Урок литературного чтения в 1 классе по теме С.Я.Маршак «Угомон» (УМК «Школа России»)
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему
Тема: С.Я.Маршак « Угомон».
Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха.
Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я.Маршака; расширять читательский опыт; учить различать народные и авторские сказки; формировать понятие о дисциплине и порядке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 1 классе
по теме С.Я.Маршак «Угомон»
(УМК «Школа России»)
Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха.
Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я.Маршака; расширять читательский опыт; учить различать народные и авторские сказки; формировать понятие о дисциплине и порядке.
Ребята! Чтобы чувствовать себя бодрыми . жизнерадостными, нужно быть добрым. Поэтому тепло своих ладошек передайте друг другу.
Вы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться
Работаем старательно ,
Слушаем внимательно!
- На уроках литературного чтения мы много говорим. Что нужно сделать для улучшения работы нашего речевого аппарата? (Разминку.)
Упражнения «Дует ветер» (исходное положение выполняется стоя или сидя ) ссутулиться, расслабить мышцы спины и плеч, с закрытым ртом втянуть воздух носом, разворачивая плечи и грудь и задержать дыхание 1-2 с, сделать шумный выдох через рот. 2раза
Упражнение «Ароматный цветок». Сделать медленный глубокий вдох носом и задержать дыхание при плотно сжатых губах, на выдохе произнести фразу «Какой ароматный цветок»
- Подготовим голосовые связки
На горе Арарат растёт сладкий виноград
- С творчеством какого автора мы познакомились на предыдущем уроке?
(Виталий Валентинович Бианки)
- Давайте рассмотрим рисунки которые вы принесли дома, почему здесь изображены только животные?
(Автор писал о природе и о животных)
- Прочитаем рассказ «Первая охота» с 98
- Как вы думаете почему автор так назвал свой рассказ? (Щенок был слишком мал)
Мы продолжим знакомится с творчеством Виталия Валентиновича Бианки при создании проекта «Синичкин календарь», который мы вместе с вашими родителями посвятим Году Экологии.
- Ребята, вы любите сказки?
- Кто помнит, на какие две группы можно разделить сказки?
Народная сказка | Авторская сказка |
Автор - народ | Автор – конкретное лицо |
Первоначально создается в устной форме | Создается в письменной форме |
Время создание определить невозможно | Время написания известно |
Жанры : волшебные, бытовые, о животных | Несколько жанров, фантастика |
1. Сколько сказок написал А.С.Пушкин ? (5) – М
2. Кто в сказке А.С. Пушкина помог королевичу Елисею? (Ветер) – А
3. Назовите имя и отчество Толстого? (Лев Николаевич) – Р
4.Настоящее имя К.И. Чуковского? (Корнейчуков) – Ш
5.К.Д.Ушинский написал учебник для школьников ? (Детский мир) – А
6 В отрывке «Первая охота» действуют.. (щенок, ящерица) – К
- Как вы думаете , чем мы будем заниматься на уроке? (Знакомиться с произведениями С. Маршака)
Прочитаем сведения о С.Я Маршаке на с 100 «Азбуки»
-Ребята, достаточно ли сведений дал нам автор учебника об этом знаменитом человеке? (Нет.)
- Что бы вам ещё хотелось узнать о нем? (Каким он был в детстве)
Сейчас перед вами выступят наши исследователи, которые нашли очень интересные факты из жизни С.Я Маршака
1. Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в маленьком городке Острогожске. Его семья жила небогато, но дружно. В семье было 6 детей.
2 Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы.
3 Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году.
- У вас на столе лежат карточки со строчками из « Весёлой азбуки» С.Я. Маршака. Выберите себе карточку и давайте прочитаем, начиная с буквы А
- А вы знаете буквы на память? Тогда давайте проверим, кто желает нам продемонстрировать нам свои знания__________________________________
Физ. минутка
А теперь мы дружно встали.
Ножками потопали раз, два, три,
Ручками похлопали раз, два, три.
Вправо низко наклонились, Влево низко наклонились
Покрутились, повертелись и за парты все уселись
Глазки крепко закрываем, ровно до 5 считаем
Открываем, поморгаем и читать мы продолжаем
- Посмотрите внимательно на экран и попробуйте составить слово из слогов, составив которое вы прочитаете название стихотворения, отрывок из которого мы будем читать. (Угомон)
Давайте заглянем в Толковый словарь и выясним значение слова «угомон». Угомон: угомо́н м. разг. Успокоение от шума, возни.
1) Чтение стихотворения учителем.
- Ребята, понравилось вам произведение?
- Кто главный герой? (Угомон)
- Как вы думаете, существует ли он на самом деле и почему? (Нет, т.к. вымышленный персонаж)
2) Чтение детей по 2 строчки
-О ком идёт речь?- о детях, об Угомоне.
-Что делают дети? ( Я считаю, что ребята успокаивают друг друга)
- Это помогает? - нет. Почему? (ответы детей)
- Давайте найдём и про читаем слова, которые произнёс Угомон в стихотворении. (Чтение строк) Это персонаж, который дал детям хороший совет.
- Чему хотел научить нас автор стихов?
- Только в том случае, когда каждый ученик будет себя контролировать - будет порядок. А будут порядок и дисциплина, будут хорошие знания. Вы изучаете много предметов.
-Какие это предметы? (математика, русский язык, чтение, рисование) а для того, чтобы все знать и запомнить, вам нужно освоить самый главный предмет – «поведение»
- Давайте повторим правила поведения на уроках и на перемене в школе.
На уроке ты сидишь, Тихо – тихо словно мышь
Спинка прямо у тебя, Это делайте как я
Ручку прямо поднимаю
Если спросят – отвечаю.
Учитель спросит- надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь, не кричи
А только руку подними.
- Так зачем же нужно соблюдать правила поведения в школе? (Я думаю для того ,чтобы хорошо учиться и не мешать учиться другим ученикам, чтобы вы не причинить друг другу никакого вреда, чтобы не было травм, и все были здоровы).
- Прослушайте стихотворение «Дважды два» «Азбука» с 101
- Кто знает, что такое таблица умножения?
Умножение – это краткая запись одинаковых слагаемых.
- Сколько будет дважды два? 4
Подведём итог нашего урока:
- С творчеством какого писателя и поэта мы познакомились? (С творчеством С.Я. Маршака)
- Какие стихи этого замечательного поэта мы прочитали?? («Угомон»,… «Дважды два»)
Продолжите фразу..
- Я для себя сделал открытие:
- Меня удивило :
- Оказывается, что:
Дом. задание: Пофантазируйте и нарисуйте Угомона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 1 классе по теме С.Я.Маршак «Угомон» (УМК «Школа России»)
Урок литературного чтения в 1 классе по теме С.Я.Маршак «Угомон» (УМК «Школа России») ...
конспект урока литературное чтение 1 класс по теме Я.Аким "Моя семья" УМК "Школа России"
поможет при воспитании чуткого и бережного отношения к близким, родственникам и друзьям...
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: ""М.М. Пришвин "Выскочка" УМК Школа России"
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: ""М.М. Пришвин "Выскочка"...
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему:«Е.И. Чарушин «Кабан»» УМК Школа России"
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему:«Е.И. Чарушин «Кабан»»...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "С.Михалков Рисунок, Если"(УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: С.В. Михалков «Если» , «Рисунок» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве С.В. Миха...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Е.Благинина Кукушка, Котенок"(УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Е.А. Благинина «Кукушка» , «Котёнок» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве Е.А. Благи...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему : М.Зощенко «Золотые слова» (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: М.М.Зощенко «Золотые слова» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко; развитие умен...