Узбекская сказка " Черепаха и скорпион"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Солгалова Ольга Александровна

Урок дан по технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cherepaha_i_skorpion.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения  во 2 классе

Автор

Солгалова Ольга Александровна

ОУ

МКОУ «СОШ№7»

Предмет

Литературное чтение

Тема

 Узбекская сказка «Черепаха и скорпион»

Класс

3 класс

Учебно-методическое обеспечение

  • учебник «Литературное чтение» 3 класс УМКА «Гармония» О. Кубасова
  • узбекская сказка «Черепаха и скорпион»;
  • презентация к уроку (для учащихся);
  • иллюстрации к рассказам Драгунского.

Время реализации занятия

2 четверть  39 урок по тематическому планированию

Цель урока

создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «Делая зло, на добро не надейся» при работе с художественным текстом.

Задачи урока    

  • показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;
  • развивать интерес к чтению;
  • учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
  • формировать коммуникативные навыки работы в группах;
  • воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях;
  • воспитание любви и уважения в семье.

Тип урока

работа с художественным текстом

Форма урока

Урок-исследование

Оборудование

Для учителя – демонстрационный материал, учебник, карточки, мультимедийный проектор;

Для учащихся – учебник,  письменные принадлежности

Технология

Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы:

  • чтение с остановками;
  • обращение к личному опыту учащихся;
  • прогнозирование по названию;
  • дерево предсказаний;
  • тонкие и толстые вопросы;
  • кластер;
  • синквейн;

Формируем УУД:

Познавательные УУД

  1. умение извлекать информацию из текста
  2. умение на основе анализа объектов делать выводы
  3. умение обобщать и классифицировать по признакам
  4. умение делать выводы в результате совместной работы

Коммуникативные УУД

  1. умение слушать и понимать других
  2. умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
  3. умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД

  1. умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  2. умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
  3. умение определять цель деятельности на уроке
  4. умение принимать и сохранять учебную цель и задачу
  5. умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Личностные УУД

  1. формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
  2. формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

План проведения урока

Этапы урока

Временная реализация

1. Организационный момент

1 мин

2. Психологический настрой

1 мин

3.Определений целей урока

2 мин

4. Проверка домашнего задания

8 мин

5. Подготовительный. Стадия вызова

8 мин

6. Физминутка для глаз

1 мин

7. Восприятие нового. Стадия осмысления

7 мин

8. физминутка под музыку

1 мин

9. Присвоение информации. Стадия рефлексии

5 мин

10.Д. з

1 мин

11.Иог урока

4 мин

Ход урока

Технология проведения

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

1. Организационный момент

2. Психологический настрой

Цель:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

3.Определение целей урока.

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Слайд 1.

Дети читают хором:

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

– Что вы почувствовали?

– Какое у вас настроение?

- Как вы думаете, чем вы будете заниматься на уроке?

Слайд 2.

Дети говорят свои предположения, заполняют клайстер.

 На доске опорные слова (читать,  слушать, высказывать свое мнение, узнавать новое, работать в группе, уважительно относится друг к другу).

Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Р3 умение определять цель деятельности на уроке

4. Проверка домашнего задания.

Цель:

- заинтересовать учащихся, удивить, постановка проблем

Ребята, что вы готовили к уроку дома?

Сказки Ю. Ф. Ярмыш «Добрый клен», «Озеро».

К какому жанру относятся эти произведения?

Чтение по ролям «Добрый клён», выразительное чтение сказки «Озеро», пересказ сказок.

- Чему учат нас эти сказки?

- За что были наказаны Плющ и Озеро?

 - Эти сказки были забавные, веселые, поучительные?

- Какие это сказки?

Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

5.Подготовительный.

Цель: 
- выяснить то, что знают дети по теме;
- активизация имеющихся знаний.

Стадия вызова

Предлагается синквейн без первой строчки

Слайд.

