 1-ый звук в слове «Миша».

- Он гласный или согласный? Докажите.

- Какой это согласный: твёрдый или мягкий?

- Какую возьмём фишку для обозначения звука?

(Аналогично проводится работа с другими звуками – появляется схема слова)

- Кто знает, какой буквой обозначаются звуки [м], [м']?

- К нам на урок пожаловала новая буква, она сегодня именинница. Это буква Мм

Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.

б)  На что похожа буква?

Стихи о букве

                         - Вот качели – буква М!

                           Здесь качаться можно всем! (рисунок)

 

                         - Взялись за руки друзья

                           И сказали: «Ты да я –

                           Это мы».

                           А между тем

                           Получилась буква М.

в) Печатание и раскрашивание рисунка.

Задание по желанию: составить схему слова, раскрасить её.

г) Работа со стихотворением:

Мотылек несёт малину,

Муравей залез в машину.

У медведя на спине

Мышка с горсткою монет

Чтоб в ближайшем магазине

Мармелад купить в корзине

нечитающие подчеркивают слова, где есть буква м;

читающие подчеркивают и читают слова с буквой м.

5. Введение в систему знаний.

а) Работа в парах.

А теперь немного поиграем.

Вот картинки перед вами

В них задания вам всем

Поскорей найдите сами

Где тут нет буквы М

Зачеркните картинки где нет буквы М.

Где звук твердый обведи в синий овал, где звук мягкий обведи  в зеленый овал.

б) Чтение слогов.

 Вышел  ёжик погулять, грибов – ягодок собрать,

А за ним ежатки, малые ребятки.

«Все сюда, скорей, я шёл и вам буковку нашёл».

- Какую буковку нашёл ёжик? (М)

Прибежал весёлый А, прочитали дети – МА.

Прибежал задорный О, прочитали дети – МО.

Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – МЯ.

Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – МЫ.

Прибежал игривый И, прочитали дети – МИ.

Прибежал упрямый У, прочитали дети – МУ.

Прибежал забияка Ё, прочитали дети – МЁ.

Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – МЮ.

Прибежал обжора Э, прочитали дети – МЭ.

Прибежал звонкий Е, прочитали дети – МЕ.

в) работа в парах – чтение слогов по учебнику (слабые дети читают более сильным).

6.Применеие знаний.

а) Самостоятельная работа.

Задания для нечитающих детей.

 - Впиши букву М в пустые квадратики

__а__а,    я__а,  __ы,  у__,  и__я

 -  Найдите и подчеркните слово, в котором звуков больше чем букв.   Яма

 -  Назовите слова, в которых два гласных звука.

 -  Назовите слова, в которых М обозначает мягкий звук.

Задания для читающих детей.

  - Соедини слоги:   ма-ли-на,  ком-пот, ме-ду-за, кар-ман,

 - Составь слово:   а  л   а   м            ы   л   о   м            к  а   р   о   м         ш   ы    м    а   к

                                2  1   4   3            2    3   4   1            1   4  5   2   3          3    2     1    5   4

7. Рефлексия.

Вспомним цели, которые мы поставили перед собой в начале урока?

 Все ли мы их выполнили?

 С какими звуками мы работали сегодня на уроке?

Какой буквой эти звуки обозначаются на письме?

 Что понравилось на уроке?

 Над чем ещё надо поработать на следующих уроках?

Букет настроения: зеленый – все хорошо,

                                розовый-  есть проблема.

Цветик – многоцветик: приклеиваем лепестки – зеленые (всё хорошо), розовые (есть проблема).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...