Тема: Легко ли быть человеком, отвечать за других? Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» Урок литературного чтения, 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок литературного чтения, по теме Легко ли быть человеком, отвечать за других? Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» .Цель урока : способствовать формированию представлений учащихся о доброте как отказе от эгоизма, способности на самопожертвование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 285.02 КБ |
prezentatsiya.ppt | 1.84 МБ |
tema_i_tsel.docx | 96.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап урока | Время | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оборудование | Технологии, методы, приемы, формы | |||
I. Организационный момент. | 3 мин | Создание условий обучения без принуждения. Создания эффекта неожиданности, эмоциональный настрой, создание проблемной ситуации. | Учитель читает стихотворение под музыку, которая создает настроение в начале урока, настраивают на введение темы урока, подчеркивает необычность и значимость, что вызывает интерес у детей Человек – он ведь тоже природа, Он ведь тоже закат и восход И четыре в нем времени года. И особый в нем музыки ход. Человек – он и почва, и семя. И сорняк среди поля. И хлеб. И какая в нем брезжит погода? Сколько в нем одиночества? Встреч? Человек – он ведь тоже природа… Так давайте природу беречь! Учитель: - Ребята, о чем это стихотворение? Проблемный вопрос: «Легко ли быть человеком?» | Дети слушают стихотворение, которое развивает воображение и повышает мотивацию к уроку Предполагаемые ответы: О человеке, о том, что он может быть разным: и хорошим , и плохим, и добрым и злым. Другие, считают, что человек – часть природы Выдвигают гипотезу. | 1.Классическая музыка 2. Мультимедийная доска – слайд 1 «Легко ли быть человеком?» | Начала урока необычно и оно создает эффект неожиданности Метод стимулирования учебной деятельности. Музыка и стих. Создают особое настроение и вызывают интерес. Проблемно – диалогический метод | |||
II. Подготовка к основному этапу урока (актуализация знаний) | 6 мин | Повторение ранее изученных произведений по этой теме (без актуализации невозможно получения новой информации) Формирование читательского интереса | Учитель: Сегодня на уроке мы постараемся ответить на этот трудный вопрос, продолжим учиться видеть и чувствовать глазами и сердцем. В этом нам поможет чудесный мир классики. Пусть урок принесет вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами. Учитель: проведем небольшую литературную разминку.
2. Определите из какого произведения следующий отрывок. Кто автор этого произведения? Прочитайте ЖУЖЖАЩИМ ЧТЕНИЕМ.
Показываю слайд и даю задание прочитать про себя
-Ребята, подумайте, что объединяет все эти произведения? (философский стол) /Учитель поощряет рассуждения, побуждает учеников высказываться./ | 1.Чтение отрывка учеником ВСЛУХ и ответы на вопрос учителя Это отрывок из рассказа «Обыкновенный человек» написал В.А. Сухомлинский Все читают и отвечают на вопрос. ( “Я думаю..”, “Я считаю..”, “По-моему..” и т.д.) Это отрывок из стихотворения « Витамин роста», автор О.Е. Григорьев Принимают предложения учителя и читают про себя, Отвечают на вопрос. Это рассказ «Черная курица», автор А.Погорельский Ребята думают из какого произведения этот диалог Обсуждают в группах, рассуждают и высказывают свои мнения. Все эти произведения о людях, о жизни, поступках, о любви к природе. | Мультимедийная доска Слайд 2 с первым эпизодом. Слайд 2 второй эпизод Слайд 3 третий эпизод Слайд 3 четвертый отрывок | Объяснительно - иллюстративный медод Индивидуальная работа, фронтальная работа, требует концентрации внимания, развивает слуховую и зрительную память Философский стол, в результате происходит обучение приемам формулирования суждений, выражения своей мысли. | |||
Физкультминутка | 2 мин | Гимнастика для глаз | Учитель предлагает найти глазами: картинку природы (угол 4), картинку лебедя ( угол 3), стаю лебедей, (угол 2), «Соболько» (угол 1)
А сейчас гимнастика для глаз «Рисовать Брови»
Закрыть глаза, тёплыми пальцами «нарисовать» под бровями дугу. «Рисовать» от носа к вискам. На виски не давить (10-12 раз). «Рисовать» так же, но над бровями. Открыть глаза, посмотреть вдаль. Спасибо, садитесь! | Дети свободно стоят между партами | Офтальмологические упражнения. Для снятия напряжения и усталости глаз, профилактика близорукости и улучшения зрения. | ||||
