Узбекская сказка " Черепаха и скорпион"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Использование технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения во 2 классе
Автор | Солгалова Ольга Александровна |
ОУ | МКОУ «СОШ№7» |
Предмет | Литературное чтение |
Тема | Узбекская сказка «Черепаха и скорпион» |
Класс | 3 класс |
Учебно-методическое обеспечение |
|
Время реализации занятия | 2 четверть 39 урок по тематическому планированию |
Цель урока | создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «Делая зло, на добро не надейся» при работе с художественным текстом. |
Задачи урока |
|
Тип урока | работа с художественным текстом |
Форма урока | Урок-исследование |
Оборудование | Для учителя – демонстрационный материал, учебник, карточки, мультимедийный проектор; Для учащихся – учебник, письменные принадлежности |
Технология | Развитие критического мышления через чтение и письмо. |
Приёмы: |
|
Формируем УУД: | |
Познавательные УУД
| |
Коммуникативные УУД
| |
Регулятивные УУД
| |
Личностные УУД
|
План проведения урока
Этапы урока | Временная реализация |
1. Организационный момент | 1 мин |
2. Психологический настрой | 1 мин |
3.Определений целей урока | 2 мин |
4. Проверка домашнего задания | 8 мин |
5. Подготовительный. Стадия вызова | 8 мин |
6. Физминутка для глаз | 1 мин |
7. Восприятие нового. Стадия осмысления | 7 мин |
8. физминутка под музыку | 1 мин |
9. Присвоение информации. Стадия рефлексии | 5 мин |
10.Д. з | 1 мин |
11.Иог урока | 4 мин |
Ход урока
Технология проведения | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | УУД |
1. Организационный момент 2. Психологический настрой Цель: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; 3.Определение целей урока. - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Слайд 1. Дети читают хором: Начинается урок, – Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. – Что вы почувствовали? – Какое у вас настроение? - Как вы думаете, чем вы будете заниматься на уроке? Слайд 2. Дети говорят свои предположения, заполняют клайстер. На доске опорные слова (читать, слушать, высказывать свое мнение, узнавать новое, работать в группе, уважительно относится друг к другу). | Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Р3 умение определять цель деятельности на уроке |
4. Проверка домашнего задания. Цель: - заинтересовать учащихся, удивить, постановка проблем | Ребята, что вы готовили к уроку дома? Сказки Ю. Ф. Ярмыш «Добрый клен», «Озеро». К какому жанру относятся эти произведения? Чтение по ролям «Добрый клён», выразительное чтение сказки «Озеро», пересказ сказок. - Чему учат нас эти сказки? - За что были наказаны Плющ и Озеро? - Эти сказки были забавные, веселые, поучительные? - Какие это сказки? | Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
5.Подготовительный. Цель: | Стадия вызова Предлагается синквейн без первой строчки Слайд. -------------- Мудрая, таинственная. Учит задумываться, удивляет. В ней добро побеждает зло. Тайна. Вопрос: – Определите первое слово синквейна. (Дети говорят свои предположения). Выбирается слово - сказка. – Произведение, какого жанра мы будем изучать сегодня на уроке? Какие сказки - бывают? Мы сегодня будем изучать узбекскую народную сказку. Слайд 3. Карта Узбекистана. Слайд 4. Сказки народов мира Прогнозирование. Работа с деревом предсказаний. Слайд 5 – О чем может быть сказка с таким названием? Дети говорят свои предложения. – Можно ли по названию определить, будет ли он шуточной, серьёзной, поучительной? -Чем закончится сказка с таким названием? | П2 умение на основе анализа объектов делать выводы К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К3 умение оформлять свои мысли в устной форме Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию П2 умение на основе анализа объектов делать выводы К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К3 умение оформлять свои мысли в устной форме Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
| Физминутка для глаз | |
7. Восприятие нового. Цель: Развивать читательские умения формулировать основную мысль текста, выбору наиболее подходящего заглавия, нахождения ключевых слов. | Стадия осмысления
Фрагмент 1 Дети читают цепочкой. Вопросы по осмыслению текста: – Что вы знаете о черепахах? Черепаха относится к классу пресмыкающихся. Черепахи имеют костяной панцирь, срастающийся с позвонками и ребрами. Обитают преимущественно в степях, пустынях, в пресноводных водоемах и морях. У нас известно 7 видов черепах. - Что вы знаете о скорпионах? Скорпионы относятся к паукообразным. Длиной бывают до 20 см. Вооружены клещами, на конце брюшка – ядовитое крючкообразное жало. Обитают в странах с теплым или жарким климатом, встречаются и в горах. Охотятся ночью на пауков, насекомых. Крупные скорпионы – на мелких грызунов и ящериц. Для них укус скорпиона смертелен. Для человека весьма болезненен, но жизни, как правило, не угрожает. Хотела ли черепаха отправиться в путь вместе со Скорпионом? (нет) Какие слова нам помогают это понять (привязался). А почему согласилась его взять? (так было веселее) Почему Черепаха вернулась за Скорпионом? (он не умел плавать, а товарища бросать не годиться) Что почувствовала Черепаха, когда перевозила Скорпиона на другой берег? (качает из стороны в сторону) Работа в группах. Заполнение кластера. – Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах. – Какие правила общения в группе нужно соблюдать? Задание для 1 и 2 группы. – Впишите в клайстер действия и высказывания черепахи. Задание для 3 и 4 группы. - Впишите в клайстер действия и высказывания скорпиона Кто вам нравится больше из героев? Приложение 1. | П1 умение извлекать информацию из текста П2 умение на основе анализа объектов делать выводы П4 умение делать выводы в результате совместной работы К1 умение слушать и понимать других К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К3 умение оформлять свои мысли в устной форме Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Р4 умение принимать и сохранять учебную цель и задачу Р5 умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
