Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему:«Е.И. Чарушин «Кабан»» УМК Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему:«Е.И. Чарушин «Кабан»»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
КОСПЕКТ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: «Е.И. Чарушин «Кабан»»
Цель деятельности учителя: расширять представления учащихся о творчестве Е.И. Чарушина; ознакомить с его произведением «Кабан»; совершенствовать навыки правильного, выразительного чтения вслух и самостоятельного чтения; развивать связную речь, обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать умение работать с иллюстрациями; обогащать чувственный опыт учащихся, их реальные представления об окружающем мире и природе; воспитывать любовь к животным, интерес к чтению книг о природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомить с творчеством Е.И.Чарушина.
-уметь пересказывать текст от своего лица и от лица автора.
Личностные:
- Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: учебник «Школа России» 4кл. 2ч., презентация.
Тип урока: открытие нового знания
Этап урока Методы и приёмы | Хроно-метраж | Содержание урока | УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1 мин. | - Доброе утро, ребята! Присаживайтесь на свои места. -Прочитайте хором предложения с последовательной постановкой логичного ударения. Какое чудесное утро! Какое чудесное утро! Какое чудесное утро! - С этой мажорной нотки начинаем наш урок. | -Приветствовать учителя. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
II. Актуализация знаний и мотивация Аудиальный метод: Прослушивание и анализирование пословиц | 2 мин. | -Кто скажет, с каким, произведение мы знакомились на прошлом уроке? -Правильно. Мы с вами познакомились с произведением М.М. Пришвина «Выскочка». – Прочитайте пословицы и выберите ту, которая подходит к нашему произведению:
– Можно ли считать это главной мыслью рассказа? – А в жизни людей такое случается? – Можем ли мы сравнивать поведение птицы с поведением человека? | - Слушать -Анализировать | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. |
III.Постановка учебной задачи Словесный метод: определение темы и целей урока | 2 мин. | – Отгадайте загадки:
С очень мощными ногами И с лепёшкой на носу. Роет землю он в лесу. (Кабан)
Разноцветная гуашь, Акварель палитра, кисть И бумаги полный лист, А ещё- мольберт-треножник, Потому что я … (Художник) -Подумайте и скажите, где могут встретиться кабан и художник? | - Работать с загадками -Определять тему и цели урока | Р.: осмысляют учебный материал; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. |
IV. Открытие нового знания Словесный метод: слово учителя | 5 мин. | -Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ Евгения Ивановича Чарушина «Кабан» и узнаем, как встретились кабан и художник. - Давайте познакомимся с биографией Евгения Ивановича Чарушина. (На слайде: Е.И.Чарушин родился в г.Вятке 11 ноября 1901г. Отец И.А.Чарушин, известный русский художник-архитектор, дал первые навыки рисования сыну. Мать Л.А.Чарушина, хороший музыкант привила любовь к музыке, научила его понимать природу, животных. Отец часто брал мальчика сына в свои поездки по Вятской губернии. Благодаря этим путешествиям мальчик пережил настоящие приключения, попадая даже в опасные ситуации (им приходилось уходить от преследования волчьей стаи) Закончив Ленинградскую Академию художеств, Чарушин стал художником-анималистом) - Кто может объяснить, что означает слово анималист? - Анималист- это художник, рисующий животных. - Чарушин работал в Ленинградском и Московском отделениях Детиздата и проиллюстрировал более 100 книг. Позже начал писать свои произведения, которые переводились на другие языки. Он проиллюстрировал книги М.Пришвина, В.Бианке, С.Маршака, М.Горького. -Что нового вы узнали о писателе? | -Работать с упражнением | Р.: контроль, коррекция выводов |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный метод: беседа Словеснй метод: -объяснение непонятных слов | 5 мин. | - Если Чарушин рисовал животных, где он должен был искать объекты для работы? (На улице, в цирке, в зоопарке, на природе) - Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём произведение? - Что вы знаете о кабане? (Кабан- это крупное хищное животное, обитающее в лесах. Их тело покрыто густой щетиной, щёткой. На голове- мощные клыки. Продвигаются по лесу гуськом: впереди- самый сильный. Летом- по ночам- добывают пищу, днём отслеживаются в тенистых зарослях, а зимой – наоборот.) - Проверим ваши предположения, прочитав рассказ. - Подтвердились ли ваши предположения? - Словарная работа: Студень- блюдо из сгустившегося от охлаждения мясного или рыбного навара с кусочками мяса или рыбы. Марал- крупный сибирский олень с большими рогами. Суета- беготня, излишняя торопливость. Администрация- должностные лица управления. Небоскрёб- очень высокий многоэтажный дом. | -Отвечать на вопросы -Объяснять значение непонятных слов | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
