Комбинированный урок по литературному чтению
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему
Представлен урок ,способный повысить роль учителя в сфере формирования и развития семейных ценностей у подрастающего поколения. Папа в произведении С.Маршака "Хороший день" остался дома. И сын провёл с ним целый выходной. На примере этого произведения ножно обратиться к папам об изготовлении совместного продукта. В данному случае в рамках Всерросийского дня птиц мы изготавливали скоречники, а потом ходили развешивать их в зелёную зону города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по литературному чтению С.Маршак "Хороший день" и совместное дело с папами | 700 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 3 классе .
Тема урока: Если дома папа мой , значит будет он со мной . На основе произведения«Хороший день», автор С. Я. Маршак
автор Павлова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов.
Свердловская область г. Качканар. Школа имени К.Н.Новикова
Цель урока : формирование читательской компетенции младшего школьника.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать - выполнение данной задачи позволит воспитывать грамотного читателя.
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса , общения со взрослыми на равных – данная задача будет воспитывать в детях правильные семейные ценности, ответственность за постоянное развитие своих детей, способность уважения к мнению других.
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих и практических способностей детей. Выполнив поставленную задачу, учитель научит совместно выполнять работу, прививать трудовые навыки, общаться только на литературном языке и в режиме реального времени.
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными понятиям. Реализация данной задачи вновь приоткроет литературный мир ребёнку, расскажет школьникам о тайнах , понятиях некоторых слов, научит добывать информацию из орфографических справочников, покажет , как через литературные приёмы узнавать явный и скрытый смысл строк автора.
Для достижения поставленной цели урок литературного чтения не закончился после анализа произведения. Дети, подведя итоги урока, не могли вспомнить, когда в последний раз выполняли любую работу с папой. И тут в соседнем кабинете всех ждал сюрприз. Папы детей класса заранее сделали заготовки скворечников, подготовили инструменты, саморезы, наждачную бумагу. Началась сборка скворечников.
В результате совместной деятельности дети папам рассказали о мальчике, который также в папин выходной с удовольствием провёл время. Дети увидели способности родителей: владение строительными инструментами, правильное выполнение инструкции, доброжелательное общение во время неудачной работы некоторых школьников.
После мастер- класса дети приняли решение – больше читать, чтобы изучать опыт общения рассказчиков со взрослыми, учиться с пользой проводить время, узнавать близкие по значению слова.
Педагогические приёмы, методы, методики.
Приемы: беседа, диалог, восполнение пропусков слов в предложении, «Диалог с автором».
Методы: словесный, практический, неоконченного предложения, наглядный,
Методика А.М.Кушнира, "Пиктограмма".
Приложение включает в себя : основное описание разработки, технологическая карта урока, диагностические материалы, фотоотчёт о проведении мастер-класса после урока.
Планируемые результаты:
Предметные: подробно и выборочно пересказывать текст; размышлять о характере и поступках героя; развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану.
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях , развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Полученные результаты:
достижение определённого уровня читательской компетенции младшего школьника через проведённое анкетирование после урока.