III. Работа по теме урока | 13 мин | Развитие навыков устной речи, осмысление произведения, умение работать с текстом, вести диалог , сохранение мотивации к учебе, формирование представления о том, что значит быть человеком. Активизирование внимания Работа с информационным полем Показать. что положительные черты характера необходимы настоящему человеку. | -Ребята, как Вы думаете, с каким произведением мы будем продолжать работу? СЛАЙД Работа с текстом произведения. - Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? /Задавая вопрос, даю свободу выбора в высказываниях/ - Что интересного узнали об авторе рассказа? Предлагаю работу в творческих группах. -Давайте ребята, вспомним правила работы в группах. 1 группа /выборочное чтение/ -Прочитайте , как Тарас оказался на светлом озере? Почему он «безвыходно оставался на Светлом озере»? 2 группа - Продолжи фразу (чтение разведка) и ответь на вопрос. «Ступай домой, гуляка!... - Что можно сказать о Тарасе, прочитав эти строки? 3 группа Чтение по ролям. Учитель: -Почему Тарас назвал Приемыша особенной птицей? Дети рассуждают. 4 группа - Каким человеком был Тарас? (Найдите на информационном поле карточки со словами, которые называют основные черты характера Тараса). ПРОВЕРКА После проверки 4 группы, задаю проблемный вопрос: Можно ли Тараса назвать здоровым человеком? Почему? Спасибо ребята, вы правильно рассуждали. -Посмотрите у нас получился круг. Каковы ваши ассоциации с этой фигурой? Вывод: -Это не только символ бесконечности, но единственная фигура, где любая точка равноудалена от центра. То есть каждое из этих определений одинаково значимо для нас – людей). | Ребята называют автора и название произведения. - Мне очень понравился рассказ. Этот рассказ о добром и мудром человеке, о любви к природе и животным, и т.д. Ответы детей. Дети вспоминают основные правила работы в группах. Работа в группах Находят в тексте и зачитывают. Дети ищут строки из текста, зачитывают, отвечают на вопрос учителя
Дети читают отрывок, где говорится о любви к птице. Дети двигаются по классу и находят нужную карточку и прикрепляют на доску. Дети прогнозируют результат, опираясь на жизненный опыт и текст произведения. | Слайд 4 Учебник, карточки со словами, магниты, доска На стенах классной комнаты развешаны карточки - слова: внимательный, злой, справедливый, корыстный, простой, заботливый, сильный, трусливый, выносливый, отзывчивый, добрый, способный прийти на помощь, понимающий. | Частично - поисковый метод Эвристическая беседа, навыки анализа текста Обсуждение проблемы в форме поиска ответа на данный вопрос Разнообразные формы работы с текстом, выборочное чтение текста Эвристическая беседа, с элементами выборочного чтения
Выразительное чтение Способствует смене деятельности. | |||
Работа с информационным полем
| |||||||||
Динамическая организация урока - релаксация | 2 мин | Снятие усталости, напряжения, сохранение мотивации, способствование развитию фантазии и воображения. | Учитель спокойным голосом призывает ребят выполнять действия -Сядьте прямо, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете свежий воздух на берегу озера. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох. -К образу лебедя обращались не только писатели и поэты, но и композиторы. Вы слушаете музыкальную пьесу К.Сен-Санса "Лебедь". Обратите внимание на то, как музыканту с помощью нот удалось передать образ этой “царской птицы” Учитель:- Ребята, постарайтесь увидеть, слушая музыку образ «царской птицы». -Открыли глаза.(на доске появился образ «Царской птицы»). -Ребята, поднимите руку, кто увидел образ такой птицы? (показываю на слайд). Кто увидел образ другого лебедя? Какого? - Какой образ птицы вы увидели слушая музыку? | Дети выполняют упражнения и слушают музыкальную пьесу К.Сен-Санса "Лебедь". Дети высказывают свое мнение. | Слайд 5 | ||||
IV. Творче ское задание. Игра «Журналисты» | 12 мин | Развитие творческих способностей, умение работать в группе, умений рассуждать, выстраивать логические суждения. | -Ребята, предлагаю поиграть в игру «Журналисты». - Кто хочет побывать в роли героев произведения? (метод активизации субъективного опыта) Предлагаю занять места в «зале конференции» (стоят столы, на которых таблички «ПРИЕМЫШ», «ТАРАС», «СОБОЛЬКО», «АВТОР»). Остальные дети – журналисты. Задача «журналистов» задать интересный, необычный вопрос. У каждой группы есть конверт, для какого героя вы будете готовить вопрос. Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ. Ребята не забываем о правилах работы в группах. 1 группа – журналисты из газеты «Абакан», 2 группа – «Взгляд» 3 группа – « Аргументы и Факты» 4 группа – « Хакасия» Учитель помогает организовать игру «Журналисты», объясняя правила, консультирует, ненавязчиво контролирует, создает ситуацию успеха. Проверка работы журналистов. Учитель: Спасибо, вы прекрасно справились с творческим заданием! Ваше интервью мы сможем прочитать в газетах на следующей неделе (на внеклассном мероприятии «Я – Человек!» ) | Работают в группах, учатся задавать «необычные» вопросы. Дети представляли себя одним из героев произведения, старались ощутить то, что чувствовал герой. Дети зачитывают устав и преступают к работе. Устав работы в группах:
| Конверты с заданием для каждой группы. Стол, карточки с названием героев. | Групповая работа, театрализация. Способствует отдыху, смене двигательного режима, поднимают настроение. | |||
V. Домаш нее задание | 2 мин. | Развитие монологической формы речи, творческих способностей | - Предлагаю Вам на выбор разнообразные задания для выполнения домашней работы
| Ребята делают свой выбор для выполнения домашнего задания | Слайд 6 | Дифференциро ванное | |||