VI. Самостоятельная работа Практический и словесный методы: - чтение рассказа | 5 мин. | – И так, сейчас вам нужно прочитать произведение. – Хорошо, молодцы. Давайте ответим на вопросы:
| -Читать текст по абзацам -Анализировать рассказ | П.: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
VII.Включение в систему знаний Практический метод: организация работы в рабочих тетрадях: стр 81, №2 Практический метод: - организация работы с иллюстрациями; - составление отзыва про прочитанный рассказ | 5 мин. | -Ребята, откройте ваши рабочие тетради на стр. 81, давайте выполним задание №2. – О каких событиях зоосада идёт речь в рассказе. – Проведите исследование и заполните таблицу. – В чём особенность юмористических рассказов? (Особенность юмористического рассказа- смешные герои, искрометный юмор, забавная манера изложения, изобилие смешных ситуаций, в которые пропадают главные герои) – Посмотрите на страницу 98. Какой момент изображён? – Найдите и прочитайте соответствующий отрывок. – Сейчас я вам предлагаю составить отзыв о прочитанном рассказе по плану:
| - Работать в рабочих тетрадях - Анализировать рассказ -Отвечать на вопросы - Работать с иллюстрациями -Составлять отзыв о прочитанном произведении по составленному плану | Р.: осмысляют учебный материал; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный метод: подведение итогов, объяснение домашнего задания | 1 мин. | - Хотелось ли вам продолжить читать рассказов Е.И. Чарушина? - Почему? - Я предлагаю взять в библиотеке другие произведения Е.И,Чарушина и поделиться своими впечатления о прочитанном. Надеюсь, что книги этого писателя многому вам научить и многое смогут объяснить. -Запишите домашнее задание: подготовить беглое выразительное чтение рассказа Е.И.Чарушина «Кабан» стр. 96-99; выполнить задание на стр. 81, № 3 в «Рабочей тетради» | -Подводить итог урока - Записывать домашнее задание | Л: самооценка; П.: рефлексия способов и условий действий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/04/picture-1088213-1546587084.jpg)
Конспект урока литературного чтения на тему: "В.И. Белов «Малька провинилась»" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя:формирование знаний о жизни и творчестве В.И. Белова;развитие умения работать с текстом, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.Планируемые результатыПредметные:у...
Конспект урока литературного чтения «Знакомство с произведением В. Белова «Малька провинилась»» (УМК «Школа России», 3 класс)
Цели деятельности учителя:формирование у учащихся умений работать с текстом, а также расширять словарный запас.Планируемые результаты:Предметные: знать биографию В. Белова;уметь характеризовать героев...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/09/picture-1303059-1610215335.jpg)
Конспект урока литературного чтения Б. Заходер "Товарищам детям". "Что красивей всего?" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема: Б. Заходер «Товарищам детям». «Что красивей всего?» Цели деятельности учителя: формирование знаний о жизни и творчестве Б. Заходера; развитие умения работать с текст...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/09/picture-1303059-1610215335.jpg)
Конспект урока литературного чтения «Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…» (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема: «Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…» Цели деятельности учителя: формирование читательского кругозора, через знакомство обучающихся со стихотворением Э. Успенско...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/09/picture-1303059-1610215335.jpg)
Конспект урока литературного чтения Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» Цели деятельности учителя: закрепление знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Планиру...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-1302249-1609754609.jpg)
Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Цветок на земле", (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством писателя А.П. Платонова, с произведением «Цветок на земле»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в г...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-1302249-1609754609.jpg)
Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Цветок на земле", (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: углубление и расширение знаний учащихся о произведении «Цветок на земле»; организация исследовательской деятельности, создание условий для развития умений проник...