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе
Оборудование: учебник 3 класс, 2 часть, Р.Н. Бунеев, интерактивная доска, мульмедийная установка, компьютер
Этап урока Методы и приемы | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (УУД) |
организационный этап | Кто готов начать урок? Я рада вас видеть! | Правило поднятой руки Приветствие учителя. | Л.: Положительное отношение к школе и учебной деятельности |
Мотивационный этап | Сегодня у нас не просто урок, а урок с привлечением пап. Готовы узнать, с какой целью приглашены наши папы? | Согласие детей | |
Постановку учебной задачи Методы: словесный, практический, неоконченного предложения. Приемы: беседа, диалог, восполнение пропусков слов в предложении | 1. Проверка домашнего задания. Расскажите о самом близком для вас человеке (несколько детей по желанию рассказывают, приготовленный дома рассказ) После прослушивания: Перед тем , как провести анализ услышанного , хочу узнать чем отличаются 2 понятия близкий человек и родной человек? Сделать выводы по итогам домашнего задания нам поможет метод неоконченного предложения. После прослушивания рассказа…… я понял, что самый близкий человек в его(её) - это…, потому что……. – Мы прослушали наших ребят и убедились ,что близкие люди хорошо понимают друг друга, чувствуют состояние, настроение друг друга и ведут себя соответственно. Очень важно, когда в семье есть взаимопонимание между взрослыми и детьми. И особенно с папами. 2. Введение в тему урока. Сегодня мы вместе не только проведём анализ нового произведения, но и обратимся за помощью к нашим близким людям. |
Заслушать несколько человек из класса(остальным дать рассказать на перемене) Это упражнение развивает способность одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста. Работают с толковым словарём Ребята высказывают свои мнения согласно алгоритма Дети слушают. Показывают знак согласия или пытаются опровергнуть или что-то добавить | Личностные УУД: 1.приобретение опыта в публичных выступлениях. 2. развиваем умения выказывать своё мнение об услышанном Познавательные УУД 1. Делать выводы в результате совместного прослушивания предметные: 1.На основе анализа объектов делать выводы |
Решение частных зада цель: предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Методика А.М.Кушнира Методы: наглядный, словесный, практический. Приемы: беседа, «Диалог с автором». Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»). Смысловая беседа по тексту. | 1. Работа со стихотворением С. Маршака «Хороший день». 1. Работа с текстом до чтения. – Прочитайте заглавие. Что вы можете сказать о содержании по заглавию? – - по оформлению текста можно назвать его жанр? рассмотрите иллюстрации на с. 128–131. Поделитесь своими предположениями о содержании стихотворения, о настроении; какое это стихотворение: сюжетное или лирическое. 2. Работа с текстом во время чтения. 1 . Диктор прочтёт стихотворение. Ваша задача: внимательно следить за чтецом и ответить на вопрос -оправдались ли ваши предположения о его содержании? 2. Кто считает, что наши версии оправдались? –– Какие картины вы представляли, читая стихотворение? 3. Повторное чтение вслух по смысловым частям (читают дети). Комментированное чтение, диалог с автором. Подготовка к выразительному чтению. Самуил Маршак ХОРОШИЙ ДЕНЬ Вот портфель, Пальто и шляпа. День у папы Выходной. (Понятно, от чьего лица ведётся рассказ? А как ребёнок догадался, что у папы выходной?) Не ушёл Сегодня Папа. Значит, Будет он со мной. Что мы нынче Делать будем? (А что можно делать вместе, когда папа дома? У вас как бывает?) Это вместе Мы обсудим. (О чём эти строчки говорят?) Сяду к папе На кровать – Станем вместе Обсуждать. (Конечно, всегда лучше вместе обсудить и решить, как провести выходной.) Не поехать ли Сегодня В ботанический музей? (А в ботаническом музее что можно увидеть? (Всевозможные растения, узнать их историю; от слова «ботаника» – наука о растениях.) Значит, у папы и ребёнка общее увлечение – растения.) Не созвать ли