Сценарий урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Природа и мы"
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Сценарий урока в 4 классе УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_priroda_i_my_2016.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: Обобщение по разделу «Природа и мы»

Цель: создать условия для обобщения  знаний детей по    изученным  произведениям  раздела  «Природа и мы»;

Задачи: - формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, строить логические  цепи рассуждений, доказательств, искать  и выделять необходимую информацию;

- формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- развивать нравственные качества(доброту, внутреннюю красоту, любознательность, воспитанность).

Планируемые результаты:

предметные:

  • знать произведения из раздела «Страна детства»,
  • читать вслух и про себя

метапредметные:

  • формулирование учебной задачи урока,
  • планирование вместе с учителем деятельности по теме урока,
  • оценивание своей работы на уроке,
  • ответы на вопросы на основе художественного текста учебника,
  • осмысление привал взаимодействия в паре и группе;

Ход урока:

  1. Орг. момент
  2. Речевая разминка

Работа со скороговоркой

Звучит музыка (звуки леса)

III. Введение в тему

- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу.

  -У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. И сердце, чтобы все понять!

 -Вы спросите, где же эта страна?

-Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!

-Что это за страна?

-Сформулируйте тему урока.

-Какую цель мы поставим перед собой на уроке?

-Какие задачи мы должны решить для достижения цели?

IV. Работа по теме урока

1. -Вспомните произведения, которые мы читали в разделе «Природа и мы». Соедините название произведения и его автора (НА КАРТОЧКАХ)

         Д.Н. Мамин-Сибиряк                        «Выскочка»

        А.И.Куприн                                               «Приёмыш»

        В.П.Астафьев                                  «Стрижонок Скрип»                                    

        М.М. Пришвин                                    «Барбос и Жулька»                        

                                                             

-Оцените свою работу.

2. Работа над произведением «Приёмыш»

-Разгадайте анаграмму и узнайте, о каком произведении мы будем говорить.

ПИШЁРМЫ (Приёмыш)

-Кто главные герои произведения?

-Давайте дадим характеристику Тарасу (каждый ребёнок по очереди называет качества: чуткий, добрый, милосердный, умеющий любить, отзывчивый, умный).

Самостоятельная работа

А)Расскажи о дружбе Соболько и лебедя (Влад).

Б)Какие эпитеты использовал автор для описания лебедя? (Таня, находит в тексте)

В)Придумай, как может дальше сложиться судьба Приёмыша (Дима)

-Оцените свою работу.

3. Работа над произведением «Барбос и Жулька»

«Она была маленькая, тонконогая с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди»

-О ком эти строки? (О Жульке из рассказа Куприна «Барбос и Жулька)

-Как автор описывает Барбоса?

-Какой была Жулька?

-Внешность и характер различны. Что связывало таких разных собак? (дружба)

Ожидали ли вы от Жульки такого поступка?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Работа в паре. (Таня и Влад)

-Поработайте в группе и объясните значение следующих словосочетаний:

«УШИ НОСИЛИ НА СЕБЕ СЛЕДЫ БОЕВЫХ СХВАТОК»

«НЕЗАВИСИМЫЙ ХАРАКТЕР»

«ДЕЛИКАТНАЯ ВЕЖЛИВОСТЬ»

«СПРАВЕДЛИВЫЙ ГНЕВ»

«ПАНИЧЕСКИЙ УЖАС»

 

Придумай рассказ от имени Барбоса «Как я отношусь к Жульке» (Дима)

Оцените свою работу.

4. Работа над произведением «Выскочка»

Скороговорка

Три сороки – тараторки тараторили на горке

Тра-та-та-та-та-та-та

Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля

-Как вы думаете, о каком произведении пойдёт речь? («Выскочка»)

-Кого в жизни называют выскочкой? (человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который все время перебивает; человек , который не даёт высказаться или сказать что-то другим; хочет , чтобы всегда и везде слушали только его)

-Кто главный герой рассказа? Какую историю рассказал нам писатель?

-Почему автор дал такое название произведению?

-Давайте вспомним, какие средства художественной выразительности использует автор при описании Вьюшки и сороки.

У детей карточки: Ушки как рожки, зубки беленькие, как чеснок (сравнение)

                                С заскоком, в семье не без урода  (крылатое выражение)

                                С пыльцой в голове  (метафора)

                                Хвост радужный, блестящая, проворная  (эпитеты)

                                Воровка яиц  (метафора)

Дети читают словосочетания и объясняют, каким средством выразительности они являются.

-Задайте друг другу вопросы по содержанию рассказа.

5. Работа над произведением «Стрижонок Скрип»

Работа с пословицей «Птица рада весне, а дитя – матери»

-Объясните смысл пословицы. К какому произведению из раздела «Природа и мы» можно отнести пословицу?

Самостоятельная работа.

1.Составить синквейн на тему «Стрижиха» (Таня)

Стрижиха

Строгая, заботливая

Кормит, воспитывает, оберегает

С ней очень хорошо

Мама

2.Найди и зачитай трагический эпизод рассказа. Придумай вопрос по этому эпизоду.

3.Какие качества проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сёстрам? Выбери подходящие ответы.

ТЕРПЕНИЕ, ХИТРОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, РАВНОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ

Оцените свою работу.

-Как вы думаете, зачем автор вставил в рассказ эпизод с мальчишками? (бывают хорошие, бывают плохие)

-Сейчас выполним небольшую творческую работу: напишите, как люди должны относиться к природе.

Составим волшебный цветок.

5. Игра «Из какого произведения предмет»

-Узнайте, из каких произведений эти предметы?

        Норка (« Стрижонок Скрип»).

        Хвост («Выскочка»).

Миска («Барбос и Жулька»).

Лодка («Приёмыш»).

Капля воды («Стрижонок Скрип»)

Кость («Выскочка»)

V. Рефлексия

Какую отметку за работу на уроке вы себе поставите?

- Оцените наше занятие:

Большой палец – для меня это было важным и интересным.

Указательный – я получил конкретную информацию.

Средний – мне не понравилось.

Безымянный – мне было трудно.

Мизинец – для меня данная информация была недостаточной.

VI. Домашнее задание.

Обратитесь к одноклассникам с советом прочитать произведение одного из писателей. Объясните свой выбор по плану.

1.Имя, отчество, фамилия писателя;

2.Названия произведений;

3.О чём писал автор;

4.Почему нравятся произведения этого писателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарии урока литературного чтения в 1 классе

Сценарий урока литературного чтения для 1 класса...

Сценарий урока литературного чтения во 2 классе. В.Г.Короленко "Слепой музыкант!"

Данный урол является ознакомительным в теме, помогает детям понять творчество писателя и увидеть ту проблему, которую раскрывает автор в своём произведении....

Сценарий урока литературного чтения в 1 классе в рамках ФГОС.

Урок проведен в соответствии с новым  государственным стандартом....

Сценарий урока литературного чтения в 1 классе. "Звуки [г], [г. Буква Г,г.]

Сценарий урока литературного чтения,  данного в 1 классе по теме "Звуки [г],  [г]. Буква Г,г....

Сценарий урока литературного чтения во 2 классе Произведения о родной природе. Анализ рассказа Г. Скребицкого "Жаворонок"

Урок составлен к учебника УМК "Начальная школа XXI века" . В конспекте урока показаны приемы работы над выразительным чтением...

Сценарий урока литературного чтения по теме "Сравнительная характеристика произведений Л.Н. Толстого "Акула" и "Прыжок".

Целью данного урока является обучение пониманию идейного смысла произведений через их анализ....