--------------

Мудрая, таинственная.

Учит задумываться, удивляет.

В ней добро побеждает зло.

Тайна.

Вопрос:

 Определите первое слово синквейна. (Дети говорят свои предположения).

 Выбирается  слово - сказка.

 Произведение,  какого жанра мы будем изучать сегодня на уроке?

Какие сказки - бывают?

Мы сегодня будем изучать узбекскую народную сказку.

Слайд 3.

 Карта Узбекистана.

Слайд 4.

Сказки народов мира

Прогнозирование.

Работа с деревом предсказаний.

Слайд 5

 – О чем может быть сказка с таким названием?

Дети говорят свои предложения.

– Можно ли по названию определить, будет ли он шуточной, серьёзной, поучительной?

-Чем закончится сказка с таким названием?

П2 умение на основе анализа объектов делать выводы

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

П2 умение на основе анализа объектов делать выводы

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

  1. Физминутка

Физминутка для глаз

7. Восприятие нового.

Цель:   Развивать читательские умения формулировать основную мысль текста, выбору наиболее подходящего заглавия, нахождения ключевых слов.

Стадия осмысления

  • Чтение с остановками.

Фрагмент 1 Дети читают цепочкой.

Вопросы по осмыслению текста:

Что вы знаете о черепахах?

Черепаха относится к классу пресмыкающихся. Черепахи имеют костяной панцирь, срастающийся с позвонками и ребрами. Обитают преимущественно в степях, пустынях, в пресноводных водоемах и морях. У нас известно 7 видов черепах.

- Что вы знаете о скорпионах?

Скорпионы относятся к паукообразным. Длиной бывают до 20 см. Вооружены клещами, на конце брюшка – ядовитое крючкообразное жало. Обитают в странах с теплым или жарким климатом, встречаются и в горах. Охотятся ночью на пауков, насекомых. Крупные скорпионы – на мелких грызунов и ящериц. Для них укус скорпиона смертелен. Для человека весьма болезненен, но жизни, как правило, не угрожает.

Хотела ли черепаха отправиться в путь вместе со Скорпионом? (нет)

Какие слова нам помогают это понять (привязался).

А почему согласилась его взять? (так было веселее)

Почему Черепаха вернулась за Скорпионом? (он не умел плавать, а товарища бросать не годиться)

Что почувствовала Черепаха, когда перевозила Скорпиона на другой берег? (качает из стороны в сторону)

Работа в группах.

Заполнение кластера.

 Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах.

 Какие правила общения в группе нужно соблюдать?

Задание для 1 и 2 группы.

– Впишите в клайстер действия и  высказывания черепахи.

Задание для 3 и 4 группы.

- Впишите в клайстер действия и высказывания скорпиона

Кто вам нравится больше из героев?

Приложение 1.

П1 умение извлекать информацию из текста

П2 умение на основе анализа объектов делать выводы

П4 умение делать выводы в результате совместной работы

К1 умение слушать и понимать других

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Р4 умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

Р5 умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

7.  Физминутка под музыку.

«Качание головой» (улучшает мыслительную деятельность, чтение). Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

 «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.

8.  Восприятие нового.

Цель:   -выяснить как учащиеся поняли произведение;

-развивать читательские умения формулировать основную мысль текста, выбору наиболее подходящего заглавия, нахождения ключевых слов.

Прогноз: – Изменилось ли ваше мнение о том, чем закончится сказка с таким названием «Скорпион и черепаха»?

Фрагмент 2. Дети читают самостоятельно.

Вопросы по осмыслению:

О чем Черепаха напомнила Скорпиону?

 ( Можешь свалиться.  Мы ведь с тобой товарищи.)

Как закончилась сказка?

Давайте попробуем ответить вот на такой вопрос:

ПРАВИЛЬНОЛИ ПОСТУПИЛА ЧЕРЕПАХА, УТОПИВ СКОРПИОНА?         

