Урок обучения грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Звуки [ф] , [ф’] и буква Ф, ф
Цель: знакомства с новыми звуками [ф] , [ф’] и буквами Ф, ф. Развивать фонематический слух, работать по трем единицам речи: звук, слово, предложение. Учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах. Закреплять умения давать характеристики звуков; развивать память, мышление, речь, воображение.
Обогащать лексику учащихся, развивать устную речь. Обучать сознательному, правильному, плавному чтению. Воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг к другу.
Оборудование Мультимедийная установка, таблица «Звуки речи», смайлики, сигнальные карточки, кассы букв и алфавит, схема слова
Ход урока.
- Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Покажите смайлики (мое настроение)
- Чтобы наш урок прошел интересным, мы многому научились, пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам - научи другого».
- Работа над пройденным материалом.
А) Составление схемы слова : щечки, щенок, щегол.
. Б)Игра «Что лишнее?»
- Какая буква, слог, слово лишнее?
а) а, у, р, о, ы;
б) ма, ра, ла, ны, са;
в) речка, река, ручей, ручка, ручеек.
Докажите. Какие значения может иметь слова « ручка»
В) Игра «Доскажи словечко».
- Наша речь состоит ….(из предложений).
- Звуки бывают … (гласные и согласные).
- Сколько в русском алфавите гласных букв? Звуков?
- Признаки согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).
- Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).
- Буквы е, ё, ю, я …(могут обозначать 2 звука).
- Звуки [ж], [ш], [ц] – всегда … (твердые).
- Звуки [й’], [ч’], [щ’] – всегда … (мягкие).
- Имена, фамилии, клички, города …(все с заглавной буквы пишутся всегда).
Г) Чтение стихотворения Ю. Тувима « Овощи»
Какой вывод можем сделать?
Д) Чтение стихотворения Б. Заходера « Загадка-шутка» ( стр. 48,69) по ролям.
III. Мобилизующий этап.
- Сегодня наш урок будет немного необычным. Если вы по описанию догадаетесь, о ком идет речь, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке.
шляпа плащ улыбка фрак волшебная палочка
чудо
- Ребята, вы догадались, кто спешит к нам на урок?
Слайд5
- А теперь? Как его можно по-другому назвать? (маг, чародей, иллюзионист, волшебник).
- Где можно увидеть фокусника и чем он занимается?
IV. Введение в новую тему. Формулирование темы и задач урока учащимися.
- Наш гость - фокусник - не случайно пришел именно в наш класс. Он знает, что сегодня мы будем изучать новую букву и решил помочь нам. Для этого он принес с собой разные задания.
- Посмотрите, какие картинки нам принес фокусник.
(слайд6):
Шарф флаг телефон фонарь конфета
- Если вы определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах, то узнаете тему нашего урока.
- Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках [ф], [ф’])
- Попробуйте, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулировать задачи нашего урока.
Познакомиться с …..
Учиться отличать ….
Учиться читать …..
(предположения детей)
(слайд 6)
- Правильно, мы должны познакомиться со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать эти звуки и букву от других звуков и букв, учиться читать слоги и слова с новой буквой.
V. Знакомство со звуками.
1. Работа по вариантам (исследование звуков).
1 в. - Найдите среди данных слов слова со звуком [ф], исследуйте их и дайте характеристику этому звуку (конфета, фонарь).
2 в. – Исследуйте слова со звуком [ф’] и дайте ему характеристику.
2.- Поделитесь своими открытиями (с опорой на таблицу «Звуки речи»).
Сначала называют слова со звуком [ф], который встречается только вначале слова, а потом дают характеристику.
- Звук [ф] – согласный, глухой, твердый.
Аналогично со звуком [ф’].
- Звук [ф’] – согласный, глухой, мягкий.
Вывод. Звуки [ф], [ф’] - согласные, глухие, [ф], - тв., [ф’] - мягк.