нам Сегодня Всех знакомых и друзей? (Чем отличаются 2 понятия- знакомый и друг?) Не отдать ли в мастерскую Безголового коня? (Что за безголовый конь? Вы поняли? Конечно, игрушечный. Он сломался.) Не купить ли нам Морскую Черепаху для меня? (Значит, и животных этот ребёнок любит. Смотрите, сколько дел у них с папой накопилось!) Или можно Сделать змея Из бумажного листа, Если есть Немного клея И мочалка Для хвоста. Понесётся змей гремучий Выше Крыши, Выше тучи! (А змея кто будет делать? (Вместе, конечно!) Значит, папа многое умеет! А вы уже догадались: этот ребёнок – мальчик или девочка? (По игрушкам можно догадаться, что это мальчик). Вот сколько всего они с папой обсудили! Интересно, что выберут? Куда пойдут?) – А пока, – Сказала мать, – Не пора ли Вам вставать? – Хорошо! Сейчас встаём! – Отвечали мы вдвоём. (Хором, наверное, отвечали. А почему столько восклицательных знаков? Как вы эти строчки будете читать? (С каким настроением будем читать эти строчки?.) Мы одеты И обуты. Мы побрились В две минуты. (И мальчик брился?) (Что касается Бритья – Брился папа, А не я!) (Конечно, он шутит! А почему он всё время говорит «мы»?) Мы постель убрали сами. Вместе с мамой пили чай. А потом сказали маме: – До свиданья! Не скучай! Перед домом на Садовой Сели мы в троллейбус новый. Из открытого окна Вся Садовая видна. Мчатся стаями «Победы», «Москвичи», велосипеды. ("Победы", "Москвичи" – это что? Марки машин, их раньше у нас в стране выпускали.) Едет с почтой почтальон. Вот машина голубая Разъезжает, поливая Мостовую с двух сторон. (Вы чувствуете настроение мальчика? Какое оно?) Из троллейбуса Я вылез, Папа выпрыгнул за мной. А потом мы прокатились На машине легковой. А потом В метро спустились И помчались Под Москвой. (Посмотрите: машины мчатся, едут, разъезжают; мальчик с папой смотрят из открытого окна троллейбуса – значит, погода… (закончите мысль). Предположите, какое это может быть время года. (Ответы.) Потом ещё прокатились, помчались – здорово, весело! Как эти строчки прочитаете? – Быстро, бодро, весело.) А потом Стреляли в тире В леопарда Десять раз: Папа – шесть, а я – четыре: В брюхо, В ухо, В лоб И в глаз! (Леопард – мишень в тире, вот он на рисунке. Папа у мальчика ещё и стрелять умеет!) Голубое, Голубое, Голубое В этот день Было небо над Москвою, И в садах цвела сирень. (Почему слово «голубое» повторяется три раза? (Автор так передаёт эмоции ребёнка: его переполняет восторг!) А вот и ответ на наш вопрос о времени года: чудесный майский день.) Мы прошлись По зоопарку. Там кормили сторожа Крокодила И цесарку, Антилопу И моржа. Сторожа Давали свёклу Двум Задумчивым Слонам. (Почему мальчик увидел слонов именно задумчивыми, как вам кажется?) А в бассейне Что-то мокло... (Что же это мокло, интересно?) Это был гиппопотам! (То есть… бегемот. А почему опять восклицательный знак? – Удивление и восторг: думал, мокнет бревно, например), а оказалось – это бегемот.) Покатался я На пони – Это маленькие Кони. Ездил прямо И кругом, В таратайке И верхом. (Да, в Московском зоопарке раньше всегда катали детей на пони. Наверное, это удивительное ощущение, оставшееся от детства и у Самуила Маршака, и у Юнны Мориц… А наш мальчик покатался и в лёгкой двухколёсной повозке – таратайке, и даже верхом на пони!) Мне и папе Стало жарко. Мы растаяли, как воск. (Значит, этот весенний день был не только ясный, пахнущий сиренью, но и… тёплым, жарким даже). За оградой зоопарка Отыскали мы киоск. Из серебряного крана С шумом Брызнуло ситро. (Так называли раньше газированную воду с сиропом.) Мне досталось полстакана, А хотелось бы – Ведро! (Почему только полстакана?) Мы вернулись на трамвае, Привезли домой Сирень.(Кому её приготовили наши главные герои?) Шли по лестнице, хромая, Так устали в этот день! Я нажал звонок знакомый – Он ответил мне, звеня, И затих... Как тихо дома, Если дома нет меня! (А если мальчик дома?) 4. Обобщающая беседа. а) – Так почему называется стихотворение "Хороший день"? б) – О чём же это стихотворение? (О взаимопонимании, о счастье общения близких людей – отца и сына.) в) – Какими вы представляете героев стихотворения? г) – Похож ли папа мальчика на папу Дениски? 