Отвечая на наш вопрос “ДА”, поставьте себя на место Черепахи.

Отвечая “НЕТ”, поставьте себя на место Скорпиона – какие доводы он мог привести в свое оправдание.

П1 умение извлекать информацию из текста

К1 умение слушать и понимать других

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме

9. Присвоение информации

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Слайд 5

Работа с пословицами.

Внимательно прочитайте каждую.

Приложение 3

Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя.

Всякая дорога вдвоем веселей.

Не давши слова – крепись, а давши – держись.

Делая зло, на добро не надейся.

Сам погибай, а товарища выручай.

Подчеркните ту пословицу, которая, по вашему мнению, выражает главную мысль этой сказки.

Группы выбирают задания.

  • Составление синквейна.

1 и 2 группа

Черепаха

          3 и 4 группа

Скорпион.

(Звучит  песня «Дорогою добра).

Приложение 4

Шли ли черепаха и скорпион дорогою добра?

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Р5 умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

10. Д.З.

На доске: стр. 52-56 по ролям.

Придумайте другой конец сказки. Пусть их дорога будет доброй.

11. Итог урока

Что удивило вас на уроке?

Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке.

Сегодня на уроке путешествовали не только черепаха и скорпион, и мы с вами.

Если на уроке у вас все получилось, вы узнали, что то  новое ваш кораблик причалит к острову – Радости.

Если, что то не получилось, вы испытывали трудности, то ваш кораблик причалит к острову - Затруднений.

Если урок был не интересен, то вы попали в Бермудский треугольник.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Клайстер

                           

(не сержусь,   все равно кого ужалить,  плавать не умею,  мечется,   должна помочь, так уж я устроен, привязался, утонул, нырнула, вынурнула)

               

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Клайстер

(не сержусь,   все равно кого ужалить,  плавать не умею,   мечется,   должна помочь, так уж я устроен, привязался, утонул, нырнула)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

             

Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя.

Всякая дорога вдвоем веселей.

Не давши слова – крепись, а давши – держись.

Делая зло, на добро не надейся.

Сам погибай, а товарища выручай.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

  1. Черепаха.
  2. _____________________, _______________________.

(мудрая, старая, отзывчивая)

  1. _______________ ,_________________ ,____________.

(путешествовала, доверяла, дружила, предупреждала, плавала)

  1. ____________________________________________________.

(удивительное, это, животное)

  1. _________________________.

(животное, пресмыкающиеся, мудрость)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

  1. Скорпион
  2. _____________, _____________________.

(коварный, хитрый, неспокойный)

  1. ______________, ________________,____________________. (ползал, путешествовал, жалил, предавал)
  2. _____________________________________________________.

(с нужно быть скорпионом осторожным)

  1. ________________________. (паукообразный,  опасность)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постигаем секреты сравнения «Сказка гиена и черепаха»

Постигаем секреты сравнения. «Сказка гиена и черепаха»...

Литературное чтение 3 класс Тема: Африканская сказка «Гиена и черепаха», алтайская сказка «Нарядный бурундук» - сравнительный анализ.

Урок составлен по УМК "Перспективная начальная школа", учебнику "Литературное чтение" автора Н.А. ЧУраковой....

Сравнительный анализ двух сказок. Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха» и индийская сказка «Хитрый шакал

Цель обращения к сказкам – заострить внимание детей на важнейшей типологической особенности сказочных сюжетов: в сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же в...

Тест по сказке "Черепаха, кролик и удав-маха"

Тест по сказке "Черепаха, кролик и удав-маха" Литературное чтение. 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...

Узбекская народная сказка "Трусливый заяц"

В рамках проведения фестиваля "Дружба народов", учащиеся приняли участие в постановке узбекской народной сказки "Трусливый заяц"....

Инсценировка узбекской сказки на английском языке "Богатство"

Инсценировка узбекской сказки  "Богатство" переведена на английский язык для использования на уроках в начальных классах....