Сценарий урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Природа и мы"
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему
Сценарий урока в 4 классе УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: Обобщение по разделу «Природа и мы»
Цель: создать условия для обобщения знаний детей по изученным произведениям раздела «Природа и мы»;
Задачи: - формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, строить логические цепи рассуждений, доказательств, искать и выделять необходимую информацию;
- формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- развивать нравственные качества(доброту, внутреннюю красоту, любознательность, воспитанность).
Планируемые результаты:
—предметные:
- знать произведения из раздела «Страна детства»,
- читать вслух и про себя
—метапредметные:
- формулирование учебной задачи урока,
- планирование вместе с учителем деятельности по теме урока,
- оценивание своей работы на уроке,
- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника,
- осмысление привал взаимодействия в паре и группе;
Ход урока:
- Орг. момент
- Речевая разминка
Работа со скороговоркой
Звучит музыка (звуки леса)
III. Введение в тему
- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу.
-У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. И сердце, чтобы все понять!
-Вы спросите, где же эта страна?
-Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!
-Что это за страна?
-Сформулируйте тему урока.
-Какую цель мы поставим перед собой на уроке?
-Какие задачи мы должны решить для достижения цели?
IV. Работа по теме урока
1. -Вспомните произведения, которые мы читали в разделе «Природа и мы». Соедините название произведения и его автора (НА КАРТОЧКАХ)
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Выскочка»
А.И.Куприн «Приёмыш»
В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»
М.М. Пришвин «Барбос и Жулька»
-Оцените свою работу.
2. Работа над произведением «Приёмыш»
-Разгадайте анаграмму и узнайте, о каком произведении мы будем говорить.
ПИШЁРМЫ (Приёмыш)
-Кто главные герои произведения?
-Давайте дадим характеристику Тарасу (каждый ребёнок по очереди называет качества: чуткий, добрый, милосердный, умеющий любить, отзывчивый, умный).
Самостоятельная работа
А)Расскажи о дружбе Соболько и лебедя (Влад).
Б)Какие эпитеты использовал автор для описания лебедя? (Таня, находит в тексте)
В)Придумай, как может дальше сложиться судьба Приёмыша (Дима)
-Оцените свою работу.
3. Работа над произведением «Барбос и Жулька»
«Она была маленькая, тонконогая с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди»
-О ком эти строки? (О Жульке из рассказа Куприна «Барбос и Жулька)
-Как автор описывает Барбоса?
-Какой была Жулька?
-Внешность и характер различны. Что связывало таких разных собак? (дружба)
Ожидали ли вы от Жульки такого поступка?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Работа в паре. (Таня и Влад)
-Поработайте в группе и объясните значение следующих словосочетаний:
«УШИ НОСИЛИ НА СЕБЕ СЛЕДЫ БОЕВЫХ СХВАТОК»
«НЕЗАВИСИМЫЙ ХАРАКТЕР»
«ДЕЛИКАТНАЯ ВЕЖЛИВОСТЬ»
«СПРАВЕДЛИВЫЙ ГНЕВ»
«ПАНИЧЕСКИЙ УЖАС»
Придумай рассказ от имени Барбоса «Как я отношусь к Жульке» (Дима)
Оцените свою работу.
4. Работа над произведением «Выскочка»
Скороговорка
Три сороки – тараторки тараторили на горке
Тра-та-та-та-та-та-та
Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля
-Как вы думаете, о каком произведении пойдёт речь? («Выскочка»)
-Кого в жизни называют выскочкой? (человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который все время перебивает; человек , который не даёт высказаться или сказать что-то другим; хочет , чтобы всегда и везде слушали только его)
-Кто главный герой рассказа? Какую историю рассказал нам писатель?
-Почему автор дал такое название произведению?
-Давайте вспомним, какие средства художественной выразительности использует автор при описании Вьюшки и сороки.
У детей карточки: Ушки как рожки, зубки беленькие, как чеснок (сравнение)
С заскоком, в семье не без урода (крылатое выражение)
С пыльцой в голове (метафора)
Хвост радужный, блестящая, проворная (эпитеты)
Воровка яиц (метафора)
Дети читают словосочетания и объясняют, каким средством выразительности они являются.
-Задайте друг другу вопросы по содержанию рассказа.
5. Работа над произведением «Стрижонок Скрип»
Работа с пословицей «Птица рада весне, а дитя – матери»
-Объясните смысл пословицы. К какому произведению из раздела «Природа и мы» можно отнести пословицу?
Самостоятельная работа.
1.Составить синквейн на тему «Стрижиха» (Таня)
Стрижиха
Строгая, заботливая
Кормит, воспитывает, оберегает
С ней очень хорошо
Мама
2.Найди и зачитай трагический эпизод рассказа. Придумай вопрос по этому эпизоду.
3.Какие качества проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сёстрам? Выбери подходящие ответы.
ТЕРПЕНИЕ, ХИТРОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, РАВНОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ
Оцените свою работу.
-Как вы думаете, зачем автор вставил в рассказ эпизод с мальчишками? (бывают хорошие, бывают плохие)
-Сейчас выполним небольшую творческую работу: напишите, как люди должны относиться к природе.
Составим волшебный цветок.
5. Игра «Из какого произведения предмет»
-Узнайте, из каких произведений эти предметы?
Норка (« Стрижонок Скрип»).
Хвост («Выскочка»).
Миска («Барбос и Жулька»).
Лодка («Приёмыш»).
Капля воды («Стрижонок Скрип»)
Кость («Выскочка»)
V. Рефлексия
Какую отметку за работу на уроке вы себе поставите?
- Оцените наше занятие:
Большой палец – для меня это было важным и интересным.
Указательный – я получил конкретную информацию.
Средний – мне не понравилось.
Безымянный – мне было трудно.
Мизинец – для меня данная информация была недостаточной.
VI. Домашнее задание.
Обратитесь к одноклассникам с советом прочитать произведение одного из писателей. Объясните свой выбор по плану.
1.Имя, отчество, фамилия писателя;
2.Названия произведений;
3.О чём писал автор;
4.Почему нравятся произведения этого писателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарии урока литературного чтения в 1 классе
Сценарий урока литературного чтения для 1 класса...
Сценарий урока литературного чтения во 2 классе. В.Г.Короленко "Слепой музыкант!"
Данный урол является ознакомительным в теме, помогает детям понять творчество писателя и увидеть ту проблему, которую раскрывает автор в своём произведении....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/27/picture-132422-1351353150.jpg)
Сценарий урока литературного чтения в 1 классе в рамках ФГОС.
Урок проведен в соответствии с новым государственным стандартом....
![](/sites/default/files/pictures/2010/09/28/picture-2672.jpg)
Сценарий урока литературного чтения в 1 классе. "Звуки [г], [г. Буква Г,г.]
Сценарий урока литературного чтения, данного в 1 классе по теме "Звуки [г], [г]. Буква Г,г....
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/13/picture-339490-1594668276.jpg)
Сценарий урока литературного чтения во 2 классе Произведения о родной природе. Анализ рассказа Г. Скребицкого "Жаворонок"
Урок составлен к учебника УМК "Начальная школа XXI века" . В конспекте урока показаны приемы работы над выразительным чтением...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/31/picture-639102-1433092941.jpg)
Сценарий урока литературного чтения по теме "Сравнительная характеристика произведений Л.Н. Толстого "Акула" и "Прыжок".
Целью данного урока является обучение пониманию идейного смысла произведений через их анализ....