VI. Итог урока + рефлек сия
| 3 мин | Организация полученного результата с точки зрения задач | Ребята, я думаю, что общаясь с героями произведения «Приемыш», вы сможете ответить легко на поставленный вопрос: Легко ли быть человеком, отвечать за других? - Что нужно иметь для этого? Пусть ваша душа и сердце будут добрыми как у героя рассказа «Приемыш». | Ученики закрепляют полученные знания, формируют познавательный интерес, что способствует самообразованию, повышают уровень обученности | Слайд 7 | ||||
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Литературная разминка Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца . «Обыкновенный человек» , автор В.И.Сухомлинский Скажи, Смирнов, откровенно, Ты крысу кормил из гуманных соображений Или из шалости? Смирнов опустил глаза И сквозь слезы сказал: - Не из гуманных соображений, А от жалости. «Витамин роста», автор О.Е. Григорьев
С поникшею головою, с растерзанным сердцем Алеша пошел в нижний этаж, в спальные комнаты. Он был как убитый... стыд и раскаяние наполняли его душу! Когда через несколько часов он немного успокоился и положил руку в карман... конопляного зернышка в нем не было! Алеша горько заплакал, чувствуя, что потерял его невозвратно! «Черная курица», автор А.Погорельский - Здравствуй, Тарас! – Здравствуй, барин! – Откуда бог несет? – А вот за Приемышем плавал, за лебедем… Все тут вертелся в протоке, а потом вдруг и пропал… Ну, я сейчас за ним. Выехал в озеро – нет; по заводям проплыл – нет; а он за островом плавает. – Откуда достал-то его, лебедя?
Мамин – Сибиряк «Приёмыш»
«Царская птица»
Домашнее задание Написать благодарственное письмо Тарасу. Написать свой рассказ о взаимоотношениях человека с природой. Сделать зарисовку эпизода, который особенно тронул тебя. Доказать, что Тарас понимал язык животных. Пересказ понравившегося эпизода.
Нужно иметь добрую душу, доброе сердце! Легко ли быть человеком?
Предварительный просмотр:
Литературное чтение в 4 классе
Легко ли быть человеком,
отвечать за других?
( Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш")
Выполнила:
Тронева Юлия Григорьевна
Абакан
Цель урока: способствовать формированию представлений учащихся о доброте как отказе от эгоизма, способности на самопожертвование.
Задачи:
- формировать условия для успешной реализации творческой деятельности школьника, его эмоционально - ценностные отношения к деятельности;
- прививать любовь к природе, бережное отношение к ней;
- развивать умение опровергать мнения других и отстаивать своё мнение, используя знания, полученные на уроках чтения и окружающего мира;
- формировать способы проявления личностной позиции в «речевом поступке».
Планируемые результаты образования:
Предметные: имеют представление о понятии «дискуссия»; умеют дискутировать.
Личностные: дают оценку работам и ответам одноклассников, осуществляют оценку собственной учебной деятельности, дают оценку поступкам героев
Метапредметные УУД:
Регулятивные: оценивают вместе с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.
Познавательные: выделяют и формулируют цель, строят логическую цепь рассуждений и доказательств.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; адекватно воспринимают различные точки зрения и позиции; строят понятные для партнера высказывания, умеют задавать вопросы.
Использование на уроке КТ с целью:
- предоставление наглядности;
- самопроверки; сообщения информации.
Оборудование:
- выставка книг, магниты
- таблички с названием героев « Приемыш», «Тарас», «Соболько», «Автор»
- таблички с названием групп: журналисты газеты «Абакан», «Хакасия», «Взгляд», «Аргументы и Факты»
- конверт с заданием для работы в группе
- карточки на информационном поле
- музыкальная пьеса К.Сен-Санса "Лебедь»
ПК:
- мультимедийный проектор
- слайды к уроку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш»
Обучение осуществляется по программе «Школа России». Предмет «Литературное чтение» преподается по учебнику Горецкого В.Г. и др. Литературное чтение. М.: Просвещение, 2009Тип урока: урок изучения...
Урок литературного чтения.3 класс.Тема урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш"
Урок литературного чтения. 3 класс. Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Задачи урока:1.Развивать восприятие художественного произведения.2.Воспитывать бережное отношение к приро...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие речевых навыков у младших школьников на основе системы индивидуальных заданий на уроках литературного чтения"
Началом работы по теме опыта стало проведение педагогической диагностики по методике О.С. Ушаковой и ее сотрудников (школа Ф.А. Сохина) [18,170-283], в которой разработаны материалы, направлен...
Доклад по теме "Использование эффективных методов и приёмов при формировании функциональной грамотности у учащихся на уроках литературного чтения.
С данным докладом я принимала участие на фестивале учителей начальных классов....
Анонс открытого урока литературного чтения. Класс- 3. Тема урока В.П.Астафьев " Стрижонок СКРИП"
В анонсе отражены основные методические приемы урока....