VI. Знакомство с новой буквой.
1. Упражнения на узнавание буквы.
- Со звуками мы познакомились. С чем теперь надо познакомиться?
- Кто знает, как она называется? («эф»). В каком слове встретилась?
- Для чего нужна заглавная буква Ф?
- Какое имя может быть у нашего фокусника? (Федя, Фома, Филипп, Филька).
- Послушайте стихотворения про букву Ф.
(слайды)
Филин – два огромных глаза –
Букву Ф напомнит сразу,
Лупоглазый целит взгляд,
Словно фотоаппарат.
Федя ходит руки в боки,
Значит выучил уроки
- Давайте встанем и изобразим эту букву.
2. Упражнение на концентрацию внимания.
- Потренируемся в распознавании новой буквы среди других букв.
- Фокусник приготовил для вас сюрприз. Он спрятал новую букву среди других букв. Ваша задача – найти её, зачеркнуть и посчитать, сколько раз она встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру. Кто же первый справится с этим заданием? Начали.
УЮМЗРФСЕЗОФОБЬФКФПРЫВФ(карточки)
Взаимопроверка.
- Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.
- Сколько раз она встретилась? (5)
4. ФИЗМИНУТКА.
- Фокусник хочет проверить ваше внимание. Очень часто дети путают звуки
[в] и [ф] , так как они парные по звонкости и глухости. Поиграем с фокусником в игру «Звонкий – глухой».
- Если в слове есть звуки [ф], [ф’], то хлопаем, если нет – приседаем.
Ветка, свет, Федя, свитер, филин, хвастун, фуфайка, фабрика, верба, светофор, фирма, вагон.
VII. Чтение слогов и слов с новой буквой.
1. Фокусник пришел к нам со своим волшебным сундучком. Он передал мне волшебную палочку. Следите за движением палочки. Раз, два, три – ой, появилась табличка.
(слайд )
Фокусник
-Чтение слогов-слияний.
-Чтение слогов, в которых согласный слышится мягко.
- Чтение слов
- В каких словах мягкий согласный звук [ф’]? (ферма).
- Назовите двусложные слова.
- Назовите трехсложные слова.
- Каким правилом вы пользовались, чтобы это определить? (хором проверяем)
- К каким словам подходит схема: (финиш)
- Сколько букв в этом слове? А звуков? Почему? Докажите.
(на доске схема слова)
2. Образование слов и предложений.
- Ребята, давайте попробуем составить предложение о фокуснике.. (Фокусник в цирке показал интересные фокусы. И т.д.).
Фокусы со словами.
(мрак – фрак, миска – киска, палка – галка, фантик - бантик)
4. Работа с учебником (с. 196)
- Давайте порадуем фокусника своим чтением.
- Прочитайте самостоятельно стихотворение В.Берестова о фокуснике и его фокусах.
- Кто хочет прочитать выразительно, соблюдая паузы, вопросительную интонацию? (Чтение 2-3 учеников)
Беседа по содержанию.
- Какой фокус он показал? (Факел превратил в букет)
- Кто выскочит из букета?
- Так это фокус или чудо?
VIII. Проверка знаний.
- Фокусник хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «Ф», то и проводит с вами игру «Верю - не верю» (Если согласны, говорим верю, показываете зеленый цвет, если не согласны, говорим не верю, показываете красный цвет).
1. Буква «Ф» обозначает гласный звук. - А какой? Почему?
2. Звук [ф] – глухой.
3. Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.
4. В слове финики буква «ф» обозначает твёрдый звук.
5. В слове фуфайка только одна буква «ф».
IX. Итог урока, рефлексия.
- С какой буквой познакомились?
- Какие звуки она обозначает?
- Фокусник убедился, что вы усвоили тему урока, можете дружно работать и приобретать новые знания.
- Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось?
- Кто заканчивает урок с хорошим настроением, поднимите вверх свои смайлики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму
Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....