7. Физминутка под музыку. | «Качание головой» (улучшает мыслительную деятельность, чтение). Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания). Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками. | |
8. Восприятие нового. Цель: -выяснить как учащиеся поняли произведение; -развивать читательские умения формулировать основную мысль текста, выбору наиболее подходящего заглавия, нахождения ключевых слов. | Прогноз: – Изменилось ли ваше мнение о том, чем закончится сказка с таким названием «Скорпион и черепаха»? Фрагмент 2. Дети читают самостоятельно. Вопросы по осмыслению: О чем Черепаха напомнила Скорпиону? ( Можешь свалиться. Мы ведь с тобой товарищи.) Как закончилась сказка? Давайте попробуем ответить вот на такой вопрос: ПРАВИЛЬНОЛИ ПОСТУПИЛА ЧЕРЕПАХА, УТОПИВ СКОРПИОНА? Отвечая на наш вопрос “ДА”, поставьте себя на место Черепахи. Отвечая “НЕТ”, поставьте себя на место Скорпиона – какие доводы он мог привести в свое оправдание. | П1 умение извлекать информацию из текста К1 умение слушать и понимать других К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К3 умение оформлять свои мысли в устной форме |
9. Присвоение информации Цель: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Слайд 5 Работа с пословицами. Внимательно прочитайте каждую. Приложение 3 Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя. Всякая дорога вдвоем веселей. Не давши слова – крепись, а давши – держись. Делая зло, на добро не надейся. Сам погибай, а товарища выручай. Подчеркните ту пословицу, которая, по вашему мнению, выражает главную мысль этой сказки. Группы выбирают задания.
1 и 2 группа Черепаха 3 и 4 группа Скорпион. (Звучит песня «Дорогою добра). Приложение 4 Шли ли черепаха и скорпион дорогою добра? | Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Р5 умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами |
10. Д.З. | На доске: стр. 52-56 по ролям. Придумайте другой конец сказки. Пусть их дорога будет доброй. | |
11. Итог урока | Что удивило вас на уроке? Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке. Сегодня на уроке путешествовали не только черепаха и скорпион, и мы с вами. Если на уроке у вас все получилось, вы узнали, что то новое ваш кораблик причалит к острову – Радости. Если, что то не получилось, вы испытывали трудности, то ваш кораблик причалит к острову - Затруднений. Если урок был не интересен, то вы попали в Бермудский треугольник. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Клайстер
(не сержусь, все равно кого ужалить, плавать не умею, мечется, должна помочь, так уж я устроен, привязался, утонул, нырнула, вынурнула)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Клайстер
(не сержусь, все равно кого ужалить, плавать не умею, мечется, должна помочь, так уж я устроен, привязался, утонул, нырнула)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя.
Всякая дорога вдвоем веселей.
Не давши слова – крепись, а давши – держись.
Делая зло, на добро не надейся.
Сам погибай, а товарища выручай.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
- Черепаха.
- _____________________, _______________________.
(мудрая, старая, отзывчивая)
- _______________ ,_________________ ,____________.
(путешествовала, доверяла, дружила, предупреждала, плавала)
- ____________________________________________________.
(удивительное, это, животное)
- _________________________.
(животное, пресмыкающиеся, мудрость)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
- Скорпион
- _____________, _____________________.
(коварный, хитрый, неспокойный)
- ______________, ________________,____________________. (ползал, путешествовал, жалил, предавал)
- _____________________________________________________.
(с нужно быть скорпионом осторожным)
- ________________________. (паукообразный, опасность)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Постигаем секреты сравнения «Сказка гиена и черепаха»
Постигаем секреты сравнения. «Сказка гиена и черепаха»...
Литературное чтение 3 класс Тема: Африканская сказка «Гиена и черепаха», алтайская сказка «Нарядный бурундук» - сравнительный анализ.
Урок составлен по УМК "Перспективная начальная школа", учебнику "Литературное чтение" автора Н.А. ЧУраковой....
Сравнительный анализ двух сказок. Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха» и индийская сказка «Хитрый шакал
Цель обращения к сказкам – заострить внимание детей на важнейшей типологической особенности сказочных сюжетов: в сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же в...
Тест по сказке "Черепаха, кролик и удав-маха"
Тест по сказке "Черепаха, кролик и удав-маха" Литературное чтение. 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...
Узбекская народная сказка "Трусливый заяц"
В рамках проведения фестиваля "Дружба народов", учащиеся приняли участие в постановке узбекской народной сказки "Трусливый заяц"....
Инсценировка узбекской сказки на английском языке "Богатство"
Инсценировка узбекской сказки "Богатство" переведена на английский язык для использования на уроках в начальных классах....