Урок литературного чтения В.Ю.Драгунский "Куриный бульон"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Цель: Развить и совершенствовать навыки выразительного чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них; воспитывать уважение к товарищам, приучать работать в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurinyy_bulon.doc | 358 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Куриный бульон» В.Ю.Драгунский.
Цель: Развить и совершенствовать навыки выразительного чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них; воспитывать уважение к товарищам, приучать работать в группе.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- умение сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- осознавать познавательную задачу, строить речевое высказывание в устной форме, делать обобщение, выводы, проявлять индивидуальные творческие способности в процессе выразительного чтения стихотворения;
- доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать товарищей;
- читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений), контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
- осознание значимости чтения для личного развития;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение элементарными приемами анализа художественных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведения
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: учебник
Материалы для учителя: презентация, проектор, учебник.
Этап урока | Деятельность учителя |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | «Смех – это радость. Я даю его двумя руками. Карманы моих клоунских штанов набиты смехом. Дети должны жить, они должны радоваться… и я должен приносить радость детям…» -Расшифруйте криптограмму и узнайте автора этих слов. ДвРиАкГтУоНСрКИЙ |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | -Проверка д/з. - Вы ранее уже знакомились с произведениями этого писателей. -Какие вы произведения изучали? - Какие вам запомнились больше всего? - К сожалению, этого писателя сейчас в живых нет. Но если бы он был жив, мне очень хотелось провести с ним интервью. Я думаю эту мечту можно осуществить. Мы проведем с вами виртуальное интервью. -На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ? (где родился, как стал писателем, где работал, семья…) Показ презентации.(2-13 слайд) |
3. Этап выявления места и причины затруднения | -А сейчас давайте узнаем, как хорошо вы знаете произведения писателя и проведем литературную викторину. Слайды 15-23 -Иллюстрации к каким произведениям вы видите? «Где это видано, где это слыхано» «Тайное становится явным» «Двадцать лет под кроватью» «Расскажите мне про Сингапур» «Шляпа гроссмейстера» «Куриный бульон» -Какое произведение не знакомо? -Сформулируйте тему и цели урока. Слайд 24. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | -Какие ожидания вызывает у тебя название рассказа и имя автора? -А как вы думаете, автор нам будет давать рецепт его приготовления? -А где мы можем встретить это название? -Ребята, а что такое куриный бульон?(Куриный бульон обладает целебными свойствами. Его дают людям, которые болеют, в этом бульоне много витаминов и человек быстро поправляется) -Почему мы почти уверены, что рассказ будет юмористический? -Объясните значение слов и выражений, которые встретятся вам в рассказе: Бульон- жидкий навар из мяса, рыбы или овощей. Шницель- тонкий пласт мяса ,обжаренный методом глубокого погружения в раскаленное масло. Проще пареной репы- очень просто, легко. Хорошая наследственность- природные качества, полученные от родителей. Сажа- черный налет от сгорания топлива. |
5. Этап реализации построенного проекта | -Давайте проверим наши предположения. Прочтение текста. Физминутка |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Вам понравился рассказ? Почему? Аргументируйте свой ответ. -О чем он? Какова тема рассказа?(приготовление курицы) -В какой момент возникает легкое подозрение, что сварить курицу будет не так-то просто? Прочтите строки из текста. -А как по- другому мы можем озаглавить этот текст? -Какие выражения делают рассказ смешным? Найдите понравившийся вам смешной эпизод и прочитайте его. -А сюжетные повороты? -Какую роль в создании атмосферы рассказа играет сюжет угадывания, что именно нарисовал мальчик? -Обрати внимание, что Дениску просит сделать папа, а что мама. какие контрастные ощущения рождают длинные, витиеватые монологи папы и лаконичные вопросы мамы? Подтвердите свой ответ словами из текста. -Каким перед чтением предстает папа?(Типичный городской житель) -А если мама уедет надолго в командировку, они останутся голодными? -До прихода мамы получился ли у них бульон? -А если бы мама задержалась, кому можно предложить съесть этот бульон? -Как вы думаете, легко ли было курице? -Ели бы она могла говорить, что бы она рассказала о ее приключении в квартире? Слайд 25. -А теперь поработайте в парах и подумайте, что курица могла рассказать о ее приключении.
|
8. Этап включения в систему знаний и повторения | -А теперь поработайте в группах и попробуйте разделить рассказ на части, следуя за движением сюжета: Слайд 26. 1.Приход папы с работы. 2.Блюда из курицы. 3.Выбор блюда из курицы. 4.Подготовка курицы к варке: состригание волосков, опаливание курицы на огне. 5.Отмывание курицы мылом, щеткой. 6.Падение курицы на пол. 7.Курица. наконец-то, в кастрюле. 8.Приход мамы и правильное приготовление курицы. -В твоем опыте есть подобные истории? А просто смешные семейные истории? |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | -С каким произведением познакомились? Достигли ли поставленной цели? Каким способом действовали? -Какова основная мысль рассказа? Чему он учит вас? (приготовить курицу можно в том случае, если знаешь рецепт ее приготовления) -Чем особенно запомнился рассказ? -Зачем автор написал это рассказ, чтоб позабавить сына? -Каким вам представился авто по рассказу? -А вам бы хотелось подружиться с Дениской? -Захотелось ли вам прочитать другие рассказы В.Драгунского? -Закончить урок хотелось бы словами Марины Москвиной: Слайд 27. «Ну как же, как же вы ухитрились вырасти, не читая «Денискины рассказы»? Так и хочется вам сказать: растите обратно! Пока не прочитаете, не становитесь взрослыми! Иначе вы можете стать не такими взрослыми, какими следует, и вся жизнь пойдет наперекосяк.» -Вы согласны с этими строчками? Объясните свой ответ. -Составьте синквейн, выразив свое отношение к теме урока. 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). «Куриный бульон» Смешной, добрый Учит, смешит, заставляет задуматься «Не зная броду, не суйся в воду» Урок на всю жизнь -Оцените свою работу на уроке. Выставление отметок. -Д/з обязательное стр.146-153 читать по ролям, творческое задание: написать в тетради рецепт приготовления любимого блюда из курицы в вашей семье. |
Список литературы:
1. Драгунская А. О Викторе Драгунском // Начальная школа. – 2000. – 8.
2. Драгунская К. Про папу моего // Кукумбер. – 2003. – 10. – (Доска почёта и уважения).
3. Нагибин Ю. Писатель щедрый и радостный // Драгунский В.Ю. Денискины рассказы. – М., 2004.
4. Драгунский В. Денискины рассказы.- М. Эксмо, 2005.
5. Драгунский В. Старый мореход.-М. Советская Россия, 1964.
6. Материалы сайтов:
7. Фотоматериалы сайтов:
ozon.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....