Сценарий урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Природа и мы"
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему
Сценарий урока в 4 классе УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_priroda_i_my_2016.docx | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: Обобщение по разделу «Природа и мы»
Цель: создать условия для обобщения знаний детей по изученным произведениям раздела «Природа и мы»;
Задачи: - формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, строить логические цепи рассуждений, доказательств, искать и выделять необходимую информацию;
- формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- развивать нравственные качества(доброту, внутреннюю красоту, любознательность, воспитанность).
Планируемые результаты:
—предметные:
- знать произведения из раздела «Страна детства»,
- читать вслух и про себя
—метапредметные:
- формулирование учебной задачи урока,
- планирование вместе с учителем деятельности по теме урока,
- оценивание своей работы на уроке,
- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника,
- осмысление привал взаимодействия в паре и группе;
Ход урока:
- Орг. момент
- Речевая разминка
Работа со скороговоркой
Звучит музыка (звуки леса)
III. Введение в тему
- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу.
-У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. И сердце, чтобы все понять!
-Вы спросите, где же эта страна?
-Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!
-Что это за страна?
-Сформулируйте тему урока.
-Какую цель мы поставим перед собой на уроке?
-Какие задачи мы должны решить для достижения цели?
IV. Работа по теме урока
1. -Вспомните произведения, которые мы читали в разделе «Природа и мы». Соедините название произведения и его автора (НА КАРТОЧКАХ)
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Выскочка»
А.И.Куприн «Приёмыш»
В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»
М.М. Пришвин «Барбос и Жулька»
-Оцените свою работу.
2. Работа над произведением «Приёмыш»
-Разгадайте анаграмму и узнайте, о каком произведении мы будем говорить.
ПИШЁРМЫ (Приёмыш)
-Кто главные герои произведения?
-Давайте дадим характеристику Тарасу (каждый ребёнок по очереди называет качества: чуткий, добрый, милосердный, умеющий любить, отзывчивый, умный).
Самостоятельная работа
А)Расскажи о дружбе Соболько и лебедя (Влад).
Б)Какие эпитеты использовал автор для описания лебедя? (Таня, находит в тексте)
В)Придумай, как может дальше сложиться судьба Приёмыша (Дима)
-Оцените свою работу.
3. Работа над произведением «Барбос и Жулька»
«Она была маленькая, тонконогая с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди»
-О ком эти строки? (О Жульке из рассказа Куприна «Барбос и Жулька)
-Как автор описывает Барбоса?
-Какой была Жулька?
-Внешность и характер различны. Что связывало таких разных собак? (дружба)
Ожидали ли вы от Жульки такого поступка?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Работа в паре. (Таня и Влад)
-Поработайте в группе и объясните значение следующих словосочетаний:
«УШИ НОСИЛИ НА СЕБЕ СЛЕДЫ БОЕВЫХ СХВАТОК»
«НЕЗАВИСИМЫЙ ХАРАКТЕР»
«ДЕЛИКАТНАЯ ВЕЖЛИВОСТЬ»
«СПРАВЕДЛИВЫЙ ГНЕВ»
«ПАНИЧЕСКИЙ УЖАС»
Придумай рассказ от имени Барбоса «Как я отношусь к Жульке» (Дима)
Оцените свою работу.
4. Работа над произведением «Выскочка»
Скороговорка
Три сороки – тараторки тараторили на горке
Тра-та-та-та-та-та-та
Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля
-Как вы думаете, о каком произведении пойдёт речь? («Выскочка»)
-Кого в жизни называют выскочкой? (человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который все время перебивает; человек , который не даёт высказаться или сказать что-то другим; хочет , чтобы всегда и везде слушали только его)
-Кто главный герой рассказа? Какую историю рассказал нам писатель?
-Почему автор дал такое название произведению?
-Давайте вспомним, какие средства художественной выразительности использует автор при описании Вьюшки и сороки.
У детей карточки: Ушки как рожки, зубки беленькие, как чеснок (сравнение)
С заскоком, в семье не без урода (крылатое выражение)
С пыльцой в голове (метафора)
Хвост радужный, блестящая, проворная (эпитеты)
Воровка яиц (метафора)
Дети читают словосочетания и объясняют, каким средством выразительности они являются.
-Задайте друг другу вопросы по содержанию рассказа.
5. Работа над произведением «Стрижонок Скрип»
Работа с пословицей «Птица рада весне, а дитя – матери»
-Объясните смысл пословицы. К какому произведению из раздела «Природа и мы» можно отнести пословицу?
Самостоятельная работа.
1.Составить синквейн на тему «Стрижиха» (Таня)
Стрижиха
Строгая, заботливая
Кормит, воспитывает, оберегает
С ней очень хорошо
Мама
2.Найди и зачитай трагический эпизод рассказа. Придумай вопрос по этому эпизоду.
3.Какие качества проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сёстрам? Выбери подходящие ответы.
ТЕРПЕНИЕ, ХИТРОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, РАВНОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ
Оцените свою работу.
-Как вы думаете, зачем автор вставил в рассказ эпизод с мальчишками? (бывают хорошие, бывают плохие)
-Сейчас выполним небольшую творческую работу: напишите, как люди должны относиться к природе.
Составим волшебный цветок.
5. Игра «Из какого произведения предмет»
-Узнайте, из каких произведений эти предметы?
Норка (« Стрижонок Скрип»).
Хвост («Выскочка»).
Миска («Барбос и Жулька»).
Лодка («Приёмыш»).
Капля воды («Стрижонок Скрип»)
Кость («Выскочка»)
V. Рефлексия
Какую отметку за работу на уроке вы себе поставите?
- Оцените наше занятие:
Большой палец – для меня это было важным и интересным.
Указательный – я получил конкретную информацию.
Средний – мне не понравилось.
Безымянный – мне было трудно.
Мизинец – для меня данная информация была недостаточной.
VI. Домашнее задание.
Обратитесь к одноклассникам с советом прочитать произведение одного из писателей. Объясните свой выбор по плану.
1.Имя, отчество, фамилия писателя;
2.Названия произведений;
3.О чём писал автор;
4.Почему нравятся произведения этого писателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарии урока литературного чтения в 1 классе
Сценарий урока литературного чтения для 1 класса...
Сценарий урока литературного чтения во 2 классе. В.Г.Короленко "Слепой музыкант!"
Данный урол является ознакомительным в теме, помогает детям понять творчество писателя и увидеть ту проблему, которую раскрывает автор в своём произведении....
Сценарий урока литературного чтения в 1 классе в рамках ФГОС.
Урок проведен в соответствии с новым государственным стандартом....
Сценарий урока литературного чтения в 1 классе. "Звуки [г], [г. Буква Г,г.]
Сценарий урока литературного чтения, данного в 1 классе по теме "Звуки [г], [г]. Буква Г,г....
Сценарий урока литературного чтения во 2 классе Произведения о родной природе. Анализ рассказа Г. Скребицкого "Жаворонок"
Урок составлен к учебника УМК "Начальная школа XXI века" . В конспекте урока показаны приемы работы над выразительным чтением...
Сценарий урока литературного чтения по теме "С.Михалков "Мой щенок"
УМК "Школа России"...
Сценарий урока литературного чтения по теме "Сравнительная характеристика произведений Л.Н. Толстого "Акула" и "Прыжок".
Целью данного урока является обучение пониманию идейного смысла произведений через их анализ....