5. Выразительное чтение. – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) 6. А сейчас практическая часть нашего урока. 1 апреля Всероссийский день птиц. В этот день многие ребята нашей страны в лесах и скверах развешивают скворечники. -Мы сейчас оставим наши книги с замечательным произведением и перейдём в соседний кабинет для практической части. - В кабинете папы подготовили заготовки для изготовления скворечников. Наша задача: под чутким руководством пап с помощью отвёртки собрать домок для птиц. | отвечаю на вопросы, работают с текстом, формулируют свои высказывания, слушают друг друга Первичное знакомство с текстом через аудиозапись Выявление первичного восприятия. Ответы детей Дети анализируют, а как у каждого дома происходит -чем заняться дома. Высказывают увлечения папы и ребёнка По необходимости 2 человека работают с толковым словарём. Анализ ситуации в семье героя. Дети понимают , что у героев хорошее чувство юмора. Дети на доске обращают внимание на фотографии машин " Победы","Москвич" Дети рассматривают иллюстрацию на стр. 131, где нарисован автомат с водой Этот день был хорошим для папы и сына, потому что они весь день были вместе … Дети продолжают. И для мамы день был тоже хороший: она радовалась за своих мужичин, за подарок Дети работают в парах. Слушают звуки жаворонка, скворца. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
Итог урока. Рефлексия Методы: словесный. Приемы: беседа. | – Что вам показалось на уроке самым интересным? - Да, ребята. Оказываются и ваши папы готовы в свой выходной провести с вами время и сделать доброе дело. Давайте их поблагодарим. – Как бы вы оценили свою работу на уроке? | отвечаю на вопросы, формулируют свои высказывания, слушают друг друга | |
Домашнее задание Методика "Пиктограмма" | выучить отрывок наизусть, который вам понравился. Для детей, испытывающих трудности в заучивании отрывка, предлагается пользоваться пиктограммой. А в субботу мы сходим к дому лесничего и развесим наши скворечники. | Записывают домашнее задание |
Проведение анкетирования с учащимися на предмет практического участия в общении, воспитании ребёнка папами.
Анкета « Легко ли быть отцом» была проведена перед проведением урока. В анкетировании участвовали 21 папа, что составило 90 % от общего количества пап в классе.
Результаты анкет учащихся . Количество опрошенных 21 человек, что составляет 90 % от общего количества.
Метод "Неоконченных предложений:
Мой папа - строгий- 19 умный-12 добрый-11 любимый-18 хороший- 19 красивый- 11 | Папа чаще говорит со мной о: школе-43 друзьях-16 проблемах-17 внешнем виде-3 питании-10 | Я люблю с папой: готовить- 11 делать уроки- 9 прибираться- 14 помогать бабушке- 6 чинить машину- 6 ездить на природу- 21 ходить в магазин-23 | Когда папа на работе - я: гуляю- 41 сплю-12 хожу в гости- 27 гуляю с собакой-10 | Если папа меня ругает, то я: прошу прощения- 31 обижаюсь- 19 закрываюсь в комнате- 12 плачу-14 боюсь-4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Комбинированный урок математика – внеклассное чтение
Путешествие в Cтрану литературных героев". Комбинированный урок математика – внеклассное чтение. 3 класс...
Комбинированная работа по литературному чтению . А. Куприн "Слон"
Комбинированная работа позволит оценить знания учащихся произведения А. Куприна "Слон"....
Комбинированная работа по литературному чтению . Раздел "Люби живое" 3 класс.
Комбинированная работа позволит оценить знания учащихся раздела "Люби живое"....
Комбинированная работа по литературному чтению. Раздел "Великие русские писатели" 3 класс
Комбинированная работа позволит оценить знания учащихся раздела "Великие русские писатели"....
Комбинированная работа по литературному чтению к произведению Г. Х. Андерсена "Русалочка".
Комбинированная работа по литературному чтению к произведению Г. Х. Андерсена "Русалочка"....