М.М.Пришвин «Выскочка».
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Цели: расширить знания детей о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные: учиться отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_27.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. М. М. Пришвин. «Выскочка».
Цели: расширить знания детей о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные: учиться отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Творческий пересказ текста от имени Барбоса.
III. Введение в новую тему.
1. Вводная беседа.
- Прочитайте имя автора, произведение которого мы будем сегодня читать.
- Какие произведения М.М. Пришвина вы читали? О чём они?
2. Рассказ учителя о писателе.
Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в селе Хрущеве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье. С 1883 г. учился в Елецкой гимназии, из который был отчислен в четвертом классе за дерзость учителю. Образование удалось завершить в Тюменском реальном училище. В 1893 г. Пришвин поступил на химико-агрономическое отделение Рижского политехнического института. Увлечение марксистскими идеями привело в 1897 г. к аресту и высылке в город Елец. В 1900 г. Пришвин отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. По возвращению в Россию работал агрономом. В 1906 г. произошел резкий перелом в жизни Пришвина — он совершил путешествие в
Карелию, результатом которого стало обращение к литературе. В дальнейшем писатель побывал во многих уголках необъятной страны — на Дальнем Востоке и в Казахстане, в Поволжье и на Крайнем Севере. Каждая поездка вносила свою толику (повесть, рассказ) в сотворение многоликой картины природы. В годы Первой мировой войны Пришвин работал военным корреспондентом. После 1917 г. он вновь уехал в деревню и вернулся к профессии агронома. Одновременно преподавал в сельских школах и занимался краеведческими исследованиями.
Первый рассказ Пришвина «Сашок» появился в 1906 г. Через год вышла в свет книга «В краю непуганых птиц», объединившая путевые очерки о природе, быте и речи северян. Все произведения писателя проникнуты страстной любовью к родной природе, простым людям. В более поздних работах автор вплетает в повествование сказочные и фольклорные мотивы. Широкую известность получили детские рассказы и повести Пришвина, изданные в сборниках «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» (1939), «Кладовая солнца» (1945).
Умер М.М. Пришвин 16 января 1954 г. в Москве.
3. Беседа о названии рассказа.
- Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем он?
- Можно ли по названию это предположить?
4. Разгадывание загадок.
- Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком идет речь.
• С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака.)
• Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
А что - пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит ... сорока.
- Мы с вами много говорили о собаках, у некоторых из вас они есть.
- А вот что вы знаете о сороках?
Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос у её легко запоминается - резкое стрекотание. А если сорока застрекотала, значит, кого-то она заметила: глаз у нее зоркий - никого не пропустит. За это ее прозвали лесным оповещателем.
Издали кажется, что крылья у сороки черные, а на самом деле - зеленовато-синие. Хвост длинный, ступенчатый, тоже как будто бы черный, но он темно-зеленый, с красноватым металлическим отливом. Развернутый веерообразно, он помогает птицам выделывать самые оригинальные повороты и спуски. Брюшко, грудь и полоса па плечах белые. Бегает сорока мелкими шажками, переваливаясь, а иногда смешно подпрыгивает.
Поселяется она в светлых разреженных лесах. Гнездо устраивает высоко на дереве из сравнительно крупных сучьев, которые переплетает стеблями травы и скрепляет еще глиной. Входное отверстие гнезда глубокое. Снаружи это гнездо похоже на большой шар. Оно очень прочное. Иногда без ремонта держится па дереве или кусте годами.
Самка откладывает 5- 8 зеленоватых с бурыми крапинками яиц. Сидит она на них 17 дней. Самец кормит ее, а затем и появившихся птенцов. Как только малыши окрепнут, самка помогает ему. Питаются птицы мышами, вредными насекомыми, червями, поедают и падаль, являясь своего рода санитарами. В пищу идут и семена разных сорняков, зерна культурных злаков, подсолнечника. Всю зиму сороки со своим выводком держатся вместе и обитают возле населенных пунктов. О сороке сложены пословицы и поговорки: «Сорока нам на хвосту весть принесла», «Сорока-белобока на порог скакала, гостей поджидала, кашу варила, деток кормила», «Сорока под стреху лезет — к вьюге».
Птица эта осторожна, но постоянно на виду. Только во время линьки (в середине лета) она прячется в чаще леса. Бодрая, горластая сорока запросто может выхватить еду из-под самого носа вороны. Очень любит блестящие предметы, уносят их и прячет в гнезде или еще где-нибудь.
IV. Знакомство с рассказом «Выскочка».
1. Словарно-лексическая работа.
•Объясните значение слов:
бдительность - от бдительный - очень внимательный, неослабно настороженный,
радужный - разноцветный.
Объясните выражение: «Одна из сорок не то, чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове».
Подберите синонимы к словам: бдительность (зоркость, неослабное внимание, настороженность); украденный (похищенный, сворованный, стянутый, стащенный, вытащенный, уведенный, свистнутый, стыренный и др.).
Подберите антонимы к слову: глупая (умная, мудрая).
2. Чтение рассказа учащимися «цепочкой».
- Понравился ли вам рассказ?
- Чем?
- Что особенно понравилось?
V. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Прочитав этот рассказ, что вы можете сказать об авторе?
VI. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Пришвин.Выскочка.Урок по литературному чтению. Учебник «Родное слова» 4 кл. часть 1, Г.М.Грехнёва
Презентация к уроку по литературному чтению.Содержит все этапы урока, имеется речевая разминка, на которой дети наглядно видят способ чтения, так же имеется тест с последующей проверкой и выделением н...
М.М.Пришвин "Выскочка"Конспект урока литературного чтения в 4 классе
Работа с текстом на уроках литературного чтенияСегодня ФГОСТ определяет в качестве цели основного общего образования выращивание функционально грамотной личности. Функционально грамотная личност...
Конспект урока чтения 4 класс Тема «М.Пришвин «Выскочка»
Урок разработан по ФГОС...
Урок литературного чтения в 4 классе по произведению М. М. Пришвина "Выскочка"
Разработка открытого урока литературного чтения в 4-м классе по рассказу М. Пришвина "Выскочка". УМК "Школа России"....
М.М. Пришвин. Выскочка.Урок литературного чтения с использованием информационных технологий и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.
Урок литературного чтения построен с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся. На каждом этапе урока использованы приемы по...
Урок литературного чтения: М, М. Пришвин "Выскочка"
Урок литературы проводился в 4 специальном (коррекционном) классе...